«Фейсбук»* и «Инстаграм»* нарушают права граждан России, несут в себе угрозу конституционному строю РФ, следует из мотивировочной части судебного решения, запрещающего продукты компании Meta* как экстремистской организации. Одновременно в документе говорится, что не накладывается ограничения действий по использованию соцсетей физическими и юридическими лицами в рамках закона. О том, как два постулата одного решения соотносятся друг с другом, что можно и чего нельзя публиковать и есть ли жизнь после Meta*, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Судом установлено, что под видом коммерческой деятельности по реализации продуктов — социальных сетей «Фейсбук»* и «Инстаграм»* — компания Meta Platforms Inc.* распространяет на территории Российской Федерации материалы, содержащие призывы к осуществлению насильственных действий»
«Инстаграму»* припомнили посты 2016 года
Накануне Тверской суд Москвы все-таки обнародовал мотивировочную часть решения о судьбе в России Meta Platforms Inc.*, которой принадлежат соцсети «Инстаграм»* и «Фейсбук»*. С момента исторического заседания, признавшего американскую компанию экстремистской организацией, прошла ровно неделя: вначале из картотеки дел следовало, что публикация текста решения невозможна по п. 5 ст. 15 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов», который, например, не разрешает акты по делам, «затрагивающим безопасность государства». Но, по всей видимости, по работе соцсетей возникло слишком много вопросов, и 14-страничный вердикт появился на сайте.
В нем еще до резолюции много интересного. Например, выясняется, что в иске, поданном «в интересах неопределенного круга лиц», первый замгенпрокурора убежден, что «корпоративная политика Meta* направлена против интересов Российской Федерации и ее граждан, создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан РФ, безопасности государства». И компания «в течение длительного времени» допускала нарушения антиэкстремистского законодательства. Для иллюстрации «длительности» компании припомнили и посты 2016 года с изображениями нацистской символики и аннотациями книги «Моя борьба», с 2010-го признанной в России запрещенной и экстремистской, и публикации исламистских роликов в «Фейсбуке»* в 2020-м. А в этом году РКН зафиксировал в обеих соцсетях призывы к насилию в отношении российских граждан, в том числе военнослужащих Вооруженных сил РФ — и все требования надзорного ведомства удалить такие публикации игнорировались.
Также компанию обвинили в дискриминации российских государственных СМИ: как следует из документа, по просьбе правительства Украины и других государств на площадках соцсетей систематически блокируется контент таких СМИ, как RT, Sputnik, а также сетевых изданий «Звезда», «Газета.Ру», «Лента.Ру» и РИА «Новости».
«Судом установлено, что под видом коммерческой деятельности по реализации продуктов — социальных сетей „Фейсбук“* и „Инстаграм“* — компания Meta Platforms Inc.* распространяет на территории Российской Федерации материалы, содержащие призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан РФ, нарушает права граждан России, несет в себе угрозу конституционному строю РФ», — заключается в документе.
«Суд четко указал, что пользоваться продуктами Meta* можно, если граждане в своих аккаунтах не публикуют информацию экстремистского характера»
Удалять нельзя продолжать: что делать со своими аккаунтами?
Суд, как известно, принял решение запретить деятельность Meta* «по реализации продуктов — социальных сетей» «Фейсбук»* и «Инстаграм»* в России по основаниям осуществления экстремистской деятельности. Еще одно детище компании — мессенджер WhatsApp — разрешено «ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации». Но в решении четко прописана одна важная вещь: «Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Мета* физических и юридических лиц, не принимающих участия в запрещенной законом деятельности».
Признание компании Meta* экстремистской и вместе с тем разрешение пользоваться ее продуктами — это своего рода правовая коллизия, считают юристы. Несмотря на опубликованное судебное решение, единого мнения среди экспертов относительно того, можно ли пользоваться соцсетями, так и не выработалось — кто-то перестраховывается сильнее, кто-то смелее, а кто-то ждет, пока накопится достаточная судебная практика. Мы попросили нескольких юристов изучить решение суда и внести ясность.
Могут ли преследовать просто за ведение аккаунтов в «Фейсбуке»* и «Инстаграме»*? «Суд четко указал, что пользоваться продуктами Meta* можно, если граждане в своих аккаунтах не публикуют информацию экстремистского характера», — говорит адвокат юридической фирмы «Ялилов и партнеры» Рустам Губайдуллин. Но, по его словам, вести аккаунт нужно, не забывая о недавно принятом законе о фейках, добавил юрист. «Если это будет пост о мире, то надо смотреть, в каком контексте. Как мы наблюдали недавно, это может рассматриваться как дискредитация российской армии. Учитывая данный закон, можно спокойно продолжать вести свои соцсети», — добавляет он. С тем, что пользователям можно пользоваться профилем, записывать сториз и выкладывать посты, согласен руководитель практики ЮА «Юнэкс» Ринат Чипчиков. Правда, с оговоркой, что публикации не нарушают российские законы.
Какую информацию точно нельзя публиковать и лайкать? Под запрет подпадают публикации, на основании которых и запретили деятельность самой Meta*: призывы к насильственным действиям, публикация нацистской символики или разжигание вражды любой принадлежности — религиозной, национальной и т. д. Кроме того, это материалы, которые могут быть признаны судом фейками о действиях армии или призывами к массовым беспорядкам. «В этой связи рекомендуем воздержаться от постов с формулировкой „За мир“, поскольку в контексте публикации она может быть по-разному оценена», — предупреждает Чипчиков.
Как быть с тем, что соцсети заблокированы и разрешены одновременно? «Это очередной запутанный момент отечественного законодательства, который будет разбираться, скорее всего, только практически, из конкретной судебной практики, — комментирует частный юрист Ильдар Киямов. — Какой-то судья вынесет такое решение, другой — прямо противоположное. Потом суды все это обобщат и мы поймем, как подобное будет действовать на практике. Скорее всего, под пресс судебного разбирательства попадет какой-то лидер общественного мнения — политический или коммерческий. И это будет прецедент, который позволит нам судить о ситуации». Киямов предупреждает, исходя из судебной практики, что как экстремизм может квалифицироваться широкий круг высказываний, и советует однозначно воздерживаться от публикаций на тему политики, особенно событий последнего месяца, критики государственных органов, действий правительства и т. д. «Повседневные посты навряд ли привлекут внимание правоохранительных органов, потому что их слишком много. Мы понимаем, что все заточено на отслеживание именно политической повестки, всю массу пользователей наказывать точно не будут», — заключает юрист.
Удалять ли аккаунты? «Мы помним, что в любом случае информация, которая находится на российских серверах, хранится там больше полугода благодаря „пакету Яровой“. Поэтому особого смысла прятаться уже нет. Если судебные органы захотят по данным статьям подтянуть дела, то они это сделают. — рассуждает Киямов. — С информацией, которая хранится за рубежом — как раз в случае Meta* — все обстоит поспокойнее. Эти соцсети с РФ, скорее всего, сотрудничать не будут. Поэтому есть возможность просто удалить какие-то посты, скопировать себе информацию».
Можно ли рекламироваться в соцсетях? Недопустимо покупать рекламу через рекламный кабинет соцсетей, в один голос подчеркивают юристы, потому что в таком случае деньги поступят компании Meta*, что уже будет считаться финансированием экстремистской организации. При этом эксперты полагают, что в покупке рекламы у других пользователей, например у блогеров, ничего страшного нет. «Если граждане сами между собой заключают сделки, никакого финансирования экстремистской организации не происходит, то почему нет?» — комментирует Губайдуллин. С ним согласен Чипчиков: «Если деньги за упоминание аккаунта в сториз поступают другому пользователю, это не считается финансированием экстремистской организации, потому что Meta* c такой сделки ничего не получает».
Нужно ли удалять логотипы и упоминания Meta* с продуктов, соцсетей, плакатов? Лучше воздержаться от публикации логотипов запрещенной в РФ организации, говорят юристы. «Символика „Инстаграма“* и „Фейсбука“* будет запрещена, все должны будут воздержаться от размещения иконок на визитках, сайтах или листовках. Это может расцениваться как правонарушение по статье 20.3 КоАП РФ», — говорит Чипчиков.
«Конечно, на практике возможно, что распространение символики компании будет трактоваться как пиар экстремистской организации. Но сейчас сложно судить», — согласен с ним Губайдуллин. Особое внимание здесь будет направлено на СМИ, добавляет юрист. «Исходя из того, какие предписания нам дал Роскомнадзор, СМИ при упоминании компании должны отдельно помечать, что речь идет об экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории страны. А для граждан и юрлиц такого требования пока не установлено», — говорит Губайдуллин.
Для многих блогеров, лидеров мнений и SMM-специалистов все происходящее — медленное умирание соцсетей. Без рекламы охваты падают, ограниченный доступ приводит к оттоку пользователей и значительному сокращению времени использования платформ
Жизнь после Meta*
Для многих блогеров, лидеров мнений и SMM-специалистов все происходящее — медленное умирание соцсетей. Без рекламы охваты падают, ограниченный доступ приводит к оттоку пользователей и значительному сокращению времени использования платформ. Кто-то из блогеров уходит на другие площадки и забирает с собой часть аудитории. Абсолютных эквивалентов в России, конечно, пока нет, но за свободную поляну пытаются конкурировать сразу несколько новых платформ — даже если не принимать во внимание массовый исход многих чиновников и бизнесменов в «Телеграм» и «ВКонтакте».
«Мое мнение — сейчас надо пробовать и использовать все доступные площадки. Во-первых, их остается все меньше, во-вторых, никогда не знаешь, что выстрелит», — рассуждала, например, Ксения Собчак, рассказывая накануне подписчикам в «Телеграме», что зарегистрировалась в TenChat — «российском аналоге» экстремистских соцсетей, куда, если верить разработчикам, пришли уже почти 1 млн пользователей. «Аргумент за: не нужен VPN, взрослее аудитория, нет курсов по „исполнению желаний“ и плачущих блогеров (потому что есть жалоба на инфоцыганство — кнопка, которой явно не хватает другим соцсетям)», — агитирует она. Медиаменеджер Тина Канделаки вслед за главой Чечни Рамзаном Кадыровым и некоторыми другими политиками публикует ссылку на свою страницу в соцсети Yappi.
А накануне — с третьей попытки — прошла официальная презентация новой социальной сети «Россграм». Ее разработчиками стали предприниматели Кирилл Филимонов и Александр Зобов, и, судя по фотографиям интерфейса, она должна была работать как полная калька «Инстаграма»*. Но переизобретать одну из главных социальных сетей было явно непросто. Вначале «Россграм» планировалось запустить 28 марта в 12:40 — для партнеров, СМИ, спонсоров, инвесторов и т. д. Однако затем презентацию прототипа соцсети перенесли на «не позднее 21:00», пообещав «распаковку» партнер-релиза — полноценно работающего прототипа — в «Телеграме» и «ВКонтакте». Но и в этом случае что-то пошло не так, и в 21:02 в аккаунте появился лишь обнадеживающий пост от разработчиков: «Видео уже загружается». Видео загружалось с этого момента ровно 10 минут — сначала тяжелым отдельным файлом, затем — еще через 8 минут — легким, доступным для просмотра прямо в том же «Телеграме». В ролике один из основателей почти пять минут подробно объяснял, как пользоваться новой соцсетью, загружать фотографии, подписывать их и т. д.
* Деятельность Meta (соцсети «Фейсбук»* и «Инстаграм»*) запрещена в России как экстремистская
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.