2020-й отметился беспрецедентным валом кредитных отсрочек и льготных программ для бизнеса, пострадавшего от пандемии. Одновременно пика достигли разочарование вкладчиков процентами и их миграция на биржу и в недвижимость. О том, куда разворачивались в ушедшем году финансовые потоки, — в нашем материале.
Сильнее всего упали поступления от налога на прибыль — минус 61 млрд рублей, или на 43% меньше, чем в 2019 году. В числе «крупняков», которые уронили платежи в бюджет, оказались «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Газпром»…
дефицит бюджета и успехи брокеров
Удивительные трансформации принес 2020 год участникам рынка финансовых услуг. Коронавирус «откусил» 48 млрд рублей от консолидированного бюджета Татарстана. Сильнее всего упали поступления от налога на прибыль — минус 61 млрд рублей, или на 43% меньше, чем в 2019-м. В числе «крупняков», которые уронили платежи в бюджет, оказались «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Газпром»… «В 2020-м впервые за последние годы налог на доходы физических лиц превысил налог на прибыль», — заявил на итоговом совещании финансовых органов министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Плечо Татарстану подставила Москва — дотации из федерального бюджета составили 87,5 млрд рублей, что помогло сбалансировать бюджет РТ. Несмотря на дефицит средств, все статьи, которые носили социально значимый и первоочередной характер, были исполнены. Отложить пришлось лишь не самые срочные нужды.
Опасения по поводу уменьшения темпов роста мировой экономики из-за коронавируса, снижение цен на нефть в январе – апреле и последовавшее за ним падение фондовых рынков вынудили Банк России снижать ключевую ставку — за год она упала с 6,5% до 4,25%. Это привело, с одной стороны, к большей доступности кредитов, в том числе и на межбанке, но побочным эффектом стало то, что проценты по депозитам стали совсем смешными. Подобное вызвало то, что вкладчики стали активно переходить с банковских на брокерские счета, которые сулят бо́льшую прибыльность. Тем более что из-за кризиса появилась возможность прикупить акции крупнейших компаний по низким ценам. Что называется, звезды сошлись.
Крупные банки постарались удержать вкладчиков, предлагая им свои инвестиционные продукты. Но не всем удалось избежать бегства средств с депозитов. «Я знаю несколько банков, из которых вкладчики вынесли все подчистую», — откровенничал президент АО «Автоградбанк» Павел Сигал в интервью нашему изданию. В числе причин он назвал то, что у многих людей стали заканчиваться деньги на жизнь, другие решили осуществить откладываемые ранее покупки, третьи — от греха подальше решили забрать накопленное и хранить в наличности.
Банковская ассоциация РТ, возглавляемая Людмилой Китайцевой, в этом году была ликвидирована. Символически это характеризуют положение дел с региональными банками — иных уж нет, а те далече. Оставшиеся игроки стараются объединить силы.
Правительство РФ объявило беспрецедентные меры государственной поддержки экономики. Были запущены государственные меры поддержки пострадавшего бизнеса — реструктуризация кредитов, кредитные каникулы и проч.
спасительные госпрограммы
Большинство компаний ощутило негативное влияние «коронакризиса». Правительством РФ были объявлены беспрецедентные меры государственной поддержки экономики. Вместе со взвешенной кредитно-денежной политикой ЦБ они спасли от обрушения финансовый рынок, и сегодня многие компании сумели не только восстановить свои силы, но и превзойти докризисные обороты.
Были запущены государственные меры поддержки пострадавшего бизнеса — реструктуризация кредитов, кредитные каникулы и проч. Но, поскольку они оказались очень узконаправленным (ограничения по ОКВЭД и т. п.), кредитные организации бросились в срочном порядке разрабатывать собственные программы для поддержки. Первоначально многие предприятия кинулись в банки писать заявления об отсрочке по кредитам, но быстро поняли, что отсрочка — это не халява, так что реально воспользовался мерами поддержки не столь большой процент предпринимателей. К фатальным последствиям подобное не привело — процент просрочки у банков если и вырос, то незначительно. По крайней мере, так заявляется официально.
Кроме того, банки активно выдавали льготные бизнесу кредиты (под 0–2%) — для выплаты зарплаты и сохранения коллективов. Самый большой объем таких кредитов в Татарстане выдали банки большой тройки: Ак Барс Банк, Сбербанк и ВТБ. Чаще всего за поддержкой обращались компании общественного питания, туристический бизнес, сфера услуг, а также системообразующие компании.
Решением ЦБ обязательной для всех банков в этом году стала работа в системе быстрых платежей, сервис оказался прорывным. Из-за скачков валют многим компания пришлось производить корректировку своих инвестиционных проектов, предполагавших ввоз импортного оборудования и технологий. Возросли затраты на обслуживание импортной техники, закупку компонентов.
Нет худа без добра — с начала пандемии организации кредитно-денежной сферы заметно нарастили цифровые мускулы, преобразовывались и менялись в соответствии с новыми реалиями. Сбор биометрических данных, электронные сервисы, создание ботов-консультантов — все это планировалось и ранее, но пандемия сильно ускорила трансформации. Эксперты отмечают бурный рост интернет-торговли и онлайн-каналов обслуживания клиентов. В большем выигрыше оказался тот, кто давно начал заниматься вопросами цифровизации, другим же приходилось быстро встраиваться и наращивать компетенции в этом вопросе.
«Мы начали разбираться, и оказывается, что в тяжелые времена люди начинают больше страховаться. Они понимают, что деньги на новую квартиру, машину будет найти гораздо тяжелее»
страховщики заработали на медстраховках, а лизинг выехал на такси и грузовиках
«Коронакризис» положительно сказался на рынке страховых услуг: многие компании почувствовали рост страховых сборов. «Мы начали разбираться, и оказывается, что в тяжелые времена люди начинают больше страховаться. Они понимают, что деньги на новую квартиру, машину будет найти гораздо тяжелее, и на первое место выходит вопрос сохранности того, что имеют. В тяжелые времена возрастает страховое сознание наших граждан», — рассказал «БИЗНЕС Online» вице-президент союза страховщиков Татарстана, директор ООО «Полиссервисконсалтинг» Рустэм Сабиров.
Рост сборов отмечается в сегменте страхования имущества юридических лиц, ОСАГО и медицинского страхования. Так, особым спросом среди татарстанцев пользуется страхование здоровья — спасибо коронавирусу. Страховщики стали выводить на рынок специальные «коронавирусные» продукты. Скоро стартует и страхование от последствий вакцинации от COVID-19. Тренд на медицинское страхование сохранится и будет усиливаться и в 2021 году, считают эксперты.
В начале декабря был избран новый президент союза страховщиков РТ, им стал Иниль Габдулхаков. Сейчас он возглавляет один из филиалов «РЕСО-Гарантия». Ранее Габдулхаков был директором филиала страховой компании «Согласие» в РТ, о нем отзываются как о самом опытном страховщике республике, который еще в начале 90-х основал компанию «АСКО-Татарстан» (позже она была выкуплена структурами Ильшата Фардиева, Ильдара Галяутдинова и обанкрочена два года назад). Это возродило работу союза страховщиков РТ, которая была приостановлена отчасти из-за «коронакризиса», отчасти из-за ухода из сферы страхования предыдущего руководителя организации. В декабре 2020-го участники рынка наконец смогли собраться вместе и обсудить насущные вопросы. Кстати, это важный показатель того, что региональный рынок скорее жив.
Из околостраховых событий года можно отметить уход в мир иной старожила страхового рынка Фарида Хамадеева, который в конце жизни возглавлял казанское представительство страховой группы Ergo.
Сфера лизинга стала испытывать трудности уже в первом полугодии 2020-го. Во-первых, сами лизинговые компании начали думать больше о сохранении и выживании, а не о развитии и запуске новых продуктов, во-вторых, клиенты перестали покупать крупную технику, поскольку она стоит дорого, а окупается долго. Но во втором полугодии деловая активность заметно выросла, поэтому в целом по итогам 2020-го сокращение страхового рынка прогнозируется только на уровне 10%.
Падение ключевой ставки ЦБ РФ привело к снижению стоимости фондирования и в итоге способствовало повышению доступности лизинга. Внедрение электронных паспортов транспортных средств (ПТС) позволило упростить документооборот при сделках с транспортом, увеличило прозрачность сделок. В плюсе в этом году оказались крупные федеральные компании, входящие в банковские группы, у которых не было проблем с привлечением финансов.
В общем, финансовая сфера в 2020 году напоминала ралли «Формулы-1» — у кого-то небывалый взлет и успех, кто-то тянет на морально-волевых качествах, а у кто-то отвалилось колесо и требуется ТО. Предлагаем читателям выбрать наиболее запоминающиеся события 2020-го и проголосовать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.