80 МЛРД. КАК ГИРИ НА НОГАХ

Всего, по данным службы, в 2011 году в структурных подразделениях управления ФССП по РТ находилось более 1,1 млн. исполнительных производств. При этом закончено было лишь 689 315 производств. «Нам так и не удалось существенно снизить остаток неисполненных производств прошлых лет, - признал в своем докладе руководитель управления ФССП по РТ Хамит Шарипов. - Это как гири на ногах!». Причем, что странно, в 2012 году показатель по проценту остатка неоконченных исполнительных производств не установлен! Однако Шарипов потребовал старших инспекторов ФССП до конца первого квартала всю работу по остаткам закончить.

Фактическим исполнением закончено 472 746 производств. Уровень фактического исполнения составил всего 68,6%, что, кстати, даже меньше прошлогоднего на 0,8%. Тогда как, мрачно заметил главный пристав РТ, резервы для выполнения были. Уровень реального взыскания, однако, увеличился с 39 до 39,6%. При этом, увы, снизилась фактически взысканная сумма более чем на 100 млн. рублей и составила 9,9 млрд. рублей. Шарипов заметил, что не последнюю роль в этом играет и увеличение нагрузки: в Татарстане на одного исполнителя в месяц приходится 209 производств.

КАК ХОУМ КРЕДИТ ВЫДАЛ КРЕДИТ НАРКОМАНУ

Учитывая, что в президиуме находился премьер РТ Ильдар Халиков, приставы в первую очередь рассказали о социально-значимых задолженностях. В частности, в 2011 году по взысканию задолженности по заработной плате поступило более 27 тыс. исполнительных документов на сумму около 550 млн. рублей. Вернули долги в итоге на 400 млн. рублей (90% от общего числа). Уровень взыскания по заплате, таким образом, даже вырос на 3%. Налоговой недоимки взыскано за 2011 год более 2 млрд. рублей, штрафов – на 226 млн. рублей. В пользу Пенсионного фонда поступило исполнительных документов на сумму в 1 млрд. рублей, но при этом исполнено лишь на сумму 600 миллионов.

Остаются проблемой для Татарстана, как и для России в целом, задолженность перед банками, которые похоже вновь начали придерживаться докризисной политики: сначала навыдавать кредитов, а потом думать, как возвращать. Объем кредитной задолженности, с которой пришлось иметь дело приставам в прошлом году, увеличился аж в 2 раза (!) и составил 33 млрд. рублей! При этом в ФССП не говорят сумму оставшихся долгов, однако отмечают, что из 72 тыс. исполнительных производств закончено лишь 28 тыс. (получается, лишь треть - ред.). Шарипов не скрывал возмущения, озвучивая цифры и возложил вину за них на сами банки.

- В прошлом году банками РТ выдано 1223 кредитов заведомо неплатежеспособным лицам! «Вот банк «Хоум Кредит» в Вахитовском районе выдал кредиты наркоману и алкоголичке. Нам приходится заниматься возвращением задолженности. Но куда смотрели службы безопасности банка?! Анализируя динамику производств, мы обратили внимание на статистику неисполненных судебных решений. Когда применив все законные меры, все новаторские разработки, мы тем не менее вынуждены признать свое бессилие. И в ходе анализа выявляется, что судебное решение было обречено. Это долг был изначально безвозвратным! Когда нет никакого дохода гражданина, когда имущество вывезено, активов нет. И долги остается только списывать, - рассказал Шарипов, считая, что сложилась ситуация «форменного безобразия». По его мнению, в большей степени виновны в раздаче таких кредитов федеральные банки, которые и «портят статистику». Все, что может ФССП - направлять результаты анализа невозврата собственникам банкам, однако, считает Шарипов, «за спиной взыскателя часто стоит нечто другое».

В СУД – ЗА ТРИ КОПЕЙКИ

Шарипов повеселил своих подчиненных и премьера описанием того, чем оборачивается порой дословное следование инструкциям. Ради нескольких рублей и даже копеек различные исполнительные органы вынуждают запускать судебный аппарат, который стоит на каждого человека как минимум 450 рублей. К примеру, исполком Советского района Казани затребовал с одной женщины одну копейку, для чего судебные приставы вынуждены были также подключаться. В Набережных Челнах с одного человека затребовали две копейки, а с частного предприятия целых три! При этом приставы понимают, что вины руководителя в этом нет, однако точное следование инструкциям в результате приводит к убыткам и неэффективной работе всех органов. Халиков, впечатленный фактами, поручил подготовить предложения в соответствующие законопроекты, которые бы прописали величину долга, для возврата которого работа приставов не была бы убыточной.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РТ: ПРИСТАВЫ УВЛЕКЛИСЬ ОГРАНИЧЕНИЕМ НА ВЫЕЗД ДОЛЖНИКОВ

Прокомментировали в ФССП РТ и масштабы временных ограничений на выезд, ставших в последнее очень популярным и действенным, как считают приставы, средством. В 2011 году в Татарстане выписано 6500 постановлений на ограничение выезда лицам, чей суммарный долг составил более 6 млрд. рублей (в 2010 году – 5,5 млрд.).

Следом, однако, выступил зампредседателя Верховного суда РТ Марат Хайруллин. Судья пожурил приставов за то, что те слишком часто и не по делу пользуются мерой ограничения выезда должника за рубеж. По его словам, это делается зачастую даже по мизерным суммам долга, по которым легко можно просто взыскать штраф.

Шарипов после заседания рассказал журналистам, что удивился выпаду Хайруллина в адрес его ведомства: «Для меня это было несколько неожиданным, так как с самого начала, когда в других регионах выписывали ограничение выезда даже за 100 рублей штрафа, мы никогда этого не делали. Мы для себя определили планку в 10 тысяч рублей, и если должник злостный. И что именно имел в виду Марат Хайруллин, я не знаю, но обязательно разберусь. Потому что по мелочам такую практику мы не применяем».

Кроме того, в 2011 году было арестовано имущество должников на сумму 6 млрд. рублей. Передано на реализацию в Росимущество, впрочем, лишь 3 млрд. рублей. Однако это больше, чем в прошлом году, на 44,6%. Общая сумма полученных средств от реализации имущества, составило 1,2 млрд. рублей (в три раза больше, чем в 2010 году).

ТИМОФЕЕВУ ДАЮТ 60 ДНЕЙ НА ВЫПЛАТУ 300 МЛН. РУБЛЕЙ ШТРАФА

Шарипов также прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» и ситуацию с истребованием штрафа с Александра Тимофеева (300 млн. рублей). Очевидно, что если деньги не будут истребованы, сумма повиснет над ведомством дамокловым мечом. Шарипов, как оказалось, не исключает, что Тимофеева могут лишить свободы, если тот не выплатит штраф в 300 млн. рублей. Сам штраф с бывшего чиновника приставы начнут взыскивать как только поступит исполнительный лист. «По закону мы должны выдержать 60 дней, чтобы он заплатил. Потом мы должны обратиться в суд. Суд решает, изменять или нет (приговор - ред.). Сейчас, кстати, разгорелся спор, можно ли применять (в качестве приговора - ред.) лишение свободы или нет. Вопрос сложный. Впервые он решается в РФ. Одни говорят, что нельзя, другие, что в каких-то случаях можно. Я думаю, разберутся», - выразил надежду Шарипов.

Если же у Тимофеева не окажется денег для возмещения штрафа, задача приставов – направить материалы в суд, если должник не оплатит, именно суд должен будет решить «в соответствии с действующим законодательством».

- После чего, как правило, мы накладываем арест на имеющееся имущество и работаем до конца. В случае, если имущества окажется недостаточно, приставы будут взыскивать с пенсии, если Тимофеев выйдет на пенсию, или с заработной платы. Если, конечно, не применят другой меры наказания. Это вопрос спорный, - размышлял в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шарипов. - Суд будет решать. У меня есть ответ, но я не хотел бы его озвучивать, чтобы не подводить людей.