На фоне резкого роста заболеваемости Татарстан стоит на своем и отказывается переводить школы на «дистант». Такой формат «ничего хорошего не дал», нужны точечные решения по отдельным классам, заявил в минувшую субботу президент РТ Рустам Минниханов и призвал строго следить за организацией утренних фильтров. Между тем дистанционное обучение в школах уже ввело как минимум 9 регионов. «Судя по опыту, дети болеют недолго и пропускают незначительную часть материала. Я считаю, что короткий карантин или недолгий перевод на дистанционное обучение вреда не принесет», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор одного из лицеев Казани.
Новый штамм стремительно распространяется среди несовершеннолетних
Как минимум 9 регионов перевели школьников на «удаленку»
Новый штамм стремительно распространяется среди несовершеннолетних, подчеркнул президент Татарстана Рустам Минниханов на субботнем совещании с правительством РТ и призвал строго соблюдать утренние фильтры в школах. «Семья должна понимать, что сегодня основную часть „Омикрона“ детишки приносят», — обратился он к родителям и попросил следить за тем, чтобы дети на карантине не разгуливали по общественным местам. По данным республиканского Роспотребнадзора, сейчас 78% случаев заражений ковидом в республике фиксируется внутри семей.
Президент РТ в очередной раз обозначил принципиальную позицию — никакого «дистанта». «Никаких планов уходить на „дистант“ нет, но сразу [нужно] принимать решения в зависимости от задач. Может быть, класс на неделю вывести, передислоцировать…» — допустил Минниханов и подчеркнул, что школы должны работать очно, поскольку опыт дистанционного обучения «ничего хорошего не дал». По словам президента РТ, основная часть родителей понимает, что дети в школе «больше под присмотром». Полного перевода школ на дистанционное обучение нет в планах, заявил на минувшей неделе и министр просвещения РФ Сергей Кравцов. «Не планируется. Но там, где мы видим, что в школах идет рост заболевания, то регионы — это их право — принимают локально соответствующие решения», — сказал руководитель ведомства в эфире телеканала «Россия-1». Из слов министра следует, что установки «ни в коем случае не переводить школы на „дистант“» из Москвы нет.
Это подтверждают и сообщения регионов. Власти Новосибирской области, где за минувшие сутки выявлено 579 случаев, введен всеобщий школьный карантин и дополнительные каникулы на период с 31 января по 13 февраля. В очном формате там будут учиться только первоклашки и ученики 11-х классов. С понедельника в удаленном формате учатся все школьники Тывы (352 заражения коронавирусом за сутки), Бурятии (1 407), Ульяновской (794) и Тюменской (835) областей. До 3 февраля приостановлено очное обучение в школах Оренбурга, а учебные заведения Пскова находятся на «дистанте» до 6 февраля. Власти Липецкой области (990) 28 января рекомендовали учащимся перейти на «дистант» из-за роста числа заболевших острыми респираторными инфекциями (ОРВИ) и коронавирусом, однако оставили этот вопрос на усмотрение муниципалитетов. Так же поступили власти Башкортостана, где зафиксировано 852 случая заражения за минувшие сутки. «На заседании оперштаба приняли решение, что при необходимости и после согласования с Роспотребнадзором и минобрнауки республики главы городов и районов будут на муниципальном уровне самостоятельно определять школы и классы в них, переходящие на дистанционное обучение», — сообщили в пресс-службе правительства РБ.
В Татарстане по состоянию на 28 января полностью закрыты в связи с эпидемиологической ситуацией 10 школ
В Татарстане вместо карантина «разобщение»
В Татарстане по состоянию на 28 января полностью закрыто в связи с эпидемиологической ситуацией 10 школ. Казани и Челнов тотальное закрытие пока не коснулось: «с целью избежания большого количества заболевших» временно перестало работать пять школ в Лаишевском районе, 3 — в Мензелинском и по одной в Тетюшском и Заинском.
Однако еще в 252 школах 1 419 классов было отправлено на «разобщение», сообщила в прошлую пятницу заместитель министра образования и науки республики Алсу Асадуллина и отметила, что классы бывают разные — есть и по 30 детей, и по 10. «Заболеваемость растет, но мы выводим детей не на „дистант“,а на разобщение», — пояснила замминистра.
На практике разница между понятиями «дистант», «карантин» и «разобщение» чисто бюрократическая. Во всех случаях детей распускают по домам, а для тех, кто здоров, организуют онлайн-занятия. «Разобщение — это лишь мера предосторожности, а карантин — жесткая ограничительная мера, изоляционный режим, его назначают врачи, — объяснили „БИЗНЕС Online“ в минобрнауки РТ разницу между понятиями. — Решение о разобщении принимается на уровне директора, чтобы исключить распространение инфекции, если более 20 процентов детей болеют». Ведомство настаивает на том, что 1,5 тыс. классов на разобщении — это не так уж много, такое бывает при распространении гриппа.
«Разобщение детей, бывших в общении с больными детьми, является важнейшим противоэпидемическим мероприятием, оно применяется, если в классе не менее 20 процентов детей заболели гриппом или ОРВИ. Разобщение предполагает, что учащиеся не будут общаться друг с другом и это повлияет на распространение вируса в классных коллективах. Обращаем внимание родителей: дети, находящиеся на разобщении, не должны контактировать между собой и посещать общественные места», — подчеркивает пресс-служба минобразования.
В школах Татарстана в эту субботу, 29 января, учебные занятия в помещениях отменили полностью. Вместо них с учениками провели мероприятия на свежем воздухе — спортивные, культурно-познавательные мероприятия на пришкольной территории. Каждая школа сама выбирала формат занятости детей. За выходные была проведена генеральная уборка и обеззараживание при помощи бактерицидных ламп.
С резкой критикой в адрес заведующих детских садов Набережных Челнов выступил сегодня Наиль Магдеев
Главы городов: «В части дистанционного обучения пока мы этот вопрос откладываем»
Главы районов и городов кране обеспокоены ситуацией в детских учреждениях. Руководитель исполкома Нижнекамского района Рамиль Муллин сегодня на деловом понедельнике подчеркнул: «Сейчас развивается заболевание в сторону детей», — поэтому нужно принять меры реагирования. «В пятницу-субботу некоторые классы не работали, в субботу мы вообще объявили День здоровья. Да, к сожалению, сейчас идет рост заболеваемости среди детей. Многие предприятия у нас уходят на „удаленку“. В части дистанционного обучения президентом принято решение, пока мы этот вопрос откладываем, смотрим до лучших времен. Надеемся, ситуация выровняется, но для этого должна работать система эпидконтроля. Это утренние фильтры, система дезинфекции и ряд других профилактических мер», — сказал он. Заболеваемость вирусными инфекциями в Нижнекамском районе за последнюю неделю выросла в 4 раза, сообщил начальник управления здравоохранения Нижнекамска Сергей Мерясев.
С резкой критикой в адрес заведующих детских садов Набережных Челнов выступил сегодня мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Градоначальник вскипел после доклада замначальника территориального отдела Роспотребнадзора Лемузы Нафигуллиной, которая рассказала, что по итогам недельных проверок антиковидные нарушения были выявлены на 6 объектах, четыре из которых — детсады. Отметим, что садики города регулярно фигурируют в отчетах Роспотребнадзора Челнов. При этом надо сказать, что о каких-то сверхнарушениях речи не шло. Нафигуллина отметила, что протоколы были выписаны за отсутствие антисептиков в санитарных узлах для персонала, а где-то не обеспечены условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков. Несмотря на это, мэр автограда поручил руководителю управления образования Рустему Хузину «дать соответствующую оценку коллегам». «Вы нам направьте все эти замечания, мы определимся, какие меры дисциплинарного воздействия заслуживают руководители наших дошкольных образовательных учреждений, — прокомментировал доклад Роспотребнадзора Магдеев. — Вообще, способны ли они управлять детским садом? Это, в принципе, небольшое учреждение, где можно навести идеальный порядок. Начальник управления образования Рустем Ниязович меня слышит».
«Речь идет о соблюдении элементарных санитарных правил и норм, касающихся детей! — негодовал Магдеев. — Там, где дети и подростки, требования должны быть на порядок выше. Кто-то, может, устал? Но у руководителей муниципальных учреждений такой усталости нет и не должно быть. Это объекты с массовым пребыванием детей. И на антисептики, и на обработку рук и другие необходимые в настоящее время инструменты, оборудования и лекарства средства есть. Никаких отговорок быть не может, порядок необходим! Мы отреагируем».
Директора школ: «Короткий карантин или недолгий перевод на дистанционное обучение вреда не принесут»
Савия Загидуллина, директор лицея №159, где пока обошлось без разобщения, подчеркивает, что прежде чем распускать на разобщение, надо внимательно разобраться, почему конкретный ребенок не пришел в школу. «Классный руководитель ежедневно должен четко проговаривать с родителями причину отсутствия ребенка на данный момент. Смотрите, сегодня в одном 10-м классе у нас отсутствуют 8 учеников: но из них четверо на олимпиаде, один лечит зуб, еще один отсутствует по семейным обстоятельствам. Выходит, болеет двое. А если взять первоначальную цифру в 8 отсутствующих и не вникать в нее, класс нужно сажать на разобщение. Фильтр же заключается не только в том, чтобы температуру померить, когда ребенок пришел, но и в том, чтобы понять причину отсутствия и выяснить, обращались ли заболевшие к врачу», — рассуждает наша собеседница, подчеркивая, что в лицее реально болеют 16,2% учеников — это обычный показатель для сезона ОРВИ.
«Второе — большое значение имеет то, как учителя относятся к этому процессу. У нас сегодня болеет только один педагог, но я подозреваю, что в некоторых случаях классы приходится отправлять на разобщение из-за того, что учителя заболели, — поясняет Загидуллина. — Одна крупная школа у нас в районе закрылась, ушли обучаться на образовательные онлайн-платформы… Я думаю, они не взвесили все за и против. Нужно собираться и изучать ситуацию по каждому ребенку. Сейчас идет самый разгар учебного процесса, мы набираем скорость, выходим на углубленную подготовку учащихся старших классов. И этот темп, как у спортсменов, не должен идти на снижение.
«Я считаю, что „удаленки“ практически быть не может. Допустим, в классе всего 7 учащихся. Но они-то здоровые, они должны обучаться, учителя на месте. А теми, кто не пришел, кто действительно болен, не может быть массовых занятий на электронной площадке. Они же болеют! Там могут быть разве что какие-то индивидуальные занятия и задания. А если на разобщение весь класс посадили, отправили на „дистант“, на платформе все равно будут учиться только здоровые. Почему они в школе заниматься не могут?» — говорит Хафизова.
«В настоящее время у нас болеют 19 процентов учеников и четверо учителей. Классов на карантине пока нет. В некоторых классах сегодня отсутствуют более 20 процентов детей, это гораздо больше, чем в пятницу», — поделился директор инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ Динар Габидуллин. По его словам, пока в учебном заведении только три ученика с подтвержденным ковидом. Габидуллин считает, что короткий переход на «дистант» в нынешней ситуации может быть оправдан. «Карантин не окажет критического влияния на учебный процесс. Судя по опыту, дети болеют недолго и пропускают незначительную часть материала. Я считаю, что короткий карантин или недолгий перевод на дистанционное обучение вреда не принесет», — отметил спикер. «У нас 8 классов на карантине и разобщении, где есть больные, учатся дистанционно», — отметила директор казанской школы №39 Галина Назипова.
Председатель региональной общественной организации «Многодетные семьи РТ», сопредседатель «Деловой России» Артем Кузнецов убежден, что школы Татарстана надо перевести на дистанционное обучение
«Школы — место контактов всех семей через детей, хотя бы на одну неделю их надо перевести на «удаленку»
Председатель региональной общественной организации «Многодетные семьи РТ», сопредседатель «Деловой России» Артем Кузнецов убежден, что школы Татарстана надо перевести на дистанционное обучение. «Школы сейчас — это основное место контактов всех семей через детей, хотя бы на 1–2 недели их надо перевести на „удаленку“, — заявил он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Сейчас же начало учебного полугодия, не период экзаменов».
По оценке собеседника издания, немало учебных заведений уже частично работают в режиме «дистанта». «У нас, например, на прошлой неделе гимназия выходила на „удаленку“, — заметил Кузнецов. — Многие классы были полностью закрыты, ведь один подтвержденный [случай COVID-19] — и весь класс на изоляцию переходит, а болезнь распространяется очень быстро. У меня такое ощущение, что в каждой семье сейчас хоть один человек болеет. В основном это ОРВИ, грипп, болит горло и температура. Не сказать, что большинство коронавирусом заразилось».
Любые совместные мероприятия с участием детей провоцируют заражения, указывает многодетный отец. «Моя племянница не смогла пойти на экскурсию в музей, а после экскурсии половина ее пятого класса слегла с ОРВИ» — привел он пример. При этом «дистанта» следует избегать в детских садах и вузах, полагает собеседник издания. «Маленьких детей не получится на „удаленку“ перевести, родители должны работать, а не с ними сидеть, иначе пострадают семейные бюджеты, — говорит Кузнецов. — Бабушек и дедушек все меньше становится, пенсионный возраст же увеличили, некому с внуками сидеть. Что касается студентов, то у них сейчас и так каникулы, а бакалавры и магистры экзамены дистанционно сдают».
На дистанционную работу сотрудников активно переводят работодатели, указывает Кузнецов. «Я, например, все свое предприятие на „удаленку“ перевел, сам из дома работаю. Посмотрите, как трафик упал в Казани, о чем это говорит? — задается он вопросом. — Смысл сейчас в офисе работать, ради чего рисковать? Статистика в разы выросла, а неофициально еще больше людей болеют. Поликлиники не принимают, даже педиатры перестали вести запись, только экстренная помощь оказывается.
«Мне кажется, что это разобщение вместо карантина — просто такой паллиатив, — отметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ микробиолог, доцент кафедры микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Павел Зеленихин. — Потому что надо что-то делать, чтобы ситуацию не оставить на самотек. Не уверен, что кто-то знает, что разобщение сработает так же хорошо, как, например, карантин. Нужно время. Пока не ясно после месяца разобщения, работает это или нет. Но некая логика в этом решении присутствует».
По мнению специалиста, дети всегда болели примерно с такой же частотой, что и сейчас: «Просто сейчас симптомы стали ярче выражаться». С чем это связано, Зеленихин ответить затруднился, но при этом уточнил, что пока не видно, чтобы «Омикрон» проявлялся тяжелее «Дельты». «Но достаточно много информации говорит о том, что он проявляется интенсивно и по тяжести он тяжелее, чем уханьский», — добавил наш собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 219
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.