…ДО НОЛЯ ЧАСОВ 3 МАРТА

Сегодня первые теледебаты в рамках президентской избирательной кампании откроют лидер КПРФ Геннадий Зюганов и предприниматель Михаил Прохоров. Они встретятся в эфире «Первого канала» после 6 вечера. В то время как холдинг ВГТРК сделал упор на последние дни предвыборной кампании, на канале «Россия-1» политические дуэли начнутся только 27 февраля, передает «Эхо Москвы». Они будут проходить в формате программы Владимира Соловьева «Поединок», как это было и в ходе думской кампании. Бесплатный эфир и печатные площади для агитации были разыграны на жеребьевке ЦИКа. Впрочем, все кандидаты в президенты, которые примут участие в выборах 4 марта, вправе вести агитацию и на коммерческой основе.

В Татарстане ЦИК РТ на прошлой неделе также провела жеребьевку по распределению бесплатного эфирного времени – представители кандидатов будут спорить на каналах «Новый Век» (с понедельника по пятницу в 17.20 в десятиминутке «Время выбора») и ГТРК «Татарстан» (на ГТРК дебаты будут проходить с 14 по 22 февраля в 11.53 и 12.53 каждый день). Общий объем эфирного времени, отведенного для размещения предвыборной агитации на бесплатной основе, составляет 570 минут на каждом из каналов.

Агитация будет идти до ноля часов 3 марта. За день до выборов предвыборная агитация запрещена.

ВЛАДИМИР ПУТИН: ТАТАРСТАН ОГРАНИЧИТСЯ БЕСПЛАТНЫМ ЭФИРОМ

Руководитель информационного центра ТРО ВПП «Единая Россия» Алена Ахмадуллина сообщила газете «БИЗНЕС Online», что к платной рекламе в Татарстане для продвижения Владимира Путина единороссы прибегать не будут.

«Платной рекламы не будет, билдборды мы не задействуем. Участвуем только в жеребьевке на двух каналах ТВ и радио, будем транслировать предвыборные ролики», - рассказала Ахмадуллина.

При этом она уточнила - это не значит, что в Казани вообще не будет билбордов от Путина. Их не будут заказывать на местах, но, возможно, их закажет Москва напрямую. Кстати говоря, информированные источники «БИЗНЕС Online», близкие к Кремлю, сообщили, что Москва в принципе не выделила денег из путинского бюджета на регионы, чтобы избежать «местного творчества» и опасности быть снятыми с выбров в случае нарушений регламентов.

Кстати, ранее пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявлял РИА «Новости», что штаб Путина намерен задействовать в ходе кампании "все виды агитации, которые разрешены законом": будет наглядная агитация и телевизионные ролики - не только на федеральных каналах, но и на региональных станциях. "Будут использованы самые разные форматы", - сказал он.

Размер избирательного фонда Путина на 1 февраля достиг 378,3 млн. рублей.

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: САМЫЙ БОГАТЫЙ ФОНД

Главный предвыборный лозунг Прохорова - "Требуйте большего!". Ожидается, что в ходе кампании к нему добавятся еще несколько слоганов, раскрывающие ключевые тезисы программы кандидата.

«Все будет проходить в соответствии с нашим планом избирательной и агитационной кампании. Прямо сегодня мы собираемся в нашем избирательном штабе и в соответствии с поставленными задачами разворачиваем агитационную деятельность, - рассказал Гумар Кадыров, доверенное лицо кандидата в президенты России Прохорова в Татарстане. - Уже с сегодняшнего дня должны идти ролики в предоставленное нам по жеребьевке в ЦИК РТ бесплатное эфирное время. В ближайшие дни займемся размещением печатных материалов в средствах массовой информации. Не думаю, что будет централизованная, из Москвы, поставка информации о кандидате - скорее всего, будем задействовать наших местных журналистов, у нас прекрасная журналистская школа. О билбордах пока не говорим, посмотрим. Думаю, все будет хорошо».

По состоянию на 1 февраля Прохоров, на избирательном счете которого в начале кампании было 400 млн. рублей (это максимально возможная сумма), остается самым состоятельным кандидатом.

КОММУНИСТЫ УШЛИ ИЗ ПЕЧАТНЫХ СМИ В ИНТЕРНЕТ

В Татарстане в избирательной кампании примут участие трое доверенных лиц кандидата в президенты России Зюганова, они будут участвовать в дебатах на республиканском ТВ.

«Это первый секретарь Новосавиновского местного отделения КПРФ в Казани, он еще ведет в региональном отделении вопросы молодежной политики, Эдуард Мадиров. Далее - первый секретарь Азнакаевского местного отделения КПРФ, редактор нашей республиканской газеты на татарском языке Хаким Гилязов. И еще наш активист, экс-кандидат от КПРФ в Госдуму, а также в Госсовет РТ по Чистополю Юрий Петров из Чистополя. Как видите, Татарстан представлен разносторонне, на всех языках и во всех ипостасях, - прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» Артем Прокофьев, депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ), руководитель выборного штаба КПРФ в РТ. - Что касается некоторых аспектов, связанных с дебатами, - время выделяется на партии и время выделяется на кандидата. В принципе мы партийное время тоже будем использовать, как время кандидата, будем передавать его кандидату и использовать для агитации в пользу Геннадия Зюганова. В дебатах кроме трех наших участников еще будет по три доверенных лица от других партий».

По словам Прокофьева, партия сосредоточится на агитации в электронных СМИ, а также на выпуске собственной печатной продукции - это спецвыпуски федеральной газеты «Правда» и республиканского издания «Правда татарстанцев».

«Размещение рекламы в периодических печатных СМИ пока у нас не запланировано - по тем расчетам, которые мы сделали на кампанию. То есть упор прежде всего на электронные средства массовой информации», - отметил руководитель штаба.

Что касается образа Зюганова, как сообщил «Ведомостям» глава центрального штаба КПРФ по выборам Иван Мельников, коммунисты ставят задачу представить Зюганова как кандидата в президенты не только от компартии, но и от всего протестного поля России.

В фонде Зюганова - 121,7 млн. рублей.

ЛДПР: ПО ТВ, НО БЕЗ БАННЕРОВ

«У нас будут ролики на ТВ - это обязательно, на жеребьевке в Центризбиркоме Татарстана мы получили бесплатное время. Баннеры размещать не планируем, - сообщил газете «БИЗНЕС Online» Марсель Габдрахманов, руководитель предвыборного штаба ТРО ЛДПР. - Вообще, честно говоря, нам на наш регион из Москвы от ЛДПР денег на предвыборную кампанию не выделяется ни копейки - потому что, ну видно же, сколько процентов в РТ дают на выборах партии власти. Поэтому у нас есть только те средства, которые мы сами вкладываем - я, а также наш координатор ЛДПР по РТ… Москва не выделяет. Зачем выделять, если нашей партии здесь опять дадут три процента?»

По словам Габдрахманова, согласно проведенному им мониторингу в Казани, в больших городах за ЛДПР выступают 18 - 20% избирателей, исходя из чего он, «при условии частных выборов», спрогнозировал результат в 12 - 13%.

«Жириновский в ходе этой кампании в Татарстан тоже не приедет - смысла нет, результата нет», - отметил руководитель предвыборного штаба ТРО ЛДПР.

В других городах России у Владимира Жириновского будут размещены баннеры, на некоторых из которых будут надписи с лозунгом "Жириновский или будет хуже!", на других - "Жириновский и будет лучше".

В фонде кандидата Жириновского по состоянию на 1 февраля - 185 млн. рублей.

СЕРГЕЙ МИРОНОВ: НАСЧЕТ БИЛБОРДОВ - ВОПРОС БОЛЕЗНЕННЫЙ

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Азат Ислаев - руководитель аппарата татарстанского регионально отделения партии «Справедливая Россия», избирательную кампанию партия в РТ планирует проводить достаточно активно.

«Все ролики, все видеоматериалы уже изготовлены, причем для регионов были сделаны отдельные видеоролики, например, для нашего Поволжья - с проблематикой поволжских регионов, - сказал Ислаев. - Эти ролики мы запустим в ближайшее время, в соответствии с распределением эфирного времени. В жеребьевке в ЦИК РТ мы участвовали, бесплатное время получили. Сейчас обсуждаем вопрос по поводу платного эфира. Насчет билбордов - вопрос болезненный. Помимо того, что это достаточно дорогое удовольствие, места для билбордов чудесным образом в период предвыборной кампании оказываются абсолютно все заняты, по всему Татарстану. На выборах в Госдуму России мы готовы были разместить по республике до 200 - 300 билбордов, но разместили очень мало. А в Казани уже не смогли найти свободных мест - разместили тогда только в Челнах, Нижнекамске, Альметьевске… Сейчас вопрос с билбордами прорабатываем, но, по предварительной информации, они тоже уже все заняты.

Выступать у нас будут в основном два доверенных лица Сергей Миронова - это председатель совета регионального отделения Фарит Фарисов и член совета Рушания Бильгильдеева».

Предвыборная кампания Сергея Миронова пройдет под лозунгом "Твой голос изменит страну!". Как сообщила «Ведомостям» руководитель управления избирательных кампаний центрального аппарата "Справедливой России" Елена Дубинская, подготовкой агитационных плакатов и баннеров занимаются региональные штабы, на них будет размещены портрет кандидата и слоган "Миронов - честный выбор!".

В фонде Миронова - 100,8 млн. рублей.

НАБЛЮДАТЕЛИ УЖЕ В ТАТАРСТАНЕ

Не проявили по разным причинам активность и местные СМИ.

«Мы традиционно не участвовали ни на выборах в Госдуму, ни на выборах президента, потому что позиционируем себя как аполитичная газета, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Иван Матюхин, соучредитель газеты «Pro Город Казань». - Мы заточены под долгосрочные коммерческие продажи и готовы где-то пожертвовать сиюминутным доходом. На мой взгляд, кампания в масштабах страны будет активной, не хуже, чем на выборах в Госдуму РФ. Что касается непосредственно Татарстана, мне есть с чем сравнивать, потому что наш холдинг работает в нескольких городах. Когда были выборы в Госдумы, заезжаешь в Кировскую область – и просто щит на щите, кругом реклама политических партий. А в Татарстане я толком даже баннер не видел. Так как Татарстан – достаточно спокойный регион, то тут и активность значительно ниже, чем в других регионах страны».

Генеральный директор одного из крупнейших рекламных агентств Казани «Лариса» Лариса Фомина подтвердила газете «БИЗНЕС Online», что из всех кандидатов рекламную кампанию у них заказали только коммунисты. Она также уточнила, что объемы заказа по сравнению с прошлым годом сократились.

Анонимный обзвон принес аналогичные результаты. На телеканале «Звезда-Казань», куда мы позвонили под видом представителя одного из кандидатов, нам сразу же сказали, что разместить политическую рекламу не смогут. В редакции «Вечерней Казани» политическую рекламу размещают и даже предложили дни, когда это можно сделать. «Стоимость размещения - 132 рубля за 1 кв. см, - ответили на другом конце провода. Разместиться можно во вторник и среду, в пятницу уже все занято…». Однако, узнав, что мы намерены разместить именно предвыборную рекламу, менеджер замялась: «Я, к сожалению, не могу сказать, подавали мы заявку в ЦИК или нет, надо уточнить», - сказала она. И посоветовала перезвонить.

Похоже, одно из немногих местных СМИ в Татарстане, которое готово активно включиться в кампанию, - это телеканал «Эфир». На телеканале нам сразу же предложили выслать прайс-лист. "Вероятнее всего, вас интересует розничный вариант, политики обычно заказывают прайм-тайм, - сказала менеджер. - Вряд ли вам подойдет пакетное размещение". При этом никаких проблем с ЦИКом у "Эфира" нет - все согласовано согласно закону, подчеркнула менеджер.

Между тем в Татарстан уже прибыли международные наблюдатели – представители БДИПЧ ОБСЕ, аккредитованные ЦИК в качестве долгосрочных наблюдателей. Лкен Иб Вилли из Дании и Фоорхюицен Виллем Генит Йан из Нидерландов планируют ознакомиться с деятельностью республиканского ЦИК, посетить избирательные комиссии, встретиться с представителями политических партий, общественных организаций, журналистами…

«КАМПАНИЯ БУДЕТ ПАССИВНОЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» не ждут особой активности политических сил в эту предвыборную кампанию.

«Я не ожидаю, что в Татарстане будут заметны какие-то особенности, кампания будет несколько пассивной, - считает Сергей Сергеев, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КГТУ. - Во время прошедших митингов по телевидению почти не демонстрировали лозунги против Путина, зато митинг в его поддержку активно освещался. В РТ региональная элита также будет контролировать ситуацию. Мне кажется, что кампания «Единой России» также будет намного активней, чем кампании других партий».

По мнению Рафаэля Хакимова - директора института истории академии наук РТ, «активность «Единой России» вполне объяснима: они хорошо ориентированы, у них продуманная структура, и они четко знают, как будут действовать, в этом они отличаются от многих других партий». При этом Хакимов считает, что кампания в Татарстане будет пассивнее, чем, скажем, в Москве. «В регионе всегда отстаиваются, прежде всего, свои интересы, в данном случае интересы Татарстана», - отметил он.

«Кампания будет достаточно централизованной по всей России, поэтому о каких-то региональных особенностях говорить вряд ли стоит, - высказал свое мнение газете «БИЗНЕС Online» Олег Зазнаев, профессор кафедры политологии КФУ. - Единственное, мне кажется, эта кампания будет более вялой, чем на прошлых выборах. Кампания «Единой России» естественно будет масштабнее: там и средств больше вложено, и потенциала больше, чем у других».

«Насколько я знаю, агитационная кампания Владимира Жириновского будет вестись без его портретов – исходя из того, что люди и так его знают, изображать его лишний раз нечего, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Владимир Марченко, специалист в области общественных коммуникаций, кандидат философских наук. - Возможно, другие кандидаты тоже пошли по этому пути – Зюганов, Миронов, Жириновский уже навязли в глазах избирателя… Я думаю, главный упор они сделают на агитацию «от двери к двери» - то есть на личную агитацию, на работу своих местных ячеек, потому что на СМИ они, по-видимому, не очень-то рассчитывают. Одна из причин – они считают, что вкладывать средства в СМИ бесполезно, гораздо эффективнее вкладывать в агитаторов. Митинги показали, что эффективная работа – это работа в интернете и выход интернета на площади. Газеты, вообще издания – не социальные сети, а социальные издания – практически никакой роли в этом процессе не играли. Известно, что публикация статей Путина не оказала никакой роли на его рейтинг - ни вверх, ни вниз. Или никто не читает, или и так все известно, и Владимир Владимирович ничего нового сказать не сумел… Так зачем тратить деньги на вещь, которая не имеет никакого смысла? Выгоднее вложить их в популярных блоггеров, создать своих и работать «в поле». А СМИ из этой схемы, видимо, выпадают.

Говорить, что люди устали от выборов – неверно. Как раз протестная активность показывает: люди не просто не устали от выборов, а наоборот – страна политизируется. Но телевизор воздействует только на тех, кого Прохоров назвал «термоядерным электоратом Путина». Сетевые СМИ воздействуют на средний класс – они дают информацию, но они не являются, как говорил Владимир Ильич Ленин, коллективным пропагандистом и агитатором. Коллективным пропагандистом и агитатором являются сейчас соцсети. И если бы я вел какую-то кампанию какой-либо партии, то деньги распределил бы между агитаторами и теми, кто работает в соцсетях. Традиционные СМИ не эффективны и никакого значения не имеют», - заключил Марченко.