Сотрудники ФСБ ночью доставили в Москву ректора Казанского университета — Ильшата Гафурова. Следственный комитет России заподозрил его в организации убийства — речь о расстреле елабужского депутата Айдара Исрафилова в 1999 году. Он конфликтовал с администрацией Елабуги, которую возглавлял Гафуров, и даже заявлял об угрозах со стороны муниципальных чиновников. По данным источников нашей газеты, полгода назад показания на ректора КФУ дал один из киллеров ОПГ «29-й комплекс», который сейчас отбывает срок. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В наручниках оказался ректор третьего по старшинству вуза страны — Казанского университета — Ильшат Гафуров
Как Гафуров оказался в наручниках
Сегодня утром 45 тыс. студентов и 3 тыс. преподавателей главного вуза Татарстана и одного из старейших страны проснулись в шоке. Источники «БИЗНЕС Online» сообщили о задержании ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова.
Спецоперация по задержанию ректора, по совместительству депутата Госсовета РТ, началась вчера днем. Тогда, по данным наших источников, в Казань из Москвы прибыла следственно-оперативная группа, в которую вошли сотрудники центрального аппарата СКР, ФСБ и МВД России.
Накануне вечером Ильшат Рафкатович в последний раз появился на публике. В концертном зале «УНИКСа» он выступил на церемонии вручения награды «Студент года в КФУ». «Ваши достижения — это результат кропотливого, усердного труда, и мы с гордостью и радостью поздравляем вас», — обратился он к студентам.
А на выходе из «УНИКСа» примерно в 20:30 его уже ждали с наручниками… Поздней ночью Гафурова доставили в следственный комитет России по РТ, а параллельно с этим провели обыски — в его рабочем кабинете в главном здании КФУ, на улице Кремлевской, а также дома у ректора. Что именно изъяли оперативники, пока неизвестно.
Гафуров провел бессонную ночь по пути в Москву. Ради него оттуда прислали спецборт, на котором и доставили в столицу. Там его официально задержали в качестве подозреваемого. Сейчас он находится в изоляторе временного содержания, в ближайшее время следственный комитет должен определиться с его будущим — либо отпускать за недостатком доказательств, либо требовать ареста. Пока официальные представители следкома молчат.
Вечером Ильшат Рафкатович в последний раз появился на публике. В концертном зале «УНИКСа» он выступил на церемонии вручения награды «Студент года в КФУ»
Кто на самом деле сдал Гафурова и почему он не сбежал
Охота силовиков на Гафурова, по нашим сведениям, началась еще год назад. Тогда, по данным наших источников в силовых структурах, сотрудники следственного комитета России по РТ неожиданно вышли на след нераскрытого убийства елабужского депутата Айдара Исрафилова. Параллельно он активно занимался бизнесом и считался неофициальным хозяином крупнейшего городского рынка в Елабуге. Ранее рынок принадлежал Елабужскому автомобильному заводу, и часть территории использовалась под автостоянку. Но потом завод передал рынок городу, а власти Елабуги сдали площади в аренду местным предпринимателям.
Исрафилову принадлежало более 70 павильонов на рынке, но о суммах отчисления в городской бюджет бизнесмен долгое время не мог договориться с администрацией Елабуги, которую в 1998 году и возглавил Гафуров. Дошло до того, что в начале 1999-го в отношении Исрафилова возбудили уголовное дело о вымогательстве. Якобы он «выбивал» с работающего на рынке коммерсанта его торговое предприятие. Это был некий Хаматуллин, которого Исрафилов и избил за отказ «сотрудничать».
Депутата связывали с преступными группировками, но, даже несмотря на это, арестовывать Исрафилова тогда не стали, что и явилось роковой точкой. Он даже выступал на местном телевидении, где заявлял, что власти города готовят на него покушение.
По одной из версий, после этого Исрафилов решил, что в Елабуге ему находиться опасно, и переехал в Москву. 28 августа 1999 года он отправился в район «ленинградки», где остановился на автостоянке возле рынка в спорткомплексе ЦСКА. В этот момент из припаркованного «ВАЗ-2106» выскочил молодой человек в белой куртке, который расстрелял Исрафилова в упор. На стоянке были с десяток свидетелей, но киллера это не смутило. Он просто сел в машину и уехал.
Сотрудники следственного комитета России по РТ неожиданно вышли на след нераскрытого убийства елабужского депутата Айдара Исрафилова
«Шестерку» киллера нашли через час у гостиницы «Аэростар». В салоне милиция обнаружила и пистолет с глушителем. Версию с «заказом властей», о которой предупреждал сам убитый, прокуратура тогда отмела. В ходе следствия выяснилось, что у Исрафилова был давний конфликт с ОПГ «29-й комплекс» из Набережных Челнов. Вскоре нашли исполнителя убийства — 22-летнего Игоря Кулясова, одного из челнинских киллеров.
Самое любопытное, что силовики задерживали Кулясова за несколько недель до убийства Исрафилова. Кулясов якобы сам обращался к будущей жертве и говорил: тебя «заказали» за $20 тысяч. Однако дело о «заказе» тогда закрыли, а Кулясова отпустили. Зря: он в итоге исполнил заказ, уверен суд. Кулясова задержали в октябре 1999 года. Однако заказчика силовики не могли установить много лет. В официальной версии значилось, что поводом для убийства Исрафилова был конфликт с «29-м комплексом».
После убийства Исрафилова крупнейшая ОПГ Набережных Челнов попала в разработку правоохранителей. Да и сама группировка начала разваливаться из-за того, что «московские» «двадцатьдевятники» потеряли контроль над челнинской «родиной». В итоге к 2004 году на скамье подсудимых оказались 33 активных участника ОПГ вместе с лидером Адыганом Саляховым (Алик).
Основателю «29-го комплекса» Саляхову дали 25 лет колонии. А потом неоднократно допрашивали по многочисленным висякам ОПГ. Так было и с убийством Исрафилова. Причем последний раз вопросы об этом преступлении Саляхову задавали осенью, когда Алика секретно доставили в Татарстан. По данным наших источников, лидер «29-го комплекса» отказался давать показания.
Но нашелся другой ключевой свидетель. Речь о Денисе Музлове, сына елабужского авторитета Олега Музлова, который собрал вокруг себя в верхней части города одноименную группировку — «Музловские». До этого, в 80-х, Музлов-старший лидировал в группировках «Восточка» и «Матросы».
Музлов-младший пошел по стопам отца и работал, как принято говорить, на аутсорсе у «29-го комплекса» по Елабуге. В 2011 году он получил 20-летний срок за вымогательства, поджоги автомобилей и убийство. Музлов, по данным наших источников, дал показания сотрудникам СКР и ФСБ о том, что в конце 90-х получил заказ — установить слежку за депутатом Исрафиловым. И назвал заказчика. Им якобы оказался лично Гафуров. Что еще рассказал Музлов — источники не раскрывают. Но именно после этих слов следственный комитет России по РТ возобновил расследование об убийстве депутата из Елабуги, а примерно полгода назад передал материалы в центральный аппарат СКР.
О возобновленном уголовном деле, рассказывают наши источники, прекрасно знал и сам ректор. Однако бежать не стал. Возможно, потерял бдительность — слухи о том, что Гафурова могут привлечь к ответственности по делам прошлых лет, ходили давно, однако ректор ощущал себя непотопляемым. По статьям 33 и 105 УК РФ («Организация убийства») Гафурову может грозить до 20 лет лишения свободы.
В КФУ пока не комментируют случившееся. «Официальная информация не поступала. Работаем в прежнем режиме», — заявили нашему изданию в вузе, которым Гафуров руководит 11 лет.
О возобновленном уголовном деле, рассказывают наши источники, прекрасно знал и сам ректор. Однако бежать не стал
Who is mr. Гафуров: сын нефтяника, неудавшийся бизнесмен, глава-технократ, вставший в один ряд с Лобачевским
Гафуров, которому 1 августа исполнилось 60 лет, родом из Бавлов. В детстве он мечтал стать авиаконструктором: будучи подростком, ходил в авиамодельный кружок, а потом встретил интересного учителя физики, который и увлек его наукой. Как рассказывал сам Гафуров в одном из интервью, он поступил на физфак, несмотря на то что родители хотели, чтобы их сын стал нефтяником. В этом плане Гафурову было на кого ориентироваться: по его словам, папа у него тогда работал в «Прикамнефти».
Тем не менее Гафуров стал студентом физфака — в том же университете, который в будущем возглавит. Студенческие времена, по признанию самого Гафурова, были яркими: свободная жизнь без родителей в общежитии, общественная деятельность, дискотеки по субботам… С третьего курса Гафуров совмещал работу с учебой — устроился охранником в детсад неподалеку от здания физфака КГУ. «Я не просто работал, но и жил там, мне выделили комнату на мансарде», — вспоминал те времена будущий ректор, добавляя, что, помимо охранных функций, еще и выполнял функции дворника, разгружал продукты и рубил мясо — и получал еще полставки как за разнорабочего. А в Новый год подрабатывал там же Дедом Морозом.
После окончания университета 22-летнего Гафурова направили на работу в Елабужский государственный пединститут (ЕГПИ), на кафедру общей физики. Через год он вернулся в Казань и поступил на физфак в аспирантуру. Защитил диссертацию и по целевому направлению снова уехал в Елабугу, на ту же кафедру, но теперь уже не ассистентом, а преподавателем. «Потом Советский Союз развалился, и я пошел заниматься бизнесом», — вспоминал Гафуров.
Но с бизнесом особых отношений не сложилось. Три года он возглавлял ассоциацию «Зилант» и параллельно даже учился в Казанском финансово-экономическом институте по специальности «менеджмент». Но в 1995 году 34-летний Гафуров почему-то оставил бизнес и пошел в политику: был избран депутатом Госсовета РТ I созыва и одновременно депутатом Елабужского горсовета. А уже в 1998-м — главой Елабуги. Вот такой стремительный взлет.
«И в мыслях не было, что стану главой администрации, раньше подобные должности занимали люди, имевшие отношение к сельскому хозяйству либо партийной работе. А я в тот период, шел 1998 год, был депутатом татарстанского парламента. Тогда как раз приняли закон об особой экономической зоне „Алабуга“, и неожиданно президент Татарстана Минтимер Шарипович предложил назначить меня главой администрации города. Я с интересом взялся за эту работу. Пригодился опыт бизнесмена. Использовал те же технологии, которые необходимы при управлении большой компанией. Многие критиковали меня за эти методы: говорили, что его хватит на 2–3 года, поработает, все развалит и уйдет. Хотя в те годы разваливать там было особо нечего», — вспоминал Гафуров о тех временах.
«Из 7 вузов, объединенных в КФУ, к трем я имел прямое отношение. Это КГУ, Елабужский пединститут и Казанский финансово-экономический институт»
По его словам, к тому моменту город находился «в критической экономической ситуации»: это была большая территория, на которой имелось много недостроенных объектов. Так, в городе хотели построить тракторный и автомобильный заводы («последняя гигантская стройка советского периода»), но достраивать так и не стали. Гафуров вспоминал, что именно ему приходилось начинать все с нуля, приводить в порядок — и тогда, под его руководством, появилась первая социально-экономическая программа района. Причем, подчеркивал Гафуров, она была во всем Татарстане.
В Госсовете РТ Гафуров отработал два первых созыва, до 2005-го. В 45 лет он меняет кресло главы Елабуги на должность руководителя Елабужского района. А уже через четыре года становится ректором КФУ. Назначение стало для него неожиданностью, признавался Гафуров. В тот день он находился в Москве и должен был срочно встретить президента Татарстана в челнинском аэропорту Бегишево. «Я ответил, что не могу. И буквально через 15 минут перезванивают: „Минтимер Шарипович ждет вас во Внуково“. Я приехал, меня посадили в самолет, и ближе к приземлению он меня спросил, люблю ли я республику и соглашусь ли на ту должность, которую сейчас мне предложит. Я сказал: „Мы как солдаты, если прикажете — выполним“», — говорил Гафуров о том, как встал в один ряд с великим математиком и ректором Казанского университета Николаем Лобачевским.
Назначение Гафурова совпало с реорганизацией университета. В 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании федеральных университетов в федеральных округах, и в апреле 2010-го КГУ был переименован в К(П)ФУ. Буквально через неделю после этого Гафурова посадили в кресло ректора. Постепенно, год за годом, КФУ поглощал институты и университеты — в него вошел ТГГПУ, ЕГПИ и другие вузы. «Из 7 вузов, объединенных в КФУ, к трем я имел прямое отношение. Это КГУ, Елабужский пединститут и Казанский финансово-экономический институт», — рассказывал сам Гафуров. По его воспоминаниям, когда в структуре КФУ создавали лицей и он объяснял свое видение школы, один чиновник упрекнул его: мол, откуда Гафурову все знать, ведь он работал только главой района. «Пришлось ответить, что, когда вы еще под стол пешком ходили, я уже обучал будущих педагогов. Не всем нравится такая прямота, но вот до 60 лет дожил, пока терпят», — говорил Гафуров. В феврале этого года он заявил, что бюджет вуза вырос до 13 млрд рублей, из которых половина — самостоятельно заработанные вузом деньги.
В феврале этого года Гафуров заявил, что бюджет вуза вырос до 13 млрд рублей, из которых половина — самостоятельно заработанные вузом деньги
Помимо ректорства, не оставил Гафуров и политику. В 2012 году он возвращается в Госсовет РТ, становится депутатом IV созыва и входит в комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Затем проходит в V созыв, а в сентябре 2019-го — в VI.
У Гафурова много регалий, званий и наград. Он доктор экономических наук, профессор, кандидат физико-математических наук, заслуженный экономист Татарстана, почетный работник ЖКХ России, заслуженный деятель науки республики. Кроме того, он сопредседатель ОНФ в РТ и действительный член Академии наук РТ. Уже 10 лет Гафуров возглавляет и совет ректоров республики — именно под его председательством в Татарстане проводятся заседания всех руководителей вузов.
А сегодня — и самый упоминаемый ректор страны. Но вряд ли Ильшат Рафкатович мечтал о такой славе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 889
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.