Здание, построенное в начале прошлого века архитектором Карлом Мюфке для Казанской художественной школы на Карла Маркса, 70, приглянулось Казанскому федеральному университету. Ректор Ильшат Гафуров сначала попросил президента РТ Рустама Минниханова передать его КФУ, а затем и вовсе предложил присоединить располагающееся в особняке художественное училище к своему вузу. На совещании в кабмине РТ идею уже одобрили, в самом КХУ в шоке и все еще надеются, что это лишь слухи. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Казанский федеральный университет хочет присоединить к себе Казанское художественное училище (на фото), сделав его колледжем при КФУ, где будут готовить живописцев и скульпторов
«По вопросу передачи объекта культуры К(П)ФУ»
В громкий скандал обещают вылиться новые планы главного вуза республики из серии «слияние и поглощение». По информации «БИЗНЕC Online», Казанский федеральный университет хочет присоединить к себе Казанское художественное училище, сделав его колледжем при КФУ, где будут готовить живописцев и скульпторов. Причем данная инициатива уже получила поддержку на уровне правительства республики — по совпадению это произошло вскоре после 60-летия ректора КФУ Ильшата Гафурова.
В кабмине РТ в начале августа прошло рабочее совещание «по вопросу передачи объекта культуры К(П)ФУ» под руководством вице-премьера и руководителя аппарата правительства Татарстана Шамиля Гафарова. В перечне поручений по итогам совещания за подписью Гафарова есть и следующее (документ имеется в распоряжении редакции): «Рекомендовать Казанскому (Приволжскому) федеральному университету внести в кабинет министров Республики Татарстан предложение по планам интеграции деятельности Казанского художественного училища имени Фешина в структуру университета, в том числе:
- использование зданий и недвижимого имущества, находящихся на балансе;
- планы по ремонту/реконструкции зданий;
- перевод студенческого состава и трудоустройство преподавательского коллектива училища».
КФУ уже выполнил соответствующее поручение. 10 августа в кабмин на имя Гафарова отправилось письмо за подписью проректора по образовательной деятельности университета Тимирхана Алишева (документ имеется в распоряжении редакции). Алишев подробно объясняет, как структуры КХУ, на балансе которого находится два здания по адресам Карла Маркса, 70, и Муштари, 16, будут интегрироваться в состав вуза, став подразделением недавно созданного института дизайна и пространственных искусств КФУ.
Алишев подробно объясняет, как структуры КХУ, на балансе которого находится два здания по адресам Карла Маркса, 70, и Муштари, 16 (на фото), будут интегрироваться в состав вуза, став подразделением недавно созданного института дизайна и пространственных искусств КФУ
«На базе этих зданий [на Маркса и Муштари] планируется реализация концепции непрерывного художественного образования, в которую входят следующие элементы…» — пишет проректор КФУ. Один из элементов — это, собственно, действующее училище им. Фешина, «в рамках которого будут реализованы профильные программы среднего профессионального образования по специальностям «живопись», «скульптура», «дизайн», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Далее планируется расширение числа специальностей и дополнительное включение в их перечень следующих наиболее востребованных в Республике Татарстан: «реставратор памятников каменного и деревянного зодчества», «лепщик-модельщик архитектурных деталей», «садово-парковое и ландшафтное строительство», «анимация», «графический дизайнер».
Казанское художественное училище им. Фешина — одно из старейших художественных учебных заведений в России. Казанская художественная школа (так первоначально называлось художественное училище) была открыта в 1895 году. Сегодня училище подведомственно министерству культуры РТ и ведет подготовку по четырем направлениям: «живопись», «дизайн», «декоративно-прикладное искусство» и «скульптура». По данным за 2020-й, в штате учебной организации 38 преподавателей, которые обучают 217 студентов.
При этом стоит обратить внимание, что, согласно планам вуза, в помещениях предполагается и обучение студентов других подразделений университета, а также реализация «программы дополнительного образования для детей дошкольного и школьного возраста» под эгидой Школы искусств КФУ. Более того, планы у федерального университета и вовсе наполеоновские: «Планируется, что территория зданий станет местом проведения творческих выставок, перформансов, выступлений известных приглашенных деятелей искусства, открытых к посещению для горожан, а также местом проведения лекций и творческих дискуссий».
Еще в начале лета ректор КФУ Ильшат Гафуров обратился к президенту РТ Рустаму Минниханову с предложением передать университету здание по адресу Карла Маркса, 70, объясняя свою просьбу тем, что вузу не хватает своих площадей: нужны дополнительные аудитории и лаборатории для студентов
Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения
Почему же КФУ столь стремительно перед самым началом учебного года решил провести подобную «спецоперацию»? Судя по всему, все дело в «квартирном вопросе», который «портит» не только людей, но и целые университеты. Растущему вузу попросту нужны новые площади для эффективного обеспечения образовательного и научного процесса. Так что, по данным газеты, изначально федеральный университет и не покушался на КХУ, а просто хотел… забрать его основное здание.
По информации «БИЗНЕС Online», еще в начале лета ректор КФУ Гафуров обратился к президенту РТ Рустаму Минниханову с предложением передать университету здание по адресу Карла Маркса, 70, объясняя свою просьбу тем, что вузу не хватает своих площадей: нужны дополнительные аудитории и лаборатории для студентов.
Здание на Карла Маркса, 70, построенное по проекту архитектора Карла Мюфке в 1904 году, даже изначально предназначалось для занятий и обучения будущих художников и скульпторов, учащихся Казанской художественной школы. Да, с середины 1920-х и до начала XXI века им пользовались технические учебные заведения, но затем статус-кво был восстановлен. В 2004-м здание передали КХУ, а в 2015 году президент РТ поручил отремонтировать и восстановить красивейший дом, который еще в середине 1990-х был признан памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.
Яркая достопримечательность центра Казани, объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Здание Казанской художественной школы, расположенное на улице Карла Маркса, 70, общей площадью 5232,2 кв. м построено в русском стиле в 1900–1905 годах архитектором Мюфке специально для художественной школы, которая действовала там до 1926-го. С 1926-го по 1929-й здесь располагается индустриальный техникум повышенного типа; в 1929–1930 годах — политехнический институт; в 1930–1941 годах — Институт инженеров коммунального строительства. В 1941–2003-х здание являлось вторым корпусом Казанского авиационного института (КАИ), впоследствии — технического университета (КГТУ им. Туполева). В 2004 году было передано Казанскому художественному училищу. Изображение здания помещено на эмблему училища.
В апреле текущего года реставраторы сообщили, что завершили работы в аварийном крыле здания. Была полностью обновлена кровля, укреплены фундаменты, отреставрированы сколотые гранитные ступени учебного крыла, восстановлены секции кованых перил лестницы. «Общая сметная стоимость всего объекта — 887 миллионов рублей. Финансирование республика дает частями. На работы в аварийном крыле было выделено 565 миллионов рублей. В ближайшее время будут начаты работы по приемке данного крыла в эксплуатацию, сюда заедет художественное училище, а реставрационные работы начнутся в парадном крыле», — разъясняла весной начальник отдела реставрации главного инвестиционно-строительного управления (ГИСУ) РТ Майя Морозова. Вот такой лакомый архитектурный кусочек приглянулся КФУ.
В апреле этого года реставраторы сообщили, что завершили работы в аварийном крыле здания. Была полностью обновлена кровля, укреплены фундаменты, отреставрированы сколотые гранитные ступени учебного крыла, восстановлены секции кованых перил лестницы
Одновременно оставить училище им. Фешина с одним учебным корпусом было просто нереально. Площадь здания, построенного Мюфке, составляет 5,2 тыс. кв. метров. Строение может принять одновременно до 200 студентов. В свою очередь, дом Осокина (тоже памятник архитектуры) на Муштари, 16 в разы меньше (0,97 тыс. кв. м), к тому же строился в свое время как жилой дом. Во время ремонта на Карла Маркса, 70 студенты КХУ здесь учились в три смены.
Вот тогда в недрах федерального университета родилась новая идея — забрать себе здание художественного училища вместе с его содержимым.
Директор института дизайна КФУ Карина Набиуллина отказалась комментировать возможное присоединение КХУ, отправив нашего корреспондента в пресс-службу вуза, где нам не смогли предоставить оперативный ответ. Также за выходные нам не смогли прокомментировать ситуацию и в министерстве культуры РТ, которое является учредителем училища им. Фешина.
«Казанскому училищу уже более 126 лет, ко времени императорской России оно создавалось отдельно от университета как академическое направление изобразительного искусства»
Директор КХУ: «Я не могу сказать, что мы можем присоседиться к какому-то узкому направлению дизайна»
Из разговора с директором КХУ Ольгой Гильмутдиновой стало понятно, что она в основном знает о происходящем по слухам, находится в крайнем напряжении, но пока предпочитает отрицать проблему, поскольку не может повлиять на ситуацию.
«Верить не хочу, и мне кажется, что это неправильная идея, если и правда так, — сообщила Гильмутдинова „БИЗНЕС Online“. — Думаю, что это слухи, верить не хочу. Потому как казанскому училищу уже более 126 лет, ко времени императорской России оно создавалось отдельно от университета как академическое направление изобразительного искусства. И сейчас учим живописцев, скульпторов, мы в большей степени направлены на академическую школу. В Татарстане мы практически единственное учебное заведение, которое готовит таких специалистов, оставшись на ступеньках академического художественного образования».
По словам директора училища, сейчас много говорят об уникальной трехуровневой системе художественного образования в России (детская художественная школа, художественное училище, вуз), которую необходимо сохранить: «В этом есть свой сакральный смысл, в уникальности российского художественного образования. Это очень важно». И на таком фоне присоединение к КФУ будет выглядеть по меньшей мере странно. «Я не хочу думать о присоединении, считаю, что этого не произойдет, — продолжает Гильмутдинова. — 126 лет нас ни к кому не присоединяли! Есть четыре жемчужины творческих средних специальных учебных заведений: мы, театральное училище, музыкальное и хореографическое. Почему музыкальное училище не присоединить к консерватории?»
«Есть четыре жемчужины творческих средних специальных учебных заведений: мы, театральное училище, музыкальное и хореографическое. Почему музыкальное училище не присоединить к консерватории?»
Наша собеседница рассказывает, что выпускники КХУ затем поступают в различные вузы: «Это и Суриковский, и Репинская академия, и Строгановка, и всевозможные театральные институты, и казанские вузы. Присоединение к какому-либо вузу сразу же будет ограничивать возможности для детей, ребят из Казани, потому что, уезжая, многие возвращаются все-таки обратно и приносят в республику свежую нужную струю».
В этом году, по словам директора, конкурс на обучение в худучилище как никогда большой — только на отделение живописи 17 человек на место! «В училище всегда шли рисовать люди, которым нужно научиться именно рисунку, живописи, творческому мышлению. Я не могу сказать, что мы можем присоседиться к какому-то узкому направлению дизайна или живописи, мы очень широкие. И этим ценны! Пусть готовим скульпторов, набирая их один раз в четыре года, многие ребята потом продолжают свое образования в Москве и Петербурге. Я не думаю, что резкие изменения здесь разумны с точки зрения уникального российского художественного образования, которое нужно сохранить таким, каким оно держалось более 100 лет», — резюмирует Гильмутдинова.
Таким образом в Татарстане фактически разрушается система художественного образования
«Зачем они Гафурову?»
Судя по всему, художественное сообщество Казани и Татарстана еще не осведомлено о планах федерального университета, иначе тема наверняка бы забурлила в публичном поле. Татарстанские художники вообще люди довольно конфликтные — вспомните хотя бы о том, сколько в республике их творческих союзов, которые в свое время буквально делились почкованием. А тут, по сути, хотят уничтожить их альма-матер!
«БИЗНЕС Online» поговорил с одним из экспертов в области художественного образования, который (правда, на условиях анонимности) рассказал о тех проблемах, которые может создать присоединение КХУ к КФУ, и это притом что, казалось бы, федеральный университет имеет совершенно иные возможности, как финансовые, так и организационные, которые можно использовать на благо наших живописцев и скульпторов.
Во-первых, таким образом в Татарстане фактически разрушается система художественного образования. В 2017 году приказал долго жить казанский филиал института им. Сурикова, с которым КХУ делил помещения. А теперь академическая система обучения рисованию в республике и вовсе прервется на выпускниках художественных школ.
Во-вторых, в КФУ художников и скульпторов предполагается присоединить к институту дизайна, гораздо более узкому сегменту, предполагающему и освоение своих особых, специфических компетенций. Вот как звучит официальная миссия института в составе федерального университета: «Формирование научно-прикладной школы, дающей необходимые проектные знания будущим специалистам для решения пространственных задач дизайна, удовлетворяющих потребностям общества». Где в этой миссии место новым Репиным и Роденам?
В-третьих, у КФУ просто-напросто нет лицензии на ведение образовательной деятельности по ряду направлений, которым обучают в художественном училище, и на их получение необходимо время, что может создать проблему для будущих выпускников.
В-четвертых, наш собеседник уверен, что лишатся работы преподаватели КХУ: «Зачем они Гафурову?» Все они в этом случае должны пройти процесс аттестации, чтобы перейти на работу в университет. Всего в штате и по совместительству в училище работают около 40 педагогов.
«Художка» вряд ли поможет КФУ с продвижением в международных рейтингах и индексах цитируемости. Значит, со временем и вовсе работу можно будет свернуть, поскольку подготовка дизайнеров выглядит явно более перспективной
Наконец, в-пятых: источник газеты не уверен, что на художественное образование университет получит федеральное финансирование. Кроме того, «художка» вряд ли поможет КФУ с продвижением в международных рейтингах и индексах цитируемости. Значит, со временем и вовсе работу можно будет свернуть, поскольку подготовка дизайнеров выглядит явно перспективнее. Главное, что дом, построенный архитектором Мюфке, окажется уже на балансе КФУ.
Впрочем, говорить о присоединении худучилища им. Фешина к университету как о деле решенном нельзя. Последнее слово — за президентом Татарстана, которое Минниханов, по нашим данным, еще не сказал.
«БИЗНЕС Online» по-прежнему готов дать слово руководству КФУ и другим сторонникам присоединения к нему КХУ. Убеждены, что такие вопросы должны решаться не на закрытых аппаратных совещаниях, а путем широкой общественной дискуссии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 332
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.