Сегодня совет директоров «Татнефти» даст рекомендацию по размеру дивидендов за 2020 год. Решение непростое: выручка от небанковской деятельности группы «Татнефть» в 2020 году сократилась на 23% до 721 млрд рублей. Основными причинами падения оборотов и прибыли руководство ГК называет снизившиеся цены на нефть и нефтепродукты. Но, несмотря на снижение НДПИ на 41%, акцизов нефтяникам пришлось заплатить в 3 раза больше. Компенсировать часть потерь им удалось за счет роста переработки и гибкого курса рубля. Детали отчетности локомотива татарстанской экономики изучал «БИЗНЕС Online».
Руководство «Татнефти», анализируя достижения 2020-го, отметило две важнейшие причины падения прибыли: более низкие цены на нефть, а также на нефтепродукты
Добыча упала на 13%, цена нефти — на 34%, расходы на извлечение барреля снизились до $3,5
Крупнейшая финансово-промышленная группа республики, «Татнефть», на днях отчиталась за 2020 год по международным стандартам отчетности (МСФО). На основе этого отчета мы попытались составить картину того, как «ковидный» год повлиял на бизнес нефтяников.
В первую очередь как действующих, так и потенциальных акционеров, а также тех, кто просто не безразличен к самочувствию промышленного локомотива республики, интересует его прибыль. Напомним, что 36% акций находится во владении госхолдинга «Связьинвестнефтехим», который регулярно получает солидные дивиденды.
Увы, на выходе мы видим падение на 46% прибыли, причитающейся акционерам: с 192,3 млрд рублей в 2019 году до 103,5 млрд рублей. «В рублях» этот результат сопоставим с 2016 годом, но если пересчитать его на регулярно дорожающую твердую валюту, выхлоп будет еще скромнее. Руководство «Татнефти», анализируя достижения 2020-го, отметило две важнейшие причины падения прибыли: более низкие цены на нефть (тут вроде бы все понятно), а также на нефтепродукты (об этом неоднозначном явлении мы подробнее расскажем ниже). Но перед тем, как перейти к ситуации с нефтепродуктами и их стоимостью, напомним о том, как в течение года менялась обстановка на нефтяном рынке.
Борьба с пандемией коронавируса COVID-19 серьезно замедлила деловую активность в глобальном масштабе, и спрос на нефть значительно сократился. В марте, после первого раунда переговоров в формате ОПЕК+, российская делегация отказалась снизить добычу на 500 тыс. баррелей в сутки, как ей было предложено. Но после нескольких недель «боданий» с Саудовской Аравией, которая начала резко наращивать добычу и давать скидки покупателям, Россия признала поражение и вынужденно согласилась сократить уже 2,5 млн баррелей, или около четверти всей добычи. Правда, уже тогда эксперты отмечали, что по факту извлечение придется уменьшить на 12–17%.
Собственно, у «Татнефти» добыча в натуральном выражении снизилась на 12,7% до 26 млн т по итогам 2020 года, что отбросило группу по данному показателю в 2014-й.
Напомним, что по итогам I квартала мы отмечали рост объемов бурения, но по результатам 12 месяцев число новых скважин составило только 520 единиц — на 208 меньше, чем в 2019 году. При этом в «Татнефти» уверены, что смогут оперативно вернуться к прежним темпам добычи. Ранее готовность восстановить добычу за один-два месяца озвучил помощник генерального директора по корпоративным финансам ПАО «Татнефть» Василий Мозговой. Позже такой настрой подтвердил и сам гендиректор группы Наиль Маганов.
Что касается цен, то после драматического пике до $20 за бочку сорта Brent (в отчете группы приводится число $13) в апреле-2020, что соответствовало уровням 1999 года, котировки стали плавно отрастать, закрыв год у психологической отметки в $50. Средняя стоимость российского сорта Urals снизилась на 34%: с $63,6 за баррель в 2019-м до $41,7 за баррель в 2020-м. Авторы отчета пишут, что цены отгрузки нефти в страны дальнего зарубежья (читай: ЕС) сократились на 28% до 20,8 тыс. рублей за тонну, на внутреннем рынке просели на четверть до 16,3 тыс. рублей за тонну.
В очередной раз напоминая нам о хорошем запасе прочности у «Татнефти», составители документа приводят операционную себестоимость добычи ее барреля: 251 рубль (около $3,5) — на 6 рублей меньше, чем в 2019-м. В то же время затраты на производство 1 т нефтепродуктов выросли на 5%, или на 87 рублей, до 1 822 рублей. Отметим, что показывать чуть лучшую статистику, чем у западных коллег, отчасти экономить на внутренних, российских расходах нашим сырьевым компаниям помогает плавающий курс рубля. Так, к доллару США отечественная валюта за год подешевела в среднем на 11% до 72,1 рубля за «американца».
В итоге выручка группы «Татнефть» снизилась в прошлом году на 23% до 720,7 млрд рублей. Но что характерно, при этом группа увеличила социальные расходы на 1,6 млрд до 10,9 млрд рублей. Как раз примерно в такую сумму компания оценивала затраты на борьбу с пандемией коронавируса — начиная от организации производства масок и защитных костюмов и кончая раздачей «коробок добра» нуждающимся по всему юго-востоку.
Производство нефтепродуктов в 2020-м выросло на 12%, диаметрально противоположно падению добычи сырья, или на 1,25 млн до 11,5 млн тонн
Нефтепродуктов произведено на 12% больше, выручено за них на 6% меньше, акцизов уплачено в 3 раза больше
Серьезным преимуществом в период падения цен на сырье и затоваривания хранилищ стало основательно усиленное за последние годы крыло переработки, представленное прежде всего комплексом заводов «ТАНЕКО». Производство нефтепродуктов в 2020-м выросло на 12%, диаметрально противоположно падению добычи сырья, или на 1,25 млн до 11,5 млн тонн (из них 11,27 млн — на ТАНЕКО). При этом группа планирует строительство до конца 2026 года четырех технологических установок с общим объемом инвестиций более 50 млрд рублей, в том числе установок замедленного коксования, каталитического крекинга, гидроконверсии тяжелых остатков и изодепарафинизации дизельного топлива. Похоже, у Маганова есть ясное понимание того, что будущее — за переработкой, именно на ней и делал акцент топ-менеджер в своей речи на конференции трудовых коллективов по итогам 2020 года. К слову, шинники смогли увеличить реализацию на 18%, продав почти 12 млн шин. А «Тольяттикаучук», приобретенный группой после конфронтации с соседом в лице таифовского «Нижнекамскнефтехима», выдал на-гора максимальные за 12 лет 208 тыс. т каучуков — отличный, как оказалось, симбиоз.
Но вернемся к нефтепродуктам. В структуре их производства в 2020-м были свои нюансы: так, выработка дизельного топлива на ТАНЕКО снизилась на 6% до 3,44 млн т, а вот автомобильных бензинов, напротив, выросла на 6,5% до 1,2 млн т, но круче всего подросла выработка средних дистиллятов: в 1,5 раза до 2,37 млн тонн. Эти самые дистилляты преимущественно реализовывались в ЕС, где упали как цены на нефть, так и на ее производные. И в сухом остатке рублевые поступления от реализации нефтепродуктов все же просели на 6% до 379,7 млрд рублей.
Доходы от реализации нефтепродуктов на экспорт обвалились на 27% до 108 млрд при росте натуральных показателей на 11% до 5,2 млн т, а вот поступления от продаж на внутреннем рынке выросли на 7% до 257 млрд рублей при росте в натуральном выражении на 9,5% до 7,6 млн тонн.
Акцизы, которые «Татнефти» необходимо уплатить в бюджет, выросли в 3,2 раза: если в 2019-м группа с 241 млрд рублей поступлений «отрезала» 15,6 млрд, то в в прошлом году с 257 млрд — уже 50 млрд рублей
Что на самом деле демпфирует демпфирующий механизм?
Столько раз сказали о подешевевших нефтепродуктах, что у читателя уже должен был возникнуть логичный вопрос: а как же местные цены на бензин и дизтопливо? Как мы уже поясняли, в российском ценообразовании есть свой нюанс — а точнее, огромный объем налогов и отчислений, уплачиваемых нефтепереработчиками. С одной стороны, это серьезная поддержка для бюджета страны, но с другой — постоянно растущая цена бензина или дизтоплива бьет по всему спектру российского бизнеса: от торговых «купи-продай» (как выражается Владимир Путин) до сельхозпроизводителей. Так вот, акцизы, которые «Татнефти» необходимо уплатить в бюджет, выросли в 3,2 раза: если в 2019-м группа с 241 млрд рублей поступлений «отрезала» 15,6 млрд, то в в прошлом году с 257 млрд — уже 50 млрд рублей.
Причина опережающей динамики акцизов в демпфирующем механизме, который не дает ценам на топливо внутри РФ снизиться: чем выше разница между мировыми ценами и стоимостью на российской заправке, тем больше бюджет забирает себе. Можно было бы некорректно сказать, что это своеобразное «доение» компании, но такую формулировку может себе позволить тот, кто поверхностно разбирается в механизме косвенных налогов: последние всегда оплачивает конечный потребитель, будь то НДС или акциз. То есть получается так, что правительство «доит» своих граждан через демпфирующий механизм, а производители топлива и сети АЗС — это всего лишь посредники в таком процессе. И хотя изначально подобный механизм создавался для устранения дефицита топлива на внутреннем рынке, об этом уже никто не вспоминает, теперь он нацелен на компенсацию выпадающих доходов бюджета. По сути, это «демпфер» не для покупателей, а для казны. А в перспективе это можно считать своеобразной подготовкой к тому времени, когда в развитых странах электромобили вытеснят авто с ДВС и цены там как на нефть, так и на топливо рухнут. Вот только снизятся ли они для россиян?
Давайте разберем платежи в пользу бюджета на конкретном примере. Так, объем того же НДПИ, взимаемого с «Татнефти», снизился на 41% (или на 123 млрд) до 175,6 млрд рублей. Получается, что чуть больше четверти потерь по данному налогу было компенсировано приростом по акцизу, но даже в таком случае государство получило колоссальный недобор. Впрочем, фискалы быстро сориентировались, по каким сусекам еще поскрести, и пришли к отмене льгот по добыче на старых месторождениях и месторождениях высоковязкой нефти. Из хорошего для Татарстана, где добываются значительные объемы тяжелого сырья, лишь то, что республике удалось выбить для «Татнефти» ежегодные льготы на 12 млрд рублей.
Отметим, что к одной из приоритетных задач «Татнефть» относит расширение сети АЗС. Число заправок в 2020-м на территории России выросло на 17 до 708 штук, а количество зарубежных осталось неизменным, 111 станций. Напомним, что серьезный прирост у «Татнефти» произошел в 2019-м за счет приобретения 75 АЗС у финской Neste.
Если экспортные цены на высокооктановый бензин снизились на 29% до 28 тыс. рублей за тонну, то в России они выросли на 6% до 48,8 тыс. рублей за тонну. Получается, что бензин продавался в РФ в среднем в 1,7 раза дороже, чем на глобальном рынке
Бензин и дизтопливо для внутреннего рынка стоят в 1,7 раза дороже
Теперь непосредственно о ценах на топливо. В среднем котировки нефтепродуктов, реализуемых в страны дальнего зарубежья, уменьшились на 28% до 20,8 тыс. рублей за тонну, по СНГ — на 20% до 30,8 тыс. рублей за тонну, а вот по РФ снижение составило только 2,6% до 33,9 тыс. рублей за тонну.
Но более показателен будет другой пример. Если экспортные цены на высокооктановый бензин упали на 29% до 28 тыс. рублей за тонну, то в России они выросли на 6% до 48,8 тыс. рублей за тонну. Получается, что бензин продавался в РФ в среднем в 1,7 раза дороже, чем на глобальном рынке. Можно вспомнить, что вице-премьер Дмитрий Козак в 2019-м планировал удерживать топливные цены в пределах инфляции, в 2020-м она составила только 4,9%. Но зачем держать цены, если разница идет в копилку правительства? Кстати, в натуральном выражении сильнее всего на внутреннем рынке у «Татнефти» выросли продажи именно автомобильного бензина — на одну пятую до 1,61 млн тонн. Выручка от таких продаж увеличилась на четверть до 74,1 млрд рублей.
Что касается дизельного топлива, то на внешнем рынке оно подешевело на 31% до 26,9 тыс. рублей за тонну, а, к примеру, зимнее дизтопливо в России — только на 3,9% до 46,8 тыс. за тонну. Получаем ту же разницу цен в 1,7 раза не в пользу внутреннего рынка.
«Сильной стороной «Татнефти» является нефтепереработка. ТАНЕКО — один из самых эффективных НПЗ в РФ с глубиной переработки в 99 процентов и выходов светлых нефтепродуктов в 81 процент»
Сильная сторона группы — ТАНЕКО, слабая — тяжелая нефть
Мы попросили наших экспертов оценить результаты группы «Татнефть» за 2020 год и дать прогноз на текущий.
Анна Бодрова — старший аналитик ИАЦ «Альпари»:
— Основные параметры отчетности «Татнефти» вышли в рамках ожиданий. Обращает на себя внимание тот факт, что показатель EBIDTA в 2020 году оказался на 10 процентов ниже среднего ожидания. Это связано с наличием разовых расходных статей компании, в том числе и в вопросах благотворительности, и трат за услуги юридического направления.
Кроме того, обесценение основных средств тоже сыграло в минус. Несколько компенсировал эту просадку рост стоимости нефти Urals в IV квартале и легкое расширение добычи сырья. Свободные денежные потоки увеличились, но это случилось благодаря освобождению части обратного капитала.
Ожидания относительно I квартала 2021 года достаточно позитивные и предполагают улучшение финансовых показателей по сравнению с IV кварталом 2020-го и прошлым годом в целом. Это положительно скажется и на параметрах дивидендов компании по итогам 2020 года. Вероятно, дивидендное вознаграждение по итогам 2020 года составит около 23–27 рублей.
Сергей Кауфман — аналитик ГК «ФИНАМ»:
— Если говорить о прибыли и EBITDA за IV квартал, то они вышли немного ниже, чем ожидания аналитиков — на 29 и 14 процентов соответственно. На наш взгляд, основной причиной стал внезапный рост SG&A (общие и административные расходы, обеспечивающие текущую деятельность фирмы — прим. ред.) на 74,1 процента квартал к кварталу. Компания объясняет это ростом расходов на благотворительность и начислением расходов по определенным юридическим услугам. Вероятно, это разовые расходы и далее мы увидим нормализацию SG&A. Кроме того, небольшим сюрпризом стало сильное значение свободного денежного потока за год (падение составило всего лишь 37,4 процента год к году, хотя у многих мировых нефтегазовых компаний Free Cash Flow в 2020-м ушел в минус) за счет уменьшения оборотного капитала. FCF, вероятно, был ключевым значением, за которым следили инвесторы, так как на протяжении года менеджмент на встречах с инвесторами заявлял, что собирается направлять весь FCF на выплату дивидендов. Если так и произойдет, финальные дивиденды составят 31,2 рубля на акцию, или 5,2 процента доходности на обыкновенную акцию — вполне солидное значение по итогам непростого года, особенно учитывая, что в течение года было выплачено еще 9,94 рубля дивидендов.
Если говорить о слабых сторонах «Татнефти», то это в первую очередь значительная доля сверхвязкой нефти в добыче — 885,7 тысячи тонн в I квартале 2020 года при общей добыче в 6462,7 тысячи тонн. Негативным фактором это стало после отмены льгот при добыче данного типа нефти. По нашим оценкам, негативный эффект на EBITDA 2021 года составляет около 16–18 процентов. При этом переговоры насчет смягчения налогового режима все еще идут, но на конференц-звонке компания не предоставила новой информации по данному поводу.
Сильной стороной «Татнефти» является нефтепереработка. ТАНЕКО — один из самых эффективных НПЗ в РФ с глубиной переработки в 99 процентов и выходов светлых нефтепродуктов в 81 процент (данные 2019 года). Такие значения более привычны для западных НПЗ.
На данный момент мы ожидаем на 2021 год следующие финпоказатели: выручка — 990 миллиардов рублей, чистая прибыль — 189 миллиардов рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.