«Если мы его забудем, исключим из страниц нашей священной национальной истории, то станем манкуртами, войдем в число народов, которые погибли», — указано в обращении к президенту РТ Рустаму Минниханову, которое подписали в числе других Рафаэль Хакимов, Индус Тагиров и Фандас Сафиуллин. Авторы предлагают сделать Хәтер көне (15 октября), когда вспоминают павших при обороне Казани в 1552 году, официальной памятной датой. Напомним, что в прошлом году прокуратура пыталась запретить традиционный митинг по случаю Дня памяти, а организующий его ВТОЦ — признать экстремистской организацией. Как выяснил «БИЗНЕС Online», идеи письма готовы поддержать некоторые депутаты Госсовета, но в успех не верят даже инициаторы.
Самые крупные национальные деятели подписали обращение к президенту Рустаму Минниханову, где просят придать официальный статус 15 октября — Дню памяти защитников, погибших при взятии Казани войсками Ивана Грозного
«Татарская история — это великий, прекрасный, потрясающий эпос…»
Спокойное политическое поле Татарстана в канун выборов в Госдуму неожиданно оживили авторитетные представители татарской интеллигенции. Самые крупные национальные деятели еще шаймиевского призыва подписали обращение к президенту РТ Рустаму Минниханову, где просят придать официальный статус 15 октября — Дню памяти защитников, погибших при взятии Казани войсками Ивана Грозного.
Сам документ, который подписали среди прочих научный руководитель Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов, академик АН РТ Индус Тагиров, экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин, лауреат премии им. Тукая Вахит Имамов, выглядит довольно любопытно. Сначала авторы (обращение написано на татарском) довольно поэтично и патетично рассказывают о роли событий середины XVI века в истории татар, а затем предлагают президенту РТ поддержать конкретную инициативу.
«Татарская история — это великий, прекрасный, потрясающий эпос… Общество, в котором эпизоды мирной жизни, сменяются моментами конфликтов, сражений, победами и поражениями, и эта непростая история вызывает у народа чувство гордости за то, что он не теряет на ее протяжении своей воли, чувства жизни, национальной идентичности, веры в будущее, восхищения и глубокого уважения к древним предкам», — сказано в обращении к Минниханову. События 1552 года авторы письма сравнивают с воспетым Гомером падением Трои. «Если мы его забудем, исключим из страниц нашей священной национальной истории, то станем манкуртами, войдем в число народов, которые погибли, исчезли», — пишут яркие представители татарской интеллигенции и предлагают в этом году отметить Хәтер көне (а его неофициально, но публично празднуют еще с 1989 года) с особым размахом, превратив «историческое, волнующее событие в новое зрелище, прекрасный исторический спектакль, в форме гимна неугасимому, бессмертному татарскому духу».
Кроме этого, вполне конкретно предлагается включить День памяти (Хәтер көне) 15 октября в число памятных дат Республики Татарстан. Данная сфера регулируется законом РТ «О праздничных и памятных датах Республики Татарстан», действующего с изменениями еще с 1992 года. Туда включены, к примеру, следующие даты: День республики (30 августа), День Конституции РТ (6 ноября), День родного языка (26 апреля) и др. Таким образом, подобные решения относятся к компетенции Госсовета РТ, но позиция первого лица республики, безусловно, будет играть решающую роль.
Придание дате официального статуса позволит, считают авторы письма, «проводить поминания на уровне мечети, коллективно — собрания на площадях, шествия». В конце указывается на важность 15 октября не только для Татарстана: «Если мы прорвем „цепь памяти“, то более 10 миллионов татар, живущих в России и разбросанных по всему миру, не простят нас, а будущие поколения потеряют историческую основу, жизненную силу».
Фандас Сафиуллин (справа): «Очень жаль, что не удалось в свое время, когда была возможность, придать республиканский государственный статус Дню памяти защитников Казани, погибших при падении Казанского ханства»
«Не хватило голосов 6 депутатов для минимального большинства»
Судя по всему, сами инициаторы письма не слишком надеются на положительную реакцию из казанского Кремля. Для них это скорее крик души, еще одна возможность напомнить о памятной дате, отмечать которую становится все сложнее. Напомним, в прошлом году прокуратура РТ пыталась запретить митинг по случаю Хәтер көне, но на сторону его организаторов встал Верховный суд РТ и мероприятие состоялось.
Поводом для претензий надзорного органа стало то, что на предыдущих подобных мероприятиях, традиционно организуемых представителями ВТОЦ, спикеры отходили от заявленной чисто исторической темы собрания и даже, по версии прокуратуры, допускали экстремистские высказывания. За последнее некоторые участники были оштрафованы, а сейчас, напомним, и сам ВТОЦ находится под угрозой ликвидации по требованию прокуратуры. Основная «улика» обвинения при этом — опять же видеозаписи с митингов по случаю Хәтер көне. К слову, придание дате официального статуса могло бы помочь защитникам ВТОЦ и в суде с прокуратурой.
«Очень жаль, что не удалось в свое время, когда была возможность, придать республиканский государственный статус Дню памяти защитников Казани, погибших при падении Казанского ханства, — сетует экс-депутат Госдумы Сафиуллин. — А законодательные инициативы и попытки были. Последняя из них — в октябре 1996 года. На заседании Государственного Совета Татарстана 2 октября 1996 года было внесено предложение об установлении в Татарстане республиканского Дня памяти погибших при защите Казани в 1552 году. Инициаторы и авторы — члены депутатской группы „Идел Йорт“ — депутаты Фандас Сафиуллин, Разиль Валеев, Туфан Миннуллин и Сурия Усманова. Наше предложение о Дне памяти было внесено на рассмотрение постоянно работавшего тогда „малого парламента“ и поставлено на поименное голосование. Не хватило голосов 6 депутатов для минимального большинства». По словам нашего собеседника, официальный День памяти татарского народа должен был стать общенациональным Днем размышления об исторических уроках прошлого: «А урок суров и неприятен для осознания — причина потери своей государственности, как правило, прежде всего бывает не столько от внешнего фактора, от завоевателя, сколько в самом потерпевшем поражение народе. В его расколе, во взаимных дрязгах и интригах, в борьбе за власть и влияние».
Азгар Шакиров (справа): «Хәтер көне — это же день памяти, мы вспоминаем защитников Казани в мечетях молитвой и не выступаем против русских, тут совершенно другое значение»
Еще один подписант, народный артист РСФСР, актер театра им. Камала Азгар Шакиров настаивает, что инициатива не носит политического характера. «Хәтер көне — это же день памяти, мы вспоминаем защитников Казани в мечетях молитвой и не выступаем против русских, тут совершенно другое значение. Люди должны чтить погибших на поле брани. Смысл Дня памяти — принять историческое событие и помнить о нем», — сказал Шакиров нашему корреспонденту. При этом именитый артист и общественный деятель согласен, что федеральный центр воспринимает Хәтер көне совершенно иначе, видит в нем какую-то угрозу. «Отмечают же память жертв холокоста, у нас 22 июня — День памяти и скорби, мы поминаем 28 миллионов погибших за Родину в Великой Отечественной войне, мы же в этот день не проклинаем немцев, просто склоняем головы. В празднике 15 октября такой же смысл — сохранение памяти», — приводит довольно спорные аналогии актер Камаловского театра.
В свою очередь, писатель и главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Вахит Имамов прямо говорит, что к обращению интеллигенции не прислушаются. «Я же подписал, потому что, как говорят у татар, „ятып калганчы атып кал“ (букв. „лучше выстрелить, чем отлежаться“, — прим. ред.). Попытка не пытка, со своей стороны нужно же что-то сделать», — сказал он «БИЗНЕС Online». «Почему я не должен поминать своих предков? Ведь тогда у нас десятки тысяч предков погибли, они достойны поминания, нашего уважительного к ним отношения. Мы живем с оглядкой на Москву, а она уже не разрешает даже дышать другим народам», — сетует Имамов. По его словам, чтобы принять такое решение, нужны «умные депутаты» Госсовета. «Но у нас нет таких депутатов. У нас они ставленники, разные генеральные директора предприятий и так далее, там нет ни рабочих, ни доярок, ни трактористов, только тузы и тузы», — указывает лауреат премии им. Тукая.
«Когда с десяток человек высказывают свое мнение — это одно. А когда серьезное количество людей к этому неравнодушны, тут внимания больше будет»
«Вот и получается, что татары воевали с татарами, была гражданская война, которой воспользовалась Русь»
А что же думают в самом Госсовете РТ, где тоже есть защитники татарской истории?
Депутат и глава союза писателей Татарстана Ркаил Зайдулла говорит, что с письмом знаком, но ему не предлагали его подписать. «Насчет перспектив не знаю. Если они написали президенту, это, наверное, прерогатива президента. Но в 90-х годах данный вопрос поднимался в Госсовете, но не прошло — необходимого количества голосов инициаторы не собрали, чтобы День памяти внесли в число памятных дат. Хотя я, например, за. Историю надо помнить: если это трагические даты, чтобы эти трагедии не повторились», — сказал Зайдулла «БИЗНЕС Online».
Еще один депутат Госсовета РТ, народный артист РТ Рамиль Тухватуллин сказал нашему корреспонденту, что хотел бы, чтобы эта инициатива обсуждалась. «Сейчас у нас гражданские институции исчезают в принципе. Тут у нас ВТОЦ постоянно в каких-то судебных перипетиях, постоянно негатив в сторону ВТОЦ. Для меня не совсем понятно, почему в стороне стоит всемирный конгресс татар: ни в защиту не входит, ни высказывает своего мнения по данному поводу… Когда с десяток человек высказывают свое мнение — это одно. А когда серьезное количество людей к этому неравнодушны, внимания будет больше. Осознание того, что это событие должно сохраниться в памяти и реализовано, как событие, как дата, мне кажется, — это несомненно правильно, потому что это наша история. Но здесь очень нужно быть грамотным и толерантным, подходить с большой дипломатией. Я думаю, тогда это найдет положительный отклик у руководства», — считает Тухватуллин.
Что же касается конкретного обращения, то наш собеседник обращает внимание на то, что у него не так много подписантов. «Люди подписались, которые на сегодняшний день вне политического поля, по большому счету. Действующих мощных фигур на политическом поле я там не увидел, к сожалению», — констатирует Тухватуллин.
Доктор политических наук, профессор КНИТУ-КАИ Владимир Беляев плохо относится к новой инициативе. «Как и к любой идее, которая способна разделить русских и татар. У нас ведь не поясняют, что большинство татар воевало на стороне полутатарина Ивана Грозного. А на стороне защитников Казани воевали русские, одних пушкарей из них было больше тысячи человек. Вот и получается, что татары воевали с татарами, была гражданская война, которой воспользовалась Русь, став после этого многоэтническим государством», — сказал Беляев «БИЗНЕС Online».
А вот как он объясняет появление подобного обращения именно сейчас:
«Интерес к идеям татарского общественного центра угасает, а все, кто подписал обращение — это же идеологи ТОЦ. Фандас Сафиуллин возглавлял его одно время, Рафаэль Хакимов создавал его идеологию и был в руководстве, а Индус Тагиров тоже был идеологом ТОЦ и яро защищал его интересы в Верховном Совете Татарстана. Так что за этим предложением я вижу желание повысить интерес и к себе, и к идеям татарского общественного центра. Потому что власть в ТОЦ примерно в 1995 году захватили молодые радикалы и он ушел на периферию татарстанской политики. На него перестала опираться власть», — сообщил Беляев, который уверен, что президент Минниханов не поддержит предложение.
Впрочем, нет единства и среди татарских общественников. Например, этнолог и историк Дамир Исхаков сказал «БИЗНЕС Online», что не имеет отношения к письму. «Никаких перспектив [у данной инициативы нет] абсолютно. Учитывая российские реалии, это невозможно. Федералы будут против. Никаких решений по этому поводу в Татарстане не примут. Так что это бесполезно», — считает Исхаков.
Впрочем, и просто так отмахнуться от инициативы национальной интеллигенции властям Татарстана будет неудобно. Это бы выглядело как отказ от исторических корней и исторической идентичности в преддверии всероссийской переписи населения, которая по иронии судьбы стартует как раз 15 октября.
Пока же официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова сообщила, что лично пока искомого письма не видела, поскольку в день в правительство поступает «до сотни разных обращений». «Обычно это происходит так: обращение перенаправляется ответственным лицам, в данном случае это либо Шайхразиев, либо кто-то еще, кто курирует эту тему. Пока не готова по этому поводу ничего сказать», — пояснила она.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 988
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.