«У Доронина и самолет имелся, и 4 миллиарда денег сейчас уже высчитали. Мы все надеялись, что этого не будет, а оно есть!» — процитировал сегодня статью «БИЗНЕС Online» бывший замглавы МВД по РТ Рафил Нугуманов на заседании Общественной палаты Татарстана. Мероприятие провели с участием представителей силовых структур и антикоррупционного управления аппарата президента республики. Все ради темы финансовых пирамид. О том, кто должен помогать вкладчикам, сколько потерпевших уже зафиксировано в РТ и как людей подталкивают к пирамидам, — в нашем материале.
В Общественной палате РТ состоялась дискуссия по финансовым пирамидам. Число пострадавших от их деятельности в республике достигло 4 тысяч
Кто из вкладчиков никогда не пойдет писать заявление в полицию
Богатой на громкие заявления стала дискуссия по финансовым пирамидам в Общественной палате Татарстана. По словам руководителя комиссии ОП РТ по правовым вопросам и общественной экспертизе Андрея Королева, изначально тема расширенного заседания с участием представителей различных общественных организаций и силовых структур касалась черных кредиторов и риелторов. «Неожиданно, пока мы готовились к этому [круглому] столу, повалились финансовые пирамиды, — обозначил тему дискуссии Королев, хотя с характеристикой „неожиданно“ он слегка перегнул. — Надо подумать, чем мы можем в дальнейшем людям помочь. Потому что они никогда не перестанут хотеть зарабатывать. И недобросовестные товарищи подобным пользуются».
Чтобы понять, что происходит в умах тех, кто вкладывается в пирамиду, общественники решили углубиться в психологию. Профильный эксперт, кандидат педагогических наук, член совета по вопросам кадровой политики при президенте РТ психолог Ольга Ажимова, условно разделила таких людей на несколько категорий. «Жадность и некомпетентность — вот потрет участников этого процесса», — заявила она.
Первая категория вкладчиков пирамид, по ее словам, — это «зависимые игроки». Их влечет сам механизм участия, у них появляется азарт, это как «эмоциональный наркотик». А проигрыш дарит им еще более острые ощущения, и данная зависимость похожа на маниакальную, добавляет им адреналина. И помочь им не могут ни их близкие, ни врачи. Они осознают риски, в том числе понимают, что могут остаться без денег, — но именно это их влечет, сказала Ажимова. «Но, как только наступает момент, при котором становится невозможно продолжить игру, они могут пойти на преступление, выступить в роли палача», — проанализировала психолог.
Вторая категория — «спокойные игроки», которые разбираются во всех тонкостях процесса, тоже осознают риски и стараются «просчитать возможность получить от этого как можно больше прибыли». Такие люди зачастую имеют стабильный заработок, а вложения в пирамиду для них хобби, без него они скучают. «Можно ли их назвать жертвами? Скорее нет, чем да», — сделала вывод Ажимова.
Третья категория — «случайные игроки». Время от времени они, имея лишние деньги, могут вложить их в пирамиду. «Их стабильное положение устойчиво, и, потеряв несколько тысяч и более, они от этого не пострадают. Если получат выигрыш — ну значит, удача», — объяснила психолог.
Четвертая категория — интеллигентные, интеллектуальные люди, достаточно умные, имеющие устойчивое социальное и финансовое положение. «Это коммерсанты и служащие с хорошим IQ», — объяснила спикер. По ее словам, крушение финпирамиды для них форс-мажор: «Они находятся в таком серьезном внутреннем возбуждении, глубоком стрессе, так как привыкли надеяться на себя. И в первую очередь они винят себя, и тем более у многих из них появляется чувство вины перед всеми, кого они невольно вовлекли, являясь положительным примером».
Люди, которые входят в эти категории, по мнению психолога, не будут писать заявления в полицию и признаваться пострадавшими от пирамиды. Например, «случайные игроки» не захотят раскрывать себя и возможные нелегальные доходы. А те, кого Ажимова назвала «интеллектуалами», по ее мнению, не пойдут в органы, из-за того что «им стыдно, совестно, потому что они проявили свою жадность, алчность».
К созданию пирамид людей подталкивают экономическая ситуация в стране и финансовая неграмотность
«[Инфантильных личностей] можно назвать жертвами пирамид. Но они жертвы по жизни»
В пятую категорию, как следует из описания психолога, как раз-таки входят люди, которые пойдут в полицию. «Это инфантильные личности, полагающиеся во всех вопросах жизни на мнение других людей. Они идут за толпой, легко управляемые. Такой инфантилизм присущ тем, кто вообще не привык мыслить самостоятельно, отвечать за свои поступки. А в случае неудачи у них всегда виноват кто-то», — рассказала Ажимова. По ее мнению, таких людей очень легко убедить, потому что сами они не умеют обрабатывать информацию с позиции здравого смысла и в мозге у них наблюдаются процессы деградации — как у стариков с болезнью Альцгеймера. «Такую категорию, скорее всего, можно назвать жертвами [финансовых пирамид]. Но они жертвы по жизни, — сделала вывод психолог. — Потому что меркантильность, безответственность присуща некоторым категориям людей».
«Мы сейчас говорим, что надо помогать всем, кто попал в эти ловушки. Но если мы будем оказывать помощь, то покажем пример другим, что, пожалуйста, рискуйте, вам поможет государство, найдет средства, время, чтобы вас поддержать», — рассуждала психолог.
По мнению специалиста, поддержка нужна молодым людям, у которых не очень хорошо сложилась судьба: тяжелое положение в семье, плохое здоровье, может быть, даже есть бывшие осужденные. «Они, вовлекаясь в данные структуры, фактически теряют какой-то интерес заняться делом. У них нет наставников. Мы теряем это молодое поколение, их действительно жалко. На них государство, мне кажется, должно обратить самое серьезное внимание. А тех взрослых дядей, или инфантильных, или жаждущих какой-то добычи, их не жалко», — заявила Ажимова.
Последняя категория — отчаявшиеся, обездоленные люди, которые оказались в финансовой ловушке и готовы отдать последние деньги. Они видят успех других и поэтому поддаются, но не просто наивно идут за толпой, а обдумывают, советуются с семьей. И преследуют самые благородные для себя цели — направить заработок, например, на лечение и т. д. «Наверное, им надо помогать. Но опять-таки это взрослые люди! И их недоумие не наивность — наивностью подобное не назовешь, это не маленькие дети. Идя на такой риск, они сжигают мосты, то есть вообще остаются без средств к существованию», — объяснила Ажимова с точки зрения психологии.
«Да, жалко этих людей, но в то же время жизненная ситуация должна их чему-то учить. И так рьяно опять пускаться им на помощь, помогать… — рассуждала Ажимова. — Знаете, иногда клин клином вышибают. И для тех, кто еще не вложился в эту порочную, безнравственную систему пирамид, она должна быть как минное поле, на которое нельзя вступать. Но, как только мы начнем помогать изо всех сил людям, — то, извините, минное поле уже разминировано и можно спокойно шагать!»
В отдельную категорию психолог выделила организаторов пирамид, которые сами становятся жертвами: помимо того, что будут наказаны по закону, так они еще и навлекли беды на свою совесть, мораль, собственную семью, отметила Ажимова. Это самые главные жертвы, которые так красиво и так оптимистично преподносят данную систему, в том числе создатели Finiko.
«Однозначно согласиться с тем, что мы должны [броситься] в омут с головой, помогать всем миром… Наверное, нужно подумать, — рассуждала психолог. — В юриспруденции есть такое выражение: одна сторона никогда не бывает виновата».
Председатель комиссии ОП РТ Королев отметил, что палата намерена не оказывать помощь, а предупреждать и освещать всю эту ситуацию. «На всех нас не хватит. Помогать должны правоохранительные органы теперь», — заключил он.
Вадим Хоменко: «Нужна четкая позиция ЦБ, чтобы отслеживал ситуацию на рынке и при финансовых несоответствиях подавал документы в правоохранительные органы»
Пассивность ЦБ, реклама пирамид со звездами и «правовая неграмотность» топ-лидеров
Вице-президент Академии наук Татарстана профессор Вадим Хоменко уверен, что к созданию пирамид подталкивают экономическая ситуация и финансовая неграмотность населения. Он провел небольшой ликбез: огласил признаки финансовых пирамид, скрипты, по которым работают адепты, а также рассказал, как не попасться на них. Для своей презентации Хоменко использовал инфографику из публикаций «БИЗНЕС Online». «Хорошая презентация», — оценил главный советник антикоррупционного управления при президенте РТ Дмитрий Козлов.
«16 уголовных дел возбуждено в 2020 году [по финансовым пирамидам]. А сколько их вообще, а обо всех ли мы знаем? И многие из них из Татарстана! Поэтому людей надо ориентировать на уход от мошенничества», — заявил Хоменко. На одном из слайдов он показал, какую доходность предлагают банки по вкладам — около 7,5% годовых, на валютном рынке (акции, облигации) — порядка 10%, поэтому обещаниям в 300% годовых от пирамид верить не стоит.
При этом, по словам Хоменко, полиции достаточно просто доказать, что организация без лицензии — это нарушитель, но здесь важна именно позиция Центробанка, который, как следует из заявлений спикера, недостаточно активен. «Фиксация пирамиды проста, и если ЦБ берется за это дело, то может довести его до конца. Нужна четкая позиция Банка России, чтобы отслеживал ситуацию на рынке и при финансовых несоответствиях подавал документы в правоохранительные органы, — заявил вице-президент АН РТ. — Но Центробанк не торопится подавать документы в прокуратуру». По словам спикера, в России внесли изменения в КоАП, которые обязывают представителя ЦБ направлять соответствующие документы в Генпрокуратуру, и это должно изменить положение. В это время на слайде появилась фраза: «Ждем дальнейших энергичных действий со стороны Центробанка и прокуратуры, а также общественных организаций, ответственных за соответствующую работу с населением…»
«В данном случае [с пирамидами] охранять интересы гражданина, даже не очень разбирающегося, государство должно», — заключил Хоменко.
Козлов обратил внимание на то, что сейчас пирамиды — те же рухнувшие «Кешбэри» и Finiko — больше ориентируются на молодежь. «В этом и опасность: людям с молодых лет прививается то, что можно не работать, не учиться — все это ни к чему, а достаточно где-то что-то позаимствовать и будешь жить припеваючи, — заявил Козлов. — И Ольгу Александровну [Ажимову] я поддерживаю — это поколение становится самым ущербным в данном плане, не имея соответствующих навыков, знаний». Советник антикоррупционного управления посетовал на то, что молодежь ведется на рекламу пирамид у блогеров и вкладывает деньги, которые берет у родителей. «Бьют по одному поколению, по другому, и все хуже и хуже становится! Может быть, надо ориентироваться на образование, пропаганду?» — предложил Козлов.
«Реклама бешеная! — согласился вице-президент АН РТ Хоменко. — Гоша Куценко [участвовал] в рекламе одной из пирамид. Конечно, ему доверяют». «Надо брать на вооружение эти же способы», — предложил повернуть ситуацию в свою пользу завкафедрой экономической безопасности и налогообложения КФУ профессор Айдар Туфетулов. «Если „висит“ Куценко [в рекламе], давайте „повесим“ кого-то другого. Сашу Петрова или кто еще популярный», — подхватила председатель квалификационной комиссии Адвокатской палаты РТ Ольга Камалетдинова.
Кроме финансовой, нужна грамотность правовая, добавила она, переводя тему на «звезд» пирамид. «У нас до сих пор многие, понимая, что это пирамиды, привлекали, потому что „нам ничего не будет, мы же не организаторы!“ Они не понимают, что за подобное возможна уголовная ответственность», — заявила Камалетдинова. По ее мнению, такие люди должны отвечать по закону: «Им надо объяснить: ребята, не зарабатываете вы, а крадете — соответственно, будете отвечать!»
Ильдар Альменев отметил, что нужны специалисты, которые занимаются исследованием рынка, здесь, в Казани, «одной из самых больших экономик Приволжского округа»
«Банки дают 3–4 процента. Зачем это при инфляции в 8,5 процента?»
Участники дискуссии сошлись мнениями в том, что в борьбе с пирамидами надо увеличивать роль государства. «Откуда государство уходит, туда приходят те, кто пытается [обмануть] население», — заявил представитель прокуратуры РТ Ильдар Альменев. Он напомнил, что в 2013 году в России упразднили федеральную службу по финансовым рынкам и ее специалисты ушли в ЦБ. Но с 2018-го в этом секторе идут сокращения — от 2,5 тыс. сотрудников остались половина, а полномочия (по ПФО) перенесли в Москву. В Нижнем Новгороде, по словам Альменева, есть специалисты, которые занимаются исследованием рынка, но они нужны и здесь, в Казани, «одной из самых больших экономик Приволжского округа».
Профессор КФУ Туфетулов его поддержал: «Сектор, который выиграл в пандемию, — это банки. Мы все потеряли, а банки приобрели. Надо государству на подобное обратить внимание, как-то поучаствовать в финансовом просвещении, показать свою власть».
Вице-президент АН РТ Хоменко заявил, что сами участники финансового рынка должны «заявить свое слово». В пример он привел Великобританию, где, как он сказал, не было закона о ценных бумагах, потому что регулирование финрынка делегировано его участникам. Более того, в России вообще нет какого-то альтернативного варианта — люди «зажаты вилкой» и вынуждены нести деньги либо в банк под низкие проценты, либо в сомнительные организации.
В РФ можно еще инвестировать в акции и облигации — возразил в ответ на это член рабочей группы по вопросам развития финрынка РТ Фарид Сафин. «Но мы видим, что люди продолжают вкладывать в данные пирамиды, — согласился он. — Надо сделать так, чтобы вклады шли в реальный сектор экономики».
«Когда мы говорим об акциях, это сложно. А когда идут в ход государственные облигации, [населению] проще, — решил углубиться в историю вице-президент АН РТ. — В 90-х годах была ситуация с федеральными облигациями, скажем Москвы. Вся Россия сидела на данной государственной пирамиде. Регионы повторили схему: они собирали деньги и вкладывали в федеральные бумаги, такая двойная пирамида. Кто не вошел в пирамиду? Только Москва! Лужков в канун 1998 года организовал первый выпуск подобных бумаг, предварительно создав инвестиционный комитет при столичном правительстве. У него имелись реальные проекты и бизнес-планы для вложения денег! Это была не пирамида, а реальный бизнес-проект. И пирамида рухнула, а лужковские займы нет».
Психолог Ажимова напомнила, что, сколько бы мы ни пытались обучить людей, их эмоциональное восприятие всегда будет на первом месте. «[Вкладчиков] влечет харизма, сила, энергия! Она, как акула, поглощает все эти знания. И Лужков своей харизмой в то время сумел их (эмоции — прим. ред.) перекрыть, потому что очень тяжело перекрыть бессовестного интеллектуала», — заметила она.
Член совета ассоциации предприятий МСБ РТ Ришат Набуллин, кажется, высказал мнение всей общественности, когда объяснил, почему люди идут в пирамиды. «Банки дают 3– 4 процента. У меня есть 100 тысяч рублей, и за год я получу 4 тысячи. Любой не готов вложить за 4 тысячи рублей [дохода] в банк! Подсознательно банк сам уже нас толкает на то, чтобы мы положили куда-то в другое место. При миллионе [рублей вклада] — 60 тысяч рублей [годовой доход] — зачем это делать, когда у меня инфляция 8,5 процента 85 тысяч рублей с миллиона съест?», — возмутился Набиуллин. Он предложил банкам пересмотреть проценты — например, хотя бы 1% в месяц доходности. «Показывали статистику (в слайдах вице-президента АН РТ — прим. ред.), ну это же чушь! То есть у нас банк еще больше обманывает, чем эти пирамиды», — заявил Набиуллин.
Тем временем число пострадавших от пирамид в Татарстане, по которым ведется расследование (а вместе с Finiko их две, еще два дела уже расследовано), достигло 4 тыс., сообщил следователь ГСУ МВД по РТ Алмаз Сайфутдинов. По его словам, пострадавшие делятся на два лагеря. Например, в случае с пирамидой «Триумф» одна часть оплачивает обвиняемой адвоката, а вторая намерена добиться наказания. «Обвиняемые продолжают вводить в заблуждение потерпевших, даже находясь в СИЗО, говорят, что это все из-за правоохранительных органов», — рассказал Сайфутдинов.
Руководитель комиссии ОП Королев напомнил, что к ним поступали обращения по пирамидам — мол, дело приостановили, и поэтому люди расслабились и понесли деньги в Finiko. «Они не расслабились, а из-за собственной жадности продолжили нести деньги», — ответил следователь.
«В этих спорах надо защищать гражданина, человека, — завершил дискуссию Нугуманов. — Даже если мы говорим, что финансово пытается обогатиться народ, они же в любом случае не от хорошей жизни туда пришли. Все равно по своей сути несчастливые, потеряли последние крохи».
Нугуманов процитировал и статью «БИЗНЕС Online»: «Этот Доронин, у него и самолет имелся, и четыре миллиарда денег сейчас уже высчитали. Мы все надеялись, что этого не будет, а оно есть…»
По итогам заседания его участники решили подготовить резолюцию, а также направить свои предложения о том, как бороться с финансовыми пирамидами, напрямую в Госдуму.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 157
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.