Выручка АО «Казанькомпрессормаш» выросла на 33%: с 9,45 млрд рублей в 2019 году до рекордных 12,56 млрд рублей в 2020-м, следует из годовой бухотчетности предприятия. При этом основные производственные расходы прибавили только 16%, что позволило нарастить валовую прибыль в 2,4 раза до 3,1 млрд рублей. Но впечатляет еще больше, что, несмотря на рост оборота, менеджмент смог оптимизировать и коммерческие и управленческие расходы, феноменально увеличив при этом отдачу от основной деятельности. В детали отчетности казанского производителя компрессоров вникал «БИЗНЕС Online».
Выручка АО «Казанькомпрессормаш» (ККМ) выросла на 33% до рекордных 12,56 млрд рублей в 2020 году, следует из годовой бухотчетности предприятия
ККМ перевооружился и устремился за контрактами «Газпрома» и «Новатэка»
Татарстанские предприятия в прошлом году, несмотря на ковидный локаут и прочие превратности судьбы, установили не один финансовый рекорд. Вот и выручка АО «Казанькомпрессормаш» (ККМ) выросла на 33% до рекордных 12,56 млрд рублей в 2020-м, следует из годовой бухотчетности предприятия. Чистая прибыль завода также достигла исторического максимума на отметке 1,7 млрд рублей против чистого убытка 0,2 млрд рублей годом ранее.
Сам по себе двузначный рост на фоне общего замедления экономики уже достоин внимания. Ранее мы писали, что коллега «Компрессормаша» по цеху, КМПО, сбавил обороты на 8%, но при этом опережающим темпом снизил затраты. Впрочем, хотя российский ВВП в 2020 году сократился на 3,1%, в целом машиностроение чувствовало себя лучше и потеряло только 0,5%. Многие эксперты также отметили, что текущий кризис машиностроители преодолевают намного успешнее предыдущих. К примеру, если в 2009-м ВВП просел на 7,8%, то машиностроение — на 30%; в 2015 году потери составили 2 и 9% соответственно. Сравнительно высокую устойчивость отрасли аналитики «РИА Рейтинга» объясняют отложенным спросом. Хотя их конкретный пример с легковыми автомобилями не слишком удачен, ведь легковой рынок и многие его игроки во главе с тем же АвтоВАЗом все же заметно просели. Но вот, скажем, КАМАЗ показал рост продаж в натуральном выражении: по грузовой технике — на 4,3% до 37 тыс. штук, по автобусам — на 70% до 1,62 тыс. штук.
Среди позитивных факторов эксперты «РИА» также отметили положительную динамику инвестиций. Хотя, если взять конкретные отрасли, то тем же нефтяникам (которые являются одними из главных потребителей компрессорного оборудования в России) было не до расширения инвестиций на фоне ограничений добычи. А вот инвестпрограмма ключевого заказчика многих компрессоростроителей РФ — «Газпрома» — действительно серьезно влияет на показатели нашего героя. Основные средства — то есть сооружения, газопроводы, оборудование, здания — газового монополиста выросли за 2020 год на впечатляющие 1,2 трлн (или 8%) до 16,1 трлн рублей, то есть реновация и строительство шли активно. Если взять динамику основных средств еще одного крупного заказчика «Казанькомпрессормаша» — ПАО «Новатэк», — то мы увидим рост на 172 млрд (или на 31%!) до 729 млрд рублей. Косвенным подтверждением ключевой роли именно этих заказчиков в производстве казанского предприятия служит список крупнейших должников ККМ, куда вошли «Газпромнефть-Ямал» и новатэковская «Ямал СПГ».
При этом следует учитывать индивидуальную инвестпрограмму подразделений газовых гигантов, аритмичность денежных поступлений и большие сроки производства и сдачи готового оборудования. То есть часть работ и заказов могла быть начата в 2019 году, а сдана и оплачена — в 2020-м.
К слову, об основных средствах: у самого ККМ в 2019 году прошло мощное обновление парка машин и оборудования — они подорожали на 755 млн, или на 73% (!), до 1,79 млрд рублей. Соответственно, в процессе перевооружения необходимо приостанавливать или замедлять производственные процессы, однако с новыми фондами можно быстро нарастить и объем заказов, и скорость их выполнения. Также очевидно, что новое оборудование снижает расходы сырья, материалов, позволяя уменьшить себестоимость единицы продукции. Да, это камень в огород тех хозяев, дожимающих последнее из станков 1960–70-х годов и жалующихся на нехватку госсубсидий и высокую конкуренцию. (Вопрос боязни вкладываться в обновление и развитие из-за незащищенности частной собственности в России и нестабильности законодательства оставим за скобками).
К слову, об основных средствах: у самого ККМ в 2019 году прошло мощное обновление парка машин и оборудования — они подорожали на 755 млн, или на 73% (!), до 1,79 млрд рублей
Издержки урезаны, но услуги банков подорожали
Мы неоднократно говорили, что оборот, растет он или падает, — это только лицевая сторона медали, обратной являются расходы. И в прошлом году здесь у менеджмента ККМ, что называется, все шло как по маслу. Так, основные издержки выросли в 2 раза медленнее выручки, только на 16% до 9,5 млрд рублей, что позволило ККМ нарастить валовую прибыль в 2,4 раза до 3,1 млрд рублей. Обычно рост оборота сопровождается соответствующим ростом коммерческих расходов (хранение, транспортировка, сбыт), но в 2020-м ККМ сократил и такие затраты на 23% до 323 млн рублей. Но это еще не все, под нож пошла и святая святых для многих компаний — административные расходы, включающие оплату труда управленческого персонала, содержание административных зданий и т. п. — их сократили на 7%, или 50 млн, до 685 млн рублей. В результате прибыль от продаж взлетела в 16 раз и установила абсолютный рекорд — 2,1 млрд рублей.
Не в тренде оказались прочие расходы, которые прибавили 1 млрд (220%) до 1,47 млрд рублей, и отрицательное сальдо прочих статей ушло глубже в минус, на 319 млн до 508 млн рублей. Интересно, что бо́льшая часть прироста как расходов, так и доходов обусловлена продажей подконтрольной «Казанькомпрессормашу» компании (о чем ниже), и эти потоки балансируют друг друга. Просадку же обусловили главным образом услуги банков, которые подорожали на 37% до 171 млн рублей. Хотя вообще-то в 2020-м ККМ получил займов и кредитов на 886 млн рублей против почти 3 млрд рублей, полученных в 2019-м. И в целом за прошлый год объем долгосрочных займов сократился на 600 млн до 1,5 млрд рублей. Поэтому неясно, отчего так подорожали банковские услуги. Также некие неуточненные расходы завода выросли в 1,7 раза, или на 142 млн, до 336 млн рублей.
Несмотря на все достижения 2020 года и достаточный запас ликвидности, ухудшилась ситуация с обязательствами перед партнерами. Так, просроченная кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками выросла почти в 5 раз до 198 млн рублей. Впрочем, как мы отметили в первой части текста, такой рост нередко носит технический характер, перетекая в следующий период, и задолженность могла быть погашена уже в начале 2021-го.
Из прочих непроизводственных статей нельзя не отметить рекордный для «Казанькомпрессормаша» заработок в 560 млн рублей на участии в других предприятиях
Вывели прибыль и продали ЦПСиК
Из прочих непроизводственных статей нельзя не отметить рекордный для «Казанькомпрессормаша» заработок в 560 млн рублей на участии в других предприятиях. Среди подконтрольных компаний такое поступление мог бы обеспечить только «Центр промышленного снабжения и комплектации». И действительно, при детальном рассмотрении потоков последнего мы обнаружили резкое снижение нераспределенной прибыли — на 334 млн до 263 млн рублей, при этом прибыль 2020 года в размере 256 млн рублей также, по всей видимости, была распределена.
В пояснении к отчетности составители сообщают, что 100-процентная доля в московском ООО «ЦПСиК» продана за 760 млн рублей материнскому для «Компрессормаша» АО «Группа ГМС». Так что, по большому счету, конечного владельца актив не сменил. Его балансовая стоимость составила 756 млн рублей.
На сайте компании говорится, что ООО «Центр промышленного снабжения и комплектации» осуществляет поставки специализированного технологического оборудования, в том числе полнокомплектных газоперекачивающих агрегатов, более 10 лет. Компания является владельцем конструкторской документации, ТУ и поставщиком унифицированного агрегата ГПА-16У в блочно-контейнерном исполнении и его модификации ГПА-16УАП в ангарном исполнении.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.