«Я был человеком советской системы, уважал ее, чувствовал себя вполне комфортно и не представлял, что может быть как-то иначе», — признавался в интервью СМИ ключевой акционер «Новатэка» и СИБУРа Леонид Михельсон. Тем не менее в капиталистической России миллиардер, скачущий в первой тройке богатейших бизнесменов России по версии Forbes, чувствует себя вполне неплохо: развивает газовые и нефтехимические проекты, готовится к новым IPO, коллекционирует Кандинского и Уорхола. О том, чем примечателен путь Михельсона от прораба до газового магната и какую роль в этом сыграл друг президента России Владимира Путина, вспоминает «БИЗНЕС Online».
65-летний Леонид Викторович Михельсон — известный российский миллиардер, предприниматель. Он председатель правления российской газовой компании ПАО «Новатэк», председатель совета директоров и крупнейший акционер ведущего российского нефтехимического холдинга «СИБУР». «БИЗНЕС Online» собрал ряд биографических деталей о будущем хозяине активов ТАИФа.
65-летний Леонид Викторович Михельсон — известный российский миллиардер, предприниматель. Он председатель правления российской газовой компании ПАО «Новатэк», председатель совета директоров и крупнейший акционер ведущего российского нефтехимического холдинга «СИБУР»
1. Родом из Дагестана, юность — в Самарской области
Михельсон родился в весьма непростой семье. Его отец, Виктор Зельманович Михельсон, возглавлял трест «Куйбышевтрубопроводстрой», строивший известный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, в строительстве работала и его мать Прасковья. Наш герой окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель» и пошел по стопам отца.
«Я строителем быть не хотел — мечтал стать летчиком. Не взяли, не прошел по зрению. Потом хотел стать профессиональным спортсменом, увлекался волейболом. Чуть было не уехал в Ташкент играть. Но родители попросили меня сначала получить образование — поступил в строительный институт», — цитирует Михельсона Forbes. С тех пор он любит называть себя потомственным строителем — в данном случае своей бизнес-империи.
2. «Зародыш» «Новатэка» — по стопам отца
После смерти отца в 1987 году Михельсон возглавил «Куйбышевтрубопроводстрой», который и стал его стартовым капиталом. В 1991-м предприятие первым в регионе было акционировано в АО «Самарское народное предприятие „Нова“», Михельсон приватизировал его вместе с рабочим коллективом. До 1994 года Михельсон был управляющим предприятия, а затем стал гендиректором управляющей компании «Новафининвест», созданной в 1994-м, из которой впоследствии и вырос «Новатэк».
«Новафининвест» сразу сконцентрировалась на развитии нефтегазовых активов, купив лицензии на месторождения ЯНАО: Восточно-Таркосалинское, Ханчейское, Юрхаровское. В 2004–2005 годах «Новатэк» консолидировал основную массу своих активов и продал непрофильные, а кроме того, вышел на IPO на Лондонской и российской биржах. IPO прошло более чем успешно: акции были размещены по высокой цене, а в 2006 году Михельсон уже вошел в бизнес-элиту России с состоянием в $3 миллиарда.
Чаще всего рядом с именем Михельсона упоминают имя давнего друга Владимира Путина Геннадия Тимченко (слева), который с 2008 года вошел в капитал «Новатэка» с 13,13%, впоследствии увеличив ее до нынешних 23,5%
3. VIP-друзья
Хотя Михельсон гордится самостоятельными достижениями, фортуна подбросила ему немало выгодных бизнес-партнеров. Так, еще в 1993 году бизнесмен познакомился со своим будущим партнером — Иосифом Левинзоном, возглавлявшим «Пурнефтегазгеологию». В 1996-м Левинзон стал вице-губернатором Ямало-Ненецкого округа. Злые языки утверждали, что именно он помог заполучить Михельсону первые лицензии, и слыша это, бизнесмен, как говорят, злится: большинство лицензий получено до высокого назначения Левинзона.
Еще один именитый партнер Михельсона — также выходец из «Куйбышевтрубопроводстроя» — бизнесмен, депутат Госдумы от «Единой России» Леонид Симановский. В 2001 году он стал председателем совета директоров «Нова», а впоследствии — «Новатэка». Владеет 1,6% акций «Новатэка».
Но чаще всего, конечно, рядом с именем Михельсона упоминают имя давнего друга Владимира Путина Геннадия Тимченко, который с 2008 года вошел в капитал «Новатэка» с 13,13%, впоследствии увеличив ее до нынешних 23,5%. Говорят, что взлет бизнеса «Новатэка» был бы невозможен без этого выгодного симбиоза. Будущих партнеров свел тогдашний председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов. Выжив в тени «Газпрома», «Новатэк» с приходом Тимченко получил влиятельное лобби. В 2009 году Михельсону и Тимченко дали лицензии на разработку месторождений на Ямале, а через год правительство решило развивать на Ямале производство СПГ — строить завод стоимостью около $27 млрд начал «Новатэк». Далее последовали другие крупные покупки и инвестпроекты.
По словам самого Леонида Викторовича, с Тимченко их связывают «хорошие человеческие отношения». «Мне приятно с этим человеком работать», — говорил бизнесмен в интервью «Ведомостям». Он с восхищением отзывался о работоспособности партнера: он «очень моторный, просто генератор жизненной энергии». В 2014 году Тимченко попал под санкции ЕС, США и Канады, но это не отбило у Михельсона желания продолжать сотрудничество. А в январе 2018-го сам Михельсон был включен в «кремлевский список» минфина США — документ о чиновниках и бизнесменах, близких к Путину.
4. За добычей газа — нефтехимия
В 2010 году Михельсон выкупил у Газпромбанка крупнейшую нефтехимическую компанию страны, СИБУР, и предложил новое партнерство акционерам «Новатэка» — Тимченко и французской Total. Тимченко зашел в капитал с 37,5%, впоследствии снизив долю до 17%. Сейчас СИБУР — крупнейшая нефтехимическая компания страны с активами, оцененными в сумму свыше $20 млрд (на момент сделки по слиянию с ТАИФом, по информации «Интерфакса»). Михельсон — председатель совета директоров и владелец 36% компании.
В декабре 2020 года СИБУР запустил крупнейший российский нефтехимический комплекс в Тобольске — «ЗапСибНефтехим». Начато и строительство еще более мощного комплекса — Амурского ГХК.
«Оперативное управление — полностью на менеджерах, я же выполняю свою функцию — председателя совета директоров. Не вникаю в операционные детали, отслеживаю только стратегические вопросы», — говорил «Ведомостям» Михельсон о вовлеченности в дела СИБУРа.
«Новатэк» стал вторым производителем газа после «Газпрома» в стране и чувствует себя в этой роли органично
5. Куратор «Ямал-СПГ»
Михельсон совместно с Тимченко построил глобально важный комплекс по сжижению природного газа на Ямале. АО «Ямал-СПГ» на 50% плюс 1 акция принадлежит ««Новатэку», 20% — концерну Total, 20% — Китайской национальной нефтегазовой корпорации и 9,9% — Фонду Шелкового пути. Завод мощностью около 16,5 млн т СПГ в год был запущен в три очереди — в 2017, 2018 и 2019 годах. Специально под проект были построены и новые арктические танкеры. Продукция поставляется в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Бизнесмен не раз заявлял о готовности зайти и в судостроительный бизнес (строить ледоколы) ради рынков сбыта. «Если посмотреть, как исторически развивалось американское судостроение, или самое мощное на сегодняшний день корейское, или китайское, без поддержки государства ни одна страна не сумела создать нормальное судостроение. Должны быть предоставлены максимальные льготы российскому судостроению», — считает он.
«Новатэк» стал вторым производителем газа после «Газпрома» в стране — и чувствует себя в этой роли органично, говорил Михельсон. «У нас никаких сложностей с „Газпромом“ нет. Любой потребитель не хочет покупать у одного производителя: хочет купить у „Газпрома“, Алжира, норвегов, в том числе все потребители сейчас в свой портфель включают СПГ. Будет „Новатэк“ или нет, они все равно продолжат покупать СПГ, так пусть это будет лучше российский СПГ. „Газпром“ это понимает», — пояснял он.
6. Взгляд на IPO
«Новатэк», ее бизнес — это моя жизнь. Некорректно переводить ее в цифры», — говорил бизнесмен в далеком 2005 году. Тем не менее цифры есть: с того же 2005-го акции «Новатэка» стараниями Михельсона выведены на IPO. В 2018 году рыночная капитализация «Новатэка» обогнала даже «Газпром». На эту же дорожку стремится и СИБУР: компания готовится выйти на биржу уже несколько лет, но пандемийный год отодвинул планы до открытия Амурского ГХК в 2024–2025 годах. Сейчас капитализация «Новатэка» — 4,3 трлн рублей. Для сравнения: «Газпром» — 5,5 трлн, а «Татнефть» — 1,2 трлн рублей.
Бизнесмен помогает Высшей школе экономики и лицею ВШЭ, школе «Сколково», ряду музеев и т. д.
7. Благотворитель
«Мне не нравится слово „меценатство“, и меценатом я себя никогда не ощущал. Хочу участвовать в создании нового», — говорил Михельсон. Тем не менее именно так его воспринимают в культурном сообществе.
В 2009 году Михельсон создал в Москве фонд современного искусства «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C, Victoria — the Art of Being Contemporary), который представляет на Западе современное искусство России. В марте 2021 года Сhanel объявила о создании международного культурного фонда для поддержки инноваций в искусстве — в России его партнером станет фонд Михельсона. Бизнесмен организовал два культурных пространства: «ГЭС-2» в Москве и на набережной Дзаттере в Венеции, где проходят выставки и перформансы.
Также бизнесмен помогает Высшей школе экономики и лицею ВШЭ, школе «Сколково», ряду музеев и т. д. С апреля 2019 года Леонид Викторович — глава попечительского совета российского футбольного союза. Вероятно, не без приглашения президента РФС Александра Дюкова, предправления «Газпромнефти». Но главное, Михельсон — спонсор футбольного клуба «Крылья советов», так что «Рубину», похоже, его благосклонность не светит.
8. Семья
У Михельсона есть семья и дети. Супруга Людмила и две дочери, Виктория и Эрика, живут за границей, в Великобритании. Виктория, окончившая университет в Нью-Йорке, возглавляет названный в ее честь фонд современного искусства.
Ряд СМИ также писал, будто у миллиардера есть вторая семья в Испании: гражданская жена Ольга Еськова и общий сын. Михельсон эти слухи не комментировал.
В 2020 году Михельсон занял третью строчку рейтинга богатейших людей России Forbes с состоянием в $17,1 миллиарда
9. В лидерах богатеев Forbes
В 2020 году Михельсон занял третью строчку рейтинга богатейших людей России Forbes с состоянием в $17,1 миллиарда. В 2016–2017 и 2019 годах занимал первое место этого рейтинга. Самую высокую оценку своего благосостояния бизнесмен получил в 2019-м, когда издание оценило его в $24 миллиарда.
10. Страстный коллекционер
«Искусство всегда было в орбите моих интересов и меня привлекало, — рассказывал Михельсон. — Я не все понимаю в современном искусстве, но счастлив, что могу что-то не понимать, — счастлив привыкать к незнакомому, учиться воспринимать и анализировать новое. Мне нравятся импрессионисты, восхищает русский авангард, отвергнутый в свое время и ставший бешено популярным относительно недавно». Михельсон говорил и о любви к цирку, считая его недооцененным жанром: это, по его словам, «очень ценный и эффективный способ взаимодействия с людьми».
Михельсон коллекционирует русский импрессионизм и современное искусство. В коллекции его фонда — работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Энди Уорхола, Амедео Модильяни и других художников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 134
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.