КРИЗИСНЫЕ ПОПРАВКИ

Первая часть IX сессии Казгордумы была посвящена вчера обсуждению темы столичного туризма, а именно итогам городской трехлетней отраслевой программы (2008 - 2011 гг.). О ее реализации докладывал председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Иван Кадошников.

Он отметил, что, в соответствии со стратегией, разработанной британцами из маркетинговой компании TMI, за рубежом опорными странами для презентации Казани стали Германия, Великобритания и Италия. Как пояснил Кадошников, из-за секвестирования в кризис бюджета программы из списка выпали Соединенные Штаты.

Говоря о Германии, представитель исполкома отметил, что здесь положительную роль в налаживании сотрудничества с туроператорами сыграло наличие прямого авиасообщения через Франкфурт, а также Мюнхен, а вот отсутствие прямого сообщения с Великобританией вызвало трудности. Впрочем, достижения в Альбионе тоже были - чиновник назвал попадание в каталог Intourist UK на 2012 год. В Италии пока все ограничилось выездной презентацией Казани в Вероне, но в дальнейшем в планах - проведение дней Казани в другом знаменитом городе, Флоренции.

ПОЧЕМ РЕКЛАМА НА ОРТ?

Помимо участия в многочисленных специализированных выставках (прозвучало число 44, и во многих из них татарстанская столица шла вместе с Москвой и Санкт-Петербургом под общим баннером «Три столицы России») упоминались публикации в СМИ и сюжеты на ТВ, и в частности, передача на ОРТ «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом».

«Сюжет из 465 секунд на ОРТ стоит пять миллионов рублей. Поэтому цикл сюжетов в программе «Хочу знать» мог бы обойтись бюджету в 38 миллионов рублей», - подсчитал экономическую выгоду Кадошников.

Среди нетрадиционных способов развития туризма руководитель комитета внешних связей и туризма назвал продвижение Казани в социальных сетях. Правда, пока под этим в исполкоме понимают регистрацию собственных страничек в «Вконтакте», на «Фейсбуке» и других сервисах.

В продолжение темы присутствия города в виртуальном пространстве - проведение на карты Google Street view с панорамной съемкой пешеходных зон Кремля, парка Тысячелетия, улиц Баумана и Петербургской, системы туристических указателей на основные туробъекты.

Среди ноу-хау Кадошников назвал совместное с УФМС по РТ внедрение системы электронной регистрации для иностранцев. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» чиновник, сейчас система тестируется в трех гостиницах - «Сулейман-палас», «Колви» и «Арт», пока собираются замечания. До конца года исполком надеется внедрить эту систему во всех 70 гостиницах города.

Резюмируя все вышесказанное, Кадошников отметил, что трехлетняя программа привела к тому, что турпоток в городе за период ее действия вырос на 37%, с 850 тыс. человек до 1,17 млн. человек.

ОТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ?

Поначалу доклад руководителя туристско-информационного центра Казани Натальи Абрамович пестрел цифрами о том, насколько выросло количество туристов, сколько было обращений в центр, скольким понадобились услуги по экскурсиям, был упомянут и миллионный пассажир казанского аэропорта. Но постепенно тон выступления стал приобретать пессимистические нотки.

«Все усилия могут пойти прахом, если мы не продолжим программу. Наши успехи не дают покоя городам-конкурентам. Это Самара, Пермь, Нижний Новгород, Екатеринбург. Здесь приведу пример, что в 2010 году на продвижение своей страны Турция потратила 10 миллионов долларов», - давала понять Абрамович, как необходима программа на «2012 и последующие годы».

Далее директор туристско-информационного центра стала объяснять, что городу необходимы новые отели. «В каникулярные периоды заполняемость наших гостиниц увеличивается в несколько раз. В последний раз это были октябрь - начало ноября, во время гастролей цирка «Дю Солей». Из-за нехватки мест в отелях люди ночевали в машинах. Одного пятизвездного отеля для Казани мало. Также нужны конгресс-отели. Не хватает автобусного туристического парка. Уже сейчас у нас автобусы забронированы до 10 января. Мы вынуждены порой перекупать автобусы. Нужны субсидии для расширения парка. Бизнес сам не осилит», - попросила от имени предпринимателей Абрамович.

УЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПАРУ С БИЗНЕСОМ

Тезис об увеличении количества гостиничных номеров в столице не нашел поддержки у генерального менеджера Marriott Courtyard в Казани Камерона Макнейлли, выступавшего на английском. «Строить надо, но не очень много. Загруженность отелей за год не очень высокая (по данным исполкома Казани, средняя загрузка отелей за 9 месяцев 2011 года составила 51%, имеется 69 гостиниц на 4,2 тыс. номеров (6,7 тыс. мест) - ред.), как и цена. В Санкт-Петербурге и Москве цена - 8,5 тысяч рублей, а в Казани - наполовину ниже», - грустно отметил отельер.

Мэр Казани Ильсур Метшин с иронией заметил, что городские власти получили поручений на пять лет вперед. «Все это хорошо, но нам надо двигаться step-by-step, а желательно параллельно. Вы привели хорошие цифры, что Турция направила на свое продвижение в России 10 миллионов долларов. Мы только на организацию представлений цирка «Дю Солей» затратили больше этой суммы. Правда, это были кредитные средства. Мы окупили расходы», - заявил мэр.

И тут же вернулся к идее, которую озвучил год назад на встрече с предпринимателями - об организации уличных представлений канадского цирка. «Квебек только за счет этого с одного миллиона туристов смог увеличить до пяти миллионов человек. Один город этих представлений не потянет. И бизнес должен подключиться», - резюмировал градоначальник.