«Вообще с национальными регионами нужно быть очень осторожным, когда мы говорим о каких-то агломерационных процессах. Потому что мы их понимаем как экономические, а сами субъекты — как социально-политические», — предупреждают эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя информацию СМИ о планах создать Казанскую агломерацию. Как сообщается, в рамках новой территории Татарстан инфраструктурно объединят с двумя марийскими городами — Волжском и Звенигово. В Марий Эл ждут, что такое «партнерство» позволит привлечь больше федеральной поддержки, но собеседники издания в этом сомневаются и допускают, что Москва, наоборот, сократит вливания и переложит часть функций на Казань.
Давняя идея укрупнения российских регионов, к которой чиновники в последнее время возвращаются все чаще, похоже, начинает приобретать конкретные очертания.
Регионы объединят в 41 агломерацию?
Давняя идея укрупнения российских регионов, к которой чиновники в последнее время возвращаются все чаще, похоже, начинает приобретать конкретные очертания. 12 июня издание Ura.ru со ссылкой на источник, близкий к правительству РФ, сообщило, что объединение будет происходить путем создания агломераций. Первыми участниками проекта якобы станут 8 регионов: Москва – Московская область, Петербург – Ленинградская область, Краснодарский край – Адыгея, Татарстан – Марий Эл. Впоследствии этот опыт, как предполагается, распространят на другие территории, пока в стране не останется 41 агломерация. Такой план, по словам собеседника издания, предусмотрен в проекте Фронтальной стратегии развития страны, которую создают в правительстве под кураторством вице-премьера РФ Марата Хуснуллина.
Сообщается, что агломерации объединят не регионы, а отдельные населенные пункты соседних субъектов. Так, если границы между Москвой и МО, Питером и областью и без того были размыты и термин «агломерация» применимо к ним использовался уже давно, то в Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи, а Казанская объединит Татарстан с двумя городами Марий Эл — Волжском и Звенигово. Разница в бюджетной обеспеченности объединяемых регионов колоссальная. Доходы Краснодарского края в этом году ожидаются на уровне 294 млрд рублей, а в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.
«Для федерального центра упрощается управляемость субъектами — их становится меньше. Но административное объединение вызывает недовольство жителей и неприятие со стороны элит, которые сидят на бюджетных потоках или являются монополистами в своих территориях — им придется конкурировать с элитами соседнего региона. Создание межрегиональных агломераций частично решает проблему бедных субъектов, не вызывая такого отторжения, как административное объединение», — объяснил источник издания.
Местные телеграм-каналы и СМИ идею встречают с понятным недоумением: пока в этом проекте слишком много информационных лакун. «Возникает вопрос, кто станет отвечать за развитие всей агломерации, территория которой будет охватывать минимум два субъекта РФ. Ведь создание агломераций предполагает комплексное планирование территориального развития с последующим освоением всего агломерационного пространства, а это прежде всего строительство инфраструктуры (жилищной, транспортной и другой) и масштабное освоение бюджетных средств. Для выполнения таких задач должна быть создана структура не с координирующими функциями, а с полномочиями директивного управления. А это входит в противоречие с административно-территориальным устройством (АТУ)», — констатирует один из близких к казанскому Кремлю каналов. И обращает внимание на еще одну проблему: в условиях агломераций на базе национальных республик сохранить свою идентичность будет непросто…
А в йошкар-олинском издании «Московского комсомольца» вообще вышел блог члена нацорганизации «Мари Ушем» и марийского отделения Российского военно-исторического общества Константина Строкина под четким призывом «Сопротивляйтесь. Или Марий Эл пора бить в колокол». Наполненная лозунгами «Не позволим расчленить нашу республику!» и «Не дадим убить Малую Родину!» публикация обращает внимание, что концепция объединения слабого с сильным в данном случае не очень выдерживается, поскольку Волжск и Звенигово и так лакомые, индустриально развивающиеся территории. «Неприбыльные, простите, „огрызки“ отодвинуть и нагло, выборочно, цинично взять лучшее. Нет, не пойдет. Это смахивает то ли на захват, то ли на обгладывание», — рассуждает автор.
Марат Хуснуллин: «Вот я Еврейской автономной областью, то есть округом, не хочу заниматься! Не хочу с точки зрения трудозатрат. Его надо соединить либо с Хабаровским краем, либо [с каким-то другим субъектом], и пусть губернатор им занимается»
Хуснуллин давно против 85 субъектов
Информационный вброс про агломерации кажется неслучайным. Особенно если вспомнить недавнее выступление Хуснуллина, которому в группе по разработке новой стратегии социально-экономического развития России поручено отвечать за «агрессивное развитие инфраструктуры». Впервые он обозначил свою позицию в апреле на круглом столе «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в Высшей школе экономики. «Я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Это первое, с чего надо начать», — огорошил всех зампред правительства. В качестве первого аргумента вице-премьер выдвинул снижение нагрузки на членов федерального правительства. «Вот я Еврейской автономной областью, то есть округом, не хочу заниматься! Не хочу с точки зрения трудозатрат. Его надо соединить либо с Хабаровским краем, либо [с каким-то другим субъектом], и пусть губернатор им занимается».
Вторым аргументом стала справедливость в распределении сырьевой ренты. Хуснуллин не понимает, почему курганцы, которые соседствуют с тюменцами, должны жить хуже последних только потому, что у одних есть нефтяные доходы, а у других нет. Упомянул вице-премьер и про родной Татарстан. «Я вырос в городе Чистополе — это 100 километров от Казани. Ровно через 30 километров начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет. Вот в первом населенном пункте не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на все: заасфальтировать улицы, водопроводы, школы построить. А ровно через 30 километров ни одной нет тонны нефти, и люди живут там. На весь город, на 60 тысяч — 1,8 миллиарда бюджет», — возмутился зампредседателя правительства и назвал неправильным существующий территориально-административный принцип разделения. Примером успешной агломерации вице-премьер как раз назвал Татарстан и марийский Волжск. «У них (Марий Эл — прим. ред.) совершенно другая бюджетная обеспеченность. Почему Волжск не должен быть в агломерации? Пусть он числится в составе Марий Эл, но бюджетное правило, налоги, и в том числе налоги на недвижимость, нужно регулировать не по административному принципу, а определять границы — либо это округ, либо агломерации, либо такое муниципальное образование, где действительно будет единая налоговая база», — указал вице-премьер.
Впоследствии в аппарате Хуснуллина риторику чиновника немножко постарались смягчить, подчеркивая, что речь шла всего лишь о развитии городов. Позже на ПМЭФ вице-премьер развернул тезис про мегаполисы, которые должны развиваться в первую очередь, так как там сосредоточены «наибольшие точки роста». С этой же подачей выступили и мэр Москвы Сергей Собянин, отметивший, что экономика, технологии, инвестиции и образование наиболее динамично развиваются там, где больше плотность населения, и полпред президента в УрФО Владимир Якушев. «Агломерации, вложив деньги в крупные инфраструктурные проекты, начнут генерировать гораздо больше федеральных налогов. Таким образом, мы будем пополнять федеральную казну», — объяснил он, пообещав, что таким образом «денежный пирог станет больше». Теперь, судя по всему, процесс близок к запуску.
«Татарстан не только внутри региона уделяет большое внимание языку и традициям. Он такую работу проводит по всем субъектам Российской Федерации»
«Если бы в целом Марий Эл вошла в агломерацию с Татарстаном, было бы больше пользы»
«Я смотрю на такой вариант очень положительно, двумя руками за!» — обрадовался идее Казанской агломерации председатель совета общественной организации «Региональная национально-культурная автономия татар Республики Марий Эл» Амир Шакиров. В беседе с «БИЗНЕС Online» он выразил сожаление из-за того, что планируется включить в агломерацию не всю республику, а только два района Марий Эл, причем самые сильные.
«Если бы в целом республика вошла в агломерацию в связке с Татарстаном, наверное, было бы больше пользы и удовлетворенности. Я об этом и раньше говорил, и такая идея давно витала в воздухе. У нас экономически развитый сосед, а мы как-то не можем попасть в то русло, течение экономического развития. И сейчас, я надеюсь, два наших района не то что вздохнут, но в сфере экономического развития им станет полегче. Им просто-напросто повезло, быстрее выскочат из такого непростого положения», — прогнозирует спикер. Он рассчитывает, что районы и расположенные на них предприятия получат больше федеральной поддержки.
Шакиров надеется на то, что текущий вариант агломерации с Волжском и Звенигово — только «пробный шар» и в дальнейшем другие муниципалитеты Марий Эл войдут в состав территории. Собеседник сомневается в том, что идея создания агломерации встретит резкое сопротивление со стороны жителей. «Знаете, у нас в Волжске, например, 15 процентов всех жителей — это татары. И очень много волжан работают в Татарстане. Возможно, на национальном моменте поначалу будут какие-то сложности, но в итоге это все сгладится», — уверен Шакиров. Опасения по поводу того, что объединение приведет к размыванию национальной самоидентичности Татарстана, он не разделяет. «Татарстан не только внутри региона уделяет большое внимание языку и традициям. Он такую работу проводит по всем субъектам Российской Федерации. Не произойдет этого, потому что Татарстан сегодня собрал татар со всех регионов», — добавил спикер.
Дмитрий Журавлев: «Марийский народ очень нервный, изначально стоящий на позиции «вы хотите нас обидеть»
«С национальными регионами нужно быть очень осторожным»
«Я понимаю смысл этой идеи — давайте объединим богатый Татарстан с бедной Марий Эл, и пусть Татарстан кормит Марий Эл. Но также я понимаю политические последствия. Марийский народ очень нервный, изначально стоящий на позиции „вы хотите нас обидеть“», — предупреждает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
По его мнению, любое объединение с территориями, а тем более с «сильным и могучим» Татарстаном, жители Марий Эл воспримут как сокращение собственного суверенитета. В то же время совершенно неважно, является ли это сокращением на самом деле или нет, подчеркивает эксперт.
«Вообще с национальными регионами, не только с Татарстаном, но и с Марий Эл, Мордовией нужно быть очень осторожным, когда мы говорим о каких-то агломерационных процессах. Потому что мы их понимаем как экономические, а сами субъекты — как социально-политические», — указал Журавлев. Он считает, что создание Казанской агломерации не только не приведет к увеличению федерального финансирования, а наоборот — снизит его, потому что часть функций заберет на себя богатая часть агломерации. «Денежный дождь» на Марий Эл может политься только из Казани, но вопрос — надо ли это властям РТ, подчеркнул спикер.
Размывания двух национальных самоидентичностей не произойдет, а вот искры от них будут, прогнозирует Журавлев. «Марийской самоидентичности 8 тысяч лет, она много чего пережила и это переживет. Они до сих пор имеют литературу на национальном языке и многое другое. Радости от возможности такого вымывания марийцы точно не произведут. Чтобы они поняли положительную сторону, должны годы пройти, а за это время много всякого может случиться», — добавил эксперт.
Илья Гращенков не исключает, что благодаря агломерации более бедной Марий Эл «могут перепасть» какие-то региональные средства на инфраструктуру
«Удивляет, что объединение предполагается между муниципалитетами республик. С областями-то проблемы существуют…»
Политолог, гендиректор центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков удивлен, что предполагается объединение между муниципалитетами разных регионов. «С областями-то проблемы существуют, чтобы там референдум проводить и так далее, а с республиками сложнее, поскольку это регионы, что называется, с расширенными полномочиями. Наверное, уместнее говорить вообще о присоединении тогда Марий Эл, — отмечает спикер. — Нет такого закона, когда ты можешь два муниципалитета из разных регионов свести в один».
Гращенков не исключает, что благодаря агломерации более бедной Марий Эл «могут перепасть» какие-то региональные средства на инфраструктуру. «Но, с другой стороны, у нас принцип, что все деньги скидываем в Москву, а она уже распределяет пропорционально. Поэтому, сколько бы Татарстан ни зарабатывал, вернут ему, что называется, „подушевые“ деньги. В принципе, Марий Эл и Татарстан получают примерно одинаково [из федерального бюджета]. Это и есть пространственное развитие, о котором сейчас все говорят, когда ты не думаешь, выгодно кому-то или невыгодно. Ты должен размышлять, как подтянуть отстающих», — добавил эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 533
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.