«Основную конкуренцию получат Х5 и «ВкусВилл», — оценивают эксперты эффект от прихода в Казань самого крупного федерального онлайн-продавца продуктов питания. 1 апреля столица РТ вошла в число городов, где представлена «Яндекс.Лавка» — аналогичная «Самокату» сеть доставки еды из «теневых магазинов». Эксперты указывают, что к 2025 году Казань станет одним из лидеров по росту оборота онлайн-продаж продовольствия. О том, чего ждать избалованным онлайн-сервисами казанцам, — в материале «БИЗНЕС Online».
1 апреля откроется первый в Казани офис доставки продуктов питания и хозтоваров на дом «Яндекс.Лавка». Он также станет первопроходцем формата «даркстор» в Татарстане
«Лавки» начнут завоевывать Казань со спальных районов
Как стало известно «БИЗНЕС Online», 1 апреля откроется первый в Казани офис доставки продуктов питания и хозтоваров на дом «Яндекс.Лавка». Он также станет первопроходцем формата «даркстор» в Татарстане (от английского dark store, приблизительный перевод — «теневой магазин»), то есть склада, устроенного как обычный магазин с прилавками, но без продавцов, кассиров и покупателей, а рассчитанного только на выполнение онлайн-заказов. Первая «Лавка» расположилась в Авиастроительном районе, на улице 2-й Ленинградской. По данным наших источников, церемония открытия состоится сегодня в лучших традициях татарского гостеприимства. Помимо представителей «Яндекса», ожидается визит министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марата Зяббарова, бизнес-омбудсмена Фарида Абдулганиева, а также представителей исполкома Казани.
«Лавка» уже работает в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Как говорят руководители «лавочного» подразделения российского интернет-гиганта «Яндекс», это, по сути, магазин у дома, однако доставка займет меньше времени, чем поход в офлайн-продуктовый. Заявленное время доставки в Казани — за 10–15 минут при доставке курьером при пешей доступности адреса, до 30 минут — на такси по городу, а в пригороды, включая дачи, — до часа. Но реальная скорость доставки в Казани будет зависеть от количества складов по городу. Ожидается, что на первых порах их окажется около десятка. Так что минимальное время доставки в 10 минут поначалу может растянуться до получаса.
«Татарстан — стратегический регион для дальнейшей экспансии на восток, рынок с большим потенциалом роста. Также здесь продвинутые пользователи, высокий уровень проникновения других сервисов экосистемы, пользователей которых можно конвертировать в новый сервис», — рассказали нашему изданию в самой «Лавке».
«Яндекс.Лавка» отличается от «Яндекс.Еды» тем, что это полноценный продуктовый онлайн-магазин и даже отчасти пищевое производство, в то время как «Еда» — лишь сервис доставки чужих продовольственных товаров. Проект по экспресс-доставке продуктов из дарксторов «Яндекс» запустил летом 2019 года в Москве. Это часть фудтех-направления «Яндекс.Такси» (учредители «Лавки», по данным «Контур.Фокус», — ООО «Яндекс.Такси» (99%, 9), а также ООО «Яндекс.Такси Технологии» (0,1%)). Конечный владелец — компания «Яндекс.Такси Б.В.» (Нидерланды, 99,9%). Основатель «Яндекса» Аркадий Волож уже инвестировал в похожий сервис Getir, открытый в 2015 году в Турции. Проект «Яндекс.Лавка» возглавил журналист Илья Красильщик, в прошлом главный редактор «Афиши» и издатель «Медузы». Сообщалось, что в ближайшее время «Яндекс» собирается инвестировать в логистику и сервисы доставки потребительских продуктов и товаров до полумиллиарда долларов. Общая выручка «Яндекс.Маркета», «Лавки» и «Еды» составила по итогам 2020-го 56 млрд рублей, увеличившись втрое по сравнению с предыдущим годом.
В ряде городов России сервис работает не только днем, но и ночью. Обычно доставка бесплатная, но ночью и в час пик могут быть другие условия. Возможность покупки есть в приложении «Яндекс.Лавка» и в приложениях «Яндекс», «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еда». С 30 марта продукты из «Лавки» начал продавать и «Яндекс.Маркет», пока кнопка заказа продуктов доступна в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Нижнем Новгороде.
Как технически будет работать сервис? Заказ через приложение увидят кладовщики на складе. На сбор одного заказа, как правило, отводится минуты две. Далее заказ передают свободному курьеру
Один склад вмещает до 2 тыс. наименований товаров — овощи, фрукты, «молочка», хлеб, готовые блюда, товары первой необходимости. Отдельно выведен сегмент продуктов «Из Лавки», это продукты под собственным брендом в упаковке, которую легко утилизировать.
Один склад вмещает до 2 тыс. наименований товаров — овощи, фрукты, «молочка», хлеб, готовые блюда, товары первой необходимости
«Такие форматы — панацея для собственников, чьи помещения были недооценены»
Для сохранения формата быстрой доставки должно быть максимальное покрытие города складами, считают опрошенные нами эксперты. На какие же помещения в аренду нацелилась «Лавка»? Требования у сервиса неприхотливые — это помещения от 120 кв. м, от минус первого до второго этажа (на втором этаже нужен грузовой лифт или подъемник), с высотой потолков от 2,5 метра. Во дворе нужно место для велопарковки минимум на 12 велосипедов, а также свободный проезд грузового транспорта (многие плотно заставленные личными авто дворы многоквартирных домов не годятся), а также место для разгрузки грузовиков с продуктами. Идеальный вариант — бывшие промышленные предприятия или склады оптовой торговли, говорится на сайте компании.
Хватит ли подходящих площадок в Казани и не возникнет ли сложностей в поиске локаций? По словам заместителя гендиректора A-Development Владимира Шайхиева, у маркетплейсов есть большое преимущество. «Такие форматы — панацея для собственников, чьи помещения были недооценены. Если для любой торговой сети перспективной локацией считается „первая“ линия, то в данном случае близость к автомагистралям не нужна, это переплата с точки зрения ставки аренды. А на вторых и третьих линиях помещений в Казани хватает, и ставки аренды там ниже, как правило, такие помещения не сильно востребованы», — считает Шайхиев и добавляет, что для маркетплейсов подошел бы еще один вариант расположения даркстора — бывшие здания теплопунктов, которые недавно массово появились в продаже. Например, в Москве как раз в них уже массово заселились офисы «Самоката».
По словам гендиректора АН «РеАгентство» Юрия Чикирова, как правило, у сервисов доставки жесткие требования к стоимости аренды помещений: чем дешевле — тем лучше. Важно удобство разгрузки, крутые лестницы в подвальных цокольных помещениях неприемлемы. Необходимая электромощность — от 30 киловатт. Примерный бюджет — до 700–800 рублей в месяц за 1 кв. м по первым этажам и до 500–600 рублей — в цокольных. Таким образом, можно уже примерно оценить стоимость аренды: при минимальной площади в 120 «квадратов» она обойдется примерно в 84 тыс. рублей в месяц, при большей площади достигнет 100 тысяч.
Владимир Шайхиев: «Такие форматы — панацея для собственников, чьи помещения были недооценены. Если для любой торговой сети перспективной локацией считается „первая“ линия, то в данном случае близость к автомагистралям не нужна, это переплата с точки зрения ставки аренды»
Казани пророчат роль лидера по темпам роста онлайн-продаж еды
Казань к 2025 году станет одним из лидеров по росту оборота онлайн-продаж продовольственных товаров. Об этом пишет Forbes со ссылкой на данные исследования Infoline. Как отмечают эксперты, в России объем рынка розничных продаж продовольственных товаров в интернете по итогам 2020 года превысил 135 млрд рублей — это более чем в 3 раза выше показателя 2019-го. Рынок доставки продуктов на дом в Казани стремительно развивается с начала пандемии и уже стал конкурентным. Среди крупных игроков — X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»), «СберМаркет», Metro, «Лента» (сервис доставки «Ленточка»), «Ашан», «ВкусВилл» и др.
В октябре прошлого года в Казань пришла основанная в Санкт-Петербурге и вошедшая в экосистему Сбера сеть «Самокат», которая будет основным конкурентом «Лавки». Бизнес-модель у сервисов практически идентичная — упор на максимально быструю доставку ограниченного ассортимента товаров.
Что думают в «Самокате» о появлении столь мощного нового игрока на рынке? Директор по маркетингу онлайн-ретейлера «Самокат» Игорь Рожков заверяет, что сервисы будут конкурировать не между собой, а с обычными, офлайн-магазинами. «Онлайн настолько маленький, что внутри него еще не сформировались конкурентные зоны, где мы могли бы мешать друг другу, — рассказал Рожков „БИЗНЕС Online“. — Рынок готов принять больше одного или двух игроков. Мы приветствуем начинания всех игроков на рынке e-grocery, ведь все вместе мы создаем новую индустрию. Чем больше мы будем об этом говорить и чем больше появится удобных сервисов для людей, тем быстрее они перейдут в онлайн и примут новую модель решения своих рутинных операций вроде ежедневных покупок продуктов питания».
Заявление политкорректное, но вряд ли обойдется без жесткой конкуренции. Достаточно вспомнить «войны» «желтых» с «зелеными». Курьеры «Яндекс.Еды» и Delivery Club порой устраивают массовые драки в стиле стенка на стенку. И это доставка еды из общепита в офисы, расположенные на крупных магистралях, где полно полиции и камер видеонаблюдения. А «лавочники» и «самокатчики» столкнутся друг с другом на узких дорожках внутри не всегда хорошо освещенных дворов.
Пока перевес на стороне «Самоката», у которого более 30 дарксторов в Казани, где работают около тысячи человек. «„Самокат“ — онлайн-ретейлер продуктов и необходимых в быту товаров, сотрудничество с ресторанами мы пока не рассматриваем», — отметил Рожков. В ближайшие несколько месяцев сервис намерен зайти во все российские города-миллионники. Сегодня он работает в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Краснодаре и Новосибирске. О региональной экспансии заявил накануне сооснователь «Самоката» Вячеслав Бочаров (владельцы также Родион Шишков, Mail.ru Group и Сбер). Запуск одного даркстора в среднем обходится «Самокату» в 2 млн рублей, а распределительного центра — примерно в 200 млн, подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Затраты компании в каждом из миллионников на первом этапе могут составить 260–460 млн рублей. Оборот в 2020 году превысил 9 млрд рублей.
Конкуренцией «Яндекс» не испугаешь. Это компания с капитализацией в 1,7 триллиона рублей и по меньшей мере сотней миллиардов рублей свободных средств.
Что касается спроса, то привычка покупать продукты онлайн вряд ли уйдет даже после окончания пандемии коронавируса, говорит аналитик «ФИНАМ» Леонид Делицын. Исследование компании CBRE установило, что 85% российских предприятий может сохранить удаленный формат работы для части сотрудников и после окончания пандемии. Более того, 60% компаний изучает возможности сокращения площадей офисов, причем, по оценкам риелторов, от 30% до 40% площадей коммерческой недвижимости освободится. «А это может означать, что около трети специалистов обречены теперь работать из дома. Конечно, пробежка в супермаркет полезна для здоровья, но если начальство и клиенты через полчаса ожидают специалиста в Zoom или „Скайпе“, то он закажет продукты в „Яндекс.Лавке“ или „Самокате“», — говорит аналитик.
Что касается заработка курьеров, то «Яндекс.Лавка» обещает до 50 тыс. рублей на руки в месяц, возможны также бонусы, премии и чаевые. Опыт работы не требуется
Казань — город курьеров
Искать персонал в Казани «Яндекс.Лавка» начала с конца февраля, сервису нужен был менеджер по развитию, который возьмет на себя задачу по поиску и открытию складских помещений в Казани. Как следует из опубликованных на hh.ru вакансий, ищут также руководителя склада, который будет подбирать и обучать кладовщиков и курьеров, а также вести отчетность. Предлагают до 52 650 рублей в месяц до вычета налогов и официальное трудоустройство с выходными в воскресенье и понедельник.
Также в команду приглашают супервайзера. Зарплата не озвучивается, но обещают официальное трудоустройство, график 5/2 и оплату ГСМ. Перечень обязанностей очень широк. Так, специалист должен анализировать продажи и потери магазинов, искать и подбирать персонал для новых точек, выстраивать рабочие процессы, проводить аудит, оценивать эффективность работы кладовщиков и курьеров на складах, вести отчетность о бизнес-процессах группы магазинов, ставить цели руководителям магазинов и проверять достижение этих целей, вести табель учета рабочего времени и рассчитывать зарплату сотрудников, а также контролировать, насколько точно и быстро работники собирают и доставляют заказы.
«Лавке» требуется и специалист службы поддержки в сервис: полная занятость, работа на «удаленке», опыт не требуется.
В «Самокате» похожие условия и зарплата курьера: обещают от 42 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц. Однако там, судя по объявлению, гарантируют еженедельные выплаты на карту, а ставка — 175 рублей в час на руки, то есть платят не за доставленные заказы, а за потраченное время
Что касается заработка курьеров, то «Яндекс.Лавка» обещает до 50 тыс. рублей на руки в месяц, возможны также бонусы, премии и чаевые. Опыт работы не требуется, можно оформиться временно по договору услуг, подряда, ИП или как самозанятый. Не исключены подработки сменами по 4–6 часов или по вечерам. Предлагают ежедневные выплаты до 3,4 тыс. рублей в день, возможность самостоятельно выбирать время и район для работы, заказы можно выполнять как пешком, так и на любом транспорте. В «Самокате» похожие условия и зарплата курьера: обещают от 42 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц. Однако там, судя по объявлению, гарантируют еженедельные выплаты на карту, а ставка — 175 рублей в час на руки, то есть платят не за доставленные заказы, а за потраченное время.
По данным hh.ru, в марте в Казани количество предложений для курьеров выросло почти в 2 раза по сравнению с январем текущего года. За первый весенний месяц работодатели опубликовали более 300 вакансий курьеров, что в 4,3 раза больше, чем в марте 2020-го. Среднее зарплатное предложение для представителей профессии сейчас в Казани составляет порядка 35 тыс. рублей в месяц. «Что касается активности, то с начала марта почти 600 соискателей Казани, претендующих на позиции курьеров, обновили или создали резюме. В половине случаев это начинающие специалисты без опыта работы», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор казанского филиала HeadHunter Альбина Султанова.
Галина Шарафутдинова: «Мы и так видим, что в онлайн уходит достаточное количество заказов, и использование маркетплейсов — это хорошая новая история»
«Ресторан — это все же больше про эмоции»
По данным нашего издания, «Яндекс.Лавка» ведет переговоры с ассоциацией рестораторов и отельеров Казани и Татарстана о доставке готовых блюд. Предполагается, что внутренней конкуренции с «Яндекс.Едой» не возникнет. Рестораторам предлагаются не услуги по доставке обедов с пылу с жару, а продажа через приложение «Яндекс.Лавка» специально упакованных блюд длительного хранения, которые будут доставляться покупателям со складов онлайн-ретейлера.
Для предприятий общественного питания попадание на «полку» «Яндекс.Лавки» — это точка роста, возможность продавать свой продукт вне заведения, говорит исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова. «Мы и так видим, что в онлайн уходит достаточное количество заказов, и использование маркетплейсов — это хорошая новая история», — рассказала она «БИЗНЕС Online». Однако не все, кто хочет, могут с легкостью начать работать с «Лавкой». Здесь есть определенные требования к срокам хранения, упаковке и качеству блюд. «Пока эти регламенты на стадии проработки, но могу сказать, что это не два-три часа по сроку хранения, как у блюд на доставку. Это больший срок хранения, с применением специального оборудования», — говорит Шарафутдинова.
Еще один плюс для татарстанских производителей — возможность продвигать локальный продукт. Это касается и готовых блюд, и отдельных продуктов. Продажи блюд из ресторанов будут идти напрямую «Яндекс.Лавке», и уже она станет формировать конечную цену в меню приложения. «Здесь такая же история, как с магазинами. Они с предприятиями общественного питания начнут договариваться о цене закупки, а конечный потребитель будет получать блюдо на основании более высокой розничной цены. Но мы все понимаем, что есть рынок, и цена для потребителя должна быть конкурентной. Задача „Яндекс.Лавки“, на мой взгляд, — дать продукт с минимальной наценкой, чтобы покупатель сделал выбор в пользу маркета».
Конечно, не все блюда из меню того или иного ресторана будут доступны онлайн, так как не каждое доедет в том виде и с теми вкусовыми свойствами до потребителя. Однако казанцы могут рассчитывать и на авторскую кухню. По нашим данным, одно из таких заведений Казани прорабатывает вариант сотрудничества с маркетплейсом.
Источник в ресторанном бизнесе отметил, что появление «Яндекс.Лавки» отнимет у ресторанов часть клиентов из-за быстрой доставки. «Агрегаторы „Яндекса“: что „Лавка“, что „Еда“ — это конкурент для собственной доставки ресторанов. С точки зрения клиентов, приложение, где собраны блюда из меню многих заведений, конечно, удобнее, но нам приходится конкурировать», — отметил владелец сети ресторанов.
«Ресторан — это все же больше про эмоции. Есть моменты в оформлении блюд, их подаче, рассказе о них. Сложно доставить корт и объяснить, что он из такой-то деревни, что корова на свежем воздухе была»
«Ресторан — это все же больше про эмоции. Есть моменты в оформлении блюд, их подаче, рассказе о них. Сложно доставить корт (национальное татарское блюдо, сушеный творог — прим. ред.) и объяснить, что он из такой-то деревни, что корова на свежем воздухе была. Можно, конечно, написать, но ресторанам выгоднее заниматься тем, как привлечь гостей в само заведение», — считает председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана, соучредитель кафе «Сказка» Михаил Шарипов. По его словам, пандемия показала, что люди готовы заказывать доставку только «понятной» еды, как правило, в виде ролов и пиццы, а за гастрономией клиенты все же идут в ресторан. «Люди хотят менять декорации, они не готовы в стенах дома или офиса потреблять блюда высокой кухни, это все равно не то. Вижу плюс в том, что надо сокращать дистанцию между потребителем и производителем, и „Яндекс.Лавка“ может помочь это сделать. Там понимают, что легче это дать на откуп местным рестораторам, которые выполнят это качественно».
Шарипов говорит, что в его кафе развивают свое приложение доставки. «Мы через свой сервис доставляем, но через курьера „Яндекса“, чтобы не платить большую комиссию интернет-агрегаторам, у которых она доходит до 30 процентов. Мы особо не заинтересованы в том, чтобы оттуда был сильный канал сбыта, не видим в этом смысла. Что нас радует, люди все равно хотят прийти в ресторан», — добавляет собеседник.
А вот известный казанский ресторатор Константин Иванов позитивно оценивает заход в Казань федерального оператора. Рестораны, по его мнению, получат новый канал монетизации.
Мощная конкуренция позволит стабилизировать размер комиссии за предоставление услуг или даже его понизить. В течение двух лет конкуренция будет жесткая между «Самокатом», Delivery Club и «Лавкой». Это хорошо скажется и на потребителе таких услуг. Самое главное — борьба за скорость доставки.
Иванов отмечает, что, заказывая блюда у определенных ресторанов, клиенты также будут платить курьеру чаевые, что повлияет на качество доставки. «Надеюсь, горожане выиграют от этого. Пусть только курьеры обслуживают нас в чистой спецодежде, мы уже заметили, что нередко приезжают в грязи, попавшей с заднего колеса велосипеда», — указывает ресторатор.
Иванов также отмечает, что в ресторанах появление «Лавки» вызовет стагнацию развития собственных служб доставок. «Это тоже неплохо. Все уже намучились на переформатировании своих доставок готовой еды, — сетует собеседник. — Считаю, что три основных игрока по прогнозу займут 40–45 процентов рынка доставки. Основную конкуренцию получат группа Х5 и „ВкусВилл“, так как „Лавка“ и „Самокат“ начнут развивать свою собственную линейку продукции по основной группе заказов. Это может быть как вода, крупы, чипсы, полуфабрикаты, так и готовая продукция с dark kitchen (цех готовой еды для онлайн-магазина — прим. ред.). Через несколько лет возможно появление нового сервиса со своими конкурентными преимуществами».
Для тех работников, которых работодатель попросит оставаться на «удаленке» и которые проживают в спальных районах, главной ценностью окажется время, подытоживает аналитик ГК «ФИНАМ» Делицын. «Выезжать в кафе они будут только во внерабочее время, но рабочее станет нежестким. А желающие побаловать себя вкусным обедом или ужином найдутся. Поэтому ниша для доставки готовых блюд есть», — заверил эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 93
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.