Следком и ФСБ заинтересовались программой «Пожарной технике — вторую жизнь». Ее взялся обеспечить подрядчик МЧС из Челнов, но при этом установил цены в 2 раза выше заводских, вместо новых деталей ставил старые, а к части машин даже не притрагивался, считают силовики. Начальники пожарных частей на допросах заявили: принять такой «ремонт» их заставили сверху. Вместе с тем задержанный в конце прошлой недели бизнесмен избежал ареста — суд сослался на наличие у него госнаград.
В 2018 году глава республиканского МЧС Рафис Хабибуллин анонсировал старт президентской программы капитального ремонта пожарно-спасательных «КАМАЗов». На благую цель из бюджета РТ выделили 80 млн рублей
Как пожарной технике Татарстана дали «вторую жизнь» за 80 МИЛЛИОНОВ
В 2018 году глава республиканского МЧС Рафис Хабибуллин анонсировал старт президентской программы капитального ремонта пожарно-спасательных «КАМАЗов». Он заявил, что многие автомобили устарели, некоторые проработали уже больше 20 лет и износились. На благую цель из бюджета РТ президент республики Рустам Минниханов выделил 80 млн рублей. Саму программу назвали поэтично: «Пожарной технике — вторую жизнь».
Планировалось, что за три года на бюджетные деньги отремонтируют 85 «КАМАЗов»: в 2018 году — 36 автомобилей, в 2019-м — 43 и в 2020-м — 6. Сразу после старта программы Хабибуллин даже показал первый отремонтированный пожарный грузовик президенту РТ Рустаму Минниханову — блестящее новенькой краской изделие челнинского автогиганта пригнали прямо к зданию Госсовета, а руководитель республики его тщательно осмотрел. Капремонт данного пожарного автомобиля обошелся в 1,8 млн рублей.
Грузовик, сказали тогда в МЧС, был практически воссоздан заново: «По сути, от старой машины осталась только рама. Вторую жизнь получили не только двигатель, кузов и кабина, но и сама 6-тонная цистерна, пожарные отсеки и „сердце“ пожарного автомобиля — насосная установка». Новый такой автомобиль обошелся бы бюджету в 7–8 млн рублей, приводило аргумент ведомство. Экономия!
Контракт на ремонт всех 85 пожарных автомобилей выиграли челнинские специалисты из ООО «Сигналдортранс» — компания занимается техническим обслуживанием и ремонтом грузовых авто, автобусов, тракторов и спецтехники. В прошлом году они закончили свою работу. На бумаге…
Президенту РТ показали первый отремонтированный пожарный грузовик — блестящий новенькой краской «КАМАЗ» пригнали прямо к зданию Госсовета. Капремонт обошелся в 1 млн 843 тыс. рублей. Автомобиль, сказали тогда в МЧС, был практически воссоздан заново
По данным источников «БИЗНЕС Online», проверить работу «Сигналдортранса» решили в республиканском управлении ФСБ. На фоне громкого коррупционного ареста заместителя министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ Ильхама Насибуллина интерес спецслужбы к работе МЧС понятен. Когда оперативники обошли гаражи ведомства и с помощью экспертов проверили указанные автомобили, то нашли немало странностей. Где-то вместо новых запчастей установили б/у, а местами новая краска автомобиля была наложена прямо на старый слой — без грунтовки.
При более детальном изучении вскрылись новые признаки фальшивого ремонта. Например, оказалось, что часть машин отремонтирована еще до старта республиканской программы. Затем обновленные «пожарки» формально загоняли в «Сигналдортранс», где в документах прописывали, что автомобиль починен уже у них.
На фоне громкого коррупционного ареста замминистра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ Ильхама Насибуллина (справа) интерес спецслужбы к работе МЧС понятен
«Каждая пожарная машина восстанавливалась индивидуально, ремонтировали только неисправные узлы и детали. Хотя по госконтракту должны были заменить все комплектующие», — рассказывает один из наших источников, близких к следствию.
Более того, часть пожарных автомобилей МЧС, которые должны были обновить во время программы, и вовсе осталась в прежнем состоянии, добавляет собеседник. На ходу ли данные машины, пока непонятно. При этом все акты о приемке якобы отремонтированных авто подписаны. По словам наших источников, когда следователи допрашивали начальников пожарных частей, те заявляли, что указание «подписывать не глядя» они получили от руководящего состава ГУ МЧС России по РТ. Однако конкретных имен руководителей республиканских структур ведомства, дававших соответствующие указания, следствие пока не называет.
По версии СКР и ФСБ, подрядчик МЧС завысил стоимость работ минимум в 2 раза. «Например, на ремонт одного из „КАМАЗов“ по документам потратили 3,6 миллиона рублей. Хотя реально там сделано на 1,5 миллиона, — цитирует выводы силовиков наш источник. — В целом отремонтировать пожарные машины на заводе-изготовителе — КАМАЗе — было бы в 2 раза дешевле».
«Сигналдортранс» ремонтирует пожарные машины с 2011 года. Единственный собственник компании и одновременно генеральный директор — челнинский бизнесмен Вячеслав Алчин
Что известно о подрядчике и его отношениях с МЧС
После того как вскрылась схема с фейковым ремонтом, следком и ФСБ решили глубже копнуть отношения «Сигналдортранса» и МЧС. Оказалось, что компания ремонтирует пожарные машины аж с 2011 года. У фирмы положительная бухгалтерская отчетность: выручка, по данным базы «Контур.Фокус», растет на протяжении последних трех лет, в 2019-м она составила 127,6 млн рублей при чистой прибыли в 32,5 миллиона.
Единственный собственник компании и одновременно гендиректор — челнинский бизнесмен Вячеслав Алчин. В его фирме, судя по открытой информации, работают 34 человека. «Компания располагает комплексом складских боксов, что позволяет постоянно увеличивать товарный запас запчастей. Клиентская база данных четко отслеживает географию потребителей. Нашими постоянными клиентами являются организации и частные предприятия более 30 городов Российской Федерации», — говорится на сайте «Сигналдортранса». В автосервисе компании, указано на сайте, есть собственная производственная база, забетонированная территория, охрана и двухэтажный офис.
За 18 лет своего существования фирма 83 раза участвовала в госзакупках, из них 61 раз — успешно. Госконтракты были заключены на сумму 488,2 млн рублей. Две трети из данной суммы приходится на период с 2018 по 2020 год. 309 млн рублей «Сигналдортранс» получил от МЧС в рамках 8 контрактов на ремонт спасательной техники, причем это с учетом вышеупомянутых пожарных машин.
Если изучить все госконтракты (в открытых данных указаны 7 из 8), можно заметить, что, помимо пожарных «КАМАЗов», ремонтировались также грузовики «Урал» и «ЗИЛ». Последних отремонтировано 42 единицы на 82 млн рублей. Все контракты исполнены — так указано в базе данных «Контур.Фокус» на основе портала госзакупок. Однако, уверены в СКР, Алчин и неустановленные сотрудники ГУ МЧС РФ по РТ и МЧС РТ необоснованно завысили стоимость капремонта и этих машин. В действительности, считают следователи, отремонтировать их можно было дешевле.
Интересно, что в конце прошлого года на сайте госзакупок появился новый тендер на капремонт 27 пожарных машин. На соответствующие цели из бюджета РТ было выделено 120,7 млн рублей. Уже определен и победитель тендера — им вновь стал «Сигналдортранс»
Перед Новым годом на сайте госзакупок появился новый тендер на капремонт 27 пожарных машин. На соответствующие цели из бюджета РТ было выделено 120,7 млн рублей. Автомобили, подлежащие ремонту, находятся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Елабуге и других населенных пунктах Татарстана. В документации описано, что в перечень необходимых работ входят ремонт двигателя, подвески, кабины, полная покраска с нанесением эмблемы МЧС РТ и другие работы для автомобилей на шасси «ЗИЛ» и «УРАЛ». Уже определен и победитель тендера — им вновь стал «Сигналдортранс».
Силовики задержали Алчина в конце прошлой недели. После допроса он две ночи провел в изоляторе временного содержания. В понедельник его доставили в Приволжский районный суд, который рассматривал ходатайство следствия об аресте
От ареста бизнесмена спасло звание заслуженного работника транспорта РТ
Силовики задержали Алчина в конце прошлой недели. Задержан был и его заместитель Андрей Смирнов. Последнего, говорят наши собеседники, отпустили после дачи показаний. Алчина же в понедельник доставили в Приволжский районный суд Казани, который рассматривал ходатайство следствия об аресте.
Предприниматель — седовласый высокий мужчина 60 лет. В клетку, подобно особо опасному преступнику, его не посадили, Алчин сидел на скамье без наручников рядом со своим адвокатом Ириной Князевой. После допроса в СКР он две ночи провел в изоляторе временного содержания.
В суде следователь СКР Амир Райманов очень кратко огласил фабулу дела и просил заключить фигуранта под стражу.
Известно, что изначально сотрудники ФСБ пытались зацепиться за МЧС по другому делу. Согласно их материалам, СКР в декабре прошлого года возбудил дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). По версии следствия, в бухгалтерском учете ведомства не было отражено списание материально-технических средств — специальной и автотранспортной техники, оборудования, приборов и др. Источники нашей газеты приводят точную сумму ущерба — 502 772 рубля. Уже потом соединили данный эпизод с делом о капремонте пожарных машин в одно производство. Алчина обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении всех 309 млн рублей, полученных от МЧС в рамках госконтрактов за последние три года. Деньги, отмечают в следственном комитете, поступали из бюджета Татарстана.
Помощник прокурора Приволжского района Казани Чулпан Шаехова просила отправить обвиняемого под домашний арест. Адвокат Алчина в суде, как передают наши источники, настаивала на том, что ее подзащитный вел обычную коммерческую деятельность. Коммерсант вины не признает. «Без комментариев», — заявил он на просьбу нашего корреспондента ответить на предъявленные обвинения.
Судья постановил отпустить Алчина. На решение повлияло состояние здоровья обвиняемого (какое именно, не уточняется) и наличие государственных наград: бизнесмен — заслуженный работник транспорта РТ
Исход судебного заседания был неожиданным. Федеральный судья Рафаэль Бакиров постановил отпустить Алчина. Следователь Райманов комментировать решение суда не стал, но после процесса объяснил мотивировку судьи. По его словам, на решение повлияло состояние здоровья обвиняемого (какое именно, не уточняется) и наличие государственных наград: бизнесмен — заслуженный работник транспорта РТ.
В пресс-службе МЧС Татарстана комментировать расследование и задержание подрядчика отказались.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 170
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.