«Производители упирают на то, что валюта подорожала. Но много производств находится в Татарстане — это наша глина, песок, наши люди! При чем здесь валюта?!» — негодуют застройщики. Кирпич, цемент, утеплитель, отделочные материалы, кабель, арматура — цены выросли сразу почти на все. УФАС по РТ пока жалоб не получало. Однако ситуация с поставками из-за украинских событий и обвала рубля может привести к срыву стройсезона. Девелоперы выходят за рамки бюджетов, продажи в некоторых проектах поставлены на паузу. О том, как долго продлится ценовой шторм, почему производители цемента вынуждены просить помощи у Хуснуллина и какие товары нынче в дефиците, — в материале «БИЗНЕС Online».
Начало весны застройщики Татарстана, поставщики и дилеры встретили ростом цен на строительные материалы. Стоимость по разным позициям с 1 марта подскочила на 30%, а в некоторых случаях — и до 40%
Топ-5 подорожавших стройматериалов в РТ
Начало весны застройщики Татарстана, поставщики и дилеры встретили ростом цен на строительные материалы. Стоимость по разным позициям с 1 марта подскочила на 30%, а в некоторых случаях — и до 40%. В татарстанском управлении федеральной антимонопольной службы жалоб на резкий рост цен не поступало, проверка не ведется. Тем не менее участники рынка описывают обстановку после 24 февраля коротко и емко: «Это ад».
Строительные компании, участники рынка материалов, отделки выделяют топ-5 подорожавших материалов, которые ощутимо ударили по себестоимости строительства и отделки жилых домов из кирпича и монолита:
- цемент и бетон;
- кирпич;
- утеплитель;
- кабель и металлы;
- материалы чистовой отделки.
«Цена растет абсолютно на все материалы, — заявил нашему изданию руководитель группы компаний „Бриз“ Андрей Беляков, который в числе немногих застройщиков нашел смелость открыто прокомментировать ситуацию „БИЗНЕС Online“. — Письма о повышении цены прислали все». Но часть поставщиков хитрят и повышают стоимость материалов порциями. По словам Белякова, это выглядит так: первые плюс 10% с 1 марта, следующее повышение на 10% 5 марта на уже повышенную цену и еще 10% прибавят 10 марта. В итоге цена материала, который стоил, условно, 100 рублей за 10 дней вырастет не на 30% до 130 рублей, а на 33% до 133 рублей.
Андрей Беляков: «Письма о повышении цены прислали все»
«Ссылаются на нестабильную финансовую политику, курс доллара. И больше ничего, — такие объяснения Беляков слышит от поставщиков в последние дни. — Даже силикатный кирпич, металл почему-то привязан к доллару».
Начнем со «строительного хлеба» — цемента. Казанские производители бетона и железобетонных изделий уже получили «письма счастья» от заводов-производителей: с 1 марта цемент подорожал сразу на 500–600 рублей за тонну. Это плюс 15–20% к прошлогоднему повышению. Как писал «БИЗНЕС Online», с учетом стоимости доставки цементовозом по Казани за весь 2021 год цены поднялись с 4,6 тыс. до 5,8 тыс. рублей за тонну в зависимости от марки. Тогда бетонщики дружно написали письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову, попросив вмешаться и обуздать аппетиты. Но ценник продолжает ползти вверх.
Цены на цемент выросли у всех производителей, констатируют участники рынка. Так, на казанском заводе строительных конструкций «РАФФ+» подтвердили изданию, что компании Akkermann Cement и «Евроцемент груп», одни из крупнейших производителей цемента в России, повысили стоимость соответствующего материала с 1 марта. В связи с этим здесь также вынуждены поднять стоимость железобетонных изделий с 31 марта на 5% на сваи, плиты перекрытия, кольца и другую продукцию. По нашим данным, такие же письма от заводов получила и казанская компания «Цементоптторг-СтройСервис».
«Повышение началось еще в декабре и продолжается до сих пор, — рассказывает директор ООО „Волга“ Альберт Мухаметов, занимающийся оптово-розничной торговлей цементом. — Выросли цены на заводе немецкого концерна Dyckerhoff в Свердловской области. Повышение прошло в два этапа сразу на тысячу рублей. Остальные также начали поднимать: производитель „Холсим“ — на 500 рублей, также „Азия Цемент“ в Пензе, HeidelbergCement. За ними начали поднимать Akkermann Cement и „Евроцемент груп“». По его словам, заводы объясняют принятые меры выросшими расходами на аренду вагонов, их обслуживание, а также нехватку крытых вагонов, которые возят цемент в мешках. «Счета нашим заказчикам мы выставляем на три дня, потому что не знаем, какая ситуация сложится из-за мировой обстановки. Непонятно даже, что будет через неделю», — добавляет Мухаметов.
Один из представителей казанской компании по производству железобетонных изделий рассказал, что если раньше повышение цен было поэтапным, по 200–300 рублей за тонну, то теперь — сразу на 600 рублей. «Впервые такой резкий подъем за последние годы. Мало того, цемента еще и нет. У нас стоят пустые вагоны и не грузятся. Видимо, этот сезон вообще будет сложным! Вся стройка держится на цементе. Он снова уходит на Москву, а вагоны — еще и под щебень, который везут на стройку для М12, — говорит наш источник. — На этом фоне мы также вынуждены поднимать цены на все свои изделия».
Кстати, о щебне, который нужен для бетона, укрепления грунта и под асфальт. По словам директора компании-поставщика «Ирбиснеруд» Виталия Едокимова, в Казань его завозят из Оренбургской области, Башкортостана и с Урала. Если еще в начале года щебень стоил в среднем 2,5 тыс. рублей за тонну, то уже в марте — 3 тысячи. «Рынок потребления щебня в Казани — 500 тысяч тонн. Плюс огромный объем сейчас поставляется на стройку трассы М12 — там выкупают весь свободный песок и щебень. Как только ее построят, дефицит пройдет, но это ведь не год или два! А пока цены продолжат расти. И вообще, с этой ситуацией сейчас все сложно будет — вагоны тоже в дефиците», — говорит он.
В «Евроцемент груп» Филарета Гальчева ситуацию с повышением цен с марта никак не прокомментировали, однако сообщили, что цены в Казани они не повышали ни в январе, ни в феврале этого года
«Цементные короли» прогнозируют рост затрат на производство в 2022 году до 23–26%
«БИЗНЕС Online» попросил объяснить резкое подорожание цементных производителей. В «Евроцемент груп» Филарета Гальчева ситуацию с повышением цен с марта никак не прокомментировали, однако сообщили, что цены в Казани они не повышали ни в январе, ни в феврале этого года.
«Средневзвешенный рост цен по всей России с декабря 2021 года по группе компаний составил всего около 3 процентов. Причины незначительного увеличения стоимости заключаются в росте затрат по всем статьям производства и логистики: повышение цен на топливо, энергию, металл, грузоперевозки и прочее, — ответили в пресс-службе компании. Никаких перебоев с поставками сырья здесь не фиксируют. — На всех заводах имеются запасы цемента и клинкера. Что касается курса рубля, то он влияет на рост затрат холдинга, так как значительная часть запчастей и материалов обеспечивается иностранными поставщиками и привязана к курсу валюты». Напомним, в октябре у «Евроцемент груп» были проблемы с приостановкой работы цементных терминалов, находящихся в Казани и Челнах, связанные с заключением договоров между представителями «Евроцемент груп» и арендаторами.
В Akkermann Cement, входящей в группу USM миллиардера Алишера Усманова с заводами в Новотроицке и Горнозаводске, также оставили вопросы нашего издания об удорожании с марта без ответа. Ранее здесь уже поднимали цены на 13% (с сентября 2020-го по октябрь 2021 года). Это лишь частично компенсировало опережающую инфляцию, рост цен на газ, электроэнергию, логистику, сырье и прочие расходы. Здесь приводят следующие данные: за 2018–2021 годы средняя цена квадратного метра жилья в Татарстане на первичке выросла на 67% к уровню цены на конец 2017-го, т. е. более чем в 1,5 раза. В то же время цены на продукцию Akkermann Cement практически не менялись и на конец 2020 года выросли всего на 5% к I кварталу 2018-го. И лишь за прошлый год индексы роста цены достигли инфляционных индексов.
Проблема гораздо глубже и ее нужно выводить на уровень правительства, считает бизнес-сообщество. В начале февраля после совещания по вопросу контроля роста цен на стройматериалы союз производителей цемента «Союзцемент» отправил письмо с предложениями вице-премьеру Марату Хуснуллину (копия письма есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). Там сообщают, что последние 10 лет рост инфляции составил 77%, в то время как рост индекса цен цемента — только на 30%. Производители предупреждают: рост затрат на производство и реализацию одной тонны цемента в 2022 году в среднем может составить порядка 23–26% за счет роста себестоимости:
- рост цен на покупное сырье и технологические добавки — на 18–22%;
- подорожание материалов и услуг для капремонта и обслуживания оборудования — на 25–30%;
- рост цен на энергоносители, уголь — более чем в 2 раза;
- повышение затрат на доставку продукции до потребителя на 15–20% в связи с ростом стоимости ГСМ, техники и дефицитом транспорта на рынке транспортных услуг;
- рост стоимости заемных средств за счет роста ключевой ставки — до 80%;
- рост затрат на персонал — на 10–50% (в зависимости от региона).
Но и на этом еще не все. Для реализации стратегии по снижению уровня выброса парниковых газов и федерального проекта «Чистый воздух» — эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ — потребуются от цементной отрасли огромные инвестиции. Согласно подсчетам, перевод каждого предприятия на более энергоэффективную технологию будет стоить до 250–300 млн евро. Даже в докризисных ценах это гигантские деньги, чего уж говорить сейчас! Производители просят поддержать отрасль и указывают на еще одну угрозу со стороны завозного цемента: они считают, что нужно возобновлять инспекционный контроль этого импорта. По их данным, недобросовестные зарубежные производители поставляют в страну около 3,5 млн т цемента ежегодно. Да, он более дешевый, но есть риски завезти некачественную продукцию. В 2021-м такие жалобы были на иранский цемент.
Кабельная продукция в России после начала операции на Украине подорожала на 20–30% из-за волатильности курса рубля и растущих цен на металлы, стоимость которых на 60–94% формирует цену конечного изделия
Кабель душит нестабильность рубля и цена металлов. Вдобавок заводы рискуют остаться без изоляции
Кабельная продукция в России после начала операции на Украине подорожала на 20–30% из-за волатильности курса рубля и растущих цен на металлы, стоимость которых на 60–94% формирует цену конечного изделия. В частности, кабель используется в стройке для разводки электричества по дому, квартире, а также для подвода мощности к дому.
«Металлы — это „валютная“ составляющая стоимости кабеля. Поэтому рост цен в такой ситуации неизбежен, — говорит президент НП „Международная ассоциация „Электрокабель“ Максим Третьяков и напоминает, что с 2019 по 2021 год цена меди на Лондонской бирже металлов выросла в 2 раза. — Соответственно, подорожал и кабель».
Впрочем, в связи с внешнеполитической ситуацией все может измениться. Какие металлы вы собрались тащить за границу? К примеру, «Северсталь» уже прекратила поставки в ЕС после санкций в отношении ключевого владельца компании Алексея Мордашова. Однако из-за международных санкций кабельная промышленность России рискует остаться без сшитого полиэтилена, который используют для изоляции кабеля высокого напряжения. «Это также окажет влияние на цену определенной продукции, — продолжает Третьяков. — Прогноз по кабелю в текущей ситуации — рост цены на 30 процентов в течение года. Считаю, что рост цен по остальным строительным материалам к декабрю должен быть ниже, чем по кабелю. Давление на цены окажет падающая покупательная способность и снижение спроса на жилье в силу высокой ставки по ипотечным кредитам».
В ассоциации «Электрокабель» заявляют, что сдержать цены на кабель может снижение волатильности курса национальной валюты. «Это может быть достигнуто двумя способами — действиями ЦБ РФ или прямой работой с поставщиками, — заявляет Третьяков. — В первом случае это исполнение бюджетного правила, во втором — фиксация курса и цен на металлы. Мы предлагаем правительству идти по второму пути. Компания „Русал“ уже приняла решение зафиксировать курс и цену на алюминиевую катанку по средним значениям февраля на март».
В понедельник банки остановили согласование ипотеки по уже одобренным кредитам, но часть затем смягчила позицию
Девелоперы пытаются спасти клиентов с уже одобренной ипотекой
Часть застройщиков Казани и Татарстана не готовы комментировать «БИЗНЕС Online» ситуацию в отрасли, особенно после роста ключевой ставки ЦБ до 20%. По словам источника издания, с 28 февраля девелоперы пытаются спасти клиентов с уже одобренной ипотекой и вывести на сделку по старым ставкам. Напомним, в понедельник банки остановили согласование ипотеки по уже одобренным кредитам, но часть затем смягчила позицию. Кроме того, на паузе стоят и льготные программы в банках, невзирая на заверения с высоких трибун.
По словам владельца казанского ЖИКа Эмиля Хуснутдинова, уже купившим квартиры дольщикам опасаться нечего, потому что работает механизм эскроу. В случае банкротства застройщика деньги вернут покупателю либо придется подождать, пока подключится фонд поддержки дольщиков. Поэтому крайне важно держать баланс между себестоимостью и ценой продаж. «Рынок есть рынок, — говорит Хуснутдинов, планирующий аккуратно подходить к вопросу цены „квадрата“. — Спрос рождает предложение — от этого и будем исходить. Не возникнет спроса — значит, будем смотреть. Надо „щупать“ рынок».
В 2021-м рынок недвижимости РТ уже пережил скачок себестоимости строительства. За первые полгода показатель вырос на 30% до 53 тыс. рублей за квадратный метр. К началу 2022-го себестоимость увеличилась еще на 15–20% и превысила 60 тыс. рублей, а по некоторым оценкам — и 80 тысяч.
Не допустить обвала рынка жилья обещает и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин
Острый дефицит денег, которые банки выделяют по проектному финансированию, девелоперы ощутили в августе прошлого года — впервые после появления эскроу-счетов. Тогда ситуация вынудила строителей РТ обращаться в банки за пересмотром финансирования, которое подкрепляют обоснованием и новой финмоделью. По правилам долевого строительства с использованием эскроу-счетов банки на 100% обеспечивают застройщиков деньгами. В бюджеты проектов заложено удорожание стройматериалов и рабочей силы с учетом тенденций на рынке. Однако финансовые модели застройщикам утверждают по консервативному сценарию без учета военных спецопераций, но с запасом прочности по денежным потокам.
И вот запас снова исчерпан. Застройщики опять выходят за рамки бюджетов и вынуждены идти в банки, чтобы договариваться о пересмотре условий. Но сделать это уже не так просто, как в 2021-м, — ключевая ставка выросла до 20% годовых, дешевых денег нет.
Не допустить обвала рынка жилья обещает и вице-премьер РФ Хуснуллин. В готовящемся антикризисном плане правительства РФ:
- льготная ипотека;
- азиатские стройматериалы;
- поддержка застройщиков, в том числе мораторий на банкротство. В предбанкротном мониторинге фонда защиты прав дольщиков уже 400 объектов по России.
Опрошенные застройщики, участники рынка недвижимости, стройматериалов даже не сравнивают ситуацию 2022 года с началом пандемии 2020-го. «Другое мироощущение. Сегодня никто не предскажет, как будет развиваться ситуация. Это гадание на кофейной гуще», — резюмирует Хуснутдинов.
Застройщикам индивидуального жилья сейчас также непросто. А это большой рынок: напомним, что по итогам 2021 года было введено более 2 млн кв. м жилья в частном секторе
«Даже если импорт строительных материалов полностью прекратится, тотального дефицита бояться не стоит»
Многоквартирные дома — лишь одна сторона рынка жилья. Застройщикам индивидуального жилья сейчас также непросто. А это большой рынок: напомним, что по итогам 2021 года было введено более 2 млн кв. м жилья в частном секторе. Проектное финансирование в этом сегменте стартовало с марта, но пока строители домов живут рисками здесь и сейчас. По словам директора строительной компании «Аксиома» Ильи Макарова, расценки на стройматериалы меняются практически ежедневно. Проблемы здесь ощущают даже с тем товаром, что уже был проплачен ранее.
«Предполагаем, что создан искусственный ажиотаж и дефицит на керамический кирпич и блоки для последующего поднятия цен. На заводе приняли оплату заранее за несколько месяцев, и теперь в феврале они нам не отпускают товар, требуя заплатить на 15 процентов дороже. Утеплитель также подорожал — с 1 марта сразу на 25 процентов, это очень большой скачок!» — говорит он. Застройщик считает, что это только начало и все остальные группы стройматериалов скоро «подтянутся» в цене за остальными.
Все это отразится на конечном потребителе. Многие продали свое жилье и вложили деньги в строительство дома, рассчитывая на конкретную сумму. А мы, как связующее звено, оказались между молотом и наковальней, приходится объяснять людям, что это не мы подняли расценки, а заводы-монополисты, которые хотят обогатиться на сложившейся ситуации. Конечно, производители будут списывать на то, что валюта подорожала, но много производств же находится в Татарстане — это наша глина, песок, наши люди! При чем здесь валюта?
В начале недели появился слух о том, что цены на гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы не только выросли, но и оказались теперь в дефиците, поскольку крупнейшая российская компания «Технониколь» приостановила отгрузки. Впрочем, производитель опроверг эту информацию. Заводы «Технониколь» загружены на 110–120% проектной мощности, заявили в компании.
«Продолжаем выпускать материалы и осуществлять поставки, — сообщил „БИЗНЕС Online“ управляющий партнер „Технониколь“ Сергей Колесников. — Однако мы не можем выпускать больше, чем позволяют мощности предприятий по производству кровельных, тепло- и гидроизоляционных материалов. Из-за ажиотажного спроса возможны краткосрочный дефицит и задержки в поставках».
Дефицит строительных материалов «Технониколь» наблюдает с середины 2020 года. Острую фазу нехватки материалов Татарстан пережил летом 2021-го — «БИЗНЕС Online» тогда разбирал генезис ценового ралли. Рост мировых цен, несмотря на спецоперацию, по-прежнему транслируется на внутренний рынок. Пока экономика России еще открыта и участвует в мировой торговле, действенных механизмов избавления внутренних цен от внешних шоков нет.
«Дефицит сохраняется, — говорит Колесников и уточняет, что в сегменте строительных материалов уровень импортозамещения достигает 90 процентов. — Поэтому, даже если импорт строительных материалов полностью прекратится, тотального дефицита бояться не стоит. Решить проблему дефицита может строительство и запуск новых заводов. Но на это нужно минимум два года. Кроме того, за прошедшие годы выросла стоимость новых инвестиционных проектов ряда отраслей промышленности строительных материалов в текущих ценах более чем в 2 раза. При этом срок окупаемости по-прежнему составляет более 10 лет, что делает инвестиции в производство этих материалов высокорискованными».
Правительству нужно сохранить и упростить промышленную политику как на федеральном, так и региональном уровнях, считают в «Технониколь». «С помощью процентных субсидий, целевых займов нужно помогать строительству новых мощностей. В связи с новым курсом доллара необходимо предусмотреть софинансирование со стороны ВЭБа минимум 60 процентов от стоимости проекта», — предлагает Колесников.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.