За пять лет с момента принятия закона о ТОСЭРах Татарстан получил на развитие моногородов 3,5 млрд рублей. Пошло ли впрок? На интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ Альфия Когогина рассказала, как моногородам сохранить свой статус, порассуждала о том, почему молодежь бежит из Челнов, и объяснила, зачем инженеры КАМАЗа пошли преподавать в школу.
Многие моногорода могут стать территориями опережающего развития, заверила депутат Госдумы РФ, председатель экспертного совета по устойчивому развитию моногородов Альфия Когогина
Кое-что о политике управляемого сжатия
Многие моногорода могут стать территориями опережающего развития, заверила на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ, председатель экспертного совета по устойчивому развитию моногородов Альфия Когогина, все зависит от того, как работают муниципалитеты: «Сейчас в моногородах власть, если она хочет, чтобы к ней приходили инвесторы, должна серьезно заниматься тремя вещами — человеческим капиталом, образованием и инфраструктурой, потому что никакой бизнес не придет в город, где нет качественного человеческого капитала и некому работать». Собственно, так и происходит со многими из 321 российского моногорода, а потому их будущее неясно. «Возможно, в таких городах надо реализовать политику так называемого управляемого сжатия, когда ты предлагаешь населению (естественно, при консенсусе с ним) лучшие условия в другом месте. Но государство должно предоставить жилье, рабочее место, — предложила Когогина. — И, самое главное, о чем мы всегда дискутировали с правительством, меры поддержки не могут быть одинаковыми для всех моногородов: для крупных — одни, для маленьких — другие, для совсем депрессивных — третьи».
В марте этого года минэкономразвития РФ предложил в 2 раза сократить список городов, нуждающихся в господдержке. В письме председателю комитета Госдумы РФ по экономической политике Сергею Жигареву было указано, что из всех моногородов критерию монопрофильности соответствует лишь 190. По мнению министерства, 131 город перестал быть таковым: в 33 градообразующее предприятие ликвидировали, а остальные успешно диверсифицировали экономику. Из оставшихся 190 моногородов 27 находится на расстоянии примерно 50 км от региональных центров, «что позволяет снизить социально-экономические последствия монопрофильности за счет агломерационных эффектов». Также стало известно о ликвидации фонда моногородов (его функции передадут ВЭБ.РФ). Сообщалось, что обновленный перечень моногородов может быть принят в апреле – мае.
В Татарстане 7 населенных пунктов со статусом моногорода: Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск.
Когогина напомнила, что за пять лет действия федерального закона о ТОСЭРах на развитие моногородов выделили 31 млрд рублей, в частности, Татарстан, в моногородах которого живут более 1 млн человек, получил 3,5 млрд, а статусом ТОСЭРа наделены пять населенных пунктов (кроме Елабуги и Камских Полян). С помощью фонда созданы, например, инфраструктура для оптово-распределительного центра X5 Retail Group в Елабуге, сети и автодорога для промплощадки в Зеленодольске, инфраструктура в промзоне Набережных Челнов и для заводов стиральных машин и кухонного оборудования Haier. Недавно стало известно, что фонд выдаст Haier заем в 250 млн рублей на производство телевизоров и строительство склада готовой продукции. Поддержка действительно существенна.
Возможно ли, что самый крупный моногород РТ не сохранит своего статуса? «Будущее у Челнов блестящее, как и у татарстанской промышленности, — не сомневается депутат. — Я говорю это не просто так, а потому, что наработаны компетенции, реализованы проекты».
«Молодежь уже не мыслит категориями зарплат и рабочих мест, им нужны условия жизни, необходим движ, ощущение, что в городе есть птица счастья, ее можно ухватить, есть динамика, развитие»
Как остановить бегство молодежи из Челнов
80% молодежи уезжает из автограда. По указу президента РТ созданы три рабочие группы, которые обсуждают, как удержать и привлечь людей в зону Камской агломерации. У Когогиной есть свои предложения: «Первое, чем мы должны заняться, — образовательные кластеры, инфраструктура. Моногород — это не город-завод: мы должны стремиться к тому, чтобы сделать его городом-садом. Люди хотят жить в нем, а не только работать. Молодежь уже не мыслит категориями зарплат и рабочих мест, им нужны условия жизни, необходим движ, ощущение, что в городе есть птица счастья, ее можно ухватить, есть динамика, развитие. Почему я люблю заниматься проектами социальной значимости — театрами, парками, хорошими дорогами? Потому что заниматься промышленной политикой — это одно, это про бизнес, а город — это про людей». Когогина отметила опыт Казани, откуда молодежь уезжать не хочет. Подобное происходит потому, что у людей есть «ощущение, что жизнь проходит ярко», бурлит в спортивном, культурном, общественном плане, формируются пространства, где есть возможность просто посидеть, огромное количество модных кафе и мест, где можно собраться.
Для родителей принципиально, чтобы было удобно растить детей и чтобы просматривалась возможность получить хорошее образование. «Для Челнов очень важно направить свои усилия на развитие среднеспециального образования и поднять его на такую высоту, чтобы оно было для многих альтернативой даже вузам, — полагает Когогина. — Надо развивать существующие учебные заведения, создавать новые кафедры на базе педагогического университета, КФУ».
«Сегодня КАМАЗ обладает такими компетенциями, что с ним никто не сравнится. Может с нуля создать любой автомобиль»
В планы развития крупных компаний Челнов необходимо включить работу со школами. «КАМАЗ сделал несколько школ подшефными, вовлечен в процесс развития учеников, там преподают инженеры завода, — рассказала Когогина. — Сегодня КАМАЗ обладает такими компетенциями, что с ним никто не сравнится. Может с нуля создать любой автомобиль. До ребят это доводится, они понимают, как растет автогигант, проникаются гордостью. Если такую работу организуют все крупные предприятия, наверное, появится интерес к родному городу».
Надо развивать и спортивное движение. К примеру, помимо футбола, КАМАЗ будет уделять внимание автоспорту — создается соответствующая стратегия. Как подчеркнула Когогина, для крупных предприятий подобные вещи должны быть естественными.
Полная версия интернет-конференции будет опубликована позже.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.