«После того как летом 2021 года было предложено сделать техосмотр легковых автомобилей физлиц добровольным, 30 декабря 2021-го вступил в силу №494-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств…» и «О государственной регистрации транспортных средств…». Подобное мне представляется экспериментом, мол, «давайте попробуем и посмотрим, что же произойдет», — размышляет директор испытательной лаборатории «Поволжье» Марат Ярмиев. В интервью нашему изданию он рассказал о том, чем может обернуться нововведение, почему некоторые страны, прежде отказавшиеся от техосмотра, вернули его, а также о том, как электронный реестр способен победить взрывающиеся автомобили.
Марат Ярмиев: «Купив новый автомобиль и обладая им 20–30 лет, можно ни разу не проходить ТО вообще — такую возможность дадут поправки»
«Первый звоночек прозвенел, когда летом 2021 года было предложено сделать ТО добровольным вместо обязательного»
— Марат Фаритович, 30.12.2021 года вступил в силу федеральный закон №494-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „О техническом осмотре транспортных средств…“ и в федеральный закон „О государственной регистрации транспортных средств…“». Теперь ТО можно не проходить?
— Да, согласно вступившему вышеуказанному федеральному закону №494-ФЗ, отменяется, вернее, становится добровольным обязательный технический осмотр для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Первый звоночек прозвенел еще летом 2021 года, когда было предложено сделать ТО автомобилей физических лиц добровольным вместо обязательного, но у поправок есть свои нюансы.
— В поправках указано, что изменения не коснутся коммерческого транспорта…
— Да, техосмотр остается обязательным для легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, такси, автобусов и грузовиков. Также он по-прежнему необходим для легковых автомобилей и мотоциклов старше четырех лет, но только в случаях их постановки на учет при смене владельца. То есть, другими словами, купив новый автомобиль и обладая им 20–30 лет, можно ни разу не проходить ТО вообще — такую возможность дадут поправки. При внесении изменений в конструкцию транспортного средства техосмотр необходим, вне зависимости от года выпуска, после получения протокола безопасности в испытательной лаборатории. Есть в поправках и не очень очевидные решения, в частности пункт №8, который гласит следующее: если ваше транспортное средство прошло техосмотр и вам выдана диагностическая карта, то проверка технического состояния вашего автомобиля на постах ГИБДД не проводится. Но исключения составляют те случаи, когда визуально наблюдаются признаки наличия у вашего транспортного средства технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения. Получается, что если вы добровольно прошли ТО, то в некоторых случаях инспектор ГИБДД не будет проверять автомобиль прямо на дороге. Но если ему показалось, что с машиной что-то не так визуально, то ждите соответствующих мер. Дело в том, что, согласно новому закону, штрафовать тех, кто использует транспорт в личных целях и не имеет диагностической карты, не будут. Прежде без диагностической карты вы не могли передвигаться по дорогам общего пользования. Но был другой изъян: любой страховой агент мог выдать диагностическую карту и продать полис ОСАГО, даже не видя автомобиля. Получается, что одну проблему решили, но появилась другая…
«Добровольное ТО мне представляется экспериментом, мол, «давайте попробуем и посмотрим, что же произойдет»
— А в других странах применялась ли практика перехода на добровольное ТО?
— Да такая практика была, в частности, в Грузии, на Украине в свое время совсем отменили техосмотр, и к чему это привело? Страну буквально завалило неисправными автомобилями. Я сам был свидетелем того, какие транспортные средства там ездили на дорогах. Ужас! Понимая, к чему это ведет, в Грузии в 2019 году вернули обязательный технический осмотр в виде органов инспекции. На Украине возврат технического осмотра проходит в настоящее время. Мы всегда смотрим на Запад и удивляемся тому, что у них хорошо, а у нас плохо. Так вот, в Германии жесточайшие требования к ТО, хотя они делают одни из лучших машин в мире, способных служить 20 и даже 30 лет при должной эксплуатации. Пожалуй, эти меры предпринимаются не просто так, а потому, что автомобиль — транспортное средство повышенной опасности.
Добровольное ТО мне представляется экспериментом, мол, «давайте попробуем и посмотрим, что же произойдет». Ссылка на п. 2.3.1. ПДД РФ, что «водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства…», по моему мнению, не совсем правильна, в таком случае можно сделать ссылку на пункты раздела 10 ПДД и отменить штрафы за несоблюдение скоростного режима, то есть за превышение скорости. А к чему это приведет, нетрудно догадаться. Правила дорожного движения Российской Федерации состоят из 26 разделов и нескольких приложений, и нарушение какого-либо пункта этих правил приводит к дорожно-транспортным происшествиям, к погибшим и пострадавшим, и эти пункты неразделимы. Средний возраст автомобилей в РФ на данный момент — 12 лет. Все мы прекрасно знаем, что по истечении гарантии автовладельцы всячески пытаются сэкономить и едут в гаражи, чтобы обслужить авто, а поправки к закону со многих снимают и эту обязанность. Потому становится немного страшно — вы представляете, сколько неисправных автомобилей может оказаться на дорогах общего пользования? К сожалению, все идет к тому, что теперь в России появится много обладателей ржавых «ведерок» и «вечного» ТО.
Напомню важную деталь для тех, кто рад изменениям: владелец технически неисправного автомобиля, виновник ДТП, может столкнуться с тем, что страховая компания подаст на регресс и ему придется из своего кармана оплачивать издержки. Да, прежде придется доказать неисправность автомобиля, привлекшую к ДТП, но такие прецеденты уже есть, и их становится все больше.
— С 1 марта 2021 года появилось еще одно нововведение — фотофиксация процедуры техосмотра. То есть транспортное средство фотографируется перед началом технического осмотра и после его проведения с данными геолокации. Данная мера как-то повлияла на регламент обслуживания автомобилей?
— На работу добросовестных операторов повлияла незначительно, но сильно затруднила работу так называемых мошенников, которые продавали свои пароли, и диагностическая карта печаталась везде, кроме пунктов ТО. Также на этот процесс повлиял тот фактор, что все эксперты с 1 марта 2021 года подтверждают данные о прохождении ТО своей электронной подписью. Но находятся «умельцы», которые занимаются так называемым фотошопом, данные факты в настоящий момент легко вычисляются.
«С 1 февраля 2021 года вступили в силу некоторые изменения регламента о правилах внесения изменений в конструкцию транспортных средств»
«В 2022 году ждем нового ГОСТа по переоборудованию»
— В начале 2021 года также в законную силу вступил ряд изменений по переоборудованию автомобилей. Какие здесь есть позитивные сдвиги?
— С 1 февраля 2021 года вступили в силу некоторые изменения регламента о правилах внесения изменений в конструкцию транспортных средств. Предварительное заключение о возможности переоборудования, протокола испытаний и безопасности конструкции: теперь документ должен содержаться в электронном реестре минэкономики. Порядок ведения реестра закреплен ведомственным приказом №477.
Это поворотный момент в сфере переоборудования автомобилей, в том числе и на газобаллонное оборудование (ГБО), поскольку прежде для его установки некоторые игроки продавали бланки с печатью. Поскольку раньше же все было на бумаге, проверить происхождение документов и справок было невозможным. В связи с этим образовался серый рынок по переоборудованию, где пренебрегали всеми правилами безопасности: использовали несертифицированные газовые баллоны, оборудование сомнительного происхождения и устанавливали его как могли. Из-за чего случались взрывы автомобилей, о которых с ужасом не раз читали в интернете.
«Благодаря появлению электронного реестра рынок точно станет прозрачнее, ведь доступ к нему имеют только лицензированные установщики, лаборатории и пункты переоборудования транспортных средств»
— Получается, что создание электронного реестра перекрыло «кислород» нелегальным конторам?
— Да, благодаря появлению электронного реестра рынок точно станет прозрачнее, ведь доступ к нему имеют только лицензированные установщики, лаборатории и пункты переоборудования транспортных средств. Причем вход в систему осуществляется через защищенные каналы при помощи электронного ключа. В реестр в электронном виде заводятся все необходимые документы: сертификаты, заявление, декларации, предварительные заключения лаборатории, протокола испытаний и безопасности. Их уже не подделаешь.
Также отмечу, что изменения коснулись ГОСТа 33670 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Теперь при любом переоборудовании автомобиль нужно будет предоставлять в испытательную лабораторию. Это тоже большой шаг навстречу окультуриванию рынка доработки авто. К слову, в 2022 году ждем нового ГОСТа по переоборудованию. Дело в том, что сейчас есть несколько законодательных источников, которые немного расходятся в толковании того, как можно проводить переоборудование и фиксировать это. А новый ГОСТ станет единым документом, который снимет все вопросы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.