Прошедший октябрь в России можно официально называть месяцем киберспорта — именно тогда российская команда Team Spirit победила на главном турнире по Dota 2 The International. Событие можно сравнить с победой в футбольной Лиге чемпионов, а после того, как россияне впервые в истории взяли в ней верх, к ребятам появилось крайне много внимания. «БИЗНЕС Online» поговорил с тренером Team Spirit Айратом Газиевым, который рассказал, как команда отмечала победу, почему ради Dota 2 ему пришлось бросить обучение в университете, а также объяснил, как шахматы помогают ему лучше готовиться к играм.
После победы на «чемпионате мира» по Dota 2 The International Айрат Газиев вместе со своими подопечными в Team Spirit «озолотился» сразу на $18 миллионов
Незнакомый герой
При словах «долларовый миллионер» представляешь бизнесмена в деловом костюме, визионера из IT-сферы, футболиста большого клуба и даже инстаграм-блогера. Никак не скромного 28-летнего молодого человека из Казани, который полюбил еще в школе онлайн-стратегию Dota и посвятил ей всю оставшуюся жизнь. И, как выяснилось совсем недавно, не зря. После победы на «чемпионате мира» по Dota 2 The International Айрат Газиев вместе со своими подопечными в Team Spirit «озолотился» сразу на $18 миллионов.
Газиев — один из основателей Team Spirit в нынешнем составе. В прошлом он сам был киберспортсменом, причем высокого уровня. Начал профессиональную карьеру в 2012 году, а в 2018-м сам участвовал на The International и доходил со своей командой Winstrike до стадии плей-офф. После в карьере Газиева наступила пауза — у него были проблемы со здоровьем. После лечения Айрат вернулся в киберспорт уже в новом статусе — тренера. Он вместе с менеджером Дмитрием Беловым собрал новую команду и довел ее до нового статуса чемпионов.
Для многих в Татарстане стало откровением, что Газиев родился и живет в Казани. Киберспорт хотя и популярен, но вошел в жизнь республики не так прочно, как классические виды, — и Айрат для нее полностью незнакомый герой. Парадокс, но он до сих пор не появился на каком-либо публичном мероприятии в столице РТ, зато успел сходить с одноклубниками на «Вечерний Ургант». В этом интервью мы попытались узнать побольше о Газиеве, а также выяснить секрет успеха Team Spirit.
«В принципе не загадывал, что будет в случае победы. Но такого охвата вообще не ожидал»
«Выпил столько шампанского, сколько не пил всю жизнь»
— Айрат, вашей победе на The International в России радовались чуть ли не как выступлению футбольной сборной на ЧМ-2018. Пройти мимо нее было невозможно. Изменилась ли как-то после турнира ваша жизнь?
— На самом деле нет. Приятно, что многие звонят и поздравляют, но, кроме этого, ничего не изменилось. Ощущения, что я теперь звезда, нет. И это касается каждого в команде. Есть лишь приятное чувство удовлетворения.
— После победы вы с одноклубниками выпили больше шампанского, чем за всю жизнь. По крайней мере, так сказал менеджер команды Дмитрий Белов. Это действительно было так?
— Могу сказать за себя: я точно выпил шампанского больше, чем за всю жизнь. Но отмечу, что я в целом не люблю шампанское и особо не пью его. У Димы, я думаю, такая же ситуация. По-моему, шампанского было не очень много — сразу после победы на арене, немного в отеле, где мы немного посидели в лобби, а еще на пресс-конференции. Вообще не понимаю, почему наливают именно шампанское в таких случаях.
Что касается того, как мы отмечали, то мы просто где-то поели все вместе. Тяжело что-то придумать после финала, день выдался нереально утомительным. Все устали, эмоционально мы были вымотаны. При этом осознание победы не устаканивалось в голове еще пару дней. Просто нормально посидели, пообщались. Я только сейчас начинаю приходить в себя, когда сижу дома и отдыхаю.
— После победы вас поздравил Владимир Путин, пригласили к Ивану Урганту. Ожидали такого внимания?
— Честно — нет. В принципе не загадывал, что будет в случае победы. Но такого охвата вообще не ожидал.
— В команде вы были больше всего готовы к The International. Вы участвовали на турнире как игрок, а теперь как тренер. Для вас что-то изменилось?
— Если честно, не делал для себя каких-то разграничений. Даже не думал об этом.
— Можете объяснить, чем занимается тренер по Dota 2?
— Для нашего спорта это понятие новое. Команды стали назначать тренеров только второй-третий сезон. Пока у данного направления нет какой-то определенной структуры, стандартов. Мне приходится ориентироваться на свой опыт. Вообще, я пытаюсь улучшить всё, до чего могу дотянуться, начиная от игровых моментов, коммуникации, стратегических аспектов. Беру на себя какие-то задачи менеджмента, разбираю ошибки команды, просматриваю игровые модели и предлагаю их команде. Игра во многом строится на коммуникации — например, как люди реагируют на ошибки тиммейтов. Важно сохранять хладнокровие, я стараюсь работать над этим. Также я отвечаю за атмосферу в коллективе, она должна оставаться дружественной и рабочей. Не говорю, что все должны быть братьями, но всем должно быть комфортно.
— Контролируете ли вы какие-то внеспортивные моменты? Питание, распорядок дня?
— У нас есть менеджеры, которые следят за этим. Помогают со спортом, здоровьем, питанием.
Dota — популярнейшая онлайн-стратегия. Стартовала как карта-дополнение к игре в жанре фэнтези Warcraft III, а со временем стала независимой, привлекла внимание миллионов геймеров по всему миру и даже оформила собственный жанр. Называется он MOBA — многопользовательская онлайн – боевая арена. Это стратегия, совмещенная с элементами ролевой игры, где пользователи управляют героем, зарабатывают для него баллы в игровом процессе и с их помощью «прокачивают» персонажа. Dota 2 вышла в 2013 году — и с этого момента геймеры перестали зависеть от «родной» Warcraft III.
Если объяснять на пальцах, в Dota сталкиваются две команды. В каждой по пять героев, взятых из мира Warcraft. Как и в обычном спорте, у них есть свои позиции: кто-то из персонажей лучше выдерживает лобовые столкновения, кто-то хорош в дальней борьбе; кто-то медленный, но с большим здоровьем, кто-то быстрый, но менее выносливый.
Задача каждой команды — захватить вражескую крепость, которая расположена на другом конце карты, и при этом сохранить свою. Герои, само собой, не бессмертны — после поражения им нужно от 10 секунд, чтобы восстановиться и вернуться на карту. Крепость тоже не «бумажная» — и иногда обрушить ее получается только в несколько заходов.
Со дня основания Dota неразделима от мира киберспорта. По игре проводятся турниры с рекордными призовыми фондами, есть целые лиги, причем разных уровней. В 2019-м Dota отпраздновала рекорд — миллион человек играли в нее одновременно. В последнее время идут разговоры, что популярность Dota 2 падает. «Клоны» наподобие игры League of Legends действительно собирают более крупную статистику, но Dota 2 в мире киберспорта все равно сохраняет свои позиции — без нее не проходит ни один крупный турнир.
— Вы участвовали в отборе игроков в эту команду. Как он проходил?
— Со мной связался менеджер Дмитрий Белов и сказал, что настроен собрать новый коллектив. Мне стало это интересно. У Димы изначально был большой пул игроков — у него в целом хорошие скаутские данные. Всех киберспортсменов нужно было отсмотреть, чем мы и занимались: у кого какие взаимодействия, у кого больше потенциал, кто лучше подойдет. Хочется отметить, трое победителей The International оказались в самом первом составе команды.
— Часто ведь при создании команды в нее набираются знакомые ее создателя…
— Старых игроков, которые проявили себя на профессиональной сцене, мы тоже просматривали, но все же больше работали на перспективу. В этой игре очень важны взаимоотношения в коллективе. Все стараются брать людей, в которых уверены, что с ними можно договориться, сработаться. Поэтому кому-то может показаться, словно берут исключительно друзей. Просто кто-то может бояться пригласить незнакомого человека в команду. Мы хотели взять разношерстных игроков и превратить их в команду. Наверное, у нас получилось. Но и спасибо ребятам, они были готовы работать.
— Вам было важно подобрать именно молодой состав?
— В Dota считается, что более опытные спортсмены могут устать от игры. А молодые горят, легкообучаемы, у них нет каких-то паттернов, из-за которых нужно переучиваться. Плюс они более открытые. Они как белый лист, на котором можно что-то начертить. Конечно, возникали какие-то трудности, ведь все люди разные. Нужно было время на притирку, у каждого свои взгляды на жизнь.
— Долго ли шла притирка в вашем случае?
— Месяца два. Причем первое время приходилось просить ребят, чтобы они обращались друг к другу по именам, а не по никнеймам. Нужно было выстраивать отношения. Плюс имелись и некоторые культурные различия. Магомед Collapse — дагестанец, Илья Yatoro — с Украины, Torontotokyo — тувинец, я татарин. Конечно, все мы из СНГ, но разница в воспитании имела место быть. В целом у нас не возникало каких-то противоречий. Можно сказать, что Dota сближает. Мы были сосредоточены на игре.
— Для сближения тренировки проводились офлайн или каждый находился дома?
— Пару месяцев мы играли из дома, все-таки коронавирус. Только после послаблений мы собрались на буткемпе (тренировочные сборы — прим. ред.), смотрели «Бригаду», играли в настольные игры.
— К слову, «Бригаду» смотрели по вашей инициативе. Для чего?
— Это было не перед The International, а чуть раньше, во время DPC league. Я бы не сказал, что заставлял ребят смотреть, это было на добровольных основах. Мы много времени проводим вместе, общаемся, часто речь заходит о сериалах. В какой-то момент выяснилось, что «Бригаду» никто в команде не смотрел. Я решил, что срочно нужно восполнить пробел в культурном образовании ребят — странно жить в России и не смотреть «Бригаду». Ничего в этот просмотр не закладывалось — нам просто нужно было посмотреть что-то на досуге. Не могу сказать, что все остались в восторге. Мы не смогли досмотреть сериал до конца — осталась одна-две серии.
Илья Yatoro Мулярчук
Выступает за Team Spirit с декабря 2020 года.
Родной город — Буча, Украина.
Играет с 2013 года.
Александр Torontotokyo Хертек
Выступает за Team Spirit с декабря 2020-го.
Родной город — Кызыл, Россия.
Играет с 2013-го.
Магомед Collapse Халилов
Выступает за Team Spirit c декабря 2020-го.
Родной город — Махачкала, Россия.
Играет с 2014-го.
Мирослав Mira Колпаков
Выступает за Team Spirit c 2021-го.
Родной город — Луцк, Украина.
Играет с 2014-го.
Ярослав Miposhka Найденов
Выступает за Team Spirit с декабря 2020-го.
Родной город — Златоуст, Россия.
Играет с 2011-го.
Все меняется, когда ты начинаешь зарабатывать деньги. Мама радовалась, говорила, что я молодец, но всегда хотела, чтобы я получил образование
«Все встречались с непониманием родителей»
— Как и когда вы вообще попали в киберспорт?
— Это было в 7–8-м классе. Тогда мы ходили по компьютерным клубам, играли в Counter Strike, третий Warcraft. В те времена Dota была лишь дополнительной картой в Warcraft. Когда появился компьютер дома, брат играл в Warcraft, а после него начал играть и я.
— Ваша первая официальная команда — Moskow Five. Не получилось собрать команду на родине, в Казани — из-за этого пришлось перебираться в Москву?
— Это не первая команда вообще, но первая, где мне платили зарплату. Что касается Казани, то я не могу ответить, какая обстановка по киберспорту здесь — давно не посещал какие-то местные турниры. Наверное, что-то проводят. Но в моей молодости они проходили, я принимал в них участие. Тут существовало свое комьюнити.
У нас была городская команда, мы ездили в ту же Москву на турниры. Просто было время, когда состоялся переход с первой на вторую Dota. Все уже выросли, я был самым молодым в нашей компании. Остальные забросили игру, я же остался и выступал на онлайн-турнирах. Вообще, это такая дисциплина, в которой, если ты играешь на хорошем уровне, тебя знают не только в твоем регионе. Потому меня пригласили в Moskow Five.
— Родители ругали за увлечение киберспортом?
— Конечно. Я думаю, все встречались с непониманием родителей. Дело ведь не конкретно в Dota. Мама и папа не разбираются, что ты там делаешь, — им просто не нравится, что ты играешь. Ведь нужно больше времени уделять учебе. Были и классические истории, когда мама, уходя на работу, забирала шнур от компьютера. Помню, у меня забрали клавиатуру, и я играл на одной мыши. А чтобы зайти на Battle.net, копировал буквы и вставлял их в поля логина и пароля. Играл только мышкой.
— Как сейчас они относятся?
— Все меняется, когда ты начинаешь зарабатывать деньги. Мама радовалась, говорила, что я молодец, но всегда хотела, чтобы я получил образование. Она считает, что киберспорт не может продолжаться вечно.
— Вы в итоге получили образование?
— Нет. Возможно, в будущем сделаю это. Я учился в КХТИ, но пришлось его бросить после второго курса. Не было времени совмещать, у меня была полная занятость. Я учился на факультете управления и автоматизации. Но что это было и чему меня учили, уже не помню — это было 10 лет назад.
Я работал с первого курса и понемногу забивал на учебу. Накапливались долги, я с трудом что-то сдавал. Но я к этому моменту неплохо играл и что-то зарабатывал. У кого-то есть авторитарные родители, но мои с пониманием отнеслись к решению бросить универ. Я путешествовал по миру, зарабатывал, делал то, что мне нравится. Хоть и был некий скепсис.
— Вы сказали, что успели поработать во время обучения. Кем?
— Я работал на стройке, на автомойке, у дяди через знакомых работал при проведении ЛЭП. Ездили за город и ставили эти столбы. Понятное дело, я не залезал, а просто подавал инструменты более опытным товарищам. Все-таки я был молодым, у меня было здоровье и время, хотелось иметь карманные деньги. Поэтому часто искал подработку.
— Где вы проживаете сейчас?
— В Казани. Было время, когда я переезжал в Москву, примерно на год, но вскоре вернулся. Последние два года я снова живу в Татарстане. Я родился, вырос и живу в Казани.
— В вашем «Инстаграме» есть фотография с матча чемпионата мира по футболу на «Ак Барс Арене». Вы болельщик?
— Да, я люблю футбол, с детства им занимался.
— Есть еще какие-то увлечения?
— Люблю сингловые компьютерные игры, а в последнее время частенько играю в шахматы. Это началось из-за коронавируса, плюс вышел сериал «Ход королевы». Меня это как-то захватило, я стал играть. Раньше в детстве я играл в шахматы с отцом, потом это прекратилось.
Это здорово помогает в Dota, нужно уметь быстро принимать решения. В шахматах есть блиц, когда необходимо очень быстро думать — это помогает повысить скорость мышления. Хочется верить, что мои увлечения помогают мне. Кстати, во время The International я играл перед каждым матчем, чтобы размять мозги. Это стало моей традицией на турнире.
О финале The International: «Звучит как фантастика!»
— Давайте разберем выступление команды на The International. Как проходила подготовка к турниру?
— Все начиналось еще на буткемпе. Мы вставали рано, чтобы уже в 11 часов утра начинать проводить игры. Просыпались, играли паблик (матч на обычной карте со случайным соперником — прим. ред.), ели, потом стартовали тренировки. Между тренировками обед. Во время тренировки мы играли с определенными соперниками, иногда мне удавалось разобрать матч сразу после его окончания, иногда нужно было пересматривать его в поисках ошибок. Затем мы отрабатывали элементы, на которые я указывал.
— Хватало ли времени на что-то помимо тренировок?
— У нас был жесткий график. Даже после тренировочных матчей каждому из ребят приходилось много практиковаться индивидуально. Только Саня Torontotokyo еще успевал ходить заниматься в зал — но он всегда делает зарядку и поддерживает себя в форме. Это лишь походы без фанатизма, чтобы поддерживать форму. На одном из буткемпов было такое, что мы ходили в зал всей командой, но занимались недолго. Все-таки тренировочный процесс забирает очень много времени. Плюс не хочется забивать руки, утомляться перед играми.
Главный турнир по Dota 2 проводит The Valve — компания, которая и разработала игру. Негласный статус «чемпионата мира» она получила за счет рекордных призовых. Формируются они не каким-то меценатом, а самими игроками: они пополняют карманы разработчика, покупая различные улучшения своим героям. Чем популярнее игра, тем больше денег она получает — и тем крупнее призовые на The International.
В 2021 году лучшие команды турнира получили порядка $40 миллионов. 18 млн из них выплатили, собственно, Team Spirit и обеспечили каждого игрока до конца жизни. Однако делать вывод, что в киберспорте каждый более-менее успешный игрок купается в деньгах, не стоит. Так, один из самых ярких членов команды Team Spirit Магомед Collapse Халилов суммарно заработал до The International $60 тысяч. Тоже хорошие деньги, но не огромные. Так что настоящий куш в киберспорте срывают только самые-самые.
— Мирослав Mira рассказывал, что из-за занятости совсем не оставалось времени на личную жизнь…
— Это касается не только The International, а в целом сезона. У меня такое чувство, что мы больше полугода суммарно были в разъездах — куда чаще, чем дома. Например, мы принимали участие в DPC league. У нее такой формат, что матчи проходят раз в неделю, длится это все дней 40. Чтобы хорошо в ней выступить, приехать нужно чуть раньше для подготовки. Проводили эту лигу во время буткемпа, а период сейчас такой, что на многое влияет коронавирус. Потому по регламенту нам никуда нельзя было выходить, мы находились в закрытом доме и ни с кем не виделись.
Потом мы остались в буткемпе на несколько дней и отправились на турнир Major, вернулись домой на четыре-пять дней, затем поехали играть квалификацию The International, и только потом был небольшой отдых. После него вновь случился буткемп, небольшая пауза в 10 дней, дальше — финальный буткемп до The International. Просто не было времени видеться с родными.
— Тяжело ли дался такой период команде?
— Это все сугубо индивидуально. Кому-то крайне не хватало общения. Кто-то, наоборот, смог от него отдохнуть. Лично для меня это было тяжеловато. В то же время не могу сказать, что рвал на себе волосы.
— На The International вы стартовали с двух поражений. Это все мандраж?
— Конечно, мандраж в нашей команде был. Какие-то моменты мы делаем не задумываясь, на автомате, а здесь появлялись сомнения. Я списывал это только на мандраж. Все-таки у нас четыре игрока из пяти оказались впервые на The International. Никуда от этого не денешься. Вообще, в первый день мы выглядели так, словно вышли не проиграть, боялись ошибиться.
— Как удалось выйти из этого состояния?
— С одной стороны, мы понимали, что хорошо готовы к турниру и можем сыграть лучше. С другой — эти матчи проходили против сильнейших соперников. Наши мысли были такими: если мы проиграем им, в этом нет ничего страшного, потому что, скорее всего, им проиграют все. Мы поговорили друг с другом, успокоились. Мы высказались, почему это происходит, и пришли к тому, что можем без проблем выступать на турнире. Нас не переигрывали, мы сами плохо отыграли простые моменты. Рабочая ситуация.
— Затем вам удалось победить сильнейшую российскую команду Virtus.pro — причем впервые по ходу сезона. За счет чего?
— Всего в сезоне у нас с ними было три серии — две на DPC, одна в групповой стадии онлайн-турнира ESL. В самой первой игре у нас была сделана замена, плюс мы оказались слабее в целом как команда. Но мы показали неплохую игру. Во второй серии мы довольно глупо ошиблись и отдали выигрышный матч. Не было такого, что мы слишком слабые, чтобы победить их.
В последней серии только вышел новый патч в игре. Мы не особо разобрались — проиграли, и ничего страшного. Они сильная команда, они хорошо играют.
— Если говорить в целом про российские команды, на каком уровне они в Dota 2?
— На The International показали очень хороший уровень: мы победили, а Virtus.pro заняли 5–6-е место. Отличный результат, который в последний раз был, наверное, 10 лет назад. Не сказал бы, что команды из СНГ фавориты на любом из турниров. У нас достаточно высокий уровень, но в результат это выливалось не очень часто. Хотя для этого все есть: сильные киберспортсмены, неплохие команды. Но вот на крупных турнирах не получается показать свою игру.
— Вы говорили, что не готовились к финальному матчу. Почему?
— Мы не знали, будем ли играть в этом финале. Ведь в этот же день у нас был матч с Team Secret в полуфинале. Это сильная команда. Потому, на мой взгляд, все следовало делать постепенно — глупо распыляться и готовиться сразу к двум командам. Нужно сначала пройти в финал, уже потом будем думать, что там делать.
Тем не менее наш соперник по финалу — PSG.LGD — одна из самых сильных команд в мире, за ними посматривают многие другие коллективы. Мы смотрим их матчи в записи, поэтому не было такого, что вышли на игру и совсем не знаем соперника. В некотором смысле хорошо, что именно они оказались в финале. Уважаем эту команду, в каких-то моментах ориентируемся на нее.
— Как складывался для вас финал?
— Мы хорошо себя чувствовали, что помогло нам забрать первые две карты (в Dota 2 начисляются очки за победу на картах — это как партии в волейболе — прим. ред.) — это сопернику приходилось подстраиваться под нас при выборе персонажей. Мы заставили выйти PSG.LGD из зоны комфорта. Но на третьей-четвертой карте они преподнесли нам сюрпризы, застали нас врасплох. Мы поняли позже свои ошибки, но своевременно мы с ними не справились.
— В финале вам удалось забрать у соперника три карты, хотя на протяжении всего турнира они отдали лишь две. Благодаря чему это стало возможно?
— Действительно, звучит как фантастика! Но поэтому победа стала только слаще. Победа ведь может быть разной, нам же удалось обыграть действительно сильного соперника. На самом деле мы даже не задумывались об этом до финала — такие мысли по ходу турнира лучше гнать прочь. Иначе можно сильно усложнить свою жизнь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.