ЦЕНА ВОПРОСА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ – 4,5 МЛРД. РУБЛЕЙ
В редакции газеты «БИЗНЕС Online» в минувшую пятницу в течение двух часов на вопросы читателей и журналистов газеты отвечал председатель комитета по тарифам РТ Раузил Хазиев.
Вопросов на интернет-конференцию с Хазиевым было прислано множество. Часть из них касалась перекрестного субсидирования тарифа на тепловую энергию.
Как известно, сегодня это одна из ключевых проблем ЖКХ и энергетической отрасли в РТ, как и в большинстве регионов РФ. Долгие годы тарифы составлялись с таким расчетом, что часть реальных затрат на теплоснабжение населения покрывали промышленность и энергокомпании. В частности, только в этом году, как сообщал в ходе интернет-конференции Хазиев, они оплачивают за население гигантскую сумму - 4,5 млрд. рублей. Ситуация давно вызывает недовольство крупного бизнеса, теряющего конкурентоспособность, но выход до сих пор не был найден – единственной альтернативой является только резкий подъем тарифов для населения, на что по понятным причинам власти пойти не могут.
Такое положение дел стало одной из причин, по которым некоторые предприятия задумываются о собственных энергетических мощностях. Самый яркий пример – это покупка в декабре 2009 года ТАИФом у "Татэнерго" ТЭЦ-1 в Нижнекамске и ТЭЦ-3 в Казани и создание на их базе компании "ТГК-16". Таким образом таифовцы рассчитывали уменьшить расходы на энергетику на "Нижнекамскнефтехиме" и "Казаньоргсинтезе" – в химической промышленности эта статья расходов является самой большой.
Раузил Хазиев: «Легче до президента достучаться, чем до управляющей компании!» |
НЕВЫПОЛНЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Как известно, сумма сделки по продаже ТЭЦ составила 6,6 млрд. рублей, из них 2,5 млрд. ТАИФ должен был заплатить сразу, остальное в течение пяти лет с процентами, равными ставке ЦБ РФ. При этом было выставлено важное условие о сохранении перекрестного субсидирования.
«При продаже этих станций, по экономичности лучших в республике, были заключены договоренности, что инвестор (ТАИФ - ред.) будет нести перекрестную ответственность в течение 3 - 5 лет, пока вопросы ликвидации субсидирования не будут окончательно решены. Однако ТГК-16 не выполнила свою часть обязательств», - вынужден был признаться Хазиев в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
КОС и НКНХ, минуя "Таттеплосбыт" (эта компания является крупнейшим оператором по реализации тепловой энергии в РТ), заключили прямые договора с ТГК-16, что позволило им уменьшить эти расходы. Однако впоследствии возникли трения с госкомитетом по тарифам. Иными словами, ТГК-16, сославшись на «Закон о теплоснабжении», в котором о «перекрестке» не сказано ни слова, нашла в нем юридическое основание для отказа от своих обещаний. Еще один момент: закон позволяет предприятиям генерации торговать ресурсом «от коллекторов». Как пояснил Хазиев, тот, кто непосредственно подключен к коллектору внутри площадки ТЭЦ, может продавать напрямую энергию. В результате сегодня 14 предприятий, подключенных к мощностям ТГК-16, ушли на прямые договора.
Последний факт сильно ударил по экономике сбытовых компаний - "Таттеплосбыта", а также Казанской теплосетевой компании и Набережночелнинской теплосетевой компании, которые были исключены ТГК-16 из ранее существовавшей цепочки.
Возникла конфликтная ситуация. Одним из аргументов ТГК-16, как объяснил Хазиев, стал тот факт, что тариф, рассчитанный для нее госкомитетом, не учитывает расходы компании на инвестпрограмму, в ходе которой приобретенные ТЭЦ должны быть модернизированы.
Была предпринята попытка судебного разбирательства с комитетом, но успехом она не увенчалась. Тем не менее возникло напряжение, дело дошло до того, что президент РТ Рустам Минниханов сделал публичное заявление о том, что не исключает возможности возврата двух станций, которые купил ТАИФ, обратно в ОАО «Генерирующая компания».
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БУДУТ КОМПЕНСИРОВАНЫ УБЫТКИ
Но похоже, что ситуация рано или поздно найдет логическое разрешение. Как объяснил Хазиев в ходе интернет-конференции, с мая текущего года по поручению президента РТ и под личным контролем премьер-министра РТ специально созданной рабочей группой ведется разработка вариантов – как безболезненно уйти от перекрестного субсидирования.
– Я думаю, – сказал Хазиев, – что в течение одного-двух месяцев графики ликвидации «перекрестка» будут утверждены.
Ключевой вопрос при этом: за чей счет будут компенсированы расходы, понесенные теплосетевыми организациями? (Речь идет о разнице между суммами за энергию, которые компании получают от ТЭЦ, и теми, которые поступают от населения. Раньше ее оплачивали крупные предприятия, которым сбытовики фактически поставляли энергию по завышенным ценам, теперь они, повторимся, ушли напрямую на ТГК-16 и получают ее значительно дешевле…)
Хазиев назвал сумму: порядка 2 млрд. рублей из 3,9 млрд. «перекрестка» «висит» на ТГК-16, то есть на ее собственнике – ТАИФе. Эти деньги должны были быть перераспределены между теплосетевыми компаниями и часть – для самой Генерирующей компании.
По всей видимости, расходы компенсированы за их же собственный счет: по словам Хазиева, сбытовым компаниям пришлось ужаться в собственных расходах, в том числе и в инвестиционных программах, и взять кредиты.
На вопрос: а что же ТАИФ, умыл руки? – последовал ответ от Хазиева:
- ТГК-16 не против оплачивать расходы, что несут сегодня компании, но при условии, когда будет принят четкий график ликвидации перекрестного субсидирования.
И процитировал слова главы ТАИФа Альберта Шигабутдинова: «Мы возместим все, что недодали, просто давайте быстрее перейдем на экономически обоснованные тарифы».
Хазиев отметил, что «рыночная экономика не позволяет какую-то группу потребителей содержать за счет другой. Я считаю, что мы (в рамках рабочей группы – ред.) прошли 90 процентов пути. Осталось сейчас все досчитать и принять решения». По мнению шефа госкомитета по тарифам, процесс ухода от перекрестного субсидирования займет несколько лет (так как невозможно мгновенно поднять тарифы для населения), и все это время та же компания "ТГК-16" все равно будет вынуждена нести бремя социальных расходов…
Большой блок вопросов в ходе интернет-конференции был уделен и сфере ЖКХ, про которую наш гость высказался весьма оригинально: «Легче до президента достучаться, чем до управляющей компании!».
Почему тарифы на транспорт различаются в разных городах, как формируются тарифы и кто уговорил Хазиева возглавить ведомство – читайте в стенограмме интернет-конференции в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.