Приближение учебного года сказывается не только на преподавателях, студентах школьниках и их родителях, но и на тех, кто приводит в порядок корпуса учебных заведений Приближение учебного года сказывается не только на преподавателях, студентах, школьниках и их родителях, но и на тех, кто приводит в порядок корпуса учебных заведений Фото: «БИЗНЕС Online»

Старт учебного года вывел на первое место «Татлизинг»…

Как и три месяца назад, верхние позиции в татарстанском рейтинге удачливых подрядчиков продолжали удерживать дорожники, у которых продолжилась страда. Но их всерьез потеснили строители — приближение учебного года сказывается не только на преподавателях, студентах, школьниках и их родителях, но и на тех, кто приводит в порядок корпуса учебных заведений. Впрочем, перед лидером (а им на этот раз стал государственный «Татлизинг») республика поставила несколько иные задачи. Большинство из 10 полученных им подрядов связаны со строительством новых школ, которое должно завершиться только в 2022 году. Белой вороной среди заказов «Татлизинга» стал разве что договор, подписанный с Нижнешитцинской общеобразовательной школой Сабинского муниципального района, в которой ГУП нанялось сделать капремонт всего-то за 32 млн рублей. При этом объем почти каждого контракта «Татлизинга» составляет сотни миллионов, а крупнейшим из них стал выигранный в конце июля и подписанный 2 августа договор суммой 858 млн рублей на строительство средней общеобразовательной школы на 1 224 учащихся в Пестречинском районе. Правда, как мы не раз отмечали, татарстанское ГУП обычно выступает передаточным звеном, аккумулируя подряды, которые затем распределяет между «субчиками». Скажем, «пестречинский» контракт оговаривает, что субподрядчикам должно перепасть не менее 40% оговоренной суммы, или 343 млн рублей. И это еще немного: есть госзаказы, которые почти целиком «транслируются» субподрядным организациям. Впрочем, отношения «Татлизинга» со своими «субчиками» — тема для отдельного исследования.

Здесь же, пожалуй, стоит напомнить одну особенность нашего проекта «Короли госзаказа». Ранее для составления рейтинга получателей бюджетных средств мы пользовались данными официального портала госзакупок. Однако сайт закрыл возможность определять удачливых поставщиков, начав суммировать доходы компаний, полученные из бюджета, за определенный период. Поэтому при составлении текущего рейтинга мы сменили источник информации и отчасти методологию.

Данные по суммам госконтрактов в Татарстане за III квартал 2021 года получены с помощью системы контроля закупок «Маркер». При этом из-за установленной законодателями возможности не называть фактических победителей по федеральному закону №223-ФЗ (он регулирует госконтракты естественных монополий и госкомпаний) некоторые суммы не пошли в зачет игрокам, и на деле их бюджетный «улов» мог отличаться от представленного в рейтинге. Тем не менее в нем отражены все поставщики по №44-ФЗ (закон о госзакупках), а также часть тех, кто все-таки был назван по №223-ФЗ.

По заведенной некогда традиции мы не станем разбирать подряды, полученные государственными компаниями: соревновательный момент, как и бизнес-составляющая в них, как правило, отсутствуют. Кроме того, мы решили не повторяться, вновь рассказывая о тех подрядчиках, о которых писали совсем недавно или пишем регулярно (если, конечно, у них не произошло каких-то принципиальных изменений), как о компании «Дана-Фарм», например.

Наконец, мы решили установить для участников рейтинга уровень отсечения на отметке 100 млн рублей.  

«Образовательные» подряды, как и бывает в это время года, стали чуть ли не главным источником дохода для целого ряда известных в РТ строителей. К таковым можно причислить, например, ООО «Ак Таш» Газинура Ахметова «Образовательные» подряды, как и бывает в это время года, стали чуть ли не главным источником дохода для целого ряда известных в РТ строителей. К таковым можно причислить, например, ООО «Ак таш» Газинура Ахметова Фото: «БИЗНЕС Online»

…И «подогрел» остальных строителей

«Образовательные» подряды, как и бывает в это время года, стали чуть ли не главным источником дохода для целого ряда известных в РТ строителей. К таковым можно причислить, например, ООО «Ак таш» Газинура Ахметова. Компания заняла 15-е место в нашем рейтинге благодаря одному контракту суммой 725 млн рублей. Заказ предусматривает работы по строительству общеобразовательной школы на те же 1 224 места в многострадальном жилом районе «Салават Купере» Казани. Контракт должен быть выполнен к 31 декабря, и, судя по тому, что техзадание для компании «Ак таш» предусматривает такие работы, как установка системы видеонаблюдения или водоподготовка большого и малого бассейнов, строительство школы близится к завершению.

В плеяду строителей школ входит и ООО «Грань» (8) Леонида Анисимова (который числится лишь гендиректором компании, номинальным же владельцем выступает Нина Анисимова). Своим почти миллиардным госзаказом компания обязана прежде всего подряду на строительство здания школы в селе Актаныш ценой 621 млн рублей. Продолжает кормить строителя и казанский полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию», вдохновителем создания которого в Казани стал благоволящий Анисимову первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Напомним, по итогам 2020 года ООО «Грань» заняло почетное четвертое место среди подрядчиков Главинвестстроя РТ и Главстроя РТ — двух главных источников бюджетных средств для татарстанских строителей. В частности, «Грань» тогда тремя траншами получила 2 млрд рублей на реконструкцию здания казанской 165-й школы с углубленным изучением английского языка. Последняя, как вы уже догадались, входит в комплекс «Адымнар». На сей раз 350 млн рублей Анисимов получил на вторую очередь строительства центра дополнительного образования по адресу: Горьковское шоссе, 100 (в том числе отделочные работы, монтаж технологического оборудования, включая лифт, и т. д.).

В плеяду строителей школ входит и ООО «Грань» Леонида Анисимова В плеяду строителей школ входит и ООО «Грань» Леонида Анисимова Фото: tatarstan.ru

Свое домашнее задание получил и Павел Карабанов, владеющий ООО «Аркада строй универсал» (13). В портфель контрактов фирмы попал, в частности, подряд весом 276 млн рублей на строительство студенческого общежития для казанского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта в Казани, по адресу: ул. Портовая, 19. Также в пакет заказов «Аркады» вошли подряды на ремонт детских садов и молодежных центров (как говорится, от мала до велика) в Зеленодольске, Мамадыше, Апастово и других городах и весях. Отдельный контракт, на 177 млн рублей, предусматривает ремонт 10 сельских домов культуры.

Далее, 700 млн с гаком собрал «РСС Инжиниринг» (16) Александра Таунова, получивший в основном от Главстроя десяток аналогичных контрактов на ремонт детсадов иже с ними.

Своим почти миллиардным госзаказом «Грань» обязана, прежде всего, подряду на строительство здания школы в селе Актаныш ценой 621 млн рублей Своим почти миллиардным госзаказом «Грань» обязана прежде всего подряду на строительство здания школы в селе Актаныш ценой 621 млн рублей Фото: tatarstan.ru

Помимо образования, еще одним направлением крупных бюджетных трат в РТ являются здравоохранение и спорт. На две строчки выше «РСС Инжиниринга» находится «Евростиль» Ильнара Гайсина. Из 748 млн рублей его заказов 724 млн рублей приходится на строительство корпуса Нижнекамской центральной районной многопрофильной больницы, а точнее, ее приемно-диагностического отделения. Выпадает из общего ряда разве что другой подряд «Евростиля» — на капремонт здания транспортной полиции в Набережных Челнах, но и здесь сумма небольшая, только 24 млн рублей.

Всего лишь один, но большой заказ вывел в III квартале строительную компанию «Эталон» Андрея Закамского на 9-е место. Компания к Новому году должна построить спорткомплекс для тренировок и соревнований по лыжным гонкам и биатлону за 802 млн рублей — от сервисного здания до стрельбища и системы спортивного хронометража.

Вообще история, когда один удачный выстрел обеспечил добычу, стала весьма распространенной в III квартале 2021-го. Почти та же ситуация с КСК Дамира Сафина (11). Из своих 800 млн рублей госзаказа 633 млн компания получила одним лотом от фонда жилищно-коммунального хозяйства РТ. Предмет контракта — разработка проектной документации для капремонта в многоквартирных домах с получением всех нужных бумаг и заключений, а также сам означенный капремонт.

Даже среди крупных игроков строительного рынка РТ выделяется Владимир Казилов и его компанией «Евростройхолдинг+» (4), в профильном зачете сегодняшнего рейтинга уступившую только «Татлизингу» Даже среди крупных игроков строительного рынка РТ выделяется Владимир Казилов и его компания «Евростройхолдинг+» (4), в профильном зачете сегодняшнего рейтинга уступившая только «Татлизингу» Фото: «БИЗНЕС Online»

В стиле Казилова

Даже среди крупных игроков строительного рынка РТ выделяется Владимир Казилов и его компания «Евростройхолдинг+» (4), в профильном зачете сегодняшнего рейтинга уступившая только «Татлизингу». Компания Казилова — одна из, увы, немногих, кто способен не только строить или ремонтировать дома, но и проводить качественную их реставрацию. Именно Казилову всегда доверяли знаковые для республики объекты, от Казанского кремля до Казанского цирка. В III квартале 2021-го полмиллиарда «Евростройхолдингу+» выделили на возведение в Казани центра детской онкологии, гематологии и хирургии ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница минздрава РТ». Еще 400 млн потребовал второй этап строительства лечебно-реабилитационного центра на базе казанской городской клинической больницы №7.

На очередной этап (должен завершиться к 1 декабря) строительства крытого экстрим-парка молодежного центра «Урам» в Казани республика выдала 230 млн рублей. Напомним, в прошлом году «Евростройхолдинг+» получил 537 млн рублей от Главстроя на сооружение крытой площадки для спортсменов-экстремалов.

Ну и как же «Евростройхолдинг+» без культурных ценностей? Самый крупный контракт фирмы Казилова в III квартале, ценой 780 млн рублей, предусматривает реконструкцию здания Национальной библиотеки РТ. Пожалуй, Владимир Александрович за свою карьеру поучаствовал в реставрации храмов всех 9 муз, от Клио до Терпсихоры, и еще двух, эллинам неизвестных.

Самый яркий новичок «Королей госзаказа» последних лет, возможно, тоже связан с фигурой Казилова. Впервые строительная компания «Алтын Групп» засветилась на страницах «БИЗНЕС Online» в ходе очередной переписи королей госзаказа в 2018 году. Тогда компания на правах «субчика» получила от «Татлизинга» 141 млн на строительство хранилища Центрального государственного архива историко-политической документации РТ. Прошло совсем немного времени, и уже в прошлом году «Алтын Групп» взяла мастерский вес, собрав госзаказов на 3,1 млрд рублей! При этом компания на финише сменила учредителя: ее официальный основатель Рустем Сафиуллин 1 декабря 2020-го переписал актив на Анаса Шигапова. Месяцем ранее строительную копанию покинул и ее гендиректор Динар Бадрутдинов (именно он подписывал гигантские контракты 2020 года), уступивший свое кресло Марату Сафину. Теперь Динар Альбертович занимает пост замдиректора ГИСУ РТ, и это, как утверждают злые языки, открывает перед стремительно взлетевшей «Алтын Групп» новые возможности…

Впрочем, именно в III квартале об этом ничего не говорило. Компания положила в свой портфель всего три госзаказа суммарно на 218 млн рублей. Кстати, предметы контрактов намекают как минимум на духовное родство «Алтын Групп» с «Евростройхолдингом». В одном случае это построенный в 1837 году дом Дротоевского на улице Карла Маркса в Казани, объект культурного наследия федерального значения, куда планирует переселиться татарстанский комитет охраны тех самых объектов. На первый этап реставрации особняка «Алтын» получил от Главстроя 61 млн рублей.

Еще 20 млн «Алтын Групп» получила на ремонтно-реставрационные работы в административном здании, расположенном по адресу: Казань, ул. Островского, 4, проще говоря, в штаб-квартире министерства промышленности и торговли РТ. Как видим, с подрядами «Евростройхолдинга» здесь много общего: во-первых, объекты статусные, во-вторых, исторические — за такую работу вполне мог бы взяться сам Казилов. К слову, его флагманская компания порой пересекается с «Алтын Групп» и на тендерах: например, в прошлом квартале они, так сказать, конкурировали в борьбе за контракт на ремонт 10 больниц суммой 277 млн рублей

Самый же крупный в июле – сентябре госзаказ «Алтын Групп», ценой 127 млн рублей, предполагает строительство зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Факел» подросткового клуба «Ажаган» в Новошешминском муниципальном районе.

Добавим, что в сплоченную когорту татарстанских домостроителей затесался и новичок, более того, варяг. Самарское ООО «Строительные системы» получило (и опять одним махом) без малого 200 млн рублей. За эти деньги компания подрядилась провести капитальный ремонт общежития №5 Казанского государственного медицинского университета. Впрочем, имя владельца «Стройсистем» говорит о том, что он может быть не чужд Татарстану. К слову, сегодня это единственный бизнес Ирека Хайруллова, ранее владевшего фирмой с аналогичным названием, а также компаниями «Мастер-Строй», «МС Групп» и др.

Но вернемся к татарстанским дорожникам, от которых нас отвлекли перипетии стройкомплекса. Отдав классическим строителям первое место, строители дорог застолбили за собой «серебро» и «бронзу» Но вернемся к татарстанским дорожникам, от которых нас отвлекли перипетии стройкомплекса. Отдав классическим строителям первое место, строители дорог застолбили за собой «серебро» и «бронзу» Фото: «БИЗНЕС Online»

Дороги взяли «свои» миллиарды

Но вернемся к татарстанским дорожникам, от которых нас отвлекли перипетии стройкомплекса. Отдав классическим строителям первое место, строители дорог застолбили за собой «серебро» и «бронзу». Их обладатели хорошо знакомы нашим читателям — эти казанские компании чуть ли не каждый год попадали в итоговую табель о рангах татарстанских королей госзаказа. Второе место нашего рейтинга занял «Волгадорстрой» Олега Иванова и Айрата Минуллина (3,76 млрд рублей), на третьей строке — «Волга-Автодор» Александра Строкина (3,67 млрд рублей).

Славную добычу обеим компаниям опять принесли выстрелы, достойные Вильгельма Телля. «Волгадорстрой» вообще откусил самый большой кусок пирога в III квартале, заключив с ГКУ «Главтатдортранс» контракт весом 3,5 млрд рублей в рамках развития Большого казанского кольца. До 15 декабря компания за 1,5 млрд рублей должна построить его отрезок от улицы Технической до Кировской дамбы, а именно участок на улице Тихорецкой, от Технической до Магистральной. Почти в 2 млрд рублей оценен другой участок — улица Меховщиков от Магистральной до Девятаева.

В свою очередь, «Волга-Автодор» получила от «Главтатдортранса» заказ на 1,65 млрд рублей. Такую сумму республика выделила на строительство автомобильной дороги от улицы Несмелова до трассы М7 «Волга» через жилой комплекс «Серебряный бор» в Кировском районе Казани. Точнее, на первый этап этой большой стройки — от Несмелова до «Серебряного бора» (а еще точнее, на четвертую и пятую очереди первого этапа).

Лидер предыдущего квартала, возглавляемый Айратом Шаймиевым «Татавтодор», на сей раз замыкает топ-10 нашей табели о рангах. И, как мы видим на других примерах, дело вовсе не в резком падении активности структур, раздающих дорожные подряды.

Лидер предыдущего квартала, возглавляемый Айратом Шаймиевым «Татавтодор», на сей раз замыкает Топ-10 нашей табели о рангах Лидер предыдущего квартала, возглавляемый Айратом Шаймиевым «Татавтодор», на сей раз замыкает топ-10 нашей табели о рангах Фото: tatarstan.ru

Так, буквально ворвалось в рейтинг подрядчиков челнинское ООО «РБР16» (7). «Главтатдортранс» расщедрился для него на миллиардный контракт, на который, как ни странно, не нашлось других претендентов (к этому мы еще вернемся). В результате компании достался подряд, так сказать, на ее исторической родине: РБР16 должна будет реконструировать в Набережных Челнах автодорогу на улице Гостева, на участке от улицы Аэродромной до улицы Батенчука. Длина отрезка составляет 725 м, итого один метр дороги оценили в 1,5 млн рублей! На самом деле, это отнюдь не предел по государственным расценкам, все зависит от объема и качества работ, но все равно цифры впечатляют.

РБР16 в каком-то смысле можно считать новичком нашего рейтинга, хотя номинально компания дебютировала в нем в I квартале 2018 года, но, мягко говоря, не на первых ролях, с контрактом ценой 127 млн рублей на ремонт дорожно-уличной сети Челнов (любопытно, что и тогда у компании не оказалось конкурентов на аукционе «Главтатдортранса») и не задержалась среди королей госзаказа РТ. Если кто-то интересовался фирмой, то разве что с вопросом: «Кто эти люди?» Основным ее учредителем тогда выступал Михаил Калинин с долей 40% капитала, по 30% владели Эдуард Краснов и Марат Шарипов. Генеральным директором (или оперативным руководителем бизнеса, как его еще называли) тогда, как и теперь, являлся Тагир Сунгатуллин. С тех пор много воды утекло по асфальту рекой, РБР16 успела вляпаться в картельный скандал, а потом выросла в крупнейшего дорожника автограда, выручка которого в 2020 году выросла на 56% до 992 млн рублей. Сунгатуллин же из «рядового» гендиректора превратился в главного акционера компании — ему перешел 40-процентный пакет Калинина.

Бизнесмен также единолично владеет компанией «Камский бетон». Кроме того, в 2017 году Сунгатуллину принадлежало 99,75% архитектурного ООО «ТМ Челныпроект», однако сегодня капитал компании полностью контролирует его брат, Руслан Сунгатуллин, которому пакет перешел «транзитом» через Николая Бернякова.

Татарстанскую «провинцию» в текущем рейтинге представляет еще несколько дорожников, от широко известных «Алексеевскдорстроя» (19) из одноименного района с депутатом Госсовета РТ VI созыва Фоатом Валиевым в роли ключевого бенефициара и альметьевского «Татнефтедора» (33), входящего в одну из крупнейших групп республики, «ТаграС-Холдинг» Шафагата Тахаутдинова, до мало кому известных тукаевского ПКФ «Автострой» (23) Анатолия Ростилова или балтасинского МДСУ- 1 (44) Радика Закирова и Рашита Ильясова с десятком небольших контрактов. С одной стороны, оба гранда от них недалеко ушли, однако для алексеевцев и альметьевцев это скорее пауза между «раздачами слонов» федеральным «Волго-Вятскуправавтодором», который в прошлом квартале, как и в ряде других периодов, являлся для них важнейшим «донором».

Наконец, в каком-то смысле дорожником является и обладатель 6-го места нашего рейтинга — только дороги у него железные и лежат под землей. «Казметрострою» Главстрой выделил два контракта на 698 млн и 522 млн рублей соответственно Наконец, в каком-то смысле дорожником является и обладатель 6-го места нашего рейтинга — только дороги у него железные и лежат под землей. «Казметрострою» Главстрой выделил два контракта — на 698 млн и 522 млн рублей соответственно Фото: «БИЗНЕС Online»

Мосты и рельсы

К группе дорожников можно отнести также казанские «Мосты и водоотводные сооружения» (27) Артура Ахметшина и СО «Тозелеш» (24) Артура Гимадиева и Марселя Зарипова. Специализацию первой компании легко понять по названию, хотя именно в III квартале крупнейшим ее господрядом стал 41-милионный контракт на ремонт стояночной площадки «Загородного оздоровительного лагеря „Чайка“» в Тетюшском районе и установку дорожных знаков на автодорогах регионального значения. Тем временем «Тозелеш» себе не изменяет: все пять полученных фирмой заказов связаны с устройством или обслуживанием систем освещения на автодорогах РТ.

Интересно, что владельцы осветительной фирмы связаны не только данным бизнесом: на паритетных началах они владеют торгующим автомобилями ООО «Хазер», а еще недавно им принадлежала СК «Созидание», также засветившаяся два раза в нашем рейтинге, но буквально два месяца назад доля Гимадиева была переписана на Зарипова, который остался единственным владельцем стройкомпании. Что касается владельца «Мостов» Ахметшина, то для него компания остается единственным делом в жизни, если верить базе «Контур.Фокус». Правда, человеку с таким же ФИО принадлежала автошкола ЧОУ «Учебный центр „АвтоМастерКласс“», но, во-первых, это юрлицо было ликвидировано в январе 2012 года, а во-вторых, дело было в Уфе, следовательно, велики шансы на то, что перед нами полный тезка и однофамилец Ахметшина.

Перечень дорожных строителей в текущем рейтинге закрывает казанская фирма с красочным названием «Гранд Ривер Газ Проект» (40) с уловом на 157 млн рублей, предназначенных для ремонта нескольких дорог в Татарстане. Ее владельцу Азату Тавабилову ранее принадлежала компания «Премьер Инжиниринг», которая четыре года назад, в июле 2017-го, победила в тендере ценой 1,7 млн рублей на капремонт дежурной части Казанского юридического института МВД РФ. Компания при этом обошла двух конкурентов, для чего ей пришлось сделать скидку в 30% относительно начальной цены контракта — редкий для Татарстана случай, где обычной практикой стали скидки в 0,5%. Правда, вскоре после этой примечательной победы компания была преобразована в топливного трейдера «Гранд Ойл» и под этим названием (с тем же хозяином) существует до сих пор.

Наконец, в каком-то смысле дорожником является и обладатель 6-го места нашего рейтинга — только дороги у него железные и лежат под землей. «Казметрострою» Главстрой выделил два контракта — на 698 млн и 522 млн рублей соответственно. В обоих случаях речь идет об одном и том же объекте — это первый участок второй линии метрополитена в Казани от станции «Фучика» до станции «Сахарова». Но если один контракт предусматривает земляные работы, устройство тоннелей, строительство вестибюля №2 и т. д. (а также сооружение котлована для организации строительства станции «100-летие ТАССР»), то другой — создание перегона между станциями «Сахарова» и «100-летие ТАССР».

Наконец, 24 сентября на портале госзакупок появился еще один, без малого полумиллиардный, контракт «Казметростроя», где речь снова идет об устройстве тоннелей. Любопытный нюанс: согласно контрактам, исполнитель должен обеспечить «24-часовое онлайн-видеонаблюдение за объектом» с трансляцией в интернете.

Отдельный кластер,  среди получателей татарстанского госзаказа образовали компании, поставляющие питание в школы и детские сады. Ведущим игроком здесь является казанское муниципальное АО «Департамент продовольствия», которым руководит Рима Мухамедшина Отдельный кластер среди получателей татарстанского госзаказа образовали компании, поставляющие питание в школы и детские сады. Ведущим игроком здесь является казанское муниципальное АО «Департамент продовольствия», которым руководит Рима Мухамедшина Фото: «БИЗНЕС Online»

Бизнес-леди кормят школы и детсады

Вернемся к теме учебного года, который не только принес оживление на улицу строителей, но и запустил двигатель другого бизнеса, уходившего вместе с учениками на летние каникулы. Отдельный кластер, пусть и небольшой, среди получателей татарстанского госзаказа образовали компании, поставляющие питание в школы и детские сады. Ведущим игроком здесь, безусловно, является казанское муниципальное АО «Департамент продовольствия» (12), которым руководит Рима Мухамедшина. К слову, вверенная ей компания кормит учащихся не только столицы РТ, но и целого ряда районных школ.

Следующий по размеру бизнеса игрок на этом рынке, казанское ООО «АБК-Пэймент» (22), получил право заключения муниципальных контрактов суммой 313 млн рублей на оказание услуг по организации горячего питания. При этом география его бизнеса не включает в себя Казань, а распространяется на Нижнекамск и Нижнекамский муниципальный район. Именно они приносят «АБК-Пэймент» многочисленные контракты ценой от 50 тыс. до 11 млн рублей. Владелица данной кейтеринговой компании хорошо знакома татарстанцам — это хозяйка «Бахетле» Муслима Латыпова.

Челнинское ООО «Школьное питание» (31) не в первый раз присутствует в наших обзорах. В III квартале 2021 года компания заключила с образовательными учреждениями 66 контрактов на 209 млн рублей. Одним из первых ее учредителей стал крупный татарстанский производитель мороженого и полуфабрикатов «Челны-Холод», но сегодня фирмой единолично владеет Дамира Фатыхова. До 1 марта 2013 года ей принадлежало 31,3% ОАО «Челны-Холод», затем она стала единственной владелицей компании «Алабуга Соте» (учрежденной все тем же «Челны-Холодом»), известной, в частности, торговой маркой «Вкусняево». Выручка компании в 2020 году выросла на 7% до 5 млрд рублей, а чистая прибыль составила 265,7 миллиона.

Помимо этого, Фатыхова также является учредителем частного торгово-технологического колледжа, ООО «ПромОвощи» (переработка и консервирование фруктов и овощей), а также ООО «Кулинар», название которого говорит само за себя.

На готовых обедах для детей специализируется также лениногорское ООО «Санрайз» (34), хотя главным видом его деятельности заявлено обслуживание торжественных мероприятий. Круг клиентов предприятия составляют в основном детские сады из разных населенных пунктов РТ, которые принесли «Санрайзу» 141 контракт суммарно на 192 млн рублей. Единственным учредителем и директором компании выступает Анастасия Мухаметова.

КАМАЗ вошел в список удачливых подрядчиков, скорее, по воле случая. Роль которого сыграл урегулированный конфликт предприятия с администрацией Набережных Челнов. В результате стороны договорились о поставках автограду 21 пассажирского автобуса «НЕФАЗ» или их эквивалента КАМАЗ вошел в список удачливых подрядчиков скорее по воле случая, роль которого сыграл урегулированный конфликт предприятия с администрацией Набережных Челнов. В результате стороны договорились о поставках автограду 21 пассажирского автобуса «НЕФАЗ» или его эквивалента Фото: «БИЗНЕС Online»

Рынок автомобилей и автоуслуг: Коробченко победил «Ремдизель» и обошел КАМАЗ

Редкий гость наших «Королей госзаказа» — КАМАЗ (28), чьи госконтракты обычно связывают с северными территориями, где добывают нефть и газ, либо с силовыми структурами, получившими право не информировать общественность о своих закупках. Да и на сей раз КАМАЗ вошел в список удачливых подрядчиков скорее по воле случая, роль которого сыграл урегулированный конфликт предприятия с администрацией Набережных Челнов. В результате стороны договорились о поставках автограду 21 пассажирского автобуса «НЕФАЗ» или его эквивалента. Цена одного автобуса, согласно контрактной документации, составила  11,2 млн рублей, а общая сумма закупки — 234 млн рублей.

Технику другого рода, весьма специфическую, предложил местным покупателям варяг из Перми, ООО «Агропроф» (37). Компания должна была поставить для нужд ГБУ «Учебно-опытный Сабинский лесхоз» два харвестера ценой 47,2 млн за штуку и два форвардера по 40,5 млн рублей. И вновь личные данные единственного владельца фирмы (он же гендиректор) намекают на его связи с Татарстаном: учредил компанию Рустам Насыров.

Прямое отношение к автобизнесу имеет и ТД «Кориб», зарегистрированное в Тукаевском районе Прямое отношение к автобизнесу имеет и ТД «Кориб», зарегистрированное в Тукаевском районе Фото: «БИЗНЕС Online»

Похоже, пермский бизнесмен обладает весьма деятельным характером. Во всяком случае, Насыров одновременно председательствует в МОО «Территориальное общественное самоуправление „Протасы 13–17“» Култаевского сельского поселения и является наряду с Петром Пелявиным учредителем гаражного кооператива «Солидарность». Кроме того, предпринимателю принадлежит 60% капитала пермского турагентства ООО «Планета-Тур», а ранее он владел долями в ООО «Утес» (аренда и управление недвижимостью) и в строительной компании «Лесной двор». Удивительная разносторонность!

Прямое отношение к автобизнесу имеет и ТД «Кориб» (21), зарегистрированное в Тукаевском районе. Принадлежит компания известному бизнесмену и политику Олегу Коробченко (правда, «Контур.Фокус» утверждает, что его доля находится в залоге Росгосстрах Банка). Победив на тендере грозный «Ремдизель», «Кориб» получил право заключить 8 контрактов по капитальному ремонту коммунальной техники с муниципалитетами Зеленодольского, Мензелинского, Нижнекамского, Новошешминского, Сармановского и Ютазинского районов, а также Набережных Челнов и Казани. В итоге набежало 350 млн рублей с гаком, а самым «богатым» стал, естественно, казанский подряд — 244 млн рублей.

ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России собрало более 100 млн рублей благодаря своему главному заказчику в Татарстане — региональному отделению Фонда социального страхования по РТ ФГУП «Московское ПрОП» минтруда России собрало более 100 млн рублей благодаря своему главному заказчику в Татарстане — региональному отделению фонда социального страхования по РТ Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

Зонды вместо каслинского литья и протез за 3 миллиона

Несколько сомнительно выглядит участие в нашем рейтинге каслинского АО «Радий» (29) — все-таки контракт ценой 229 млн «размазан» на два десятка субъектов РФ, а не принадлежит исключительно Татарстану. В рамках данной закупки ФГБУ «Гидрометсервис» приобрело у «Радия» метеозонды для аэрологических исследований в регионах. Впрочем, «расчленять» контракт справочные системы отказались наотрез, и, поколебавшись, мы решили все-таки оставить его в таблице хотя бы для того, чтобы знать: Касли «экспортируют» не только свое чугунное литье.

Подобных сомнений не было в случае с замыкающим наш рейтинг поставщиков ФГУП «Московское ПрОП» минтруда России (47). Столичное предприятие собрало более 100 млн рублей благодаря своему главному заказчику в Татарстане — региональному отделению фонда социального страхования по РТ (8 из 9 республиканских контрактов), глава которого, Павел Лоханов, внезапно отправился в СИЗО. Москвичи занимаются изготовлением разнообразных протезов, и самый весомый их местный контракт оценивается в 70 млн рублей. В его рамках ФГУП должно передать татарстанскому отделению ФСС «протезы нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов». Цена одного протеза — от 102 тыс. до 390 тыс. рублей, впрочем, она сильно колеблется в зависимости от типа изделия. Татарстанское отделение ФСС заказало у «Московского ПрОП» и один образчик высоких технологий — модульный протез бедра с микропроцессорным управлением стоимостью 3,1 млн рублей.

***

В заключение мы хотим вернуться к моменту, упомянутому нами при рассказе об одном из тендеров ООО «РБР 16». Аукцион был признан несостоявшимся, и компания победила в конкурсе как его единственный участник. С такой практикой мы столкнулись при разборе едва ли не половины закупок. Это стало своеобразной фишкой III квартала 2021-го, как три месяца назад — смена заказчика; постоянные же особенности татарстанского госзаказа — скидки величиной в полпроцента или одни и те же спарринг-партнеры на конкурсах. Хочется все же надеяться, что закупки у единственного поставщика — явление временное и вскоре все вернется на круги своя.