Выручка группы «КАМАЗ» в январе – июне выросла на 40% до рекордных 119 млрд рублей. И дело даже не в том, что покупатели переключаются на более дорогие грузовики. Главной причиной роста оборотов стало то, что продажи грузовиков подскочили на 43% до 18,6 тыс. авто. При этом в отличие от многих коллег по цеху челнинский автогигант не проваливался в 2020 году и речь не идет о низкой базе. Также КАМАЗ успел снять груз убыточного промпарка с поставщика коробок передач для люксового Aurus. Отчетность крупнейшего российского производителя грузовиков изучал «БИЗНЕС Online».
Выручка группы «КАМАЗ» в январе – июне текущего года выросла на 40% до рекордных 118,9 млрд рублей, против 84,8 млрд рублей в первом полугодии 2020-го. Прибыль группы вообще взлетела в 124 раза до без малого 4 млрд рублей
Выручка рекордная, КАМАЗ продолжает ускоряться
Выручка группы «КАМАЗ» в январе – июне текущего года выросла на 40% до рекордных 118,9 млрд рублей, против 84,8 млрд рублей в первом полугодии 2020-го, следует из отчетности предприятия по международным стандартам. Прибыль группы вообще взлетела в 124 раза до без малого 4 млрд рублей. Казалось бы, чем тут удивить: выручка многих отечественных производителей провалилась после появления на мировой сцене COVID-19, и теперь, оттолкнувшись от низкой базы, восстановилась на десятки процентов. Но в том-то и дело, что КАМАЗ не провалил 2020-й, а на удивление многим экспертам увеличил свою выручку в январе – июне на 9%. Причинами повышенной устойчивости представители автогиганта называли удачный модельный ряд и грамотный маркетинг, специалисты же отмечали, что очень своевременным подспорьем для челнинцев мог стать гособоронзаказ. Скажем, только в сентябре 2020-го МЧС заказал пожарных машин на 2,4 млрд рублей со сроком исполнения до марта 2022 года.
Напомним, что по итогам I квартала текущего года КАМАЗ показал один из сильнейших темпов прироста в своей истории, увеличив выручку в 1,5 раза. Уже тогда руководство рапортовало о продаже автомобилей на четыре месяца вперед. При этом эксперты в качестве возможных причин повышенного спроса называли общее восстановление рынка, опасения покупателей из-за резкого роста цен на металлы и закупку крупными потребителями грузовиков впрок. Также озвучивались опасения относительно общемирового дефицита чипов, который может ударить по производству автомобилей.
Ставка на тягачи «5490», вездеходы «43118», самосвалы «6511» и московские автобусы
Для начала давайте оценим динамику продаж КАМАЗа в натуральном выражении, «в штуках». В первом полугодии зафиксирован взлет продаж грузовых авто — на 43% до 18,6 тыс. единиц. При этом денежные поступления от реализации грузовиков подскочили на 60% до 77,8 млрд рублей. Если считать «по-простому», вклад ценового фактора (удорожание машин) в это составляет около 15%, что выглядит весьма скромно на фоне роста цен на металл в первом полугодии 2021-го. Правда, такой подход не учитывает изменение структуры спроса, сдвига продаж к более дорогим моделям по сравнению с первым полугодием 2020-го.
«В среднем цены на металл для нас выросли в 2 раза, а по некоторым позициям — в 3 раза. Также отмечался существенный рост и на другие комплектующие. Можно сказать, что цены увеличились на все. При этом средний рост прейскурантных цен на нашу продукцию составил 9,2 процента: максимальный рост цен по самосвалам „К4“ — 10–14 процентов, „65115“ — 11 процентов; по седельным тягачам „К4“ — 11–12 процентов; шасси „43118“ — 9–10 процентов», — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
Напомним, что, по данным аналитического агентства «Автостат», прошлый год КАМАЗ закрыл с прибавкой на 0,6% (продажи в натуральном выражении; при этом статистика самого предприятия, как правило, не совпадает с информацией «Автостата»), в I же квартале текущего года добавил 24%. А по итогам пяти месяцев — более свежих данных пока нет — ускорение достигло уже 35% при среднерыночном показателе плюс 38%. Но ближайший «преследователь» КАМАЗа в лице шведской Scania отстает от чемпиона по продажам в 4,5 раза (!), пусть и ускорился на 110%.
Олег Афанасьев: «В среднем цены на металл для нас выросли в 2 раза, а по некоторым позициям — в 3 раза. Также отмечался существенный рост и на другие комплектующие. Можно сказать, что цены увеличились на все»
Что касается моделей, то по итогам пяти месяцев в индивидуальном зачете лидировало семейство тягачей «5490», продажи которых выросли на 83% (!) до 2 567 единиц. Пожалуй, это уже объясняет, на чем продолжает выезжать команда Сергея Когогина, и можно только порадоваться за челнинцев, которые смогли вылечить ряд «детских болезней» модели и успешно продвигать на рынке флагман линейки.
«Лучшую динамику показали все автомобили нового модельного ряда. К лидеру прошлого года, „КАМАЗ-5490“, добавились самосвалы нового модельного ряда, а также флагман — „КАМАЗ-54901“. Все это свидетельствует, что выбранная компанией стратегия на переход в премиум-сегмент себя полностью оправдала. Спрос смещается в данный сегмент, и наша продукция востребована потребителем» — в очередной раз подчеркнул успешность выбранного курса Афанасьев.
Для сравнения: самый популярный зарубежный «скакун» из конюшни Mercedes-Benz, крупнотоннажник Actros, ускорился на 14% до 1 267 единиц.
Напомним, что и по итогам 2020-го среди трех самых популярных камазовских моделей удалось вырасти именно тягачу «5490». Но не единым флагманом живет завод: второе место по приросту в январе – мае показали вездеходы «43118», добавляя 19%, по итогам 2020-го здесь был спад на 5%. Уточним, что машины на такой базе пользуются популярностью у добывающих компаний и у силовых ведомств.
Динамика крупной самосвальной техники КАМАЗа также обнадеживает: продажи «6511» выросли на 34%, а «6520» — на 27% к первому полугодию 2020-го. Отметим лишь майскую рокировку спроса: «6520» откатился на 9% по сравнению с маем 2020-го и, напротив, «6511» ускорился на 45%.
Из прочих факторов, которые помогают наращивать выручку КАМАЗу, в очередной раз отметим заказы мэрии Москвы на низкопольные автобусы (все в том же мае был подписан очередной такой контракт на сумму 9,3 млрд рублей). Особое внимание команда Сергея Собянина уделяет инновационным электробусам, коих к началу 2021-го приобретено 600 единиц, а в течение года должно быть поставлено еще 400 штук. К слову, родные Набережные Челны после преодоления разногласий с градообразующим предприятием в августе заказали автобусов на скромные 234 млн «деревянных».
В целом же денежные поступления завода от продаж автобусов выросли на 47% до 17,1 млрд целковых.
Динамика крупной самосвальной техники КАМАЗа также обнадеживает: продажи «6511» выросли на 34%, а «6520» — на 27% к первому полугодию 2020-го
Взнос акционера, помощь государства и связи с Aurus
Из непроизводственных нюансов отметим то, что группа в августе текущего года получила от акционера взнос в имущество в размере 5,4 млрд рублей. Составители отчета не стали раскрывать имя акционера, но на заводе подтвердили наше предположение, что этот «подарок» преподнес владелец самой крупной (47,1%) доли в ПАО «КАМАЗ» — государственный «Ростех».
«Это был вклад „Ростеха“. Прошу учесть, что данный взнос был сделан в августе и на финансовые результаты полугодия не повлиял», — подчеркнул глава пресс-службы автогиганта.
И еще о помощи и подарках. Раскрывая статистику прочих доходов, составители отчетности сообщили, что госпомощь группе в первом полугодии выросла в 2,2 раза до 1,48 млрд рублей. Со своей стороны уточним, что полный объем господдержки завода обычно отражается в годовых отчетах по российским стандартам: например, по итогам 2020-го сумма господдержки ПАО «КАМАЗ» составила 28,7 млрд рублей, или 15% от выручки. Напомним, речь в подобных случаях идет прежде всего о компенсации утилизационного сбора.
Далее в июне текущего года группа приобрела арендный бизнес ООО «Балтийский инвестиционный парк „Мастер“» стоимостью 429 млн рублей. Судя по всему, речь идет об ООО «Балтийский индустриальный парк „Мастер“», которое по итогам 2020-го выручило 518 млн рублей и записало на свой счет 27 млн рублей убытка. Изначальным учредителем парка выступила компания «КАТЕ», специализирующаяся, согласно официальному сайту, на создании новых схем автоматических коробок передач, а также инновационных гибридных и электрических трансмиссий. Фирма, в частности, известна тем, что делает коробки передач для люксовых российских автомобилей Aurus. Впрочем, судя по финансовым итогам: 342 млн убытка при 1,1 млрд рублей выручки, предприятие глубоко убыточное. Кто готов нести потери ради развития отечественной инженерной мысли и производства высокотехнологичной продукции, неизвестно, т. к. бенефициары компании укрыты в закрытом паевом фонде «Финансовые вложения». Можем предположить, что на такие гигантские (треть от выручки) жертвы во имя технологического прорыва и импортозамещения готовы идти государственные или квазигосударственные структуры — например, тот же «Ростех».
Арендный бизнес самого КАМАЗа стабильно расширяется: по итогам 2020-го группа заработала 988 млн рублей — на 12% больше, чем в 2019 году. И это несмотря на локдауны, «удаленку» и общее падение спроса на коммерческую недвижимость.
В продолжение темы производства деталей для легкового автопрома напомним, что в феврале 2018-го под крыло КАМАЗа перешла группа заводов ОАТ, и тогда балансовая стоимость 12 ее заводов, по нашим оценкам, составляла минус 1 млрд рублей. Сейчас, судя по свежей отчетности, разница между активами (8,4 млрд) и обязательствами (15,4 млрд) ОАТ выросла уже до минус 7 млрд рублей. Однако в прошлом году автогигант, отказавшись от реализации опциона на 2% акций, перевел ОАТ из дочерних в ассоциированные компании, что позволило ему отразить в прочих статьях 2,3 млрд рублей дохода.
Одним из балансирующих допнагрузку КАМАЗа мероприятий стало августовское решение правительства предоставить правительственную поддержку суммой чуть более 1 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие инвестиционных проектов и ввод в эксплуатацию линии профилирования лонжеронов — основных силовых элементов рамы автомобиля. При этом в развитие модельного ряда группа на 2021 год планирует инвестировать более 17 млрд рублей.
***
Выпуск КАМАЗом хорошей отчетности немедленно сказался на котировках его акций. 31 августа их цена в ходе торгов на Московской бирже взлетела на 40% до 132,1 рубля за штуку, достигнув максимума с 2008 года, пишет «Интерфакс». За КАМАЗ сыграла и новость о том, что правительство РФ выделит ему более 1 млрд рублей на модернизацию производства и обновление модельного ряда грузовиков. В результате всего за три дня акции челнинского автогиганта подорожали на 64%, и только к вечеру вторника начали корректироваться.
Значительно выросли и объемы биржевых торгов, которые 31 августа превысили 4,5 млн акций. До этого средний объем продаж-покупок акций КАМАЗа составлял около 240 тыс. бумаг в день. Впрочем, аналитики отмечают, что на бирже в принципе торгуется небольшая доля акций челнинского автозавода, а при таком free float даже не слишком большие по биржевым меркам покупки способны вызвать значительный скачок цен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.