Бо́льшая часть событий в оборонной промышленности Татарстана в 2020 году, если не считать последствий пандемии, была связана с экспансией федеральных групп, которые подминают под себя региональные промпредприятия. Впрочем, эти бизнес-разборки не смогли затмить труда татарстанских рабочих, инженеров, конструкторов, испытателей, которые спускали на воду корабли, делали снаряды и поднимали в воздух ракетоносцы.
Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной
Ковид, вездесущий «РОСТЕХ» и НЕУГОМОННЫЙ КОЛЕСОВ
Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной. По словам оборонщиков, сложилось впечатление, что об ОПК просто забыли, а минобороны вообще заделалось эдаким ковид-диссидентом, отказавшись признать сложившуюся ситуацию форс-мажором.
Между тем главным трендом в татарстанской оборонке в минувшем году стала экспансия федеральных корпораций. Под напором федералов не устоял даже такой «мастодонт» татарстанского сегмента ОПК, как Казанский Гипронииавиапром. Некоторые полагают, что компанию подвело стремление к многопрофильности (и проектировать, и строить), другие считают, что институт заманили в долговую ловушку, создав сложности при получении оплаты за уже выполненные работы. Тем более есть сведения о том, что гендиректора и основного владельца КазГАПа Бориса Тихомирова давно склоняли к продаже института. Как бы то ни было, по информации наших источников, 50% плюс одну акцию получили структуры владельца московского НК Банка и холдинга «Технодинамика» Виктора Григорьева.
«Технодинамике» также в ближайшее время передадут сразу три казанских казенных предприятия — пороховой завод, ГосНИИ химических продуктов и «Точмаш». А несколько ранее под крыло холдинга ушел еще один татарстанский производитель боеприпасов, а заодно один из российских лидеров диверсификации — ПОЗиС.
Немало шума наделал конфликт между казанской фирмой «МВЕН» и обнинским НПП «Технология» им. Ромашина (ОНПП, входит в холдинг «РТ – Химические технологии и композиционные материалы» ростеховского дивизиона «Вооружение»). Обнинцы обвинили казанцев в грубых нарушениях условий договора на строительство 10 сельскохозяйственных самолетов Т-500. Те же ответили, что партнер просто-напросто пытается отобрать у них проект.
На уход под «Ростех» Казанского авиазавода им. Горбунова — филиала «Туполева» (КАЗ) можно было бы и не обратить внимания (процесс идет в рамках переподчинения госкорпорации всей Объединенной авиастроительной корпорации — ОАК), если бы не один нюанс. В ходе реформы главой «Туполева» назначен теперь уже бывший гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» Ронис Шарипов. Считается, что в Москву его выдвинул генеральный директор концерна «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов, которого считают тесно связанным с индустриальным директором авиационного кластера «Ростеха» Анатолием Сердюковым. По одной из версий, Колесов метит в гендиректоры объединенных ОАК и «Вертолетов России» (вариант слияния якобы прорабатывается), а потому заблаговременно расставляет своих людей.
Власть над КВЗ получил влиятельный в ОПК клан Белых. Новый управляющий директор предприятия Алексей Белых — сын управляющего директора улан-удэнского авиазавода Леонида Белых, которого называют «крестным отцом» в политике министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Злые языки даже уверяют, что назначение сына в Казань было приурочено к 70-летию папы.
Бизнес-разборками некоторые источники объяснили и задержание гендиректора судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова — в московском изоляторе он провел ночь. Поводом стали откровения экс-сотрудника департамента аудита госконтрактов минобороны Юрия Ефимова, который сообщил о том, что получил от Мистахова взятку в 65 млн рублей. Так топ-менеджер, по мнению следствия, расплатился за согласование контрактов на поставку кораблей и просьбу о неснижении цены на них. Сам Мистахов если и не связал напрямую свои проблемы с грядущим подписанием мегаконтракта — на строительство первых в истории России вертолетоносцев, — то намекнул на это: «Для меня страшно, если проектное бюро, которое у меня в составе, и завод потеряют подобный контракт из-за того, что их руководитель попал в такую ситуацию». Отметим, что новость о том, что заказ отдают СК «Ак Барс», стала шоком для всей отрасли — прежде всего для петербургских конструкторских бюро.
И добавим, что, даже если было сильное желание прижать Мистахова, сделать это оказалось бы весьма трудно, в том числе потому, что гендиректор материнской компании корпорации — холдинга «Ак Барс» — Иван Егоров входит в ближний круг президента РТ Рустама Минниханова. То есть, даже если и имела место попытка некоего федерального клана повлиять на ситуацию, нашла коса на камень. И вертолетоносцы заложили — 7 июля, в присутствии президента России Владимира Путина.
СК «Ак Барс» блеснула на всю страну еще раз: в августе завод им. Горького спустил на воду первое в России пассажирское судно, работающее на сжиженном природном газе, — «Чайку-СПГ».
Нельзя не отметить первый полет реального (а не показушного, который продемонстрировали Путину годом ранее) прототипа Ту-160М. А под конец года в Казани взлетел тот же борт, но с одним совершенно новым двигателем (из четырех) — выпуск НК-32 на новом уровне (НК-32-02) возрождает фирма «Кузнецов». То есть перед нами пролог к совершенно новому, построенному с нуля Ту-160. Как сообщил 21 декабря на расширенном заседании коллегии минобороны министр Сергей Шойгу, госиспытания этого самолета начнутся в 2021 году.
Призываем наших читателей выбрать самое значимое событие 2020 года в оборонной отрасли Татарстана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.