«Вопрос очень сложный, если бы он был решаемым, давно бы уже решился», — считает и. о. руководителя исполкома НМР Рамиль Муллин. Жители жалуются ему в соцсетях на то, что они устали ждать на остановках общественный транспорт. Интервал движения автобусов главного перевозчика доходит до 60 минут, что недопустимо для нижнекамцев. Острым вопрос стал еще несколько лет назад, довести дело до конца не успел Айдар Метшин. В планах у города закупить 24 автобуса до конца года, но пока не хватает финансирования — нужно около 500 млн и поддержка республики. Удастся ли Муллину восстановить транспортную систему?
Рамиль Муллин: «Есть вопросы по финансированию, один автобус «НЕФАЗ» стоит около 14 миллионов рублей, Lotos — порядка 11 миллионов»
Муллин взялся за транспортную реформу — Нижнекамск может получить 24 новых автобуса
Транспортной реформой занялся исполняющий обязанности руководителя исполкома Нижнекамского муниципального района РТ Рамиль Муллин. О проблеме с автобусами жители города пишут Муллину в его личный аккаунт в «Инстаграме». Этот вопрос стоит на повестке Нижнекамска уже не первый год, но своего логического завершения пока так и не нашел.
«Вопрос очень сложный, если бы он был решаемым, давно бы уже решился. Есть вопросы в сфере транспортно-промышленных предприятий, были рекомендации, предложения по совмещению. Поэтому в течение прошлой недели мы тоже провели ряд совещаний с участием министра транспорта РТ, были очные, заочные встречи, порядка трех совещаний, — отметил Муллин. — Есть вопросы по финансированию, один автобус „НЕФАЗ“ стоит около 14 миллионов рублей, Lotos — порядка 11 миллионов».
Рамиль Хамзович также озвучил, что прорабатывается возможность включения Нижнекамска в национальный проект «Безопасные и качественные дороги». «Тогда мы сможем получить 24 автобуса, и этого, конечно, недостаточно, чтобы перекрыть потребность, но тоже частично могло бы решить вопрос», — сказал спикер. Эти слова на фоне заявлений на тот момент еще мэра города Айдара Метшина о завершении транспортной эпопеи звучат неоднозначно.
«В осень войдем с налаженной маршрутной сетью. Мы видим горизонт решения в краткосрочной перспективе», — говорил он. Помогали Метшину специалисты из Санкт-Петербургского института транспорта — те же, что помогали решить транспортный вопрос в Казани. Они предложили объединить вахтовые и городские маршруты. А тем временем люди продолжают жаловаться на то, что им приходится ждать автобус часами, чтобы уехать на работу или домой.
В действительности оптимизировать маршрутную сеть недостаточно, нужно полностью обновить автобусы. Сейчас пассажирские перевозки в Нижнекамске осуществляет две компании — «Нижнекамское ПАТП» и альтернативный перевозчик «Альбатрос». Всего на маршрутах ездит 14 автобусов — 8 из них принадлежит «Альбатросу» и 6 осталось у ПАТП. Проблема главного городского перевозчика не нова — гендиректор Юрий Иванов терпит миллионные убытки. На конец 2020-го выручка ПАТП, по данным «Контур.Фокуса», упала на 36% до 266,6 млн рублей. Чистый убыток зафиксирован на отметке в 47,3 миллиона. И не факт, что предприятие сможет работать в следующем году.
Сокращение числа автобусов у Иванова произошло из-за нерентабельности маршрутной сети. «Он начинает сокращать свои издержки, увеличивать интервалы движения. Интервал движения больше, пассажир уходит с маршрута, он не будет долго ждать. Автобус начинает возить воздух, становится хуже — еще больше интервал увеличивается. Уже дошло до того, что по ряду маршрутов интервал движения — 60 минут. Считайте, что общественного транспорта нет», — объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» замглавы исполкома Нижнекамского района по экономическому развитию и проектному управлению Ленар Ахметов.
«В осень войдем с налаженной маршрутной сетью. Мы видим горизонт решения в краткосрочной перспективе»
Проезд в Нижнекамске может подорожать до 35 рублей за билет
Чтобы комплексно решить проблему, город активно работает с правительством республики, профильным министерством. «Себестоимость перевозок, приобретение, лизинг автотранспорта, конечно, играют большую роль. Поэтому, если мы этот вопрос решаем, по крайней мере, с перевозчиками уже можно будет договариваться о какой-то приемлемой работе общественного транспорта для жителей — соблюдать интервальность», — говорит Ахметов.
Идут движения также в части доходной части маршрутной сети: «На сегодняшний день тот тариф, который у нас есть, экономически неоправдан. Он должен быть больше, и мы уже в июле заявку в госкомитет по тарифам подали. Ждем решения по поводу повышения тарифа. Потому что это один из инструментов увеличения доходной части со всех перевозок». Сейчас проезд на автобусе стоит 25 рублей за наличку и 20 рублей для льготной категории.
По словам замглавы исполкома НМР, стоимость проезда может увеличиться до 25–27 рублей по транспортной карте, а вот за наличку есть идея сделать стоимость проезда максимально дорогой. «Чтобы люди максимально уходили от наличной оплаты и переходили на безналичную систему, которая лучше контролируется. Чтобы доходная часть становилась прозрачной. В этом заинтересованы и перевозчики, которые работают, им же тоже невыгодно, когда кондукторы или водители наличку зажимают, показывают доходную часть меньше», — рассказал Ахметов.
Город хочет увеличить проезд до 35 рублей за наличный расчет, до 30 — по банковской карте. «Те, кто активно пользуется транспортом и уже имеет транспортную карту, для них в принципе тариф не поменяется. В идеале надо, чтобы у всех были банковские либо транспортные карты», — сообщил он.
«На сегодняшний день тот тариф, который у нас есть, экономически неоправдан. Он должен быть больше, и мы уже в июле заявку в госкомитет по тарифам подали. Ждем решения по поводу повышения тарифа»
«Есть уверенность, что данный вопрос будет решен. Надеемся, что в этом году»
Планируется, что решение по приобретению новых автобусов примется до конца года. «Мы, по крайней мере, с производителями транспорта уже говорим о поставке автобусов в этом году. Денег не хватает, но будем изыскивать какие-то возможности — в лизинг брать, чтобы не сразу приобрести автобусы. Понятно, что это большие деньги. Но, если в лизинг на пять лет брать, сумма в год уже не такая большая».
Сейчас им нужно около 500 млн рублей для закупки автобусов, для нормального функционирования системы транспорта, если в лизинг, то порядка 70 млн рублей в год. Расчеты проводил тот самый Петербургский институт транспорта. На оптимизированную маршрутную сеть на первом этапе, по словам замглавы исполкома, 30–35 автобусов было бы достаточно. «Есть уверенность, что данный вопрос будет решен. Надеемся, что в этом году. Холода наступают, люди ждут решения», — объяснил Ахметов.
Он подтвердил, что действительно планируется закупить газовые автобусы компании «РариТЭК», рассматривают и автобусы «НЕФАЗ». «Потому что есть программа БКД, имеется возможность субсидировать 60 процентов автобусов большого класса типа „НЕФАЗ“, поэтому мы сейчас по этой программе тоже двигаемся параллельно». Город, впрочем, очень надеется на поддержку республики и федеральное финансирование.
Сейчас, говорит собеседник, на четырех маршрутах ходят и маленькие маршрутки «Альбатроса», нареканий по интервальности по ним у жителей нет: «Но мы же понимаем, что это не стандарт перевозок и рано или поздно все равно надо будет уходить от подобного».
Вопрос объединения вахтовых и городских маршрутов, впрочем, в рамках реформы отодвигается на второй план. «Надо сначала вопрос решить внутри города. Реформа пойдет следующим этапом. Пока вопрос в том, что надо вернуть пассажиров на городской общественный транспорт. В принципе, есть предприятия автотранспортные, которые сейчас не обслуживают, но они готовы зайти с учетом увеличения доходной части». Как только станут известны сроки поставки автобусов, будет запущен тендер на обслуживание муниципального маршрута.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.