В четверг Госдума во втором, ключевом, чтении одобрила законопроект о публичной власти. Из 18 поправок, предложенных Госсоветом Татарстана, в итоговую редакцию вошло только пять. Депутаты обсуждали документ три часа и установили, что увольнять губернаторов по утрате доверия можно, а ограничивать сроки для них нельзя. Спорный законопроект поддержал Ильдар Гильмутдинов, который должен был выступать главным лоббистом поправок Татарстана в Москве. О том, как проголосовали остальные избранники из республики и какую пламенную речь произнес коммунист Прокофьев, — в материале «БИЗНЕС Online».
В четверг Госдума во втором, ключевом, чтении одобрила законопроект о публичной власти. Вячеслав Володин: «Комитет очень многое сделал, чтобы законопроект был доработан, причем качественно»
Татарстан с «кабинетом министров», но без «президента»
Нашумевший законопроект о публичной региональной власти Госдума приняла в первом чтении ровно месяц назад. С тех пор законодатели направили к документу аж 418 поправок, а накануне депутаты определили, какие из них надо принять, а какие — отклонить. Из 18 изменений, предложенных Госсоветом РТ, было одобрено только пять. «Комитет очень многое сделал, чтобы законопроект был доработан, причем качественно. Провел обсуждение вопросов и с Госсоветом, где присутствуют губернаторы, и с экспертным сообществом. Павел Владимирович, спасибо вам большое», — поблагодарил председатель ГД Вячеслав Володин вышедшего к трибуне автора документа, председателя комитета ГД по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова.
Докладчик пробежался по нормам законопроекта, вызвавшим «огромную дискуссию». Один из них — участие федерального центра в формировании органов исполнительной власти субъектов в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный надзор; в назначении и увольнении должностных лиц указанных органов. Ранее против «вмешательства в полномочия субъекта» выступал Госсовет Татарстана, но его поправку в итоге отклонили.
Павел Крашенинников: «Это, конечно, тяжелая норма для региональных властей, мэров»
«Это, конечно, тяжелая норма для региональных властей, мэров, — признал-таки Крашенинников. — Но все-таки у нас существуют некоторые руководители [ведомств], для которых согласование требуется. Новаций здесь никаких нет!» Госсовет РТ опасался, что, если принять закон в нынешней редакции, могут появиться новые структуры, у которых тоже придется просить добро на назначение того или иного министра. Крашенинников пообещал, что здесь все будет строго. Если какое-то федеральное ведомство и захочет согласовывать начальников в регионах, процесс будет «публичным», а необходимость такого согласования придется доказать. «Плюс Госсовет [России] должен будет высказаться по этому поводу. Мы установили достаточно серьезные барьеры здесь», — заверил спикер.
Одна из немногих поправок республики, которую Госдума все-таки поддержала: сроки рассмотрения законопроектов в регионах сохраняются — 30 дней, а не 15, как планировалось изначально. Впрочем, и здесь федералы себя не обидели: Госдума все-таки может при желании сократить срок до 15 дней, если захочет.
«Дальше глава региона, высшее должностное лицо. Он, конечно, может быть губернатором, или мэром, или даже главой администрации, но при этом закон не допускает использование слова „президент“», — сказал Крашенинников. Возражений по этому поводу от депутатов, в том числе татарстанских, так и не поступило.
Но есть и хорошая новость: кабинет министров РТ сможет сохранить свое наименование. Изначально предлагалось, чтобы все высшие органы исполнительной власти в субъектах назывались «правительство», что вызывало негодование в том числе ГС РТ. Что называется, бросили кость.
Почти два часа у депутатов Госдумы ушло на то, чтобы обсудить (и отклонить) поправки, предложенные КПРФ. К примеру, депутат Юрий Синельщиков предложил, чтобы дистанционный формат работы был разрешен парламентам регионов, только если установлен режим повышенной готовности или ЧС. Иначе в некоторых регионах депутаты вообще не станут собираться, предположил коммунист. Крашенинников не согласился: формулировка в законе «достаточно приличная», пусть регионы сами решают, когда им можно работать очно, а когда — дистанционно.
«Вообще, если руководствоваться тем, что на местах могут установить, тогда вообще этот закон не надо было писать! Пусть бы все устанавливали на местах. А зачем его надо было принимать-то? Принимается же он, по версии „Единой России“, для того, чтобы укрепить власть федеральную. Так давайте ее укреплять», — усмехнулся депутат.
Пока обсуждали, надо ли ограничить число губернаторских сроков, вспомнили про первого президента Татарстана. «Шаймиев Минтимер Шарипович, результаты видите? Эффективный руководитель! Значит, также он не должен был на третий срок остаться? — поинтересовался Володин у Синельщикова. — Все-таки давайте ценить качество!» Так что ограничения по срокам для губернаторов больше не будет.
Единственным депутатом от Татарстана, который выступил в защиту своих поправок, стал коммунист Артем Прокофьев
«Мы зачем так ущемляем республики в нашей стране?»
Единственным депутатом от Татарстана, который выступил в защиту своих поправок, стал коммунист Артем Прокофьев. Он напомнил, что название законодательного органа, согласно новому закону, не должно содержать словосочетаний, которыми называются федеральные органы госвласти. «У нас появился такой конституционный орган, как Государственный Совет. В нашей стране на сегодняшний день 6 законодательных собраний называются государственными советами. То есть это определенная традиция. Если мы говорим о переименовании, то это затраты непонятного содержания, для чего они нужны? Кроме того, из 22 республик в 6 парламенты называются государственными советами. Мы зачем так ущемляем республики в нашей стране? Для чего их (законодательные органы — прим. ред.) переименовывать? Надо эту норму убрать», — негодовал Прокофьев.
«Мы считаем, что здесь норма сформулирована достаточно корректно, — ответил Крашенинников и будто успокоил коммуниста. — Ваш Государственный Совет будет продолжать функционировать».
Следом Прокофьев предложил убрать норму, по которой президент может снять губернатора с должности «по утрате доверия» и без обоснования. Ведь главы, как правило, избираются на прямых выборах и несут ответственность перед избирателями. «Он избран народом, но, получается, в положении рядового чиновника, даже хуже. Если чиновника увольняют, какое-то основание указывают. Любого работника увольняют, указывают статью, ссылку на нарушения. Здесь получается просто утрата доверия», — недоумевал депутат.
Тут в диалог вступил Володин. Он отметил, что прежние нормы, по которым губернатора могли лишить должности, остаются. «Но! Вот он, бездельник, избрался, средства нашел, ввел в заблуждение граждан и ничего не делает. Кто может защитить? Президент! Взял и отстранил, услышав граждан», — объяснил спикер Госдумы. А после голосования еще добавил: «Вы посмотрите, что творилось у нас в 90-е годы, мы должны сделать выводы из этого, защитить от таких случайных людей в политике. Мучиться кому? Людям. Мы-то сидим в каких условиях прекрасных, а им как с ним? Вот они и обратятся к президенту. <…> Поэтому мы тут с вами единым фронтом против бездельников, разгильдяев и их ставим на одну планку с коррупционерами».
Экс-мэр Якутска и депутат от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева предложила исключить пункт о согласовании региональных министров с федеральным центром
Экс-мэр Якутска и депутат от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева предложила исключить пункт о согласовании региональных министров с федеральным центром. «Все-таки нужно дать избранному губернатору возможность сформировать свою команду, которая вместе с ним будет нести полную ответственность за судьбу региона. У нас и без того суперцентрализованная страна, чрезмерно завязанная на отмашку и кивок столичных бюрократов, на которых постоянно мы в регионах оглядываемся», — объяснила она свою позицию.
Также депутат заявила о необходимости оставить возможность избираться губернатором не более двух сроков подряд. «Об этом нам говорили наши избиратели во время предвыборной кампании, это в программе нашей партии о том, что власть должна обновляться, — пояснила Авксентьева. — После двух сроков, после трех сроков уже начинается удельное княжество, в котором все устоялось, и может напоминать общественное болото». Крашенинников же настоятельно попросил оставить этот вопрос в компетенции субъектов.
Олег Морозов (справа), которому всего дороже «фракционная дисциплина», также поддержал инициативу
Кто и как голосовал?
В итоге за принятие законопроекта проголосовали 332 депутата, против — 87, а еще двое воздержались. Для сравнения: в первом чтении инициативу поддержали 317 депутатов, 66 выступили против, а 12 воздержались. То есть противников стало побольше.
Что у «Единой России»?» Против проголосовали пять депутатов, и все они из Татарстана: Татьяна Ларионова, Рустам Калимуллин, Марат Нуриев, Айрат Фаррахов и, что примечательно, Азат Ягафаров (в первом чтении он не голосовал). Трое «парашютистов» — Максим Топилин, Елена Ямпольская и Руслан Гаджиев, — как и в первом чтении, проголосовали за. Олег Морозов, которому всего дороже «фракционная дисциплина», также поддержал инициативу.
Что характерно, за принятие законопроекта проголосовал Ильдар Гильмутдинов, который почти безрезультатно лоббировал поправки Госсовета РТ в профильном комитете
Что характерно, за принятие законопроекта проголосовал Ильдар Гильмутдинов, который почти безрезультатно лоббировал поправки Госсовета РТ на профильном комитете. Также пришла и поддержала документ Альфия Когогина, которая на первом чтении не присутствовала. По нашим данным, особое давление на нее оказывалось в связи с постом супруга Сергея Когогина, который возглавлял предвыборный штаб Путина, а сейчас сопредседательствует в ОНФ. Айдар Метшин, ранее голосовавший против, неожиданно оказался в группе поддержки законопроекта. Однако позднее он пояснил в беседе с «БИЗНЕС Online», что виной всему ошибка: во время голосования он нажал не на ту кнопку. «Я не зафиксировал, что мы голосуем уже окончательно по вопросу принятия законопроекта во втором чтении, и ошибся. Это такой скорее технический момент. Я уже обратился в аппарат Госдумы, чтобы мой голос пересчитали. Выступаю против принятия, это моя позиция, которую я уже выражал в первом чтении», — указал парламентарий.
Ирек Богуславский и Илья Вольфсон не голосовали. Последний в первом чтении был против законопроекта, но на сей раз заболел.
Против проголосовали Прокофьев и еще 55 коммунистов, один не голосовал. Фракция ЛДПР в полном составе проголосовала за, а в партиях «Справедливая Россия» и «Новые люди» мнения разделились.
В третьем чтении законопроект планируется рассмотреть уже в следующий вторник, 14 декабря. Если закон примут (а сомнений в этом никаких), он вступит в силу с 1 июня 2022 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 585
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.