Мосгорсуд удовлетворил иск минюста РФ о ликвидации общественной организации «Штаб татар Москвы». Руководитель «Штаба» Рустэм Ямалеев говорит о претензиях формального характера, к примеру, организация проводила свои мероприятия в разных регионах, что не указано в ее уставе. Впрочем, он еще надеется на апелляции в следующих судебных инстанциях, а также на создание конгресса татар Москвы, с которым и рассчитывает вернуться в лоно ВКТ, откуда штаб был изгнан в декабре 2019-го. Между тем эксперты «БИЗНЕС Online» уверены, что происходящее — очередная фаза конфликта Ямалеева и главы НКАТ Москвы Фарита Фарисова. Последний напомнил нашей газете, что его оппонент недавно проиграл другой суд, за «поддержку предателей Родины».
Рустэм Ямалеев: «Самое большое замечание — что мы проводили мероприятия вне Москвы, чего нет у нас в уставе, и то, что мы ездили по детским домам в рамках подготовки к 1 сентября и Новому году»
«У нас договоренность с руководителем «Милли Шура» Василем Шайхразиевым, что мы войдем в состав ВКТ»
Одной крупной татарской организацией в России может стать меньше. Во всяком случае, Мосгорсуд удовлетворил иск министерства юстиции РФ о ликвидации региональной общественной организации «Центр национального развития „Штаб татар Москвы“». Об этом решении сообщается на сайте суда.
Руководитель «Штаба татар Москвы» Рустэм Ямалеев в разговоре с «БИЗНЕС Online» подчеркнул, что данное решение не вступило в силу. «Мы сейчас ищем другие варианты, будем отстаивать. Это первая инстанция, мы станем подавать апелляцию», — добавил он в беседе с нашим корреспондентом. Претензии минюста, по словам собеседника газеты, в основном носят формальный характер. «Самое большое замечание — что мы проводили мероприятия вне Москвы, чего нет у нас в уставе, и то, что мы ездили по детским домам в рамках подготовки к 1 сентября и Новому году», — подчеркивает Ямалеев, по мнению которого данный судебный процесс до окончательного решения продлится еще год-полтора.
Тем не менее, по словам главы «Штаба татар Москвы», татарские московские общественники продолжают активную работу: «Настроены оптимистично, планы грандиозные: 30 лет ВКТ, 1100-летие принятия ислама. Сейчас идет финальная фаза оформления документов по созданию конгресса татар Москвы, и всякие деструктивные силы нам не помешают». Кроме того, даже если вышеназванная организация будет ликвидирована, по словам Ямалеева, он и его команда действуют еще в рамках двух структур — клуба деловых людей «ДЛ-16» (он существует с 1995 года), а также «Штаба татар Московской области», работающего вместе с татарской автономией МО, которую возглавляет Фарит Мухтасаров.
Даже если вышеназванная организация будет ликвидирована, по словам Ямалеева, он и его команда действуют еще в рамках двух структур — клуба деловых людей «ДЛ-16», а также «Штаба татар Московской области», работающего вместе с татарской автономией МО, которую возглавляет Фарит Мухтасаров (на фото)
Ямалеев опровергает мнение, что конгресс татар Москвы создается в пику всемирному конгрессу татар. «У нас договоренность с руководителем „Милли Шура“ Василем Шайхразиевым, что мы войдем в состав ВКТ, — рассказал Ямалеев „БИЗНЕС Online“. — И у меня недавно была очень долгая встреча с главой исполкома ВКТ Данисом Шакировым, мы тоже все объяснили, что создаем конгресс с расчетом, что он войдет в состав ВКТ и будет заниматься теми направлениями, которые, может, ВКТ не охватывает, полпредство не охватывает. Таких направлений очень много в Москве. Уже сформирован координационный совет КТМ, туда вошли не только татары, но и такие уважаемые люди, как, например, отец Филиппа Киркорова Бедрос». Так что, резюмирует Ямалеев, «Штаб татар Москвы» его организаторы в любом случае собирались «переформатировать или закрывать».
«Штаб татар Москвы» в свое время возник на базе того самого клуба «ДЛ-16», основанного еще перебравшимся в Москву бывшим первым секретарем Татарского обкома КПСС Фикрятом Табеевым (второй слева)
История «Штаба татар Москвы»
Напомним, что «Штаб татар Москвы» в свое время возник на базе того самого клуба «ДЛ-16», основанного еще перебравшимся в Москву бывшим первым секретарем Татарского обкома КПСС Фикрятом Табеевым. Ямалеев был знаком с ним еще с детства, когда жил в Мензелинске, где его отец работал председателем колхоза-передовика, а глава ТАССР был здесь частым гостем. Сначала «Штаб» был ориентирован на молодежь, которая собиралась вместе с Фикрятом Ахмеджановичем, а потом уже отдельно. За несколько лет до смерти, как рассказывал Ямалеев в интервью «БИЗНЕС Online», Табеев поручил ему организовывать встречи татарского землячества. Сегодня штабисты проводят сотни различных мероприятий в год в российской столице по татарской тематике. «Штаб-квартирой» организации служит 200-метровая частная квартира в центре Москвы, где и собираются татары.
Частым гостем новостных сводок организация стала с лета 2019 года, когда на сайте ВКТ появилась следующая информация: «Решением руководства национального совета всемирного конгресса татар членство региональной общественной организации центра национального развития „Штаб татар“ в Москве в составе международного союза „Всемирный конгресс татар“ приостановлено». По нашей информации, бывший тогда главой исполкома ВКТ Ринат Закиров направил Ямалееву письмо, где говорилось, что в адрес конгресса поступали сообщения о «недружественных действиях по отношению к другим общественным организациям Москвы и Подмосковья», также входящим в ВКТ. «В частности, вами предпринимаются шаги по дискредитации деятельности отдельных руководителей татарских общественных организаций региона, продиктованные притязанием на дом Асадуллаева», — писал Закиров лидеру «Штаба татар Москвы». В декабре же 2019-го на заседании «Милли Шура» за закрытыми для журналистов дверями «Штаб татар Москвы» был окончательно исключен из состава всемирного конгресса татар. Что, впрочем, не мешало Ямалееву и Ко продолжать активную публичную деятельность.
Все это время не раз публично поднимался вопрос о возвращении штаба в лоно ВКТ, но до официальных обсуждений и решений дело пока так и не дошло. Впрочем, руководители всемирного конгресса татар указывали, что настроены на сотрудничество со «Штабом». В частности, в прошлом году сам Ямалеев стал одним из участников «Милләт Җыены» («Национального собрания») в Казани. «И со „Штабом татар Москвы“, и с Рустэмом Фаизовичем Ямалеевым мы постоянно на связи, нам известны его мысли, предложения, знаем, что он неравнодушен к судьбе нации», — говорил журналистам в сентябре 2021-го нынешний глава исполкома ВКТ Данис Шакиров.
Возможной основой всех скандальных историй последних лет вокруг московского «Штаба» служит тот самый застарелый конфликт между Ямалеевым и главой татарской национально-культурной автономии Москвы Фаритом Фарисовым (на фото)
Чей донос?
Возможной основой всех скандальных историй последних лет вокруг московского «Штаба» служит тот самый застарелый конфликт между Ямалеевым и главой татарской национально-культурной автономии Москвы Фаритом Фарисовым, о котором говорилось в письме Закирова. Одной из его фаз и были «притязания на дом Асадуллаева», когда «Штаб татар Москвы» называли инициаторами разбирательств, в результате которых управление делами президента РФ едва не отобрало отданное в безвозмездную аренду здание татарского культурного центра, контролируемое НКАТ Фарисова.
Вот и сейчас Ямалеев говорит, что минюст России обратил внимание на его организацию с подачи жалобы, пришедшей из недр НКАТ Москвы. «Лично подписывал ли Фарисов или не подписывал свою жалобу, мы не знаем, но письмо в прокуратуру написано от автономии татар с указанием всех наших недостатков, они три года занимались „Штабом“, указали все наши недоработки и на бланке автономии. В прокуратуре Москвы лежит письмо, которое они направили дальше по инстанциям, — говорит Ямалеев. — Поскольку от автономии жалобы постоянно поступают, мы не придали этому значения, думали, что к ним серьезно не отнесутся… Мы видели это письмо, и на 100 процентов оно написано на бланке автономии татар Москвы». Ранее представители НКАТ Москвы опровергали, что их руководитель имеет какое-то отношение к этой истории.
«Ямалеев в прошлом году проиграл несколько судов, в том числе за поддержку предателей Родины. Это, нам кажется, и послужило катализатором нынешних событий, — прокомментировал вчерашнее решение Мосгорсуда в разговоре с „БИЗНЕС Online“ сам Фарисов. — Но в том, что ликвидируют одну из татарских организаций, ничего хорошего нет». Касаемо проигранных судов и «предателей Родины», судя по всему, речь о книге татарского поэта в эмиграции Шихапа Нигмати, члена легиона «Идель — Урал» и директора радио «Азатлык» (СМИ с таким названием признано в России иноагентом — прим. ред.) в Мюнхене, книга которого в прошлом году была издана при поддержке «Штаба татар Москвы» и презентовалась в Казани. Ямалеев подавал в суд иск о защите чести, достоинства, деловой репутации на одно из СМИ, опубликовавших репортаж с того мероприятия, но проиграл.
В декабре же 2019-го на заседании «Милли Шура» за закрытыми для журналистов дверями «Штаб татар Москвы» был окончательно исключен из состава всемирного конгресса татар (на фото: Василь Шайхразиев и Ринат Закиров (справа)
«Почему-то конкурирующие татарские структуры мешают друг другу, иногда применяя и такие способы»
«Судебный процесс не сегодня начался, и сейчас отчетливо вскрылось, что за жалобой на татарскую организацию стоит на самом деле глава автономии татар города Москвы Фарит Фарисов, это все вскрылось, — считает член „Милли Шура“, историк Дамир Исхаков. — Это дело связано с противоборством внутри татарского сообщества Москвы, вообще такое противоборство между разными группировками татар характерно не только для Москвы, но и других регионов. Это обычная татарская склока — вот одна из причин. Но такие склочные действия всегда понижают авторитет татар и делают татарское сообщество более управляемым со стороны федералов». Исхаков уверен, что все это вредное дело. «Что касается самого решения, то эти обвинения не смертельные, но там есть нарушение устава, я сам отслеживал, „Штаб татар“ явно выходил за пределы своих полномочий согласно уставу и работал в других регионах РФ. Я знаю о приезде представителя „Штаба“ и в Татарстан, и в Башкортостан, они были и в ряде других регионов. Но объясняли, что в процессе особенно переписных дел у них была необходимость воздействия на группы татар, в том числе и потому, что среди московских татар есть выходцы из этих регионов», — говорит наш собеседник, который в целом положительно оценивает роль Ямалеева в татарском мире.
«Вероятно, это результат происков конкурирующих групп, потому что „Штаб татар“, насколько мне известно, проводит очень много культурологических мероприятий с молодежью, ветеранами, а это не всем нравится, — сообщил нашему корреспонденту известный журналист, руководитель интернет-студии „Дөнья“ ВКТ Римзиль Валеев. — Я сожалею о том, что разные группы московских татар могут вот так поступать. Не может быть такого, что группа, которая работает с татарскими делами, могла вести противозаконную деятельность. а Рустэм Ямалеев — уроженец Нижнекамска, он подчеркнуто занимается продвижением татарской идеи, татарстанской идеи, и думаю, что правда всплывет. Они продвигают идею, чтобы татары Москвы, приехавшие из других регионов, были успешными, хорошо выучились, делали карьеру. Почему-то конкурирующие татарские структуры мешают друг другу, иногда применяя и такие способы. Я обращался в конгрессе татар к разным людям, спрашивал, что не так делает „Штаб татар Москвы“, и ничего не узнал».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 255
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.