«Если в Казани знают, что на чужое лезть нельзя, то болезнь молодых городов — нет определенных границ и менталитет позволяет делать все что хочешь», — в этом один из источников «БИЗНЕС Online» видит корень проблемы похоронного бизнеса Челнов. С заявлением в УФАС обратился предприниматель, который обвинил директора МУП «Горкоммунхоз» в монополизации рынка и раздаче субподрядов «своим». О том, как «по-пацански» пытаются поделить ритуальный рынок и какие пробелы есть в постановлении о похоронном деле исполкома автограда, — в нашем материале.
Сегодня УФАС Татарстана рассмотрит очередное дело о нарушении антимонопольного законодательства в сфере ритуальных услуг Набережных Челнов
Кому позволено копать могилы на кладбище Челнов?
Сегодня УФАС Татарстана рассмотрит очередное дело о нарушении антимонопольного законодательства в сфере ритуальных услуг Набережных Челнов. С заявлением о нарушении закона «О защите конкуренции» еще в марте этого года обратился предприниматель Евгений Ядовин. Он утверждает, что директор кладбища, сотрудник МУП «Горкоммунхоз» Ришат Шайхулов не дает ему копать могилы. Зато разрешает это делать двум другим компаниям — «Ритуал-НЧ» и «Мемориал-НЧ». Их Ядовин называет близкими к Шайхулову. В региональном управлении ФАС фирмы подозревают в заключении монопольного соглашения.
Предприниматель объясняет, что его компанию просто не пускали на кладбище, притом что ее услуги дешевле, чем у конкурентов. Порой, по утверждению Ядовина, ценник отличался более чем в 2 раза. По словам бизнесмена, ему приходилось разрывать контракты и возвращать деньги клиентам. «Один раз мы с сотрудниками выкапывали могилу по заказу и, по-видимому, руководитель кладбища или его люди просто вызвали полицию, сказав, что кто-то выкапывает труп. Нас увезли в отдел полиции „Электротехнический“, чтобы разобраться в ситуации», — вспоминает коммерсант.
По словам Ядовина, всем, кто заключил с ним договор на оказание услуг по выкапыванию могил, директор кладбища отказывал в захоронении, пока те не перезаключат договоры на оказание тех же услуг с «Мемориал-НЧ». «Со слов клиентов, их не только обманывают, но и запугивают тем, что якобы похоронить усопших родственников они не смогут, если не оплатят „как положено“ в кассу „Мемориал-НЧ“», — сказано в заявлении предпринимателя, которое оказалось в распоряжении «БИЗНЕС Online».
С заявлением о нарушении закона «О защите конкуренции» еще в марте этого года обратился предприниматель Евгений Ядовин (на фото). Он утверждает, что директор кладбища, сотрудник МУП «Горкоммунхоз» Ришат Шайхулов не дает ему копать могилы
В документах УФАС сказано, например, что 20 октября прошлого года одна из жительниц Челнов заключила с ИП Ядовина Е.А. договор на оказание похоронных услуг на сумму 3 тыс. рублей. Однако директор кладбища вынудил ее заключить другой договор с «Мемориал-НЧ». Стоимость тех же услуг у этой компании составляет уже 4 тыс. рублей. А в сентябре МУП «Горкоммунхоз» отказало в выкапывании могил в рамках гарантированного перечня безвозмездных услуг трем гражданам. Для произведения расчетов им предложили отправиться на кладбище. В итоге один гражданин заплатил «Ритуал-НЧ» 10,5 тыс. рублей, другой — 18 тыс. рублей, третий — 3 тыс. рублей.
По словам Ядовина, разрешение могут выдать в самый последний момент. Родственники умерших просто не готовы ждать несколько суток, им приходится заключать договор с «Мемориал-НЧ» и «Ритуал-НЧ». «Мы живем в мусульманской республике, по исламу хоронят в первые 24 часа после смерти, — объясняет предприниматель. — А здесь выходит, что разрешение на захоронение кто-то со стороны раньше, чем через сутки, точно не получит. И люди готовы переплатить, лишь бы все сделать быстрее».
Бизнесмен уверен, что данная ситуация негативно сказывается на ценообразовании, приводит к необоснованному завышению цен на ритуальные услуги в Челнах, «что в состоянии сложившейся сложной ситуации в экономике России и Татарстана увеличивает финансовую нагрузку на население». Ядовин просит уволить Шайхулова с поста директора кладбища.
В исполкоме Набережных Челнов комментировать антимонопольное дело отказались.
Ядовин объясняет, что его компанию просто не пускали на кладбище, притом что ее услуги дешевле, чем у конкурентов
«Быстрее пенсионер получит пенсию, чем родственники умершего — разрешение на захоронение»
Услуги по обустройству могил регулируются постановлением исполкома автограда от 21 апреля 2017 года «Об организации похоронного дела на территории муниципального образования город Набережные Челны». «Для получения разрешения на рытье могилы и погребение умершего исполнитель волеизъявления умершего или лицо, взявшее на себя обязанность по погребению умершего, лично обращается в уполномоченный орган с заявлением… Заявление на захоронение рассматривается и согласовывается в срок не более одних суток после обращения», — говорится в 57-м пункте постановления.
«Есть вопросы не только к 57-му пункту, но и к 60-му и 61-му. Потому что после рассмотрения заявления о захоронении специалистом уполномоченного органа заявление еще передается в администрацию уполномоченного органа, где проверяется правомочность заявителя на осуществление погребения и наличие необходимых согласований. И дальше, если отсутствует положительная отметка, тогда решается, есть обоснованность в выдаче или нет. А в 61-м говорится о том, что заявителю после проверки выдается разрешение на осуществление погребения, на рытье могилы, либо отказ в выдаче разрешения. То есть два этапа — согласование и получение разрешения. Если по 57-му пункту заявление согласовывается в срок не более одних суток после обращения, то по поводу разрешения вообще сроков нет, — объясняет суть постановления адвокат Руслан Мадифуров. — И на этом все не заканчивается, потому что при получении отказа в выдаче разрешения на рытье могилы заявитель вправе устранить выявленные недостатки и обратиться с заявлением повторно. Это смешно, но реалии таковы. В то же время уполномоченным органом у нас является управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполкома. Мне интересно, как в выходной день я должен обратиться к специалисту? По 57-му пункту он в течение суток обязан выехать на место. Как мы понимаем, этот путь долгий, быстрее пенсионер получит пенсию, чем родственники умершего — разрешение на захоронение на кладбище».
Наш корреспондент связался с одним из представителей рынка ритуальных услуг в Казани. И хотя там действует аналогичное челнинскому постановление исполкома Казани, таких проблем с рытьем могил в столице РТ нет. «Здесь проще. Ритуальщики в принципе не лезут в такие вещи. Потому что это прерогатива МУПа. А в Челнах кто во что горазд. И вырывают друг у друга клиентов, насколько я знаю. Если в Казани знают, что на чужое лезть нельзя, то болезнь молодых городов — нет определенных границ и менталитет позволяет делать все что хочешь», — рассказал представитель бизнеса.
Получить официальный комментарий руководства челнинского кладбища нам не удалось
«Ядовин сам хотел захватить монополию, но мы не прогнулись»
Получить официальный комментарий руководства челнинского кладбища нам не удалось. В здании кладбищенской администрации наших корреспондентов встретила женщина, которая заявила, что Шайхулов находится в отпуске. Однако, как рассказали нашим корреспондентам работники «Молодежного» кладбища, на его территории захоронением занимаются все: «Никаких приоритетных компаний тут нет. Люди приезжают на кладбище, если хотят копать могилу сами — пишут заявление здесь. Или же идут в ритуальные услуги. Нет такого, что надо ждать сутки. Если человек мусульманин, то о каких сутках идет речь? Пишется заявление, и могила начинает готовиться».
«Вся история с разбирательствами началась после жалоб гражданина Ядовина. Он организует процесс похорон за 50–70 тысяч. И для него не зазорно перевезти тело за 15 тысяч на страшной, ржавой „Газели“. А вот 10 тысяч за могилу, по его мнению, дорого. Понимаете? — полагает один из конкурентов обратившегося в УФАС предпринимателя. — Или гроб, который стоит 2 тысячи, он продает за 6 тысяч. Бригада с катафалком — 13 тысяч. То есть он занизил стоимость одной услуги, чтобы привлечь клиентов, но завысил другие в разы».
По словам ритуальщиков, средняя цена на выкопку могил составляет 6–8 тыс. рублей. Окончательная сумма зависит от целого ряда факторов: «Это могут быть и демонтажные работы, может дерево расти, где-то земля, возможно, сильно промерзла зимой и так далее. Каждый случай индивидуальный. По факту определенного ценника нет. Может, и до 10 тысяч доходит».
При этом никакого искусственного завышения цен на услуги по захоронению на кладбище, уверяют представители данного бизнеса, нет: «Иногда бывает так, что у людей элементарно нет денег. Таким мы за 2 тысячи копали, кому-то и бесплатно делали. Мы тоже входим в положение людей. Это же не свадьба».
Кроме того, можно воспользоваться услугой социальных похорон. Это бесплатные катафалки, могилы, гроб и крест для православных. Услуги по социальным похоронам предоставляет то самое МУП «Горкоммунхоз». «Раньше так делали только малоимущие, а сейчас уже все подряд», — рассказывают на кладбище сотрудники оной из похоронных фирм. В целях безопасности они отказались назвать свои имена.
Ядовин же, по словам его конкурентов, ведет агрессивную игру. Он может принципиально занижать стоимость услуг, чтобы перехватить клиентов у конкурентов, тогда как остальные руководствуются негласным правилом не уводить клиентов друг у друга
«Помимо своих жалоб он пытался каких-то бандюганов на нас натравить»
Ядовин же, по словам его конкурентов, ведет агрессивную игру. Он может принципиально занижать стоимость услуг, чтобы перехватить клиентов у конкурентов, тогда как остальные руководствуются негласным правилом не уводить клиентов друг у друга. Они говорят, что обратившийся в УФАС бизнесмен сам пытается захватить монополию на ритуальном рынке Челнов. «Раньше он был перекупщиком автомобилей, стоял на авторынке „Кама“. Так он там на всех жалобы писал, по-другому просто работать не может, — рассказывают участники похоронного бизнеса. — В ритуальном бизнесе он всего пять лет. Купил четыре катафалка и захотел провернуть полный захват всего рынка. Именно из-за него подал в отставку главврач онкодиспансера (вероятно, речь идет об Ибрагиме Магомедове — прим. ред.). Он сказал, что не собирается на старости лет бегать по прокуратурам из-за одного такого человека».
По словам собеседников нашего издания, из-за Ядовина у городского морга появился шлагбаум. Кроме того, именно его они винят в том, что морг перестал работать по выходным дням: «Я сегодня, например, хоронил мусульманина. Он умер в пятницу после обеда, а похоронили только в понедельник. А раньше тело можно было забрать и в субботу, и в воскресенье. Сотрудники морга входили в положение. Ядовин написал жалобу, что тела выдаются вне рабочих дней. Теперь перестали благодаря ему».
«Мы хотели взять в аренду помещение на территории кладбища, знали, что там есть всего одна компания, которая снимает офис, — это «Ритуал-НЧ»
Версия заявителя: как начинался конфликт
По словам самого Ядовина, это не первый конфликт с Шайхуловым. Сложности с работой на рынке ритуальных услуг начались у него три года назад. До этого индивидуальный предприниматель занимался исключительно перевозкой тел умерших, но в 2018 году решил открыть магазин по продаже атрибутики для похорон. «Мы хотели взять в аренду помещение на территории кладбища, знали, что там есть всего одна компания, которая снимает офис, — это „Ритуал-НЧ“, — рассказывает Ядовин. — В этом мне было отказано, и даже более того — на меня в полицию поступила жалоба, в которой Шайхулов заявлял, что ему угрожали. Это смешно, нас было два человека, а их 12». Полиция, по словам предпринимателя, жалобу проверила и уголовное дело возбуждать не стала, не найдя состава преступления.
А в апреле 2020 года компания Ядовина выиграла тендер на перевозку тел умерших от коронавируса из 2-й городской больницы до морга. Поработать удалось совсем недолго — в мае на дверях морга появился список машин, которые имели право забирать тела умерших и осуществлять захоронение. Фирма Ядовина в этом списке не оказалась. «По сути, я выиграл тендер на перевозку тел, заплатив за это деньги, — рассказывает бизнесмен. — А когда речь зашла об оказании платных услуг, таких как выкапывание могил и организация похорон, нас лишили возможности заниматься данной деятельностью».
Эксклюзивное право на такого рода услуги оказались у МУП «Горкоммунхоз», которое на тот момент якобы даже не имело собственных катафалков и обратилось к подрядчикам. В их числе оказались ООО «Чистый город Ц», ИП Вахитов И.Х., ИП Габитов Р.Р., ООО «Мемориал-НЧ», ИП Мухаметьянов А.Г., ООО «Ритуал-НЧ» и ИП Сафин Ф.Н., с которыми были заключены договоры о безвозмездном оказании услуг. «Все лето мы сидели без работы, а 3 сентября 2020 года я обратился в УФАС с просьбой разобраться в ситуации», — поясняет Ядовин. Результатом этого обращения стало предупреждение о прекращении действий. УФАС усмотрел в действиях исполкома Челнов признаки нарушения ч. 1 ст. 15 закона «О защите конкуренции».
После предупреждения УФАС на Ядовина якобы посыпались жалобы в различные инстанции — от налоговой и прокуратуры до антикоррупционного комитета. Первую жалобу подписали 7 представителей компаний, связанных с похоронными бизнесом в Челнах, вторую — уже 10. Жаловались на то, что предприниматель незаконно выиграл тендер, что работает не с катафалками, а с обычными автомобилями.
Тем временем, по словам Ядовина, ценник на услуги по перевозке тел за период действия рекомендательного письма успел взлететь до небес. «Назывались сумасшедшие цифры, — рассказывает бизнесмен. — Был вопиющий случай, когда за перевозку умершего от ковида до Нурлата запросили 70 тысяч».
В похожей ситуации оказался и руководитель компании «КамаТехтрак» Рамиль Брицов. Его компания, помимо прочего, занималась перевозкой тел умерших не из больниц, а из любых других мест — квартир, мест преступлений и т. д.
«Мне ответили, что работать не дадут»
Проблемы с исполкомом и директором кладбища, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», возникали не только у Ядовина. В похожей ситуации оказался и руководитель компании «КамаТехтрак» Рамиль Брицов. Его компания, помимо прочего, занималась перевозкой тел умерших не из больниц, а из любых других мест — квартир, мест преступлений и т. д.
Однако работать спокойно предпринимателю, по его словам, не давали. Он мог приехать после вызова участкового, а там уже ждал представитель другой компании, как правило, это был «Мемориал-НЧ», который предлагал свои услуги родственникам усопшего. По словам Брицова, на встречу к нему также приходил все тот же директор кладбища Шайхулов, который якобы навязывал неприемлемые условия сотрудничества.
«Я пытался как-то решить все эти проблемы, даже с мэром города Наилем Магдеевым встречался, говорил ему, что хочу в данной сфере порядок навести, — вспоминает Брицов. — Он меня выслушал, и я понадеялся, что все будет хорошо».
Брицов выиграл тендер на перевозку тел, обзаведясь специализированным катафалком за 1,2 млн рублей, и еще 180 тыс. заплатил за торги. А буквально через 12 дней после встречи с мэром ему пришла бумага о расторжении госконтракта в одностороннем порядке
Брицов даже выиграл тендер на перевозку тел, обзаведясь специализированным катафалком за 1,2 млн рублей, и еще 180 тыс. заплатил за торги. А буквально через 12 дней после встречи с мэром ему пришла бумага о расторжении госконтракта в одностороннем порядке. «Я тогда обратился к Илье Зуеву (первый замруководителя исполкома Челнов — прим. ред.), спросил, что с этим делать, зачем я тогда автомобиль покупал? На что мне ответили, что работать не дадут, предложили катафалк выкупить за 800 тысяч, а я что, в убыток себе работать должен?» — возмущается предприниматель.
На вопрос о том, на каком основании был разорван контракт, Брицов поясняет, что якобы найдено три нарушения в работе его компании: не надетые маски у сотрудников при погрузке тела в автомобиль, отсутствие специального мешка для перевозки трупов и отсутствие бригады при разгрузке тела.
«Прикладывают какие-то сомнительные фотографии, это же бред, что, у меня парень один, что ли, труп грузил? — говорит мужчина. — Где они были, эти наблюдатели, когда мы бригадой из шахты на плотине труп 100-килограммового мужчины поднимали с глубины 40 метров, рискуя сами покалечиться? Никто не ездил, не проверял, помощи не предлагал. За время работы до начала всех сложностей перевезли 1 503 тела, ни одного вопроса от морга не возникло, а сейчас нашли вдруг три нарушения». Брицов обратился с иском к исполкому Челнов в Арбитражный суд Татарстана.
«БИЗНЕС Online» продолжит следить за конфликтом на рынке ритуальных услуг в Набережных Челнах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.