Чувашия решила возродить регулярное речное сообщение с Татарстаном, причем скоростное: в июле Казань и Чебоксары свяжет судно на подводных крыльях «Валдай 45Р». Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что, хотя в советское время спрос на данный маршрут был очень высоким, сегодня речникам придется выдержать конкуренцию с автотранспортом, который устойчиво работает в любое время суток и при любых погодных условиях.
Речной рейс Чебоксары – Казань появится уже в ближайшее время
«Большое количество людей едут в Казань»
Речной рейс Чебоксары – Казань появится уже в ближайшее время. Об этом сообщил на проходившем 25–26 мая в Нижнем Новгороде транспортном форуме начальник отдела транспорта минтранса Чувашии Дмитрий Ивлев. На маршрут встанет одно из трех приобретаемых республикой судов на подводных крыльях (СПК) «Валдай-45Р». Проект по восстановлению чувашского речного транспорта поддержал премьер-министр РФ Михаил Мишустин, в феврале он подписал распоряжение о выделении на это 330 млн рублей (из резервного фонда правительства РФ).
Как рассказал «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимир Осипов, 21 мая он подписал с коллегами из Татарстана соглашение в области внутренних водных перевозок. «Мы проанализировали, в каком направлении люди больше всего пользуются пассажирскими автобусами, и пришли к выводу, что большее количество пассажиров едут в Казань, — объяснил чиновник. — Соответственно, раз ездят, мы подумали, что и водный транспорт будет востребован». (Второй «Валдай» пустят на Нижний Новгород, третий начнет ходить внутри республики).
Старт перевозок следует ожидать в середине-конце июля. Рейс ежедневный: утром в Казань, вечером обратно. Время в пути — примерно четыре часа. Стоимость билета — в районе 800 рублей в одну сторону. Пока, по словам Осипова, разговор идет о том, что рейсы будут дотироваться Чувашией.
Отметим, что это первый, пожалуй, за четверть века регулярный речной рейс, который свяжет Татарстан с другим регионом — такое сообщение прервалось после распада СССР. «В советское время этот маршрут существовал, — рассказал „БИЗНЕС Online“ исполнительный директор „Татфлота“ Марс Хамидуллин. — А вообще ходили почти до Нижнего Новгорода, и спрос был очень высоким. Но надо учесть, что в то время не наблюдалось такого интенсивного и скоростного автобусного сообщения». Собеседник признает, что в данных условиях преимущество реки скорее в удовольствии от поездки. Хамидуллин напомнил, что в 2002–2003 годах пробовали перезапустить «Метеор» в Нижегородскую область, но пассажиров было мало. Сегодня у «Татфлота» на ходу четыре СПК: три «Метеора» (ходят в Болгар и Тетюши) и один «Восход» (Свияжск).
Марс Хамидуллин: «В советское время этот маршрут был»
По дороге или по реке?
Как вспоминает эксперт в области судостроения Владимир Леонов, пассажироперевозки на маршруте Казань – Чебоксары всегда были интенсивными, а летом спрос резко возрастал. И сегодня экономическим обоснованием летнего рейса СПК может быть повышенная мобильность населения с мая по сентябрь. Спикер напомнил, что есть два варианта перевозки пассажиров на данном маршруте — автотранспорт и железная дорога, последняя при этом крайне неудобна, поскольку в Канаше надо делать пересадку с электрички на дизель-поезд. «Потому диверсификация типов транспорта на данном маршруте вполне оправданное решение с точки зрения логистики», — говорит Леонов.
Но он подчеркивает, что спрос будет небольшим. Тут играет два фактора. Первый — сильная конкуренция со стороны автотранспорта, который устойчиво работает в любое время суток и при любых погодных условиях, а рейсы СПК выполняются только днем, что неудобно для многих людей. Второй — средняя скорость доставки пассажира в целом по маршруту «от подъезда до подъезда» заметно выше у автотранспорта, чем по реке.
Эксперт напомнил, что в эпоху СССР прямые поездки в Чебоксары на автобусах были экзотикой, рейс длился 5–6 часов. Большинство пассажиров ехали на дизель-поездах Казань – Канаш, затем в Канаше пересаживалось на дизель-поезда до Чебоксар (сквозная электротяга на участке Канаш – Казань появилась 35 лет назад). Для решения данных проблем существовал межрегиональный автобусный маршрут «станция „Свияжск“ – Чебоксары», причем график отправления автобусов со станции был состыкован с расписанием электричек из Казани. Сегодня, по данным «Яндекса», автобусные поездки Казань – Чебоксары совершаются по несколько раз в день с выездом с центрального автовокзала. Время в пути — около трех часов, стоимость — 350 рублей. На BlaBlaCar поездка займет также около трех часов, а стоить будет от 200 рублей.
27 января завод им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») возобновил строительство СПК — заложил первые два судна «Метеор-2020»
Почему не Зеленодольск?
Наконец, небезынтересно то, почему соседи выбрали нижегородские «Валдаи», а не зеленодольские «Метеоры». Напомним, 27 января завод им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») возобновил строительство СПК — заложил первые два судна «Метеор-2020». Их приобрел главный речной перевозчик Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов «Северречфлот». Известно, что суда предлагались и другим регионам, в том числе Чувашии. В январе там побывала делегация СК «Ак Барс» и заключила с минпромэнерго Чувашии соглашение о сотрудничестве в сфере судостроения.
Как говорит Осипов, из-за небольшого пассажиропотока на линии Казань – Чебоксары экономически оправдана эксплуатация СПК небольшой вместимости, а этому критерию отвечает именно 45-местный «Валдай-45Р». Такой же точки зрения придерживается Леонов: «Сегодня в России серийно производится только одно СПК — „Валдай“». Первое СПК «Метеор-120», которое строится в Кузнецово (Нижегородская область), по планам выйдет на испытания осенью текущего года. В то же время надо учитывать, что «Метеор-120» — это доработанный вариант старого советского проекта 342Э. Потому ошибки как бы исключены.
«Метеор-2020» — это принципиально новый проект со сроком сдачи головного судна летом 2022 года. Но практика создания пассажирских СПК в последние 40 лет показала, что к плановому сроку нужно добавить один, а то и два года. Так что у руководства Чувашии не было большого выбора по моделям — либо покупать готовое и уже «обкатанное» судно, либо ждать осени 2022-го – лета 2023 года.
Первый «Валдай 45Р» (его спроектировало и строит АО «ЦКБ по СПК им. Алексеева» — исторически главное в России по крылатому флоту) спустили на воду в 2019 году, на сегодня построено пять судов
Напомним, первый «Валдай 45Р» (его спроектировало и строит АО «ЦКБ по СПК им. Алексеева» — исторически главное в России по крылатому флоту) спустили на воду в 2019 году, на сегодня построено пять судов. Дальность плавания — до 400 километров. Скорость хода — 65 км/ч. Зеленодольский «Метеор-2020» разгоняется до 75 км/ч и берет на борт 122 человека. Да и в целом это машина более продвинутого класса. Пока главные заказчики таких СПК — северные и сибирские речники, которым нужно возить пассажиров из отдаленных поселков в райцентры.
Как говорит Хамидуллин, на уровне правительства РТ несколько раз поднимался вопрос о приобретении новых «Метеоров». Надежду на обновление скоростного флота дает то, что министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов включен в рабочую группу по подготовке нацпроекта «Внутренний водный транспорт». А Осипов дал понять, что Чувашии небезынтересен проект газохода «Чайка». «Так как мы три судна приобрели, в ближайшие два года закупать не будем, — сказал он. — Но если водный внутренний транспорт окажется востребован, почему бы и нет? Мы всегда можем вернуться к этой теме».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 129
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.