В республику вернулся криминальный авторитет, лидер одной из самых мощных преступных группировок в истории Татарстана, «29-й комплекс», Адыган Саляхов по прозвищу Алик. Поводом для этапирования, по данным источников «БИЗНЕС Online», стали следственные действия по нераскрытым убийствам — силовики, в частности, получили заявление о причастности к заказному убийству на одного влиятельного в РТ человека родом из Закамья. Одновременно с Саляховым в Казань этапировали из ямало-ненецкой колонии «Полярная сова» пожизненно осужденного Юрия Еременко, известного как Ерема. Оказавшись в Татарстане, Алик попросился на свободу. Что он может дать следствию взамен?
На протяжении нескольких месяцев проводятся следственные действия с лидером банды — 59-летним Адыганом Саляховым (на фото справа). Как выяснилось, он был тайно этапирован в Татарстан еще год назад, в СИЗО-4 Мензелинска, что в 55 км от Челнов
Самый опасный преступник Закамья 90-х годов секретно этапирован в Татарстан
Как стало известно «БИЗНЕС Online», силовики в Закамье проводят массовую ревизию следственных действий по преступлениям прошлых лет. В поле их зрения попали в том числе нераскрытые убийства одной из самых жестоких преступных группировок Набережных Челнов — «29-й комплекс». На протяжении нескольких месяцев проводятся следственные действия с лидером банды — 59-летним Адыганом Саляховым по прозвищу Алик. Как выяснилось, он был тайно этапирован в Татарстан еще год назад, в СИЗО-4 Мензелинска, что в 55 км от Челнов.
В июле 2006 года в отношении Саляхова и еще 32 участников группировки Верховный суд Татарстана вынес обвинительный приговор. В сумме получилось более 500 лет лишения свободы за 21 убийство, 7 похищений людей, многочисленные случаи вымогательства. В ходе ликвидации ОПГ сотрудники МВД Татарстана изъяли целый арсенал оружия — более 50 единиц, в том числе четыре автомата Калашникова, 7 пистолетов Макарова, пистолет ТТ, два нарезных карабина, охотничье ружье, два обреза охотничьих ружей, пять самодельных пистолетов, 2,8 кг тротила, 200 г пороха, 4 073 патрона различного калибра, даже два гранатомета, 9 гранат и одно дистанционное устройство управления взрывом. По данным правоохранительных органов, под контролем «двадцатьдевятников» было практически все Закамье, в том числе КАМАЗ с его футбольным клубом, банки, рынки и развлекательные заведения Челнов. Интересы у членов группировки были в том числе в Москве и на Украине.
«Лидер преступной группировки, Саляхов Адыган по кличке „Алик“, — это один из самых жестоких и дерзких преступных лидеров Набережных Челнов. Смог организовать группировку, где была железная дисциплина, четкое распределение ролей — лидеры, авторитеты, „шестерки“, киллеры», — рассказывал в интервью программе «Честный детектив» на тот момент министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров. Тогда еще прокурор Челнов Илдус Нафиков считал «двадцатьдевятников» неофициальными руководителями города, перед которыми трепетали властные структуры.
В июле 2006 года в отношении Саляхова и еще 32 участников группировки Верховный суд Татарстана вынес обвинительный приговор. В сумме получилось более 500 лет лишения свободы за 21 убийство, 7 похищений людей, многочисленные случаи вымогательства
Алик смог избежать пожизненного заключения, получив в сумме за все преступления 25 лет. Бо́льшую часть наказания он отбыл в колонии строгого режима в поселке Верхний Чов Республики Коми. Единственный, кто получил пожизненное наказание, — приближенный Алика Юрий Еременко (Ерема).
Почему криминальных авторитетов разбросали по всей России? После вынесенного приговора «29-му комплексу» сотрудники ГУ ФСИН Татарстана попросили Москву не оставлять осужденных в республике с той целью, чтобы лишить бандитов возможности влиять на криминалитет из тюрьмы. Специальная комиссия ГУ ФСИН России пожелание учла.
Но теперь, как сообщают наши источники, вместе с Аликом в Татарстан этапирован и Ерема — в казанский СИЗО-1. Он отбывал наказание в исправительной колонии особого режима «Полярная сова», что за полярным кругом, в Ямало-Ненецком автономном округе. В Казани отбывает срок лишь один из осужденных членов ОПГ — Рузаль Асадуллин (Рузалик).
По данным наших источников, поводом для этапирования в Татарстан влиятельных криминальных лидеров стало некое заявление в адрес следственных органов. Вроде бы один из представителей преступного мира, который в данный момент тоже отбывает наказание, начал давать показания против «двадцатьдевятников».
Что по этому поводу говорят Саляхов и Еременко, пока неизвестно. Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что в числе потенциальных фигурантов нового дела могут оказаться влиятельные люди из Закамья. Их имена не раскрываются.
Алик смог избежать пожизненного заключения, получив в сумме за все преступления 25 лет. Единственный, кто получил пожизненное наказание, — приближенный Алика Юрий Еременко (Ерема)
Саляхов хочет выйти по УДО
Криминальный мир Татарстана находится в томительном ожидании — чем же закончится «командировка» Алика и Еремы? Наши собеседники предполагают, что, если отсидевший уже львиную долю срока Саляхов даст подробные показания по нераскрытым преступлениям, его могут отпустить условно-досрочно. Он уже пытался это сделать в Татарстане — материал был передан в суд 1 сентября 2021 года, но возвращен заявителю.
Как выяснил наш корреспондент, Саляхову в любом случае осталось отсидеть всего три года. После приговора он неоднократно обращался в Сыктывкарский городской суд с просьбой снизить ему срок. 18 мая 2015 года желание Алика была удовлетворено, срок уменьшили на 1,5 года. Сейчас в сумме авторитет отбыл уже долгих 20 лет.
Безусловно, Алик очень хочет выйти на свободу. Но что это будет значить для Челнов? По нашим данным, у него сложились очень непростые отношения с освободившимися членами «29-го комплекса», коих уже 80% от числа всех осужденных. Вероятнее всего, выйдя на свободу, он вернется на малую родину — в Оренбургскую область.
В этом году досрочно на свободу вышел киллер «двадцатьдевятников» Руслан Хасьянов (Хасьян). Он был приговорен к 19 годам лишения свободы. Отбывал наказание в ИК-3 города Омска. Он не раз пытался выйти досрочно, ссылаясь на положительную характеристику. Хасьянов известен по самому кровавому эпизоду дела группировки — убийству в деревне Старое Мазино Мензелинского района авторитетного предпринимателя Рафиса Лукманова. Влияние «29-го комплекса» распространялось не только на Набережные Челны, но и на близлежащие города и районы РТ. Собирали прибыль бандиты и с мясокомбината «Модуль» в Елабуге. В том же городе преступников интересовало и два ликеро-водочных завода Лукманова. Последний не хотел отдавать львиную долю прибыли «двадцатьдевятникам». В ночь на 17 мая 1996 года к Лукманову пожаловали «гости» — 8 боевиков ОПГ. Киллеры «двадцатьдевятников» Хасьян и братья Михаил (Беляныч) и Александр Беленко (Фига) по заданию Саляхова расстреляли всех, кто был в доме, дабы не оставлять свидетелей, в том числе 14-летнего сына Лукманова.
В феврале 2021 года досрочно освободился из мест лишения свободы и Игорь Буртасов (Гоша). На его счету убийства авторитета Василия Лысых в 1993 году и бывшего члена своей же группировки «29-й комплекс» Марата Гарипова, которого избили бейсбольной битой, связали за спиной руки, накинули на шею тряпку и задушили. Труп завернули в покрывало, запихнули в багажник «Нивы» и отвезли в лес. Здесь тело расчленили — отрубили голову, кисти рук — и закопали в разных местах. Это было фирменным стилем «29-го комплекса». После этого киллеры, вернувшись на дачу убитого, сожгли одежду погибшего. В доме старые доски на полу были пропитаны кровью так, что убийцам пришлось менять полы. Вместе с Гошей там были члены ОПГ по кличке Татарин, Ванан и Рузалик.
Буртасов был одним из тех, кто стоял у истоков создания группировки, но отошел от дел, когда начал пить. Вскоре стал просто не нужен членам банды и написал явку с повинной. Его это, впрочем, не спасло. Срок он получил серьезный — 21 год.
Освободился и главный «могильщик» группировки Вячеслав Федоров (Парасоль). Его задачей было ликвидировать последствия убийств. Чистильщики под его руководством приезжали на место, отрубали жертве голову, кисти рук и закапывали их в разных местах. На счету Федорова — убийство трех человек, похищение пятерых и кража автомобилей. Также Парасоль в середине 90-х возглавлял одно из структурных подразделений «двадцатьдевятников» — «Бригаду Парасоля». В нее входили лица, проживающие в микрорайонах «42-й комплекс» и «43-й комплекс». Федоров, сообщают наши источники, смог выйти на свободу, добившись смены места наказания на колонию-поселение, а затем вышел по УДО.
По нашим данным, в конце этого года истекает срок заключения и у Андрея Власова (Шурин), который был экономистом банды. Ему удалось скрываться до 2007 года. Предстал перед судом в мае 2010-го, ему назначили 15 лет лишения свободы.
Наши собеседники предполагают, что, если отсидевший уже львиную долю срока Саляхов даст подробные показания по нераскрытым преступлениям, его могут отпустить условно-досрочно
Как зарождалась криминальная группировка Адыгана Саляхова
До начала строительства КАМАЗа в Челнах жили всего лишь 27 тыс. человек. Затем каждый год город пополнялся на 30–40 тыс. человек за счет тех, кто искал в Набережных Челнах работу на заводе.
Пока производство грузовиков активно набирало обороты, в городе оживился криминалитет. ОПГ «29-й комплекс» берет свое названию по микрорайону, в котором проживали его участники. Первым ее лидером был Мансур Сафин. После того как его задержали, главарем бандитов и стал Саляхов. Он влился в группировку в 1987 году, ему было всего 25 лет. Саляхов был директором одной из местных спортивных школ. После того как Сафин в начале 90-х освободился, он понял, что потерял лидерство в банде. Впрочем, еще оставались те, кто был готов идти за Сафиным. Алик принял решение устранить конкурента, и первый лидер ОПГ был убит рядом со своим строящимся особняком.
Как следует из текста приговора, группировка «29-й комплекс» образовалась в 1991 году. В ее состав входили лица, которые были знакомы с детства, учились в одной школе, вместе занимались спортом. Криминальный авторитет завоевывали в драках с участниками других ОПГ, крышевали множество первых коммерсантов. На полученные от рэкета деньги стали открывать свои фирмы. В группировке была выстроена строгая иерархия. Если участники ОПГ не выполняли указания «старших», их могли избить или выгнать из банды. На тот момент в «29-м комплексе» были около 100 человек, из них активных участников банды — 20–30. Сначала в деревнях покупали ружья, из них делали обрезы и самодельные пистолеты. Позже бандиты обзавелись боевым оружием — привозили пистолеты из Ижевска.
В 1992 году группировка стала серьезно расти в размерах. В состав «29-го комплекса» вошли группировки других районов Челнов — 40-го, 42-го, 43-го, 44-го, 45-го, — а также «Бригада Рамушкина» и «Бригада Парасоля». С 1993–1994 годов деньги, полученные от крышевания коммерсантов, стали вкладываться в легальные коммерческие предприятия. Под крышей ОПГ оказался, например, Автозаводский рынок. Саляхов активно прогибал под себя торговцев, на любой отказ реагировал карательно. Один за другим стали пропадать владельцы палаток. Результаты судмедэкспертизы оказывались неутешительными — коммерсанты были либо убиты и расчленены, либо погребены заживо.
В конце 90-х молодые члены группировки создали сеть центров досуга, где работали проститутки. Отвечал за соответствующую деятельность Алексей Гриценко (Пух), подчиненный Рузалика и Парасоля.
В конце 1993 года Саляхов вместе со своими приближенными — Еременко и Власовым — отправился покорять Москву. В Набережных Челнах за главного остался Рузалик (на фото справа)
Как Алик решал дела в Москве, а Рузалик — в Челнах
В конце 1993 года Саляхов вместе со своими приближенными — Еременко и Власовым — отправился покорять Москву. В Набережных Челнах за главного остался Рузалик, он отправлял по несколько миллионов рублей каждый месяц в столицу — в конце 1990-х ежемесячная сумма составляла 3 миллиона рублей. В «Бригаде Рузалика» строго соблюдалось распределение ролей: решающий голос при принятии основных решений, касающихся деятельности банды, приема и исключения новых участников, организации и совершения преступлений, подбора объектов преступлений, обеспечения вооруженности банды всегда принадлежал Рузалику, чьи действия контролировались и одобрялись Аликом и Еремой. На деньги, которые уходили в Москву, бандиты купили элитное жилье и создали частное охранное предприятие «Барс», чтобы легализовать ношение оружия.
В середине 90-х деньги, взимаемые с мелких коммерсантов, были уже не главным источником дохода «двадцатьдевятников». Бандиты практически взяли под контроль КАМАЗ — торговля дефицитными в те годы грузовиками стала золотой жилой. «С такими бабками уже можно было купить что угодно и кого угодно — любого чиновника или даже генерала ФСБ, ГРУ. И покупали. Эти связи использовались бандитами в преступной деятельности, которая в Москве успешно процветала. В основном „двадцатьдевятники“ работали с фирмами, заинтересованными в возврате долгов недобросовестными партнерами. Долги возвращались исключительно силовыми методами. Крепкие челнинские ребята действовали безжалостно, вызывая нешуточный страх у дебиторов и кредиторов, плативших им немалые проценты. О том, что еще творилось под вывеской частного охранного предприятия „Барс“, пока что знали лишь доверенные люди», — говорится в книге «Без срока давности». Она написана с участием экс-начальника УВД автограда Дауфита Хамадишина.
В Челнах при Рузалике было совершено дерзкое убийство лидера ОПГ поселка ГЭС Наиля Хабибуллина. Киллер расправился с жертвой около одной из городских школ, средь бела дня, когда во дворе школы находились дети.
Впрочем, Рузалик долго не продержался, увлекся алкоголем и наркотиками, которые в банде строго-настрого возбранялись. Асадуллин стал брать деньги из общака на свои нужды, это заметил Саляхов. В 1998 году Рузалик попал на зону за то, что под наркотическим опьянением до полусмерти избил посетителя ночного клуба. Новым смотрящим в Челнах Алик поставил своего родственника — Рамиля Валеева (Рамушкин). Тот всех наркоманов и алкоголиков из банды выгнал, вопросы решал в основном без применения оружия. Однако освободившийся в 2001 году Рузалик хотел вернуть свое лидерское положение, поэтому отношения с Рамушкиным у него были натянутыми.
В середине 90-х деньги, взимаемые с мелких коммерсантов, были уже не главным источником дохода «двадцатьдевятников». Бандиты практически взяли под контроль КАМАЗ — торговля дефицитными в те годы грузовиками стала золотой жилой
Кризис и раскол «двадцатьдевятников»
«Между тем кризис наметился не только на челнинском фланге „двадцатьдевятников“. Еще хуже дела обстояли в Москве. Дележ больших денег и власти расколол верхушку „двадцатьдевятников“, и триумвират пошатнулся. Алик, всегда отличавшийся буйством нрава, в очередной раз, когда Ерема сделал что-то не по его указке, набросился на него и сгоряча сломал провинившемуся руку. В довершение ко всему Ерема был отстранен от распределения общака», — так описаны те события в «Без срока давности».
Рузалик мечтал установить свое безграничное лидерство. Для этого было две преграды, как сказано в книге: Алик и Рамушкин.
Саляхов понял, что на него ополчились свои же, и решил действовать первым — он отправил в Челны киллера Гарипова, чтобы убить Рузалика. Вот только подручные Асадуллина, как мы уже отмечали, ликвидировали киллера, расчленив труп. Затем группа ликвидаторов поехала в Одессу искать находившегося там Алика. Произошло неудачное покушение, Саляхов отделался испугом.
Подготовили и ликвидацию Рамушкина, который на тот момент распоряжался большими деньгами, арсеналом огнестрельного оружия, боеприпасов и телохранителями. Точный выстрел из подвала смог сделать бывший боец батальона оперативного реагирования УВД, телохранитель и водитель Рузалика Ильшат Галиев (Плохиш). Пуля попала в печень, Рамушкин скончался в больнице.
На этом разборки в «29-м комплексе» завершились. Вскоре все главари и активные участники группировки были задержаны.
Алик подался в бега, а Ерема и Шурин стали сотрудничать с силовиками — сообщать о всех его передвижениях. Саляхова задержали в примечательный день, 11 сентября 2001 года, на ж/д вокзале Брянска, сняли с поезда. Алик, впрочем, продолжал руководить бандитами из СИЗО, оставив вместо убитого Валеева свою правую руку — Сергея Андрейченко. Впрочем, тот вскоре начал сотрудничать с УБОП.
Так постепенно каждый из активных членов банды оказывался за решеткой. 30 октября 2001 года татарстанская прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). Материалы дела составило 220 томов, некоторые подсудимые тратили на ознакомление с ними по 15 месяцев. Судебное следствие велось в специально переоборудованном спортзале РУВД Советского района Казани, чтобы всем 33 фигурантам хватило места. Решение выносил суд присяжных. Многие авторитеты во всем сознавались и помогали следствию. Кто-то из «двадцатьдевятников», сдав подельников, даже смог остаться в качестве свидетеля, а кто-то продолжает считать дни до свободы, которых у каждого, кроме Еремы, осталось не так много.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 306
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.