Первая в России зона 5G на инфраструктурном объекте появилась накануне в казанском метро. Tele2 обещает на ее основе новые кейсы по безопасности, мониторингу эпидемиологической ситуации и демонстрации развлечений на базе виртуальной и дополненной реальности. «Дочка» «Трансмашхолдинга» не исключает и запуска беспилотных поездов. Тем временем МТС накануне раскинул сети пятого поколения по технопарку в Иннополисе. О том, почему обычные пользователи не заметили «проект федерального масштаба», — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне Tele2 официально объявила о запуске первой в России зоны 5G на инфраструктурном объекте — им стал казанский метрополитен. Сверхскоростной интернет на оборудовании Nokia теперь доступен на всех станциях
5G в метро никто не заметил
Накануне Tele2 официально объявила о запуске первой в России зоны 5G на инфраструктурном объекте — им стал казанский метрополитен. Сверхскоростной интернет на оборудовании Nokia теперь доступен на всех станциях (а на «Кремлевской» еще и на входе), а пиковые значения скорости, как уверяет оператор, доходят до немыслимых ранее 3,8 Гбит/секунду. Протестировать связь пятого поколения могут все пассажиры подземки, подключившись к 5G напрямую или через Wi-Fi (выбрав в настройках сеть «Tele2WiFi5G»). Оператор при этом значения не имеет — главное, чтобы сим-карта была зарегистрирована в Татарстане.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал одним из первых испробовавшим на себе новые возможности казанской подземки. Но эксперимент провалился — подключиться к сети не получилось даже на самом последнем айфоне. Дело в том, что в России коммерческих сетей 5G нет в принципе, поэтому некоторые производители девайсов блокируют доступ к этой сети, даже если технически само устройство поддерживает новый стандарт. В итоге в реальности новейшую технологию могут опробовать только обладатели китайских флагманов Xiaomi, Redmi, Oppo Find, Realme, Huawei и Honor.
Как выяснил наш корреспондент, оборудование 5G в казанском метро выглядит как небольшие блоки белого цвета — если не знать, что это, на них и не обратишь внимания. Неудивительно, что революционную технологию не заметили ни пассажиры, ни даже работники метрополитена. А на радостное известие отреагировали сдержанно.
«Это что такое?» — отреагировала сотрудница метро Людмила на вопрос о том, заметила ли она появление новой сети на Кремлевской. Установку нового оборудования она не заметила и попросила не отвлекать ее от работы глупыми вопросами. «Как-то же мы привыкли и к 3G, и к 4G, и ничего», — загибала пальцы Наталья, которую корреспондент издания встретил на «Козьей слободе». Женщина знает, что такое 5G, но отношение к сети нового поколения у нее двоякое — не уверена в том, что станет пользоваться.
Алексей, ждавший поезда на станции «Площадь Тукая», о появлении 5G в метрополитене услышал впервые и уже хотел попробовать ноу-хау, но его постигла неудача — телефон не подходит. Инга, приехавшая в Казань из Набережных Челнов в гости, отметила, что о 4G знает, а вот про связь нового поколения слышит впервые и вряд ли станет пользоваться — нынешней скорости интернета ей вполне хватает.
Общеизвестно, что для среднего пользователя с лихвой хватает стандартов 4G/LTE для потребления контента, разница в загрузке, измеримая в миллисекундах, будет просто незаметной
Пассажирам метро покажут дополненную реальность?
С другой стороны, общеизвестно, что для среднего пользователя с лихвой хватает стандартов 4G/LTE для потребления контента, разница в загрузке, измеримая в миллисекундах, будет просто незаметной. Так что нельзя сказать, что обладатели айфонов многое потеряли.
«Мы не оспариваем тезис о том, что для просмотра Youtube достаточно LTE. Но в городе будущего технологии 5G качественно улучшат пользовательский опыт, например возможности в сегменте развлечений — киберспорте, сервисах на базе виртуальной и дополненной реальности. Строительство сети на таком сложном инфраструктурном объекте, как метро, — это уникальный проект. Его особенность — в способности единовременно обслуживать интересы частных пользователей и B2G-заказчиков», — объясняют в пресс-службе Tele2.
Если массово подключить пассажиров к 5G в ближайшее время не получится да и незачем, для чего новая связь в метро вообще нужна? По словам министра цифрового развития госуправления РТ Айрата Хайруллина, появление пятого поколения связи в метрополитене «позволит усилить безопасность объекта и предоставит пассажирам доступ к более высокому уровню цифровой инфраструктуры». Что это за новый уровень инфраструктуры, пока не уточняется: в пресс-службе минцифры РТ на момент публикации текста на запрос «БИЗНЕС Online» ответить не успели.
Зато некоторые наметки дал в релизе сам оператор связи, правда, скорее интригующие, нежели конкретные. «Пилотная зона 5G в казанском метрополитене открыта до конца 2021 года. На протяжении всего времени эксплуатации тестовой сети Tele2 и Nokia планируют предложить пассажирам и городу новые кейсы 5G — для обеспечения безопасности транспортного объекта, мониторинга эпидемиологической ситуации и демонстрации жителям Казани развлечений на базе AR/VR», — сообщают в пресс-службе Tele2.
Впрочем, говорить о том, что в метро уже завтра будут показывать дополненную или виртуальную реальность, пока преждевременно. Как уточнили «БИЗНЕС Online» в компании, сейчас Tele2 прорабатывает конкретные сценарии использования технологии с вендором. «По нашим оценкам, новые кейсы будут представлены в третьем квартале этого года», — анонсировала пресс-служба.
Сама компания называет происходящее «проектом федерального значения» и планирует успешный казанский опыт построения сетей нового поколения продвигать на всероссийском уровне. «Нам крайне важно испытывать технологию на реальных абонентских устройствах на тестовых полигонах. Метрополитен является идеальной для этого средой еще и потому, что исследование 5G под землей не создает помех для других сетей», — подчеркивает Алексей Телков, заместитель генерального директора по технической инфраструктуре Tele2. Объем инвестиций компания предсказуемо не раскрывает, но источники «БИЗНЕС Online» говорят, что речь идет об очень немаленькой сумме.
Вице-президент Nokia в регионе Восточная Европа Деметрио Руссо в оценке перспектив идет еще дальше и видит огромный потенциал сетей 5G, «которые в условиях цифровизации, перехода на беспроводное управление критически важной инфраструктурой, внедрения интернета вещей и использования виртуальной среды становятся фундаментом цифровой экономики». Nokia, кстати, реализует 165 контрактов на развертывание коммерческих сетей 5G в разных странах мира, из них 66 уже запущены в коммерческое использование.
Ряд экспертов полагают, что управление беспилотниками вообще привязывать к мобильной сети опасно, поскольку канал связи может в какой-то момент пропасть
Шаг к беспилотному метро?
У развития 5G в казанском метрополитене есть еще одна перспектива, которая сегодня самая очевидная. Это проект беспилотных поездов метро, которым занимается АО «Трансмашхолдинг». Компания открыла в Иннополисе профильную «дочку» — ООО «РэйлНекст», которая в прошлом декабре получила статус резидента, и центр компетенций по беспилотным технологиям. «Рассматривается внедрение беспилотного движения в метро на ближайшие пять лет — разработка IT-решений, модернизация подвижного состава и инфраструктуры метрополитена, а также испытания и постгарантийное обслуживание и техподдержка. Стоит амбициозная цель модернизировать инфраструктуру и часть поездов, а также разработать систему комплексного контроля движения уже в течение 2021 года. Соответственно, к 2022-му появится возможность опытной эксплуатации системы. При положительном результате будем модернизировать остальной подвижной состав», — пообещал тогда Булат Шафигуллин, гендиректор ООО «РэйлНекст» («дочки» «Трансмашхолдинга»). По его словам, в проект будет инвестировано несколько миллиардов рублей.
А в апреле стало известно, что уже в этом году отдельные участки линии казанского метрополитена оснастят системой контроля платформенного пространства, которая позволяет устранить риск падения на пути человека или предмета. Система обнаружения препятствий позволит классифицировать объекты, определять расстояние до них, положение стрелочных переводов, а также способна при необходимости распознавать сигналы светофоров. Конечно, использование сверхскоростного и надежного соединения 5G с минимальной задержкой выглядит логичным элементом этого кейса. Однако в «РэйлНекст» давать конкретные обещания по применению сетей пятого поколения пока остерегаются.
«Сейчас вопрос использования технологии 5G находится в проработке. Принципиально важным моментом для нас является скорость и безопасность передачи данных, то есть сеть должна быть закрытой и покрывать не только станции, но и перегоны», — объяснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании, подтвердив, впрочем, что Tele2 рассматривается в числе потенциальных партнеров.
«Мы считаем развитие беспилотного транспорта крайне перспективным направлением, и опыт зарубежных коллег, особенно в азиатском регионе, показывает успешные результаты тестирования таких проектов. По нашему мнению, полноценное развитие V2X — технологий межмашинного взаимодействия — возможно именно на сетях 5G», — заверили в Tele2.
Впрочем, есть и другая точка зрения. Ряд экспертов полагают, что управление беспилотниками вообще привязывать к мобильной сети опасно, поскольку канал связи может в какой-то момент пропасть. «Поэтому многие перспективные платформы идут по пути обработки сигналов „на борту“», — рассказывал в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов.
В ближайшее время покрытие 5G будет развиваться точечно. Напомним, первую в России пилотную пользовательскую сеть 5G МТС запустила в в 14 отдельных районах Москвы в начале марта
Иннополис, метро… Что дальше?
Одновременно с запуском 5G в метро (а официально известие об этом появилось на день раньше) другой оператор — МТС — покрыл в партнерстве с Ericsson сетями пятого поколения весь Иннополис. Накануне на церемонии запуска на флагманском смартфоне Motorola edge+ были продемонстрированы скорости загрузки данных свыше 3,5 Гбит/сек.
Сеть МТС развернута в диапазоне 28 ГГц и будет действовать на постоянной основе на территории технопарка им. А.С. Попова. «Пилотная зона в первую очередь рассчитана на тестирование решений Smart City, которые позволят повысить безопасность в Татарстане, оптимизировать транспортную систему региона, эффективно управлять городскими службами. Доступ к инфраструктуре 5G поможет казанским ученым и разработчикам создавать и тестировать инновационные решения», — говорится в релизе пресс-службы. Как на открытии отметил директор МТС в РТ Марат Шакиров, речь идет о самых разных сферах промышленности и бизнеса — от здравоохранения до организации дорожного движения. Сама компания уже представила умное решение для образовательных учреждений и кампусов, с помощью которого ведется учет доступа людей и транспорта на территорию.
«Масса решений будущего потребует именно этого стандарта. Он нишевый и в большей степени рассчитан на интернет вещей и потоковый видеоконтент, и вряд ли кто-то в скором времени обеспечит суперретейловые тарифы, — объяснял Шайхутдинов. — То есть 5G — это плотная городская инфраструктура для высоконагруженных объектов. Умный город, видеосервисы, телемеханика, телеметрия. Задержка в 5G составляет 1 миллисекунду, средняя задержка в LTE может достигать 30–40 миллисекунд. Разница в 30 раз! Очень ощутимо для дополненной, или виртуальной, реальности, где качество задержки является критическим для киберфизической системы».
Так что в ближайшее время покрытие 5G будет развиваться точечно. Напомним, первую в России пилотную пользовательскую сеть 5G МТС запустила в в 14 отдельных районах Москвы в начале марта. А в конце мая и в Санкт-Петербурге в преддверии Петербургского международного экономического форума. Тут одновременно подключился «Мегафон», развернув тестовую сеть связи на площадке ПМЭФ и на Невском проспекте.
Проблема развертывания сетей нового поколения в России заключается не только в технологической сложности, высокой стоимости и — теоретически — большей уязвимости (чем больше устройств подключено, тем больше рисков). Главный камень преткновения — отсутствие выделенных частот. Диапазон 3,4−3,8 ГГц в России занят средствами связи силовых структур, поэтому места для сотовых сетей в нем нет — на просьбы операторов освободить часть частот силовые ведомства несколько раз отвечали отказом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.