Рынок грузовиков и спецтехники очень чувствителен к колебаниям экономики. Может показаться удивительным, но КАМАЗ стал одним из редких исключений из печального правила. Спрос на челнинские грузовики вырос на 0,6% или на 156 единиц до 27,8 тыс. авто Рынок грузовиков и спецтехники очень чувствителен к колебаниям экономики. Может показаться удивительным, но КАМАЗ стал одним из редких исключений из печального правила. Спрос на челнинские грузовики вырос на 0,6%, или на 156 единиц, до 27,8 тыс. авто Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ: рост по грузовикам символический

Как мы не раз отмечали, рынок грузовиков и спецтехники очень чувствителен к колебаниям экономики. Неудивительно, что пандемия COVID-19, приведшая к заморозке деловой активности почти на полгода, повлекла за собой падение продаж по итогам 2020-го. Регистрации новых грузовых авто в РФ снизились на 7% до 74,8 тыс. машин, следует из имеющегося в распоряжении редакции отчета агентства «Автостат». При этом в 2019-м рынок уже чувствовал себя нехорошо, сдав на 2% назад. 

Может показаться удивительным, но КАМАЗ стал одним из редких исключений из печального правила. Спрос на челнинские грузовики вырос на 0,6%, или на 156 единиц, до 27,8 тыс. авто. Напомним, что в первом полугодии автогигант, по собственной информации, увеличил производство машкомплектов на 11,8%, однако тот же «Автостат» зафиксировал сокращение числа регистраций камазовской техники на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ). Впрочем, весь российский рынок тогда вообще откатился на 11,4%.

Полугодовая выручка КАМАЗа также поднялась на 9%. На предприятии причинами роста назвали удачный модельный ряд и хороший маркетинг. А эксперты «БИЗНЕС Online» предположили, что помочь камскому автозаводу мог гособоронзаказ — но чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей, необходимо ежегодно поставлять в войска примерно 35 тыс. единиц новой техники. Это сопоставимо с общим количеством гражданской продукции, производимой на КАМАЗе (34 тыс. по плану на 2020 год). Основные бенефициары таких специальных госзаказов — КАМАЗ и «Урал».

Добавим, что по итогам 9 месяцев головная компания ПАО «КАМАЗ» нарастила обороты на 20% до 128,4 млрд рублей. При околонулевой динамике продаж в натуральном выражении, вероятно, это могло быть вызвано подорожанием продукции и, как вариант, поддержкой со стороны заказчиков — прежде всего Москвы с ее объемами закупок электробусов, которые в отчет по грузовой технике не входят.

«Выстрелили» самосвалы «6520», «6580» и тягачи «5490»

Какие же из грузовиков КАМАЗа держали марку? Самым популярным семейством остаются вездеходы «4311/43118» с колесной формулой 6×6, хотя спрос на них снизился на 314 до 6 490 авто. Небольшой спад выглядит логично на фоне замедления деловой активности в «нефтянке», которая является одним из основных потребителей высокопроходимых «КАМАЗов». Вторым ключевым потребителем подобных машин выступают силовые ведомства. Впрочем, поддержать спрос на такие модели могут и некоторые крупные компании, например «Ростелеком».

А вот самый большой прирост показали тяжелые самосвалы «6520», ценник которых в начале марта начинался от 4,8 млн рублей (удивляя тем, что не поднялся с прошлого года), и «6522» ценой от 5,7 миллиона. Суммарно семейство, где есть и вот такие красавцы, выстрелило сразу на 677 корпусов до отметки 4 011 поставленных на учет машин. Напомним, что в 2018 году спрос на эти самосвалы рухнул на 1,4 тыс. единиц после завершения мегастроек, а в 2019-м просел еще на 54 авто.

Таких монументальных проектов, как Крымский мост или стадионы к мундиалю-2018, в прошлом году не было. Но, как известно, курочка клюет по зернышку. Так, для стимулирования деловой активности в республике в 2020-м ГИСУ и Главстрой РТ разместили подряды на строительство и ремонт школ, детсадов, больниц и прочей «социалки» на 62 млрд рублей — в 2 раза больше, чем в образцовом до этого момента 2018-м. Схожим путем могли пойти госзаказчики и в других регионах.

Самую большой прирост показали тяжелые самосвалы «6520», ценник которых в начале марта начинался от 4,8 млн рублей (удивляя тем, что не вырос с прошлого года) и «6522» ценой от 5,7 млн Самый большой прирост показали тяжелые самосвалы «6520», ценник которых в начале марта начинался от 4,8 млн рублей (удивляя тем, что не поднялся с прошлого года), и «6522» ценой от 5,7 миллиона Фото: «БИЗНЕС Online»

С другой стороны, пока у одних самосвалов дела «поднимались в гору», другие с нее скатились на сопоставимую дистанцию. Так, модель «6511» (полный ценник от 4,95 млн за самосвал с трехсторонней разгрузкой — на 490 тыс. дороже, чем годом ранее) потеряла 659 очков, финишировав с 5 703 регистрациями. Минус и плюс на выходе должны дать нулевой результат. Но вмешались флагманы самосвальной линейки «6580» (от 7,2 млн рублей — на 750 тыс. дороже, чем годом ранее), регистрации которых выросли на 303 до 762 авто. В итоге мы видим повышенный спрос на тяжелые и сверхтяжелые самосвалы при снижении интереса к менее вместительным моделям.

К слову, о модельной структуре спроса и ее региональных акцентах. В «КАМАЗ-Лизинге» сделали свой анализ, по результатам которого самыми популярными в 2020 году стали авто на шасси «43118», «5490» и «43253». Больше всего запросов на приобретение грузовой автотехники «КАМАЗ» в 2020-м поступило от клиентов из Москвы, Ульяновской области, Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Ставропольского края. Родной для грузовиков Татарстан не попал даже в пятерку крупнейших заказчиков, зато московский регион с учетом гусарских закупок столичной мэрии автобусов стал просто суперклиентом.

Что касается новых тягачей «5490» (плюс 740 тыс. рублей до 5,37 млн), то спрос на них увеличился на счастливые 333 единицы до нового рекорда — 5 259 авто. К сожалению, общее число регистраций «Автостат» не детализирует по моделям на «5490» и «54901». Надо сказать, челнинцам удалось не только вылечить ряд «детских болезней» тягача, но и продвинуть свой продукт в парки крупнейших перевозчиков РФ. Также на руку КАМАЗу сыграла депрессия, овладевшая европейскими поставщиками подобной техники: MAN, Volvo, DAF и др. (Об этом ниже.) Так что татарстанский автогигант продолжает отжимать долю рынка тягачей у его признанных лидеров.

Что касается «43253» (от 2,8 млн рублей — на 140 тыс. дороже), отмеченного экспертами «КАМАЗ-Лизинга», то, судя по имеющимся у нас данным, семейство сдало назад на 105 корпусов до 1 175 регистраций, но годом ранее тут продвинулось вперед на 348 пунктов. Спад произошел и у семейства «5360». Еще раз подчеркнем, что в минувшем году наблюдалось снижение интереса к технике меньшей грузоподъемности с ростом интереса к более выносливым моделям.

Сергей Когогин: «Рынок очень волатильный, на все нужно успевать реагировать. В этом году очень сильно упали магистральные тягачи, причем падение было почти в два раза, что стало достаточно проблематичным для нас» Сергей Когогин: «Рынок крайне волатильный, на все нужно успевать реагировать. В этом году очень сильно упали магистральные тягачи, причем падение было почти в 2 раза, что стало достаточно проблематичным для нас» Фото: «БИЗНЕС Online»

Руководитель пресс-службы завода Олег Афанасьев не стал комментировать продажи КАМАЗа в 2020 году. Здесь, пожалуй, стоит напомнить, с каким здоровым скепсисом смотрел в 2020-й генеральный директор и совладелец ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, подводя итоги 2019-го.

«Следующий год вряд ли будет лучше 2019-го — в том смысле, что мы не ждем взрывного роста потребления, всегда какие-то сегменты оказываются проблемными, — заявил Когогин. — Рынок крайне волатильный, на все нужно успевать реагировать. В этом году очень сильно упали магистральные тягачи, причем падение было почти в 2 раза, что стало достаточно проблематичным для нас. Потому и автомобилей поколения К4 мы выпустили меньше, чем планировали. Однако существенны в нашем бизнесе те шаги, что сделаны по мусоропереработке. Мусорная реформа для нас имеет по крайней мере один позитивный фактор: резко увеличился сбыт мусоровозов, поставки шасси на заводы — производители мусоровозов шли почти весь год устойчиво и стабильно. На пределе работали. Это тоже для нас огромный плюс».

Нам же по итогам 2020-го остается поздравить камазовцев с ростом продаж как флагманских тягачей, так и самосвалов. Неплохой подарок к 45-летию выпуска первого грузовика в Набережных Челнах.

Можно порадоваться и за другого соотечественника, Уральский автомобильный завод. Спрос на его продукцию вырос на 871 авто или на 27% до максимальных за последнюю пятилетку 4067 регистраций — с учетом неслабого провала рынка, просто феноменальная динамика Можно порадоваться и за другого соотечественника, Уральский автомобильный завод. Спрос на его продукцию вырос на 871 авто, или на 27%, до максимальных за последнюю пятилетку 4 067 регистраций — с учетом неслабого провала рынка просто феноменальная динамика Фото: «БИЗНЕС Online»

«Урал» с самым большим приростом

Можно порадоваться и за другого соотечественника, Уральский автомобильный завод. Спрос на его продукцию вырос на 871 авто, или на 27%, до максимальных за последнюю пятилетку 4 067 регистраций — с учетом неслабого провала рынка просто феноменальная динамика! А по данным самого предприятия, реализация автомобилей «Урал» на рынке РФ в 2020 году увеличилась на 36% (или на 1 231 единицу) относительно 2019-го. Очень удачно «Объединенная машиностроительная группа» Дмитрия Стрежнева в марте 2020-го выкупила завод у «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски.

Каким моделям нужно вручить персональные ордена за этот подвиг? Старый добрый универсальный вездеход «4320» (от 3,33 млн рублей) набрал 1 115 голосов, потеряв в дороге 365 баллов. Параллельно, причем сильнее всех в линейке, добавило газу новое поколение «4320 Next» (бортовой — от 3,61 млн, тягач — от 4,12 млн рублей): плюс 693 до 980 авто.

Аналогичным образом, но при сравнительно небольшом снижении спроса на семейства «5557» — на 64 до 655 авто, — нехило раскрутились его потомки «5557 Next» (самосвал — от 4,24 млн): плюс 406 до 445 регистраций.

И размашистым шагом вперед двинулось семейство «3255 Next»: плюс 90 до 103 регистраций. При поиске предложений по нему в подавляющем большинстве случаев продавцы предлагали вахтовые автобусы на соответствующей базе. Минимальный ценник «вахтовика» «71Е5» на 28 мест — от 4,37 млн, на официальном сайте завода за вариант «5013-73» просили от 4,78 млн рублей.

Руководитель пресс-службы АО «АЗ „Урал“» Ольга Марина подтвердила: в 2020-м сильнее всего увеличился спрос на полноприводные автомобили «Урал Next» (плюс 1 045, или в 2 раза). Сюда относятся самосвалы, вахтовые автобусы, седельные тягачи и шасси под установку различной спецтехники. В целом рост продаж произошел за счет покупки автотехники «Урал» крупными корпоративными клиентами, а также благодаря «дополнительным мероприятиям по продвижению и стимулированию продаж».

«Все грузовики „Урал Next“ оснащены трехместной кабиной капотного типа, спроектированной в соответствии с современными требованиями эргономики. Капотная компоновка кабины Next обеспечивает высокую пассивную безопасность и удобный доступ к двигателю. В стандартной комплектации такого автомобиля — электрообогрев лобового стекла и зеркал, предпусковой подогреватель, тахограф, 2DIN-аудиосистема, водительское кресло подрессорено, на пневмоподвеске. По желанию заказчика автомобиль может оснащаться кондиционером, автономным отопителем кабины», — рассказала Марина.

По ее словам, также увеличились продажи аналогичных типов автомобилей «Урал-М» с бескапотной кабиной (плюс 408 единиц, или 55%), которая дает лучшие параметры маневренности и обзорности.

В тренд растущего интереса к тяжелым самосвалам укладывается увеличение продаж китайского бренда Shacman (Shaanxi): плюс 308 единиц или 22% до 1699 авто В тренд растущего интереса к тяжелым самосвалам укладывается увеличение продаж китайского бренда Shacman (Shaanxi): плюс 308 единиц, или 22%, до 1 699 авто Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Китайское нашествие во главе с Shacman (Shaanxi)

В тренд растущего интереса к тяжелым самосвалам укладывается увеличение продаж китайского бренда Shacman (Shaanxi): плюс 308 единиц, или 22%, до 1 699 авто. Еще в отчете «Автостата» за 2019 год не было детализации по моделям китайского производителя, но и тогда мы были уверены, что львиная доля спроса приходилась на самосвальную технику. В отчете по итогам 2020-го такое разделение по моделям есть. И первое место в линейке Shacman с 885 регистрациями заняло семейство SX3258 (от 6,35 млн рублей); такая «рабочая лошадка» с колесной формулой 6×4 готова взвалить на себя 25 т полезного груза.

Вторая позиция у Shaanxi досталась моделям SX3318 (от 6,9 млн рублей) с колесной формулой 8×4, которые могут за раз перевезти и того больше, 35 тонн. А за 7,7 млн рублей можно было купить и «атлета» с двигателем под газовое топливо.

Оркестр тяжелых самосвалов поддержал и FAW с ростом регистраций на три четверти (!) до 688 авто. Самую большую прибавку показал бестселлер марки CA3250 (от 4,95 млн рублей за самосвал) с колесной формулой 6×4 и грузоподъемностью 19 т: плюс 128 до 342 авто. Ему ассистировал обладатель «серебра» CA3310 (от 6,4 млн) с формулой 8×4 и грузоподъемностью 25 т: плюс 85 до 254 регистраций.

В компанию тех, кто не против работать под серьезной нагрузкой (от 20 до 32 т), затесался китайский Howo «3327», на который пришлось больше половины всего спроса на марку. Пусть его динамика куда скромнее, чем у вышеупомянутых земляков, но все же положительная на падающем рынке.

Очередной поставщик тяжелых машин из Поднебесной XCMG выставил 126 новобранцев — на 43 больше, чем годом ранее. Акцент этот производитель сделал на автокраны и карьерные самосвалы с грузоподъемностью до 51 тонны. Уточним, что в 2020 году российские покупатели приобрели 43 автокрана серии XCT55L-5S. 

Похожей специализацией на крановой технике обладает новичок из Китайской Народной Республики Sany, сразу получивший 63 балла. При этом 44 голоса отдано за модель STC250-5, которую предлагают по цене от 1,23 млн юаней, или 14 млн рублей.

Неплохо шли дела и у китайских производителей среднетоннажной техники (камень в огород опять же «ГАЗу»). Так, продажи JAC выросли на 40% до 704 авто, и 481 голос был отдан за модель N75. Любопытно, что в марте новых JAC N75 в свободной продаже нам найти не удалось, из его ближайших родственников со схожими характеристиками у официальных дилеров в наличии был только N-80 стоимостью от 2,4 млн рублей. Кстати, N75 образца 2014 года стоил 1,2 млн рублей, в 2 раза дешевле его преемника, как и рубль к доллару тогда и теперь.

Далее, на 34 до 233 пунктов подрос рейтинг Foton. Чуть менее половины спроса (107 единиц) пришлось на самую доступную модель бренда BJ 1069 (от 1,45 млн) грузоподъемностью 3,4 тонны. На втором месте (46 единиц) более выносливый представитель с грузоподъемностью 8 т BJ 1093. Эта модель с двигателем стандарта «Евро-3» полюбилась за простоту обслуживания и экономичность: увы, она была снята с производства, но на смену ей пришел BJ 1129 с двигателем «Евро-5».

Говоря об успехах производителей из КНР, отметим, что здесь можно провести некую параллель: в борьбу с «ковидной» эпидемией страна вступила первой, и ее власти вели это в жесткой, бескомпромиссной манере, в результате чего оперативно вышли из локдауна и первыми начали восстанавливать экономику. Также на руку производителям из Китая сыграла высокая степень локализации, чего так хотел добиться Дональд Трамп для предприятий США.

Победителем в номинации «Разочарование года», пожалуй, стал «ГАЗ». Так, хит последних лет «ГАЗон Next» (от 2,64 млн за бортовой вариант — на 720 тыс. дороже, чем в феврале-2019) лишился 1064 поклонников или 18%, набрав 4967 баллов Победителем в номинации «Разочарование года», пожалуй, стал ГАЗ. Так, хит последних лет «ГАЗон Next» (от 2,64 млн за бортовой вариант — на 720 тыс. дороже, чем в феврале-2019) лишился 1 064 поклонников, или 18%, набрав 4 967 баллов Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Архипровал «ГАЗонов». Подкачали цены?

Столь грамотно разыграть «ковидную» карту в 2020-м удалось не всем. Победителем в номинации «Разочарование года», пожалуй, стал ГАЗ. Заняв второе место в текущей табели о рангах, откатился сразу на 2 044 пункта, или на 23%, до 6 823 авто — это худший результат за пятилетку. Предупреждая вопросы читателей, сразу уточним: полюбившиеся многим «Газели» в нашем зачете не учитываются, так как относятся к легким коммерческим авто.

А вот из грузовых пострадали все без исключения семейства нижегородского завода. Так, хит последних лет «ГАЗон Next» (от 2,64 млн за бортовой вариант — на 720 тыс. дороже, чем в феврале-2019) лишился 1 064 поклонников, или 18%, набрав 4 967 баллов.

Спрос на уже снятый с производства «Садко-3308» упал на 698 до 1 233 авто, а выдавший на-гора 310 регистраций его преемник «Садко Next» компенсировал меньше половины потерь. Не помог новичку и ввод в строй версии с удлиненной базой и сдвоенной кабиной. Если на старте продаж во второй половине 2019-го за новый «Садко» просили от 2,2 млн (предыдущее поколение — от 2 млн), то в мае 2020 года — уже от 2,6 млн, неслабый такой скачок на 400 тыс. рублей. В первой декаде марта текущего года за самый доступный бортовой вариант автомобиля просили от 2,74 млн рублей  — итого плюс 540 тыс. рублей за полтора года!

Говоря о провале отечественной легко- и среднетоннажной техники, следует выделить несколько нюансов. С одной стороны, в кризис спрос на более доступную технику обычно растет, поскольку у покупателей сокращается горизонт планирования и больший интерес у них вызывает то, что «отобьет» себя за короткий промежуток времени. Однако для таких машин подорожание на каждую сотню тысяч рублей имеет критическое значение. А тут, судя по нашим наблюдениям, ГАЗ сплоховал уже весной: его ценники поднялись до уровня прямых конкурентов, в первую очередь из КНР. Конечно, свою роль могла сыграть долговая нагрузка «Группы ГАЗ» и необходимость поднять маржу для улучшения финансовых показателей, но это отдельная история. Поможет ли выправить ситуацию запуск в продажу семейства «Валдай Next», пока не ясно.

В пресс-службе группы нам не стали комментировать провал «ГАЗонов».

Впрочем, не сложился пазл не только у  Дерипаски, потери понесли и другие игроки этого сегмента. Так, Isuzu отминусовал 14% до 2 633 авто, разница с нижегородским заводом в том, что самое востребованное семейство NPR (от 3,3 млн — на 560 тыс. дороже) просело на сравнительно скромные 8% до 892 единиц. Но и свое падение Isuzu начал еще в 2019-м, когда популярность «ГАЗонов», в том числе за счет повышения грузоподъемности, только росла.

Более выносливые NQR (от 3,86 млн — на 680 тыс. дороже) потеряли 15% до 488 регистраций. Благодаря относительно небольшому спаду, на 10% до 498 авто, второе место в линейке заняло семейство Forward (от 5,3 млн за версию 12.0 — на 1 млн дороже, от 5,96 млн за версию 18.0 — на 1,1 млн дороже). Как видим, и тут динамика цен призывает покупателя семь раз отмерить и задуматься о покупке машин у других продавцов, может, даже с большей вместимостью.

Среднетоннажный японец Hino также ушел в «красную» зону, но на уровне около среднего по рынку: минус 9% до 1 093 авто. Правда, годом ранее тут был эпичный провал на 30% при снижении рынка на 2%. Первое место в линейке Hino, потеряв 36 до 609 голосов, занимает семейство «300». За изотермический фургон дилеры просят от 3,11 млн — на 280 тыс. больше, чем год назад. Второе место, сделав 33 шага назад до 406 регистраций, занимает семейство «500» (от 6 млн за тентованный вариант).

Из некитайских игроков в этом сегменте отметился положительной динамикой наш старый знакомец Mitsubishi Fuso: плюс 35% до 686 единиц. Но опять же такой подъем произошел после двукратного обвала в 2019-м из-за приостановки сборки семейства Canter (от 3,07 млн за шасси) на мощностях КАМАЗа.

Больше всех среди мэтров сектора дальнобойных автопоездов потерял MAN: минус 1184 пункта или 24% до 3831 авто. Это неприятно само по себе, вдобавок сильнее всего пострадал флагманский TGX, спрос на него просел больше чем на треть до 1666 регистраций Больше всех среди мэтров сектора дальнобойных автопоездов потерял MAN: минус 1 184 пункта, или 24%, до 3 831 авто. Это неприятно само по себе, вдобавок сильнее всего пострадал флагманский TGX, спрос на него просел больше чем на треть до 1 666 регистраций Фото: «БИЗНЕС Online»

Европейское фиаско и стойкий швед

Настала очередь поговорить о тех, чью долю в сегменте магистральных тягачей неустанно месяц за месяцем отжимает наш КАМАЗ. Перед тем как перейти к персональной оценке, заметим, что на многих производителей из ЕС мог оказать влияние то и дело «включаемый» локдаун и не столь удачная борьба с эпидемией, как у китайских коллег. Комментируя показатели легкового авторынка, наши эксперты единодушно отметили, что продажи шли лучше у марок, которые обеспечили наличие авто, а провалились те, кто недосмотрел за логистикой. Хотя такие доводы не объясняют провал LADA, у которой самая высокая степень локализации.

Но вернемся к большегрузам. Больше всех среди мэтров сектора дальнобойных автопоездов потерял MAN: минус 1 184 пункта, или 24%, до 3 831 авто. Это неприятно само по себе, вдобавок сильнее всего пострадал флагманский TGX, спрос на него просел больше чем на треть до 1 666 регистраций. Самое доступное шасси нам удалось найти за 7,8 млн рублей. Подчеркнем, что, в отличие от ряда более универсальных семейств, флагман MAN представлен именно магистральными тягачами.

Досталось на орехи и используемому как в качестве магистральных тягачей, так и тяжелых самосвалов TGS (от 7,7 млн рублей: минус 19% до 1 756 авто). Из прочих нюансов отметим, что среднетоннажному семейству TGL (от 7 млн) удалось заинтересовать 170 покупателей — на 138 больше, чем в 2019 году.

Чуть меньше своего немецкого коллеги потерял один из лидеров сегмента, шведский Volvo: минус 1 166 единиц, или 21%, до 4 489 авто. Производителю пришлось даже расстаться с титулом самой популярной зарубежной марки, чем воспользовался другой «швед» (о нем чуть позже). У Volvo же на 698 до 3 011 регистраций просели продажи семейства магистральных тягачей FH. И такой серьезный спад продолжается второй год кряду: в 2018-м в России было продано 4,5 тыс. этих грузовиков. Судя по тому, что в наличии у дилеров находились самые доступные модели, только с силовыми установками на 510 лошадиных сил ценой от 11,1 млн рублей, у дилеров, похоже, наблюдалась нехватка более доступных моделей: годом ранее мы нашли вариант за 7,4 млн рублей. Осенью 2020-го в РФ должны были начать поступать обновленные семейства, у которых большая часть двигателей отвечает экологическим стандартам «Евро-6». С учетом регулярно растущих требований развитых стран к выбросам вредных веществ очень даже может оказаться, что, как и на легковые авто, в грузовом секторе в моду войдут гибриды и машины на электротяге. К слову, как мы упоминали, у КАМАЗа уже есть положительный опыт с его электробусами и «газобусами». Более того, конструкторы Когогина замахнулись на создание водородной силовой установки. А поясняя существенные издержки 2019-го, на челнинском автозаводе отметили разработку и запуск в серию новых двигателей стандарта «Евро-5». Так что не будем исключать, что многим европейским производителям также пришлось понести расходы на апгрейд своей техники и, соответственно, поднять цены.

Вернемся к семействам Volvo, где второе место по популярности осталось за региональным бойцом FM, а спад составил 473 до 1 456 пунктов. Серьезно обновленное поколение авто начало поступать в конце 2020 года. Но в первой декаде марта нам не удалось найти предложений новинки на ценовых агрегаторах. За авто с колесной формулой 6×4, пробегом 132 тыс. км и гарантией официального дилера просили 9,35 млн рублей.

Перечислим потери остальных «европейцев». Просел на треть (или 886 авто) DAF, чуть меньше, на 18% (или 751 единицу), провалился партнер КАМАЗа Mercedes-Benz. Хотя последнему, вероятно, не так обидно, ведь продажи напарника шли лучше рынка, а значит, концерн Daimler должен был получить профит от реализации кабин и других узлов.

Устойчивее других европейских титанов индустрии оказалась шведская Scania: минус 12% (или 696 авто) до 4 925 регистраций. Собственно, она и перехватила пальму первенства у Volvo в борьбе за звание самого популярного зарубежного грузового автобренда. Кардинальное отличие от упомянутых нами потерпевших — растущий спрос на бестселлер семейства R: плюс 106 до 2 090 авто, не все же КАМАЗу с «Уралом» тягачи продвигать, пользуясь удачным моментом. С выбором силовых установок у шведов все замечательно: в наличии 13-литровые на 370, 410, 450 и 490 «лошадей» и 16-литровые на 520, 580 и 730 лошадиных сил. А если вспомнить про экологию, двигатели Scania могут быть адаптированы к биотопливу. За самый доступный вариант, который удалось нам найти, дилер просил 10,6 млн рублей.

Также вперед на 131 корпус до 227 авто удалось продвинуться обновленному S. В то же время другим семействам Scania повезло куда меньше: G потеряло 504, а P — 429 голосов покупателей.

***

Подводя итоги, отметим, что, с одной стороны, можно порадоваться за успехи КАМАЗа и «Урала», но если прикинуть, насколько провалился спрос на европейские тягачи, становится ясно, что отечественные игроки не компенсировали и половину провала. А при сохранении трендов 2020 года значительную долю рынка вскоре «откусят» амбициозные игроки из Китая, у которых есть немало моделей в сегменте самосвалов, они могут потеснить и челнинский завод. Будем надеяться, что КАМАЗу и другим российским производителям и дальше удастся увеличивать свою долю уже на растущем рынке, свободном от вызванного пандемией стресса.