«Станки-иномарки официально теперь не купишь, будут брать не в Швейцарии, а на Тайване или в Китае, и всем иностранным компаниям отныне запрещено работать с «Элеконом», — описывают эксперты «БИЗНЕС Online» последствия включения казанского завода в санкционные списки США. Это уже второе после завода им. Горького предприятие Татарстана, попавшее в опалу госдепа. Фатальных последствий для «Элекона» ждать не стоит, но трудностей не избежать.
Госдеп США ввел санкции в отношении казанского завода «Элекон» Николая Колесова
«ЭЛЕКОН» И ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Госдеп США ввел санкции в отношении казанского завода «Элекон» (также под каток попали «Авиазапчасть» и Nilco Group). Уведомление об этом опубликовано в сборнике официальных документов американского правительства. По версии Вашингтона, компании нарушают национальное законодательство США о нераспространении оружия массового уничтожения в отношении Ирана, КНДР и Сирии. Санкции запрещают американским компаниям сотрудничать с этими организациями.
Предприятие — один из активов казанского предпринимателя, генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова. Естественно, никаким оружием массового поражения «Элекон» не занимается, зато лидирует в России по разработке и производству цилиндрических электросоединителей (75 типов) для всех отраслей оборонной и гражданской промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для авиационной, ракетно-космической и военно-морской техники. По сути, изделия завода присутствует во всей выпускающейся в России продукции машиностроения. Понятно, что продукция предприятия используется и в технике для ядерного щита.
Решение о введении санкций было принято госдепом США 6 ноября. Срок действия — два года. По сообщению военно-промышленного блога bmpd, в целом власти США подготовили список из 89 китайских и 28 российских «военных конечных пользователей». Это ограничит их возможность приобретать американские технологии или продукцию. В проект списка попали основные китайские авиастроительные корпорации Aviation Industry Corporation of China (AVIC) и Commercial Aircraft Corporation of China (СОМАС) и ряд других авиастроительных и связанных с ними компаний, а также предприятия из других отраслей. Из российских компаний в списке, например, ПАО «Корпорация „Иркут“», занимающееся, в частности, созданием лайнера МС-21. При этом сообщается, что список из 117 компаний «не является исчерпывающим» и считается лишь «первоначальной серией».
По версии Вашингтона, компании нарушают национальное законодательство США о нераспространении оружия массового уничтожения в отношении Ирана, КНДР и Сирии
«СТАНКИ ТЕПЕРЬ ОФИЦИАЛЬНО НЕ КУПИШЬ»
Бывший заместитель гендиректора «Элекона» Валерий Поляков в беседе с «БИЗНЕС Online» выразил удивление тем фактом, что именно этот завод США выбрали объектом для санкций. «Они распространяются в связи с нарушениями поставок оружия массового поражения, но „Элекон“ не производит ни ядерного, ни биологического оружия, — говорит он. — У него нет товаров, подпадающих под категорию „продукция военного назначения“ — преимущественно „объекты двойного назначения“ (товары, которые используются в мирных целях, но могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных видов вооружения — прим. ред.). Поэтому мне непонятно, чем вызвано это решение. Как электрические соединители „Элекона“ могут попасть под программу о нераспространении оружия массового уничтожения? Сама по себе эта продукция не подпадает под ограничительные перечни, данные изделия не предмет военного назначения, не оружие, тем более массового поражения». С другой стороны, добавил наш собеседник, для создания вооружения при желании можно использовать даже пластиковую бутылку.
По словам Полякова, «Элекон» завершил все программы по импортозамещению: «Завод не зависит от поставок иностранных комплектующих, поэтому ничем серьезным для него эти санкции не обернутся, кроме разве что политической неприязни». Правда, могут быть сложности с проведением платежей в иностранной валюте. «Компаниям, которые находятся в санкционных списках, американские банки не пропускают платежи в валюте, других ограничений я не вижу», — заметил Поляков.
Но источник «БИЗНЕС Online» в оборонной промышленности Татарстана придерживается несколько иного мнения: «Станки-иномарки официально теперь не купишь, а завод приобретает их постоянно — металлообработка и так далее. Ну что ж, теперь будут покупать не в Швейцарии, а на Тайване или в Китае. Далее, всем иностранным компаниям отныне запрещено работать с „Элеконом“. Наверное, к примеру, индусы напрямую теперь не станут покупать разъемы для ремонта российской техники — только через посредников. Словом, в лоб вроде ничего страшного, а копнешь — сразу проблемы появляются, хотя и не глобального характера».
К слову, Поляков не исключает, что причиной наложения санкций на «Элекон» стали конкурентные интриги. «Нельзя исключать, что это вызвано происками конкурентов: кто-то добился того, чтобы на „Элекон“ наложили санкции, — такой подход весьма распространен, — говорит он. — Но всех обстоятельств я до конца не знаю и, кому это может быть выгодно, тоже не скажу».
В пресс-службе «Элекона» корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили, что «не имеют представления, по какому принципу госдеп США выбирает компании, на которые накладывает санкции».
«На работе предприятия это никак не отразится, — подчеркнули в „Элеконе“. — Наше предприятие выпускает продукцию двойного назначения, на 98 процентов мы работаем на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому предприятие продолжит работу в прежнем режиме. Для производства продукции используются российские материалы и сырье, поэтому нашим потребителям не стоит беспокоиться. На сегодняшний день у нас насчитываются более 2 тысяч потребителей нашей продукции».
«Завод не зависит от поставок иностранных комплектующих, поэтому ничем серьезным для него эти санкции не обернутся, кроме разве что политической неприязни»
«МЫ ПОД САНКЦИЯМИ С 1947 ГОДА»
Как полагает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин, если у предприятия нет прямых зарубежных заказов и активов в иностранных банках, санкции на нем отразятся несильно. «На экспорте продукции может сказаться, если у него есть значительные экспортные объемы, — объясняет наш собеседник. — Тогда ему нужно больше искать партнеров внутри России, и все. Кредиты в зарубежных банках будет брать, возможно, сложнее, но выход найдется. Завод станет жить так же, как и остальные предприятия, которые попали под санкции. Да, определенные сложности есть, но не смертельные.
В конце концов, наша страна находится в условиях санкций с 1947 года. Тогда это называлось КОКом (координационный комитет по экспортному контролю, созданный для недопущения экспорта в СССР стратегических товаров и технологий). Потом и другие санкции были, поэтому мы давно привыкли под ними жить. И никто не сломался, не загнулся, наоборот, начинаем развивать свою продукцию. Например, Украина ввела санкции и прекратила нам поставлять двигатели для кораблей, которые производит завод „Зоря“-„Машпроект“. Ничего, сделали свой двигатель. Или пример сельского хозяйства. Вспомните, не было санкций в начале 90-х, и пустые прилавки, а сейчас санкции, но при этом в магазине глаза разбегаются… Раньше мы надеялись на международное разделение труда, а потом оказалось, что санкции, и нам просто перестали поставлять комплектующие, которые обещали. Конечно, много чего еще в импортозамещении у нас хромает, но в основном справляемся, и наша обороноспособность не страдает.
Могла ли продукция „Элекона“ действительно попасть в Иран или Северную Корею? Безусловно. Ничего удивительного в подобном нет, я думаю, его продукция присутствует во многих видах техники. Для этого „Элекону“ не нужно что-то специально поставлять в Иран. И, даже если бы и поставлял, международных санкций в отношении Ирана нет, они кончились. Остались только санкции США и их союзников. Это не делает санкции международными. А свое внутреннее законодательство никто не имеет права применять в отношении других стран. Американцы пытаются распространить свое национальное законодательство на весь мир, но это не значит, что мы должны им подчиняться».
«Элекон» — второе татарстанское предприятие, напрямую попавшее в санкционные списки США. В марте американский минфин наложил ограничения на зеленодольский завод им. Горького
ВСЛЕД ЗА КВЗ И ЗАВОДОМ ИМ. ГОРЬКОГО
Отметим, что «Элекон» — второе татарстанское предприятие, напрямую попавшее в санкционные списки США. В марте американский минфин наложил ограничения на зеленодольский завод им. Горького (тогда среди «провинившихся» компаний оказались также концерн «Океанприбор», завод «Фиолент», «Судокомпозит», «Новые проекты», «Консоль-Строй», «Звезда», Ярославский судостроительный завод). Причиной введения новых ограничительных мер назвали инцидент с задержанием 25 ноября 2018 года в Керченском проливе украинских кораблей. Но, как говорят эксперты, реальных причин было две. Первая — активное участие в строительстве кораблей для ВМФ России и ФСБ. Вторая — наличие крымских активов: зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив».
Также напомним, что в 2014 году под европейские санкции попал Казанский вертолетный завод. Тогда крупнейший мировой концерн Akzo Nobel отказал КВЗ в поставках краски.
Подробный обзор о том, как татарстанским предприятиям живется под санкциями, «БИЗНЕС Online» опубликовал накануне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.