На казанский рынок доставки продуктов из магазина до дома позарился «Яндекс.Маркет», не побоявшись конкуренции с «Самокатом», «ВкусВиллом» и другими. Эксперты указывают на огромный потенциал рынка доставки из магазинов — сейчас таким образом приобретается только 1% продуктов, но те, кто хоть раз попробовал такой сервис, уже не хотят возвращаться в «Пятерочки» и «Магниты». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Яндекс» с 1 марта занялся доставкой свежих продуктов и выбрал Казань в качестве пилотного региона. На первом этапе проекта к маркетплейсу подключилось два казанских гипермаркета Metro Cash & Carry
«Казань — наш любимый регион, что уж скрывать»
«Яндекс» занялся доставкой свежих продуктов и выбрал для этого Казань в качестве пилотной площадки. Как сообщили в компании, на первом этапе проекта к маркетплейсу подключилось два местных гипермаркета Metro Cash & Carry. Сейчас пользователям «Маркета» доступно более 6 тыс. наименований продовольственных товаров, и данный список планируется расширить до 20 тыс. позиций. При этом непосредственно к разносу продуктов «Яндекс.Маркет» отношения не имеет — к формированию заказа и его доставке привлекли «Яндекс.Еду».
Сервис пока проходит обкатку, но «Маркет» планирует, что позднее (точных сроков компания пока не называет) казанцы смогут заказать продукты и других торговых сетей, а со временем сервис «зайдет» и в другие города.
«Конечно, мы тестируем сервис у вас, потом планируем расширяться на Россию, есть возможность масштабирования. Казань мы выбрали потому, что, во-первых, здесь уже работает „Яндекс.Еда“, во-вторых, здесь удобно расположен магазин Metro, следовательно, мы сможем выполнять наши обязательства по времени доставки. Плюс Казань — наш любимый регион, что уж скрывать. У нас давние отношения с Татарстаном, здесь в принципе легко и удобно работать», — поделилась с нами руководитель службы по связям с общественностью «Яндекс.Маркета» Полина Упитис.
Как пояснила собеседница, конкуренции с уже действующими сервисами вроде «Ленточки» и «Самоката» в компании не боятся — рынок настолько быстрорастущий, что места хватит всем. По данным «Маркета», только 1% продуктов питания доставляется сегодня по онлайн-заказам. У «Яндекса» же есть аудитория из 6 млн клиентов и своя экосистема — покупатель в одном приложении закроет все свои потребности, подчеркнула представитель компании.
Сейчас пользователям «Яндекс.Маркета» доступно более 6 тыс. наименований продовольственных товаров, этот список планируется расширить до 20 тыс. позиций
Что сейчас происходит на казанском рынке?
Рынок доставки продуктов на дом в Казани уже очень конкурентный. Среди крупных игроков — X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»), «СберМаркет», Metro, «Лента» (сервис доставки «Ленточка»), «Ашан» (работает с сервисом iGooods), «ВкусВилл». Отдельно стоит отметить «Самокат», который пришел в столицу Татарстана в октябре прошлого года.
Крупные ретейлеры предлагают широкий ассортимент, но при этом могут уступить «Самокату» по скорости доставки. Еще один важный фактор — цены. Тут «Самокату» и «ВкусВиллу» сложно конкурировать с желтыми ценниками и картами постоянных покупателей.
Если грубо сравнивать заявленное время доставки, то получается следующая картина:
- «Пятерочка» — в течение 60 минут;
- «Перекресток Впрок» — в течение дня;
- «Самокат» — от 15 до 30 минут в зависимости от того, где расположен «даркстор» — место, где хранятся продукты;
- «СберМаркет» — время доставки зависит от магазина и может составить от двух часов до пяти;
- «Ленточка» — от 15 минут;
- «ВкусВилл» — в течение двух часов;
- «Ашан» — от 90 минут;
- «Яндекс.Маркет» — один-два часа.
Такое сравнение дает только общее представление, а оценивать стоимость одних и тех же продуктов практически не имеет смысла, поскольку она регулярно меняется и может сильно различаться. К тому же у покупателя могут быть дисконтная карта, баллы, промокод и т. д.
Рынок доставки продуктов из магазинов в Казани хорошо освоен. Здесь уже есть крупные игроки — X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»), «СберМаркет», Metro, «Лента» (сервис доставки «Ленточка»), «Ашан» (работает с сервисом iGooods), «ВкусВилл», «Самокат»
Есть ли шансы у «Яндекс.Маркета» и спета ли песенка обычных магазинов?
Размер рынка доставки продуктов питания огромен, отмечает основатель сервиса KazanExpress Линар Хуснуллин. По его словам, половина рынка в ретейле — это продукты питания. Если все онлайн-продажи в России составляют около 2,5 трлн рублей, то продуктовый ретейл — это 16 трлн рублей. По словам Хуснуллина, KazanExpress уже тоже подумывает о выходе на рынок доставки продуктов — решение примут летом. «Вся логистика уже готова, мы открываем очень много пунктов выдачи. В среднем на 50 тысяч населения у нас приходится один пункт выдачи. Пункты выдачи могут служить инкубатором для курьеров — туда привозят продукты, а курьеры их уже забирают и развозят. У нас есть своя модель, которую мы сейчас обдумываем с партнерами», — поделился собеседник газеты.
По словам Линара Хуснуллина, KazanExpress уже думает о выходе на рынок доставки продуктов и примет решение летом
«Обычные магазины — „Пятерочки“, „Магниты“ и прочие — это очень простой бизнес: поставить продукты на арендованное место. Количество таких точек и конкуренция между ними растет. Как итог будет падать маржинальность каждой точки. В то же время все эти магазины, а также „Перекресток“, „ВкусВилл“ и другие развивают собственную доставку. Люди еще ходят, но, если „подсядешь“ на доставку, уже тяжело вернуться в офлайн, — отметил Хуснуллин, поделившись собственным примером. — Вчера вечером отправился в торговый центр, нужно было купить кое-что из одежды. Ходишь по магазинам, ищешь, тратишь очень много времени. Прошел вчера по магазинам 8 километров! Сам я торговые центры не люблю и в какой-то момент поймал себя на мысли: „Что я тут делаю? Я же основатель маркетплейса“. В итоге поехал домой, заказал необходимое онлайн с возможностью примерки».
Рынок востребован, но он очень тонкий и сложный, рассказал нам председатель национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Понятно, что на этом рынке бывают откаты покупательского интереса, он идет волнами. Не секрет, что пандемия стала своего рода катализатором развития данного рынка, возник пиковый спрос. Покупатель пользуется сервисами доставки из магазинов регулярно и с большим удовольствием. Потому очень замечательно, что он расширяет свои границы. Это очень позитивная новость», — сказал Иванов, комментируя решение «Яндекс.Маркета» запустить доставку продуктов в Казани.
«Самое главное, кто выигрывает от всех подобных историй? От них выигрывает покупатель. Компании будут конкурировать по качеству доставки, цене продуктов. Это самая главная прелесть. Думаю, в „Яндексе“ сильная команда и они понимают, куда идут, они очень конкурентоспособные. Для остальных компаний это станет звоночком: „Ребята, займитесь собой, совершенствуйтесь, развивайтесь“», — отметил эксперт. И все же, по его мнению, офлайн-торговлю хоронить рано. Возможно, уменьшатся объемы и изменится товарная номенклатура, но это гибкий рынок, и он подстроится под ситуацию, считает Иванов.
Каждый сам выбирает, что ему важнее — скорость, стоимость или ассортимент. Радует уже то, что есть выбор, и конкуренция на руку рядовому покупателю, говорят эксперты
В Казани «Яндекс» выиграет у конкурентов за счет бо́льших информационных ресурсов, сервисов такси и доставки еды из ресторанов, прогнозирует эксперт в маркетинге ресторанов и служб доставки Артур Хазеев. «Все ресурсы будет задействованы. Плюс у них есть контракты с федеральными сетями», — подчеркнул специалист. По его словам, формат магазинов у дома в перспективе может «схлопнуться».
«Ситуация показала, что мелкие бренды и частные несетевые проекты начинают закрываться. „Магазины у дома“ уже три года назад начали себя не очень комфортно чувствовать. А „Магнит“ и „Пятерочка“ стали делать такие форматы и вытеснять мелких игроков. Они пошли на захват в города по 100 тысяч человек, где раньше федеральные игроки вообще не присутствовали. Дистанционная торговля тоже идет в регионы, и это станет нормой. Сами магазины сохранятся как живой склад. Будет доступен самовывоз, доставка и расчет на месте. То есть пойдет расширение торговли. Часть клиентов постепенно начнет переходить на „дистанционку“. Сами точки, возможно, будут меняться, но пока непонятно как. По факту потребитель шагнул на новый уровень потребности: если раньше важно было, чтобы магазин находился недалеко, то сейчас — чтобы быстрее привезли доставку», — сказал Хазеев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 151
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.