Взяв власть в «Вертолетах России», Николай Колесов решил не тянуть со сменой руководителей на местах. Первой кадровой «ласточкой» станет глава КВЗ, что неудивительно — это самый проблемный актив холдинга. Новым управляющим директором назначат Владимира Гинсбурга, который пока возглавляет Казанский электротехнический завод. Смена власти — уже на этой неделе. С чего вдруг такая спешка и почему выбор остановили не на ком-то из молодежи, которой под началом Колесова предостаточно, а на 67-летнем аксакале оборонной отрасли, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
По информации нескольких источников, Алексея Белых сменит действующий директор Казанского электротехнического завода (КЭТЗ, входит в КРЭТ) Владимир Гинсбург (на фото)
Конвейер «допросов» от Колесова
Сверхскоростное решение кадровых вопросов демонстрирует новый генеральный директор «Вертолетов России» (ВР), экс-глава концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов. Его назначили 1 декабря, а уже сегодня-завтра ожидается смена управляющего директора Казанского вертолетного завода (КВЗ). По информации нескольких источников в авиапроме, Алексея Белых сменит действующий директор Казанского электротехнического завода (КЭТЗ, входит в КРЭТ) Владимир Гинсбург. Сам он на вопрос «БИЗНЕС Online» предложил «обсудить тему завтра». «Ростех» витиевато уклонился от комментариев.
Уже известно, что вместе с Белых завод покинут ряд управленцев высшего и среднего звена. В частности, говорят о первом заместителе Вадиме Лигае (сын Вадима Лигая-старшего — главы КВЗ в 2007–2018 годах, ныне — советника управляющего директора). Несколько собеседников «БИЗНЕС Online» считают решение по Лигаю ошибочным, поскольку он один из немногих, кого можно назвать старожилом завода (работает более 10 лет), и единственный, кто в курсе всех заводских процессов. Но общее суждение таково, что никакие заслуги не помогут — уберут за фамилию: утверждают, что у Колесова давние сложные отношения с Лигаем-старшим. Впрочем, есть мнение, что напряженности нет, просто Лигай-младший ассоциируется с топ-менеджментом, при котором КВЗ оказался на грани банкротства. Уйдут и все назначенные прежним гендиректором ВР Андреем Богинским — связь с ним для нового руководства холдинга типа черной метки, ведь в российском вертолетостроении притчей во языцех стало противоборство двух кланов: в первый входят министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Богинский и советник гендиректора ВР, экс-глава Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ) Леонид Белых (отец действующего управдиректора КВЗ); во второй — Колесов и индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков.
Ожидается, что высшим управленческим слоем чистка не ограничится. «На выход собрались все прикомандированные уланудинцы, — утверждает один из источников. — Вообще, наблюдается нездоровая тенденция. Если в былые времена новый директор приезжал на какой-либо завод, это ничего не значило, а теперь каждый тащит с собой клевретов. Ладно, можно понять, когда свой главный бухгалтер или еще кто-то из ключевых, так ведь нет, уже чуть ли не начальников цехов начали менять. Руководитель — с камарильей, она — со своей группой поддержки, а дальше — третий уровень. И ведь на это смотрит молодежь. Кто-то годами пахал, стремился стать начальником отдела, цеха, а тут назначают со стороны. Кадровый рост не гарантируется ничем».
Уйдут и все назначенные прежним гендиректором ВР Андреем Богинским — связь с ним для нового руководства холдинга типа черной метки, ведь в российском вертолетостроении притчей во языцех стало противоборство двух кланов
Наш собеседник уверяет, что Колесов прекрасно ориентируется в ситуации на КВЗ: «Информаторов внутри завода у него более чем достаточно». Это подтверждает другой наш источник: «С людьми на КВЗ велась работа. У руководителей, которые придут на предприятие, уже есть понимание, кого поднять, а кого попросить на выход».
Второй в очереди на чистку — У-УАЗ. Нечто подобное уже происходит в самой управляющей компании ВР. Утверждают, что Колесов начал приглашать руководителей на «допросы». Якобы интересуется: «Как ваша деятельность влияет на выпуск вертолетов?» «И хотя все привыкли говорить без остановки, тут многим ответить нечего», — констатирует источник.
Второй в очереди на чистку — У-УАЗ (на фото — установка двигателя в вертолет серии Ми-8 на Улан-Удэнском авиационном заводе). Утверждают, что Колесов начал приглашать руководителей на «допросы»
«Кому хочется идти на оскандалившееся предприятие»?
Гинсбург — единственная кандидатура на пост нового управляющего директора КВЗ, говорят наши источники, отмечая, что сам он не в восторге от назначения. «А кому хочется идти на оскандалившееся предприятие с гигантским долгом, проблемами с кадрами и заказами? — отмечает один из наших источников. — Да и возраст — 67 лет». Почему же все-таки он? «Гинсбург, так скажем, от природы талантливый управленец, — полагает наш собеседник. — И, кстати, у него заслуженно высокий авторитет среди татарстанских директоров ОПК». Отметим и два исключительно редких для действующего оборонного директората момента: в промышленности Гинсбург прошел все ступени карьерной лестницы, от помощника слесаря до гендиректора, а на своем заводе трудится почти всю взрослую жизнь — с 1975 года.
Гинсбург Владимир Срульевич родился 3 августа 1954 года в поселке Красная Поляна Вятско-Полянского района Кировской области. Окончил Казанский химико-технологический институт (1982).
1972 — ученик слесаря-ремонтника, слесарь-ремонтник пивзавода «Красный Восток».
1973 — слесарь 5-го разряда, химкомбинат им. Вахитова.
1973–1975 — служба в Советской Армии.
С 1975 года по настоящее время — техник-технолог, инженер-технолог, замначальника цеха, начальник цеха, замгендиректора, гендиректор (с 2003-го) КЭТЗ (за исключением 1998–1999 — замгендиректора НИИ «Радиоэлектроника» и 1999–2002 — замгендиректора по производству и поставкам, и. о. директора опытного завода ГУП ФНПЦ «Радиоэлектроника»).
Женат, дочь и двое сыновей.
Гинсбурга можно назвать любимцем Колесова. О многом говорит тот факт, что КЭТЗ — единственное татарстанское предприятие КРЭТ, на котором за всю историю концерна (основан в 2009 году) никогда не менялся гендиректор.
Гинсбург прошел все ступени карьерной лестницы, от помощника слесаря до гендиректора, а на своем заводе трудится почти всю взрослую жизнь — с 1975 года
Завод с советских времен известен как единственный поставщик корабельной аппаратуры единой системы государственного опознавания («свой-чужой»). Примерно 20 лет назад предприятие оказалось на грани краха, но сначала помогло правительство Татарстана, а потом Колесов завел на КЭТЗ новые темы — аппаратуры опознавания большой мощности морского и наземного (комплексы ПВО) базирования, а также вертолетных радиолокационных станций. Плюс в последнем подробном годовом отчете (2016 год) указано: «Руководством министерства обороны и концерна „РЭТ“ принято принципиальное решение о передаче на предприятие бортовой авиационной аппаратуры». В соответствии с веяниями времени КЭТЗ искал и гражданские ниши, что для военной радиоэлектронной отрасли сверхпроблематично. В итоге завод начал выпускать станции управления погружными насосами и стационарные металлодетекторы. В 2017 году ОКБ КЭТЗ разработало инструмент для мехатронного роботизированного хирургического комплекса, который должен импортозаместить американскую хирургическую систему Da Vinci. Со всеми заданиями Гинсбург справлялся — в отчетности указывается, что работа идет без срывов, нет и нареканий по качеству. Завод стабильно прибылен.
КЭТЗ с советских времен известен как единственный поставщик корабельной аппаратуры единой системы государственного опознавания («свой-чужой»)
Добавим, что, несмотря на принадлежность к «Ростеху», КЭТЗ — часть личной промышленной империи Колесова. В мае 2020 года госкорпорация продала имевшиеся у нее акции предприятия (42,6%) подконтрольному бизнесмену заводу «Элекон». Остальные заметные акционеры тоже так или иначе связаны с оборонно-промышленным магнатом, среди них КОМЗ (14,03%) и «Ривер Парк» (10%). Председатель совета директоров КЭТЗ — Анастасия Колесова, дочь главы ВР и председатель правления Татсоцбанка.
Не рискованно ли уводить с завода такого руководителя? Можно предположить, что без заказов КЭТЗ не останется, гарантия тому — высокий спрос на российские системы ПВО внутри страны и за рубежом; плановая замена корабельных систем «свой-чужой» на аппаратуру следующего поколения (так говорится в отчетности); продолжающиеся поставки кораблей для ВМФ.
Не смущает ли то, что Гинсбург не вертолетостроитель?
Непростая ему досталась доля. Сейчас он поставщик 2–3-го уровня, а КВЗ — финалист, другой уровень, множество проблем в комплектации, импортозамещении, ценообразовании. Впрочем, Гинсбург — опытный промышленник и руководитель.
«Сейчас для КВЗ важно, чтобы был хозяйственный человек, умел управлять, — уверен один из наших собеседников. — Завод упакован по самой верхней планке, но ничего не делает и деградирует».
КВЗ передают Гинсбургу не на пике упадка — он пришелся на 2018–2019 годы (на фото: сборка Ми-8)
«Извращенная коммунистическая стройка»
КВЗ передают Гинсбургу не на пике упадка — он пришелся на 2018–2019 годы. Если считать в единицах (хотя это и весьма условно: одно дело — Ми-8, совсем другое — «Ансат»), то в 2020-м завод отчитался о 39 вертолетах (исторический минимум был в 2019-м — 27), план 2021 года — 72 (эту цифру называл Белых). Но наш источник полагает, что сдать удастся не более 55 — часть контрактов срывается, хотя, возможно, договорятся о плановом переносе их выполнения на 2022-й. Смещение сроков объективно частично обосновано. Например, программа Ми-38 остановилась из-за августовской катастрофы Ил-112 в Кубинке — на Ми установлен вертолетный вариант двигателя ТВ7-117. До окончания расследования выполняются только единичные, со специального разрешения, полеты. Впрочем, как полагает источник, даже при невыполнении плана завод получит какую-то прибыль, чего не случалось с 2017 года. Также по итогам 2020-го удалось сократить задолженность на 4,5 млрд рублей.
Не желая катить бочку на Белых, который при сложившейся на заводе ситуации вряд ли за год имел шанс перейти из статистов в игроки, все же отметим, что возможный положительный итог 2020-го предопределен работой КВЗ в 2019-м. Источник полагает, что перешедший с этого года задел (на окончательной сборке и на летно-испытательном комплексе) — не менее 35 машин. Впрочем, проблема не в числе вертолетов, а в сложившейся на заводе системе, из-за которой даже минимум машин сдается с надрывом.
Источник полагает, что новому директору придется переналаживать вообще все процессы: «Прежнее руководство ВР при всей своей, казалось бы, строгости вопросы ставило так, что было выгоднее не показать истинную картину, а пообещать заведомо невыполнимое. Вся производственная цепочка начала врать. В итоге получаем в цехе окончательной сборки еще неготовые фюзеляжи! Это вообще недопустимо. Но на что не пойдешь ради того, чтобы поставить галочку в отчетности. Все это видят и сами собой недовольны — такой психологический раздрай. Основная проблема нынешней команды — незнание элементарных правил управления производством».
По словам нашего собеседника, прежде всего придется разобраться с кадрами, в этом вопросе на КВЗ хаос: «Это такая извращенная коммунистическая стройка. Появились рабочие из Арсеньева, Ростова. Своим клепальщикам платят по 50 тысяч, ростовским — по 100 тысяч. В цехах чуть не до драк доходит, появилось штрейкбрехерство. Ладно бы приглашали кого-то выдающегося, а то обычные работники. Плати своим больше хотя бы процентов на 20 — и все будет нормально. В подразделениях начальники меняются как перчатки. Да будь ты хоть семи пядей во лбу, ты никогда не освоишь определенную сферу, если будешь в ней менее 2–3 лет, а тут каждые несколько месяцев меняют и думают, что человек прорыв сделает. С завода бегут люди разных уровней — высокого, среднего и низового. На заготовительно-штамповочном производстве рабочие меняются каждые месяц-два. В общем, полная потеря управляемости, и в первую очередь управленческий аппарат потерял сам себя. Перезагрузка требуется стопроцентная. Замена 1–2 человек ничего не решит».
«Конструкторы, инженеры, технологи сейчас думают: увольняться или нет? Прежде всего надо дать знать этим людям, что они нужны», — такой первый шаг рекомендует сделать новому директору эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев.
Пока затыкать кадровые дыры придется пожарными методами, а в дальнейшем есть надежда на обещанный учебно-производственный центр, о создании которого заявили месяц назад. Кстати, у Гинсбурга есть опыт создания аналогичного (хотя и не столь продвинутого) центра на КЭТЗ. Тогда же объявили о строительстве нового цеха окончательной сборки. Один из собеседников «БИЗНЕС Online» категорически против: «Имитация бурной деятельности. У КВЗ производственных площадей море и вместе с тем недозагруз. Зачем этот новый цех? Чтобы в красивом интерьере были пустые стапели? Миллиарды сейчас надо вкладывать не в стройку, а в развитие техники».
Как-то за год мы сделали 327 Ми-8, и ничего — нынешнего цеха хватило. Сейчас же план — 70 вертолетов, то есть 5–6 в месяц. Сотни миллионов хотят вбухать в цех. Но лицо завода — это не стройка, не зеркальный пол, а новая продукция. В линейке российских вертолетов не хватает машины примерно на 6 тонн — между «Ансатом» и Ми-8. Мы такой проект предварительно сделали. Дать бы конструкторам миллионов сто, и был бы вертолет — товар, который можно продавать. И еще — не пускайте к власти на заводе финансистов.
Что касается актуальных вертолетных тем, то Гинсбургу досталась доводка «Ансата-М», Ми-8МТВ-5М, да и Ми-38 еще только предстоит получить серийный облик.
Из актуальных тем Гинсбургу досталась доводка «Ансата-М», Ми-8МТВ-5М, да и Ми-38 еще только предстоит получить серийный облик
«В авиапроме такая чехарда, будто против него пятая колонна работает»
Столь диверсифицированный модельный ряд (легкая, средняя и тяжелая машины) — серьезное конкурентное преимущество КВЗ, такого разнообразия нет у других российских вертолетостроительных заводов. Важным фактором станет перезагрузка экспорта, за счет которого в лучшие времена в основном и жил КВЗ. «Экспорт у завода всегда шел по синусоиде: начало 1990-х — спад, конец 1990-х – начало 2000-х — подъем, потом опять спад и к 2014-му — подъем, — напоминает один из наших собеседников. — И в условиях такой переменчивости рынка крайне важна политика ВР: надо снизить цены на вертолеты, а то их вздули так, что они стали сравнимы с ценником американских и европейских аналогов».
Наконец, в помощь Гинсбургу будет реструктуризация долгов КВЗ, которые сейчас оценивают в сумму около 30 млрд рублей. Напомним, принципиальное решение об этом приняли еще в начале 2020 года благодаря активности президента РТ Рустама Минниханова, сумевшего убедить вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова. Предположительно, схема такова, что для ликвидации не возвращаемой ни при каких обстоятельствах части долга завод получит большой и длинный (до 2035 года) заем по ставке примерно 2,5%. По словам нашего источника, пройдены все соответствующие ростеховские процедуры, в ноябре была защита проекта реструктуризации, теперь идут заседания на уровне Борисова. Удалось защитить сумму примерно в 18 млрд рублей, остальное завод будет выплачивать из своих.
Гинсбург — хороший человек и замечательный организатор. Главное, чтобы ему оказывалась поддержка. КВЗ надо помочь комплексно. Если не будет четкой подпитки, не спишут долги, придется очень сложно. Некоторыми действиями завод загнали в угол. И вообще у нас в авиапроме такая чехарда, что складывается ощущение, будто против него пятая колонна работает.
Интересно, станет ли Колесов доискиваться причин образования такого большого долга. Юрий Пустовгаров, управляющий директор КВЗ в 2018–2020 годах, некогда выдвинул свою версию того, почему при Лигае-старшем завод оказался на краю долговой ямы. Впрочем, его точка зрения не отвечает на все вопросы.
«Вы забываете об огромных дивидендах управляющей компании, — рассказывает один из собеседников „БИЗНЕС Online“ о делах примерно 2010–2016 годов. — Прибыль ведь вещь такая, бухгалтерская, а вот дивиденды — чистый кеш. Вертолет отгружен? Отгружен. Неважно, что деньги за него пока не пришли, — добивайтесь, а дивиденды отдайте. Не волнует, что у вас из-за какой-то незавершенки огромная „дебиторка“: раз прибыль заработали, деньги отдайте. Словом, когда мы говорили: „Давайте дивиденды пустим в оборот, кредиты сократим, они же нас вниз тянут“, — нам отвечали: „Нет, нам очень нужны дивиденды“. Этот постоянный выем чистых денег обескровливал предприятие. Пытаются представить, что УК ничего не знала, но она настолько во все влезла, каждый шаг надо было согласовывать, отчитываться».
«Народ на КВЗ утомился от всех этих заездов и выездов»
«Народ на КВЗ утомился от всех этих заездов и выездов, — резюмирует наш собеседник. — При всех особенностях Колесова он целеустремленный человек — будет долбить, пока не продолбит. К тому же он запросто вхож к Чемезову и со всеми, с кем надо, в Москве наладил связи. Не знаю, к чему все приведет, но он точно натворит дел».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 201
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.