Фирдус Тямаев и другие артисты из Татарстана указывают на новые преграды на пути концертов в соседней республике. Их выступления попадают под неформальный запрет без некоего «маршрутного листа» для гастролеров из других регионов, который не выдают, ссылаясь на антиковидные ограничения, введенные главой Башкортостана Радием Хабировым. Сам Тямаев считает, что его преследуют в связи с предстоящей переписью, и призывает не дать стравить братские народы. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне произошло очередное обострение на татаро-башкирском культурном фронте — в селе Киргиз-Мияки Миякинского района РБ был сорван концерт эстрадного певца Фирдуса Тямаева
«Бессовестные! Минус Башкортостану за то, что вы Татарстану так мешаете!»
Накануне произошло очередное обострение на татаро-башкирском культурном фронте — в селе Киргиз-Мияки Миякинского района соседней республики был сорван концерт эстрадного певца Фирдуса Тямаева. Об инциденте сообщил сам артист у себя в «Инстаграме». «От Камского Устья до Киргиз-Мияки 700 километров пути!!!» — эмоционально написал Тямаев. За час до концерта директор местного Дома культуры заявил артисту, что электричество пришлось отключить в связи с опасностью короткого замыкания — подвал якобы затопило. «Я сам проверил — в подвале все в порядке. Это выдумали, чтобы не допустить концерт», — сделал вывод Тямаев.
Встречу певца с директором Дома культуры и несостоявшимися зрителями команда Тямаева сняла на видео. «Мы были в подвале, там все сухо. Просто не надо обманывать, мы не животные и не последние люди. Сказали бы: „Фирдус, не приезжай“, — мы бы не приехали. У меня 15 человек, 5 тонн аппаратуры, 3 — техники. Нам и денег не жаль. Если бы хоть генератор дали, я бы бесплатно дал народу концерт и уехал. Мне их деньги не нужны, просто у меня честь играет и уважение к народу», — эмоционально объясняет Тямаев молча внемлющему директору культуры в скромном фойе сельского клуба.
На следующих кадрах в темном зрительном зале при свете телефона с директором пытается объясниться уже администратор певца. Как выяснилось, проблема не только в неисправном электричестве: у Тямаева не оказалось и некоего маршрутного листа. «Я администратор, 7 лет работаю с Фирдусом, и впервые мы попали в такое положение. Зачем вы продавали билеты, если нет маршрутного листа?» — возражает директору женщина в окружении местных поклонников певца.
«Даже цирк без маршрутного листа не пускают», — невозмутимо ответил администратору директор, удобно устроившийся в кресле на первом ряду. Он словно смотрел бесплатный спектакль, разыгрываемый перед ним труппой артиста.
«У вас недавно была Иркә (татарская певица Айгуль Миншакирова — прим. ред.), покажите мне ее маршрутный лист!» — не отставала от директора администратор. Тот поднялся с кресла и отправился, очевидно, за маршрутным листом.
«Я завтра поеду в Уфу, и этому президенту и заму сделаю хорошее замечание! — пообещала вслед директору одна их зрительниц концерта. — Вы что, думаете, это просто так? Люди деньги потратили, приехали. Охреневшие! Вы что, думаете, если власть поменялась, то все можно?»
«Татары и башкиры навсегда родственники и друзья, и пусть так и будет. Как бы нас ни провоцировали, как бы ни били, мы не должны поддаваться, мы единый народ»
В фойе директора атаковали поклонницы Тямаева: «Позор! Бессовестные! Минус Башкортостану за то, что вы Татарстану так мешаете!» Судя по реакции жителей Киргиз-Мияки, они восприняли инцидент не как техническое недоразумение, а как политическую акцию, где их сделали пострадавшими.
О маршрутном листе директора клуба спросил и сам Тямаев. По словам артиста, он 15 лет был начальником отдела культуры и знает, что ИП-артистам маршрутный лист не нужен: достаточно договора и оплаты аренды. Директор же ответил, что маршрутный лист нужен «для порядка».
Но без песен Тямаев все же не уехал. Зал Дома культуры, освещаемый только фонариками телефонов, был почти до отказа набит зрителями (в Башкортостане ограничений на заполняемость зала нет). В полумраке Тямаев под аккомпанемент баяна исполнил одну песню. «Татары и башкиры навсегда родственники и друзья, и пусть так и будет. Как бы нас ни провоцировали, как бы ни били, мы не должны поддаваться, мы единый народ», — объявил артист перед выступлением. Спев несколько песен, он вновь энергично призвал зрителей не сдаваться и, изобразив рукой приветствие в стиле «рот фронт», под аплодисменты зрителей покинул зал. А когда один из них со сцены призвал не возвращать деньги за сорванный концерт, Тямаев тут же его осадил: никаких денег артист брать не будет.
Администрация ДК не включила электричество даже для того, чтобы артисты смогли разобрать свое оборудование и собрать костюмы, им пришлось делать это в темноте. Тямаев также продемонстрировал кадры из подвала ДК: никакой воды там не было. В фойе артист вместе с поклонниками исполнил еще одну песню, и, обнявшись с ними на прощание, покинул гостеприимных киргиз-миякинцев и негостеприимный ДК. В дорогу местные жители собрали ему пакетик гостинцев — «попить чаю».
Тямаев говорит, что кроме него с проблемами в организации концертов в Башкортостане столкнулась певица Ильсия Бадретдинова. Но уроженцы соседней республики, живущие в Татарстане, с подобным не сталкивались
«Приходит СМС, пишут, что хотят провести забастовку в нашу защиту — это страшная вещь»
Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» сам исполнитель, он чувствует неприязнь со стороны властей Башкортостана уже давно. «Все это только из-за того, что я выходец из Татарстана, — полагает Тямаев. — Пять лет назад нас не пускали в Туймазинский район, дескать, народ даже на наших артистов не ходит, вам делать здесь нечего. А в прошлом году в Чекмагушевском районе так было. Только после того, как мы пригрозили позвать журналистов, нас пустили. До этого мы не хотели об этом писать, думали, может, это просто недальновидность отдельных чиновников, а тут уже сил терпеть больше нет! Придрались, что у нас нет маршрутного листа».
Что под видом маршрутного листа у команды Тямаева просил директор ДК? По словам артиста, упомянутый документ предназначается министру культуры Башкортостана. «В нем должен быть список песен, что говорим на концерте и в какие города и села поедем», — объяснил собеседник издания. При этом башкортостанских артистов в Татарстан пускают без маршрутного листа. «Мы все граждане РФ, должны быть равные права, я не хочу искать каких-то обходных путей, лизать кому-то задницу, пусть дадут возможность свободно давать концерты, — удивляется Тямаев. — Мы ведь платим аренду, там даже есть такая графа, как „коммунальные услуги“, ее тоже берут, мы и с этим согласны, но нельзя так позориться, как в Киргиз-Мияки».
«Наш администратор позвонил в министерство культуры, нам сказали, чтобы решали с местными властями, какие районы захотят пустить, там и ставить концерты, никаких ограничений нет», — добавил артист. По его оценке, ряд районов Башкортостана действительно не препятствовали концерту. Проблем не возникло и в Миякинском районе, но в административном центре — Киргиз-Мияки — устроили локдаун.
Отметим, поначалу Тямаев выдвинул оригинальное объяснение поведению директора Дома культуры. «Сегодня нам дали понять, что меня, мою группу, наказывают из-за того, что я в 2020 году поддержал народ и встал в защиту Куштау. Я и сегодня знаю, что поступил по совести. Но какое преступление я совершил?» — напомнил певец своим подписчикам про громкий скандал с разработкой шиханов БСК. Как и ряд других артистов Татарстана, Тямаев поддержал защитников Куштау. Однако в беседе с нашим корреспондентом он признался, что дело в другом. «Сейчас я думаю, что все это не из-за Куштау, а из-за переписи населения, — полагает он. — Думают, наверное, что мы хотим татар разбудить. Хотя мнений много, есть и те, кто считает, что я пел шуточную песню про [хоккейный клуб] „Салават Юлаев“, а сейчас мстят. Как бы там ни было, мы вне политики, нас не надо в нее вмешивать. Сегодня уже стали приходит СМС, где пишут, что хотят провести забастовку в нашу защиту — это страшная вещь, нельзя допускать».
Тямаев говорит, что кроме него с проблемами в организации концертов в Башкортостане столкнулась певица Ильсия Бадретдинова. Но уроженцы соседней республики, живущие в Татарстане с подобным не сталкивались. «Им можно давать концерты в обеих республиках, — добавил Тямаев. — Я спрашивал у их чиновников: „Что, нам теперь в Башкортостан нужно переехать или прописаться там?“ Ничего не могут сказать, потому что нет ответа. Просто хотят стравить два братских народа, но у них не получится, мы не глупые люди, не поддадимся на их провокации. Из-за них я не собираюсь прерывать концерты. Думаю, солнце нам улыбнется и нас пустят».
В начале апреля Тямаев собирается выступить в концертами в Уфе и Стерлитамаке. «Там оба концертных зала на тысячу мест, они не относятся к Уфе, туда и маршрутные листы не нужны, — объяснил он. — Я очень люблю Башкортостан, уважаю его жителей и жду, когда нам откроют туда дорогу».
Ирада Аюпова призналась, что трудно быть «арбитром» в данной ситуации, но точно понятно, что «надо снижать градус накала» и уходить от политической оценки происходящего
«Надо снижать градус накала»
«Они договаривались самостоятельно. Дать объективную оценку тому, выполнены ли договорные обязательства, я не могу, у меня просто нет фактуры. Но мое мнение следующее: сегодня в искусстве и культуре надо меньше политизировать ситуацию. В Татарстане, например, культурная политика строится на принципах, что есть культурные ценности, есть культурные блага, есть профессионализм, частный сектор, и очень важно создавать равные условия для творческой реализации», — заявила министр культуры РТ Ирада Аюпова корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Аюпова призналась, что трудно быть «арбитром» в данной ситуации, но точно понятно, что «надо снижать градус накала» и уходить от политической оценки происходящего. Выступления могут срываться по разным причинам, указала министр и заметила, что очень часто татарские артисты с большим успехом выступают на площадках в Башкортостане, а соседняя республика отправляет свои коллективы в Татарстан. К примеру, сейчас идут переговоры о гастролях Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан. Запланированы гастроли Уфимского государственного татарского театра «Нур» в Казани и театра им. Камала в Уфе.
По словам министра культуры РТ, пока татарстанские артисты не жаловались в ведомство на сложности с организацией концертов в соседней республике. Если такие обращения появятся, минкульт РТ готов обсудить вопрос с коллегами из Башкортостана, благо отношения между ведомствами налажены.
«В таких отношениях очень важно отодвигать эмоции, смотреть на правовую природу этих взаимоотношений. Если правильно были оформлены договоры и если стороны считают, что их права были нарушены, то есть практика отстаивания своей позиции в суде. Это цивилизованные методы. А уходить в эмоциональные оценки неправильно», — подчеркнула глава минкульта РТ.
Комментируя ситуацию с маршрутными листами, Аюпова указала, что подобные документы были очень распространенными в советское время, а сейчас некоторые регионы оставили такую практику, а другие, в том числе Татарстан, отошли от нее. «Не знаю, хорошо это или плохо. Иногда, наверное, неплохо знать, где и какое событие культурное происходит», — отметила спикер.
По ее словам, маршрутный лист — это документ, который подтверждает, что проведение мероприятия согласовано с минкультом. Утверждение культурных мероприятий в муниципалитетах входит в полномочия органов местного самоуправления, считает министр.
В министерстве культуры Башкортостана в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» пояснили, что организация концертов в муниципалитетах относится к полномочиям местных органов власти. Со ссылкой на администрацию Миякинского района в ведомстве сообщили, что 22 марта в подвале Дома культуры в селе Киргиз-Мияки прорвало трубу, что повлекло за собой замыкание электрических сетей. «Во избежание несчастного случая, электричество во всем здании Центрального дворца культуры было отключено, что стало причиной отмены концерта Фирдуса Тямаева», — подчеркнули в минкульте РБ.
«Что касается маршрутных листов. В Башкортостане действует дирекция культурных программ и гастрольной деятельности РБ. При возникновении вопросов о законности гастрольной деятельности того или иного артиста муниципальное образование, на территории которого запланирован концерт, вправе обратиться в дирекцию для получения экспертной оценки законности концертной деятельности артистов. Данная оценка не является обязательной, проводится она исключительно по инициативе муниципалитета или самих артистов», — заключили в ведомстве.
Ркаил Зайдулла: «Отключение электричества на концерте — это же детский [сад], так вести себя нельзя. Мы же родственные народы. Должны быть дружеские отношения, взаимоуважение. Я просто удивляюсь…»
«Так подставляют главу нашего района и главу республики»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о причинах блэкаута Тямаева в башкирском селе Киргиз-Мияки.
Ильсия Бадретдинова — татарская эстрадная певица:
— Уже в течение нескольких месяцев пытаемся взять маршрутный лист именно для гастролей в Башкортостане, и нам отказывают. Не дают маршрутный лист, говорят, что не могут, потому что есть подписанный указ президента (то есть главы республики — прим. ред.) за каким-то числом в связи с ограничениями о том, что нельзя из других регионов пока проводить гастроли на территории Башкортостана. Но стопроцентную рассадку при этом уже разрешили. Мы также видим, что коллеги гастролируют из нашей республики, из Татарстана тоже ставят концерты. С таким же успехом там проходят спортивные мероприятия, цирки. Почему-то мы не можем сделать «маршрутку». Есть такая проблема, да.
Почему-то эту дискриминацию я, например, ощущаю на себе, потому что другие-то гастролируют. Мы же видим и афиши, и посты. Всё видим.
Айдар Галимов — народный артист РТ и РБ, депутат Курултая Республики Башкортостан:
— Выражу отношение своему коллеге [Фирдусу Тямаеву]. Я отношусь к нему как к трудяге, талантливому человеку, который добросовестно делает свою работу. Вдруг он приезжает со своей командой, проезжает 700 километров, ему якобы отключают свет. Во-первых, перед ним хочу извиниться. Еще больше задеты интересы зрителей, это самое ужасное. Потому что люди сами пришли, купили билеты, их же не загнали на этот концерт. Вне зависимости от своих желаний, они оказались пострадавшими в данной ситуации.
В течение чуть ли не месяца там реклама висела, билеты продавали. В день концерта так ведь не делают. Это же глупое какое-то решение, неправильное, абсолютно неграмотное. Можно по-другому было сделать, раз не хотели пускать, заранее оповестить, объяснить какую-то ситуацию, но за час до концерта. Так просто подставляют главу нашего района (Галимов родом из Миякинского района — прим. ред.) и главу республики в целом. Неумные решения каких-то чиновников, я считаю. Был какой-то звонок из министерства культуры, этот человек, скорее всего, позвонил и отошел в сторону, а крайним оказался начальник отдела культуры, глава администрации района, а пострадавшим — мой коллега Фирдус Тямаев и еще мои земляки и зрители.
Были времена, когда запреты, с железным занавесом, отменами, и какое-то время, наверное, это приносило свои плоды в том веке, но не в этом. Другое время, в другом измерении живем. Я Фирдусу приношу извинения за действия моих земляков, но «извини, Фирдус, по указке сверху, да».
Миролюбивый, толерантный Миякинский район — мы всегда славились этим. Два народа, башкиры и татары, всегда вместе жили, живем и будем жить. Перепись пройдет, чиновники, которые давали эти указания, уйдут, но народ останется и будет жить. Я больше чем уверен, на концерт Фирдуса пришли и башкиры, и татары.
Фирдус Тямаев, что, угрозу какую-то представлял? Вот он пришел бы, поставил этот концерт, кому-то от этого было плохо? Что, он несет какую-то смуту? Показал бы, спел, сплясал, своей энергетикой зарядил бы простой рабочий народ — и уехал бы. Все бы были довольны, но нет, нужен был кому-то этот скандал, который обернется именно против тех, кто это все и организовал.
Куштау здесь ни при чем. Я давным-давно Куштау, Торатау защищал и не отказываюсь от этого. Я был одним из первых в этих списках и нисколько не жалею об этом. Тогда и мне сказали бы: «Нельзя». Нет, Куштау — это пройденный этап. Радий Фаритович признал, что это было неправильно, недооценили настроение народа и не рассчитали, насколько народ будет против. Это он признал же, надо отдать ему должное.
Ркаил Зайдулла — депутат госсовета РТ, председатель союза писателей Татарстана:
— Я удивляюсь! Скандал, разразившийся вчера на матче «Ак Барса» с «Салаватом Юлаевым»! Татарофобские шаги делают… Или, например, обозначение населенного пункта перед каждым районом — в Башкортостане изготовили новые стеллы. Причем не на юге, не на юго-востоке, а в северо-западных, «татарских», районах. И пишут там названия племен, хотя эти родоплеменные отношения давно закончились. Это определенная политика государственных органов Башкортостана.
Объяснить это можно предстоящей переписью населения, якобы те не татары, а башкиры, из этих племен — елан, канлы и другие. Когда-то это были названия волостей. Если это и связано с определенной частью населения, это же дела давно минувших дней, тем более что это была территория Ногайской орды. Сейчас меняется самосознание татарского народа. Есть определенные люди, которым это невыгодно. Это попахивает чем-то, о чем я даже не хочу говорить.
Отключение электричества на концерте — это же детский [сад], так вести себя нельзя. Мы же родственные народы. Должны быть дружеские отношения, взаимоуважение. Я просто удивляюсь… Конечно, мы не будем так поступать в ответ! Татары — вообще толерантный народ, с уважением относимся к башкирам.
Как поступать артистам, я затрудняюсь сказать. Но худо-бедно они все равно будут выступать, потому что простой народ их принимает. Большинство людей этим даже не интересуется. Кто там был 500 лет назад предком, даже нельзя определить. Это смешно. Если человек сегодня считает себя представителем какой-то нации, это его дело. Перепись же забудется через некоторое время, а искусство и народ останутся.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 316
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.