«МИНИСТЕРСТВОМ ДОПУЩЕНО БЕЗРЕЗУЛЬТАТНОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ…»

Счетная палата Татарстана обнародовала результаты аудиторской проверки в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. Аудиторы проверили использование бюджетных средств, выделенных за последние три года на развитие транспортного комплекса республики, подведя итоги на заседании коллегии. Она проводилась в закрытом для прессы режиме, однако затем в СМИ было разослано официальное сообщение.

В нем, в частности, сообщается, что в отрасль РТ за это время объем финансовых вливаний составил 44,5 млрд. рублей. При этом, «министерством допущено безрезультатное расходование бюджетных средств на общую сумму 113 млн. рублей. Фактически это прямые потери бюджета Татарстана», - сообщил аудитор Азат Валеев.

Самое интересное начинается дальше. По данным Счетной палаты, ООО «СканТатАлабуга» с 2003 года не поставило 24 автобуса на общую сумму 66,5 млн. рублей. «А министерство не предприняло должных мер по взысканию дебиторки», - сказано в сообщении.

Ситуацию попытался разъяснить Счетной палате министр Ленар Сафин. Он заявил, что с фирмой «СканТатАлабуга» было заключено мировое соглашение, но она его не выполнила, и теперь министерство намерено взыскивать средства в арбитражном порядке. Газета «БИЗНЕС Online» вчера, 21 декабря, обратилась за комментариями в министерство транспорта, где пообещали ответить сегодня.

bars_auto_auto-2-1.jpg
Туристический автобус "СканТат 6208" на базе шасси Scania вышел дорогим – от $180 - 215 тыс. Всего их собрали около 30

ПЕРВЫЙ ТРАНШ ДЛЯ 50 АВТОБУСОВ

Что же за загадочная компания увела - или «не поставила» - целых 24 автобуса? ООО "СканТат Алабуга" - стопроцентное дочернее предприятие шведской компании ScanTat AB, созданное в 2001 году. Генеральным директором являлся некто Отто Штабель. Предприятие занималось производством автобусов в СЭЗ «Алабуга».

Начинало с разработанного совместно со шведами автобуса для городских перевозок "Скантат 5226", он же "Барс", на базе автобусного шасси "КАМАЗ" с двигателем фирмы Volvo Penta. Заказ на сто автобусов для министерства транспорта республики был получен от правительства Татарстана. Первый транш для сборки 50 автобусов предприятие получило в конце 2001 года.

Однако всего было собрано 75 городских автобусов, на большее средств у республики не хватило – такая информация имеется на официальном сайте вице-спикера Госдумы РФ Олега Морозова, который курирует «Алабугу» как депутат от Набережных Челнов и по ходу деятельности отслеживает резидентов экономической зоны.

Сам Штабель сетовал на конкуренцию с «Нефазом». В 2005 году он дал интервью, в котором рассказал, что в 2003 году было налажено серийное производство уже туристических автобусов "Скантат 6208" на базе шасси Scania. Всего, якобы, их собрали около 30 под конкретные заказы. Поступали эти заказы от крупных туристических компаний, спортивных клубов, администраций городов, больших предприятий. Правда, автобус вышел дорогим – от $180 - 215 тыс., покупателей было мало и "СканТат Алабуга" терпело убытки (по данным "СПАРК", в 2005 году они составили 5 млн. рублей, в 2003-м - 4,8 млн. рублей).

В 2008 году предприятие прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.

Не помогло даже то, что в 2002 году была попытка создать татарстано-шведскую лизинговую компанию «Барс Лизинг», которая бы специально занималась продажей продукции данного предприятия.

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Отметим, что "СканТат Алабуга" имеет связь с еще одним известным в Татарстане человеком. Выяснилось, что Штабель также являлся гендиректором другого ООО - «СканТат Сервис». Им на 20% владело "СканТат Алабуга", а еще 80% принадлежало Денису Муратову. Он известен в республике как первый генеральный директор казанского технопарка "Идея" (с 2004 по 2006 год) и советник первого вице-премьера правительства РТ Равиля Муратова по экономическим вопросам (они однофамильцы).

Всем, кто помнит господина Муратова, хорошо известны его «шведские корни». В 1992 году он окончил университет технологии Чалмерса (город Гетеборг, Швеция). Хорошо владеет английским и шведским языками. Именно из Швеции он десантирован в нашу республику, чью элиту (Муратов был случайно встречен наши чиновниками в одной из командировок в Швецию) он очаровал интегрированностью в западную экономику, знанием языков, татарской фамилией и богатством идей.

Однако в 2006 году на волне распиаренного технопарка «Идея» (сюда возили всех московских чиновников) Муратов покидает республику. Он приглянулся олигархам из «Системы» (точно также как татарским чиновникам в Швеции), которые делают его сразу вице-президентом АФК "Система" по инновациям и науке, председателем совета директоров ОАО «Ситроникс» (дочерняя компания АФК). Но через три года, в 2009-м, он досрочно покинул этот пост, как писала тогда газета «Ведомости», из-за недовольства акционеров большими – в $46 млн. – убытками.

С 2009 года Муратов фигурирует уже как генеральный директор компании ОАО «Скоростные магистрали». Эту «дочку» РЖД создало для реализации мегапроекта – железнодорожной высокоскоростной магистрали для связи городов к чемпионату мира по футболу 2018 года, в том числе Казани. Стоимость ее строительства составит астрономическую сумму - не менее 50 млрд. евро.

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в Москву в приемную Муратова за комментариями по этому громкому делу и «шведскому следу», где обещали передать всю информацию своему директору. На момент выхода материала звонка не поступало.

Как сообщил на коллегии Счетной палаты аудитор, материалы проверки будут направлены в прокуратуру Татарстана.