«Негатив и потрясение», — такую оценку сегодняшней ситуации на автомобильном рынке дал один из самых успешных автодилеров. Отвечая на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» в ходе интернет-конференции, председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев оценил обстановку на рынке, объяснил положение с ценами на автомобили и рассказал о планах компании.
Вячеслав Зубарев: «30 лет занимаюсь автобизнесом, а такой ситуации не припоминаю»
«Цельной и последовательной позиции у нас нет: то ограничения, то массовые гулянья и кроссы»
— Вячеслав Викторович, что вы думаете о принудительной вакцинации?
— Я считаю, что это, увы, единственная мера, которая может остановить вымирание населения. Конечно, меры ограничения никому не нравятся. Я знаю, что в больницах сегодня перегруз, врачи выбились из сил. Сложно лечь в стационар даже с большим поражением легких, потому что мест нет.
— Ваши сотрудники привиты? Как мотивируете их к вакцинации?
— Процент привитых у нас больше, чем в среднем по республике, но этого недостаточно. Выпустили приказ о том, что мы все будем прививаться.
— Сопротивляются?
— Ну конечно. Как и везде, есть какое-то недопонимание. Но мы вынуждены подчиниться решению наших властей. И я с пониманием отношусь к этому решению, потому что человеческая жизнь все-таки дороже. Когда кто-то из знакомых умирает, это очень тяжело. Если ради сохранения жизни нужны такие меры, то, наверное, их надо принять.
— Те, кто не хочет прививаться, чем мотивируют свой отказ?
— Мне кажется, у людей до сих пор есть недоверие к мысли, что COVID-19 — это страшно. Да и цельной, последовательной позиции у нас нет: то ограничения, то массовые гулянья и кроссы.
«Мне кажется, трансформация будет идти в направлении комбинированной сделки: онлайн-коммуникация и офлайн-покупка. Все-таки купить автомобиль — дело небыстрое, это не за солью в магазин сходить»
«Когда серьезная покупка, лучше дело иметь с человеком, а не с платформой, не с роботом»
— «Год назад вы возглавили ассоциацию „Российские автомобильные дилеры“. Какие проблемы и потребности отрасли авторетейла формулировал и транслировал властям этот „рупор“ за прошедший год? Были ли вы услышаны?» (Ильгизар)
— Конечно, мы озвучиваем свои проблемы. У меня были неоднократные встречи в минпромторге РФ, в комитете Совета Федерации, скоро пойдем знакомиться и с новыми депутатами Госдумы. К сожалению, вопросы государственного уровня решаются очень и очень медленно. Но мы будем и дальше работать, и я уверен, решим какие-то проблемы. Но хотелось бы побыстрее.
— Какие, например, проблемы?
— Если говорить глобально, то сегодня в мире идет трансформация, связанная с развитием новых технологий, в том числе онлайн-технологий. Какова будущая модель построения автобизнеса, будущие взаимоотношения между производителями и дилерами? Дилеры — это же целая отрасль! Порой есть такое отношение, что торговля — это неважно, без подобного можно обойтись, самое главное — заводы. Но если сравнить инвестиции в строительство заводов на территории России и в техническое обслуживание и продажи автомобилей, то они в разы отличаются в пользу автосалонов. Все взять и просто выбросить? Ну это будет не по-хозяйски как-то…
Ни в коем случае нельзя пытаться стоять на пути прогресса, но можно быть готовым ко всему. Инвестиции ведь нужно не только привлекать, но и рационально использовать. Зачем инвесторам вкладываться в отрасль, которая будет сворачиваться? Любой инвестор вложит свои деньги только туда, где можно заработать. А для того чтобы заинтересовать инвесторов, необходимо планирование, понимание и разъяснение. Я ратую за открытую дискуссию, потому что никто из нас не знает, что будет завтра, но мы должны это совместно обсуждать.
— Возрастание объемов продаж через интернет автодилеров если еще не пугает, то явно настораживает?
— Безусловно, настораживает. Вот представьте: инвестор вложил в строительство автоцентра большие деньги, надеясь окупить затраты в течение 7 лет, и вдруг объем продаж начнет снижаться. Естественно, весь бизнес-план летит…
Я считаю, что интернет — это хорошо для клиента. Сопротивляться прогрессу нельзя, просто ему нужно способствовать и участвовать в нем. Мое мнение, что подавляющее большинство людей, ратуя за онлайн-продажу, думают о более низкой цене. А если цена приблизительно одинаковая, то автомобиль лучше покупать у дилера. Все-таки, когда предстоит серьезная покупка, лучше дело иметь с человеком, а не с платформой, не с роботом: в случае какого-то негатива вам даже не к кому будет обратиться. Тем более что автомобиль — это эмоциональная покупка. Человеку хочется, чтобы ему кто-то рассказал о машине, глядя в глаза, чтобы авто можно было руками потрогать, посидеть за рулем… Мне кажется, что большинство именно так хотят покупать автомобиль. К примеру, на американском рынке онлайн-продажи машин составляют всего 5–7 процентов.
Но онлайн-продажи должны быть. Кому нравится — пожалуйста! Другое дело, если онлайн — это стратегическая линия на замещение продаж офлайн через дилеров. Тогда нужно думать, что делать в дальнейшем с инвестициями, которые вложены в авторетейл.
Мне кажется, трансформация будет идти в направлении комбинированной сделки: онлайн-коммуникация и офлайн-покупка. Все-таки купить автомобиль — дело небыстрое, это не за солью в магазин сходить. Поэтому, думаю, часть коммуникаций между продавцом и покупателем уйдет в онлайн, но в том, чтобы совсем без офлайн обходиться, я думаю, подавляющее большинство просто не заинтересовано.
— Но вот мнение нашего читателя на эту тему: «Скорее бы уже заводы начали полноценно продавать автомобили через интернет».
— Такие настроения понятны — люди рассчитывают купить дешевле, но в условиях дефицита это не получится. Сегодня компания Hyundai не менее 10 процентов машин продает напрямую. Автомобили выдаем мы и другие дилеры.
По нашим замерам, 95 процентов прямых продаж автомобилей идут перекупам. Это, естественно, профессиональные люди наняли робота. Когда не было дефицита, то и у дилеров можно было купить машину со значительными скидками.
Как только исчезнет дефицит автомобилей, так сразу ситуация нормализуется и дилеры будут продавать даже дешевле прайсовой цены. А пока дефицит, этой цели, увы, не достичь.
«Процент надо устанавливать в зависимости от суммы сделки: чем сумма больше, тем процент меньше»
— Какие еще проблемы у автодилеров?
— Главное — существует двойное налогообложение на автомобили с пробегом. Если дилер купил такую машину у владельца в Татарстане и обменялся им с дилером из другого региона, то повторно заплатит 20 процентов НДС. Обмен между дилерами — это сложившаяся практика, когда одну модель автомобиля, которая в избытке у одного дилера, он меняет на другую, которой у него нет. И все от этого выигрывают. Но закон сегодня таков, что за одну машину придется 2 раза платить НДС. Это явный промах закона, его надо исправить.
— Как получается двойное налогообложение?
— Когда автосалон покупает автомобиль у частного лица, а затем его продает другому человеку, он платит НДС только со своей наценки. А когда один автосалон купил у частного лица, а продал другому автосалону, то НДС он платит не с разницы в ценах, а со всей суммы. И в данной ситуации, чтобы автосалону хотя бы в ноль уйти, надо на машину сделать наценку 25 процентов. А это сумасшедшая цифра! Или продавать себе в убыток…
— Что еще беспокоит автодилеров?
— Почему в автосалонах не приветствуется получать оплату по карточке?
Банки берут комиссию 0,5 процента. Одно дело — 0,5 процента с покупки в продуктовом магазине, совсем другое — со стоимости автомобиля. 0,5 процента — это минимальная комиссия, где-то и процент берут. С миллиона — 10 тысяч рублей, с 5 миллионов — 50 тысяч.
Наценка на автомобиль не в дефицитное время, как сейчас, а в обычное — 2–3 процента. И треть наценки может уходить на комиссию банку. Ясно же, что такой высокий процент мешает всей работе: и покупателям неудобно с наличкой, и масштаб использования карточки сокращает, и банки из-за этого в итоге меньше получают.
— Но эти 0,5 процента банки, наверное, со своего клиента берут, а не с автосалона?
— Банки берут деньги с продавца! Но продавцы зачастую закладывают эти расходы в цену автомобиля, что возмущает покупателей. И в результате начинается ненужная борьба между продавцом и покупателем… Если процентную ставку уменьшить, то возрастет количество операций по карточке, и банки будут получать больше, чем сегодня. И между продавцом и покупателем недопонимания не будет.
— Какой оптимальный процент могут брать банки, на ваш взгляд?
— Раз в 10–20 меньше, чем сегодня. Процент надо устанавливать в зависимости от суммы сделки: чем сумма больше, тем процент меньше. Тогда справедливо будет.
«Производство не восстановилось. Есть всеобщая проблема мирового автопрома — это нехватка полупроводников. На глобальном уровне мощностей для их производства и так не хватало, а пандемия и локдаун сформировали взрывной рост потребности»
«В Малайзии завод, поставляющий комплектующие на LADA и Renault, месяц не работал из-за локдауна»
— «По данным „Автостата“, за 9 месяцев 2021 года рост продаж автомобилей составил более 15 процентов. Выходит, рынок оправился от „ковидного“ шока?» (А. Валиев)
— Рынок, конечно, оправился. Но сегодня мы продаем не столько, сколько хотят купить наши клиенты, а столько, сколько дают нам производители.
— «В прошлом году на рынке России ощущался дефицит автомобилей всех классов. Сегодня ситуация изменилась?» (Дорофеев)
— Производство не восстановилось. Есть всеобщая проблема мирового автопрома — это нехватка полупроводников. На глобальном уровне мощностей для их производства и так не хватало, а пандемия и локдаун сформировали взрывной рост потребности. Крупнейшие потребители полупроводников, как насос, втянули все полупроводники, и автопрому их не хватает. Кроме того, автопром в 2020 году, испугавшись перепроизводства из-за локдауна, все свои заказы в значительной степени уменьшил. А быстро восстановить производство нельзя, потому что заказы долгосрочные и нет свободных мощностей. Но беда не приходит одна: в Японии был пожар на автомобильном заводе, а в Малайзии предприятие, поставляющее комплектующие на LADA и Renault, месяц не работало из-за локдауна.
— Какая статистика автопродаж по регионам?
— Сегодня вся эта статистика не имеет смысла! Она ни о чем не говорит, кроме того, кому сколько автомобилей дали. Речь идет не о покупательной способности и желании регионов, а о том, сколько машин поставили. Поверьте, мы сегодня продаем не столько, сколько можем и сколько нужно нашим клиентам, а столько, сколько получаем автомобилей.
Любой город Татарстана, например Челны, может легко «взять» 50 процентов рынка России: просто туда нужно завезти машины, клиенты съедутся отовсюду и все раскупят. Все машины будут проданы, но это не значит, что рынок Челнов взлетел.
— Дефицит по всем брендам?
— Абсолютно по всем брендам и моделям!
— В такой обстановке есть ли смысл обсуждать, кто в лидерах рынка?
— Особого смысла нет, потому что количественные показатели сегодня абсолютно не отражают результативности работы. Все определяется только количеством автомобилей, поставляемых производителями.
— А блат в вашем бизнесе есть? Кому-то производители могут поставить больше, кому-то — меньше…
— Если вы имеете в виду коррупцию, то, по-моему, ее нет. Может быть, на каких-то совсем мелких уровнях что-то бывает, но по-крупному нет. Я, конечно, не могу ручаться за всех, но массового характера такое явление точно не имеет. У каждого дистрибьютора своя система распределения автомобилей: где-то автоматическая «считалка», кто-то распределяет по определенным принципам. Но все они более или менее открыты. У некоторых дистрибьюторов, конечно, есть более закрытые системы — они говорят, что у них «считалки», но они забывают их обнародовать. У других все прозрачно — любой может подсчитать, сколько чего получил.
— Все-таки некие «туманы» есть?
— Совсем исключить человеческий фактор невозможно, но какая-то вопиющая несправедливость встречается чрезвычайно редко.
«По итогам 9 месяцев российский рынок вырос на 5 процентов. Однако в настоящее время значительный прирост за первое полугодие стал подравниваться к показателям предыдущего года. Я опасаюсь того, что IV квартал окончательно подровняет показатели и к концу года они будут на уровне прошлого или даже меньше»
«Мы росли, но в последние месяцы, к сожалению, провалились по объемам продаж»
— «Как прогнозируете итоги 2021 года по автомобильному рынку?» (Манапов)
— Если еще месяца три назад я был уверен, что случится незначительный рост, то сегодня я в этом сильно сомневаюсь, потому что в последнее время идет снижение объемов. В сентябре новых автомобилей было продано 2 797, для сравнения: в сентябре прошлого года — 4 774. Что будет дальше — это гадание на кофейной гуще. Я 30 лет занимаюсь автобизнесом, а такой ситуации не припоминаю. По итогам 9 месяцев российский рынок вырос на 5 процентов, поскольку открывались новые дилеры. Однако в настоящее время значительный прирост за первое полугодие стал подравниваться к показателям предыдущего года. Я опасаюсь того, что IV квартал окончательно подровняет показатели и к концу года они будут на уровне прошлого или даже меньше.
— «Каковы итоги работы ТТС за 9 месяцев 2021 года?» (Ислам Тухватуллин)
— Мы росли, но в последние месяцы, к сожалению, провалились по объемам продаж. По итогам 9 месяцев находимся примерно на уровне прошлого года, рост — 1–2 процента.
«На продажах автомобилей с пробегом у нас хороший рост. Даже впервые количество продаваемых новых и автомобилей с пробегом было почти одинаковым: в сентябре новых автомобилей продано 2 797, а машин с пробегом — 2 350. Сегодня хорошая машина с пробегом не застаивается»
«Задача номер один — улучшить работу с клиентами»
— «Ваши принципы работы, позволяющие по выручке быть в топе Forbes? Это надо же — „Оргсинтез“ обогнать!» (Аркадий)
— С одной стороны, это лестно, с другой... Когда наступила пандемия, я очень остыл к количественным показателям. Считаю, что важно быть эффективным. А такие объемы — потому, что у нас капиталоемкий товар. Машины дорогие, деньги большие крутятся. Еще несколько лет назад при подобных оборотах мы балансировали на грани убыточности, доходность обеспечивала не столько продажа автомобилей, сколько их обслуживание и дооснащение. А продажи шли практически в ноль, они иногда не окупали затрат. Еще года 2–3 назад между продавцами имело место соревнование — кто больше скидку даст… То время вспоминается, как будто оно было в другой жизни.
Как у нас получилось попасть в топ Forbes? Наверное, потому, что нам удалось выживать в течение 30 лет. А выживали потому, что всегда думали об эффективности. Тем, кто стремился продать как можно быстрее и больше, это, как правило, выходило боком.
А у нас коллектив хороший, цели всегда интересные. Но небо не всегда безоблачное, и потрясения были. Ситуация с COVID-19 нас расшевелила, и последние два года мы многое делаем по реорганизации предприятия, по повышению его эффективности. А сегодня и на ближайшее время задача номер один — улучшить работу с клиентами. Мы считаем, что эффективность и клиентская лояльность — это залог будущего благополучия компании. Если это получится, значит, предприятие и дальше будет развиваться и процветать.
— «Каковы успехи в построенном ТТС центре по продаже подержанных авто?» (Роман)
— Не подержанных, а автомобилей с пробегом. Да, ожидания оправдались. Для какого-то рынка автомобиль с пробегом, может быть, дешевая покупка, а для российского — это очень значимое приобретение.
Те, кто успел нас посетить, отмечают ряд плюсов: хорошие условия для осмотра, прозрачная история автомобилей с пробегом, большой выбор, юридическая защищенность — мы все риски берем на себя. А покупая машину с пробегом на рынке, можно остаться и без автомобиля, и без денег.
Популярность этого объекта большая, мы довольны.
— В связи с дефицитом новых автомобилей бум на вторичном рынке произошел?
— Конечно! На продажах автомобилей с пробегом у нас хороший рост. Даже впервые количество продаваемых новых и автомобилей с пробегом было почти одинаковым: в сентябре новых автомобилей продано 2 797, а машин с пробегом — 2 350. В прошлом году машин с пробегом продано 2 тысячи. Интерес к автомобилям с пробегом резко повысился. Сегодня хорошая машина с пробегом не застаивается.
— И что с ценами на автомобили с пробегом?
— Цены тоже росли, безусловно. Если на новые автомобили цена увеличивается, то и на машины с пробегом она растет.
«В докризисном 2007 году все мировые эксперты оценивали потенциал российского рынка в 4 миллиона автомобилей, и производители формировали свои дилерские сети с мощностями этого потенциала рынка. В этом году рынок менее 1,5 миллиона автомобилей, поэтому запас мощностей колоссальный»
«В этом году рынок менее 1,5 миллиона автомобилей, поэтому запас мощностей колоссальный»
— Новые автосалоны собираетесь открывать?
— Точечно будем открывать там, где у нас давние обязательства. На территории Татарстана планов нет. Один автосалон строим в Уфе, обязательства по которому были взяты еще пять лет назад. Еще один — в Ижевске. В докризисном 2007 году все мировые эксперты оценивали потенциал российского рынка в 4 миллиона автомобилей, и производители формировали свои дилерские сети с мощностями этого потенциала рынка. В 2021 году рынок менее 1,5 миллиона автомобилей, поэтому запас мощностей колоссальный. Наши автосалоны в среднем загружены процентов на 60.
— Пришлось что-то закрыть, продать?
— Нет, мы стараемся все сохранить.
— А вот читатель пишет, что на Даурской, 18, салона уже юридически не существует: «Не могу внести данные в систему ЭПТС. Как мне внести запись о собственнике в ЭПТС при отсутствии дилера 2019 г SKODA ТТС по адресу Казань, Даурская18?» (Александр) (Орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
— Салон как был, так и остался. Просто произошла смена юридического адреса в связи с реорганизацией. Мы стремимся сделать одно общее юрлицо. Нас критиковали за то, что много разных юрлиц у ТТС, поэтому мы сегодня проводим реорганизацию.
— Разве будет выгоднее? Обычно, наоборот, дробят.
— Экономически это не выгоднее, но так для нас упростится документооборот и сократится внутренняя бюрократия. Ну и снимутся подозрения со стороны налоговых органов, которые в дроблении подозревают стремление сократить налоговую базу.
— А как помочь Александру?
— Я возьму этот вопрос на контроль. Мы разберемся и постараемся помочь. Проблема в том, что это зависит не только от нас, но и от дистрибьютора. К сожалению, в «Фольксваген Груп Рус» процедура согласования очень сложная.
— Работа автосалонов, продажи чем-то отличаются в разных регионах?
— Качество работы наших сотрудников на местах и определяет репутацию компании в регионе. Когда-то нас считали пришлыми: «Татары пришли...» Помню, в одной из республик во время встречи с премьер-министром я попросил объяснить, почему к московской компании такой пиетет: «Инвесторы из Москвы», — хотя они слабее ТТС. А о нас говорят: «Опять татары к нам рвутся!» (Смеется.) Сейчас этого вроде нет, мы уже там укоренились, стали своими.
«От тех, кто купил автомобиль или прошел сервисное обслуживание, мы заинтересованы в получении обратной связи»
«Ежемесячно у нас ремонтируется 60 тысяч автомобилей»
— «Когда в ТТС перестанут обманывать автовладельцев, не выдавая бумаги о ремонте? Человек обратился в ТТС по гарантии, его автомобиль ремонтируют, возвращают владельцу, но никаких документов не выдают, ссылаясь на то, что это внутренняя процедура и документы на них не положены! То, что ТТС можно назвать монополистом в РТ, убило все качество обслуживания». (Ильгиз)
— В среднем ежемесячно у нас ремонтируется 60 тысяч автомобилей. Я не могу сейчас ответить на данный вопрос, потому что мне нужна конкретика: когда это было, в каком автосервисе, какой сотрудник обслуживал. А вообще я запрещаю обманывать клиентов. Это общая установка в нашей компании. Если где-то есть нарушения, мы с каждым будем разбираться. Если кто-то из сотрудников не разбирается и это до меня дойдет, я строго спрошу. К сожалению, подобные жалобы идут обезличенно. У нас работает линия горячей связи, есть клиентская служба. Во время пандемии был провал в их работе, а сегодня жалобы отрабатываются стопроцентно. Если служба функционирует плохо, дайте знать в мою приемную.
— Один из читателей жалуется: «Делаю ТО в ТТС Hyundai на улице Декабристов, и постоянно какие-то недоделки: то жидкость охлаждающую недоливают или вообще уровень не смотрят, гайки колесные постоянно перетянуты после ТО: чтобы открутить, надо трубу метровую на баллонный ключ надевать. Последний раз заметил, что защиту пластиковую не закрепили, наживили болты и забыли затянуть. В службу качества обращаться — это как в черную дыру: претензию примут, пообещают связаться и пропадают навсегда — никто не звонит. А раньше служба качества сама звонила после каждого ТО и интересовалась, как обслуживание».
— Сегодня ставится цель опрашивать о качестве обслуживания 100 процентов клиентов. Даже у тех, кто просто пришел в автосалон и не купил автомобиль, будем спрашивать их мнение. А от тех, кто купил автомобиль или прошел сервисное обслуживание, мы заинтересованы в получении обратной связи. Обзвон клиентской службой осуществляется спустя какое-то время после продажи. Допускаю, что не до всех дозваниваются, потому что не все люди отвечают на звонки с незнакомых номеров. Но звонят всем. А если была жалоба и клиентская служба не перезвонила — это вопиющий факт. Хотелось бы получить конкретику.
Да, у нас много проблем, в том числе в общении с клиентами, особенно в период дефицита автомобилей, потому что нет мотивации продавца. Когда сотрудник будет хорошо общаться с клиентом? Когда ему надо продать товар. А если машин мало, то он знает, что не этому, так другому покупателю он все равно продаст. К сожалению, такая ситуация действует на людей расслабляюще. Нам это не может нравиться, потому что идет деквалификация продавцов. В отсутствие достаточного количества автомобилей мы усиливаем, ужесточаем требования к работе с клиентами. Если есть жалобы, то продавец будет депремирован. Но с обезличенными жалобами работать невозможно, нужны конкретные данные.
— Вы сказали, что у вас автосалоны сегодня загружены на 60 процентов. Планируете ли свободные площади сдавать в аренду?
— Чтобы в них были какие-то «магазинчики» — зачем? Мы не хотим понижать качество своих автосалонов. У нас достаточно эффективное предприятие, рентабельное. Вопрос об убыточности не стоит. Я говорю о том, что нет смысла строить новые мощности. Конечно, всегда хочется зарабатывать больше, но все-таки при этом сохраняя уровень качества предоставляемых услуг, иначе и основной заработок снизится. Нельзя гнаться за сиюминутной выгодой, нужно держать планку качества.
«Помните, как мы наслаждались рыночной экономикой, когда дефицита не стало и был избыток предложений, торговались по скидкам? Все это вернется»
«Когда дефицита машин не будет, проблема решится сама собой — рынок отрегулирует цены»
— Вы говорили о дефиците машин и очередях на них. Неужели ценники не отпугивают? Автомобили подорожали, а зарплаты не повысились.
— Я с вами абсолютно согласен. Поверьте, меня все это не устраивает, потому что ситуация с зарплатами еще больше снижает нашу базу для будущей работы. Да, сейчас вроде хорошо, высокая рентабельность, но это близорукая позиция, потому что, во-первых, идет деквалификация наших сотрудников, во-вторых, если сегодня будет мало продано автомобилей, завтра их мало придет на сервис. А чисто по-человечески, если большинство людей не может позволить себе купить автомобиль, значит, лучше жить мы не начинаем. Но я все-таки надеюсь, что наша страна будет экономически развиваться. По крайней мере, наше руководство говорит о том, что надо повышать благосостояние людей.
— «Есть ли предел у роста цены на автомобили?» (Эмиль)
— Здесь два фактора: первый — когда валюта росла, цены на автомобили поднимались гораздо медленнее, а сейчас они отыгрывают; второй фактор — дефицит машин. Никто не отменял рыночный механизм. Например, есть 50 автомобилей и 100 желающих их купить. И как распределить? Или кому повезет, или кто больше заплатит. Но, думаю, когда наладится производство в прежних объемах, все быстро стабилизируется.
— «Почему продаете новые автомобили на 10–20 процентов дороже цены производителя? И сколько времени это продолжится? Раньше такого не было». (Рустем)
— Наценку делает и производитель, и продавец. Что касается рекомендованной цены, то это рекомендация, которая не является обязательной, поскольку антимонопольное законодательство запрещает договариваться о ценах. У нас рыночная экономика, поэтому цены устанавливаются рынком. Обычно автомобили продавались дешевле рекомендованных цен. Но, повторюсь, у всех компаний в KPI сотрудников три составляющие: количество продаж, доходность, клиентская лояльность. В отсутствие необходимого количества продаж сотрудники стараются повысить доходность. Возможно, кто-то пользуется запрещенным приемом. Но мы все жалобы рассматриваем. С каким-то отдельным случаем разобраться можно, но радикальное решение данной проблемы может быть только одно: ликвидация дефицита. Это я говорю после обмена информацией со своими коллегами, директорами других компаний. Аналогичная ситуация практически у всех. Когда дефицита машин не станет, проблема решится сама собой — рынок отрегулирует цены. Помните, как мы наслаждались рыночной экономикой, когда дефицита не стало и был избыток предложений, торговались по скидкам? Все это вернется.
— Когда?
— Хороший вопрос. Я его тоже часто задаю своим партнерам-производителям.
На конференциях, где присутствуют руководители предприятий автопрома России, я спрашивал, когда увеличится выпуск автомобилей. Раньше в ответах было больше позитива — называли IV квартал этого года. Но сегодня понятно, что в IV квартале избытка автомобилей не будет.
Будем ждать на следующий год. Но пик дефицита, мне кажется, приходится на сентябрь – октябрь. Надеюсь, производство автомобилей начнет нарастать в 2022-м. Конечно, сразу миллион машин не привезут, но увеличение поставок случится. Впрочем, когда дефицита не будет вовсе, в I или во II квартале, вопрос пока открытый.
«Человек по сути своей консервативен, поэтому всякую новинку принимает в штыки. Я, например, айфон долгое время не признавал. О вкусах не спорят. Кто-то любит ретромашины, а кому-то новинки нравятся»
«Автомобильные дизайнеры — это люди не от мира сего, немножко ненормальные»
— «Заметил, что многие бренды привычный внешний вид авто круто изменили, и часто не в лучшую сторону. Зачем?! А вам нравится новый облик машин?» (Кирилл З.)
— Помню, когда еще работал на КАМАЗе и не думал, что буду заниматься продажей автомобилей, я только начинал интересоваться машиной, которую хочу купить. В то время появилась LADA 9-й модели, все говорили: «Фу, зубило какое-то. Вот „шестерка“ — это автомобиль!» Или хрестоматийный пример — Эйфелева башня: сначала считали уродцем, который портит облик Парижа, а сегодня это символ столицы Франции.
Вообще, автомобильные дизайнеры — это люди не от мира сего, немножко ненормальные. Может быть, они видят то, чего мы не видим. Иногда первое впечатление от автомобиля бывает, мягко говоря, спорным. Потом привыкаем и начинает нравиться. Да, есть элементы в новых автомобилях, которые я не понимаю, но в целом нравятся. В большинстве своем это шаг вперед. Но человек по сути своей консервативен, поэтому всякую новинку принимает в штыки. Я, например, айфон долгое время не признавал. О вкусах не спорят. Кто-то любит ретромашины, а кому-то новинки нравятся.
— «Какие самые ожидаемые обновления второй половины 2021 года?» (Дмитрий Осокин) Вообще новинки ожидать?
— Конечно! Например, Hyundai Staria на смену устаревшей модели H1. В ноябре ждем обновленную KIA Cerato, в декабре — обновленный KIA Ceed. Уже доступен к продаже новый Volkswagen Teramont.
— Специалисты говорят о «китаизации» авторынка. А что вы думаете о китайских машинах?
— Китайские компании прошли большой путь за последние годы — и в качестве автомобилей, и в выстраивании взаимодействия с дилерской сетью. Они сегодня уверенно идут по следам своих коллег — корейцев. Поэтому, я думаю, они будут наращивать продажи. Но говорить о том, что они вытеснят всех, нельзя, просто займут свою нишу. Автомобили у них неплохие, некоторые компании наладили производство на территории России. Что касается соотношения цены и качества, то сложно говорить о людских пристрастиях, потому что машин просто не хватает. Если бы сегодня привезли южноафриканские машины, если такие были бы, их, наверное, тоже купили бы… Мы работаем с Haval и довольны, у них хороший продукт. Думаем, как будем расширять бизнес.
— Вячеслав Викторович, спасибо за разговор. Успехов вам!
Зубарев Вячеслав Викторович родился 25 ноября 1959 года в городе Златоусте Челябинской области. Окончил Челябинский политехнический институт по специальности «автомобили и тракторы».
1981–1983 — мастер на заводе двигателей ПО «КАМАЗ».
1983–1989 — начальник цеха ПО «КАМАЗ».
1989–1991 — начальник производственного комплекса ПО «КАМАЗ».
1991–1993 — начальник отдела маркетинга завода двигателей ПО «КАМАЗ».
1993–2008 — генеральный директор ООО «ПФ „ТрансТехСервис“».
С 2008 года — председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“».
С 3 сентября 2020 года — президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 341
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.