Как стало известно «БИЗНЕС Online», Юрий Пустовгаров покидает пост управляющего директора КВЗ, на который был назначен в феврале 2018 года Как стало известно «БИЗНЕС Online», Юрий Пустовгаров покидает пост управляющего директора КВЗ, на который был назначен в феврале 2018 года Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАКЛЯТЫЙ ДРУГ ИЗ УЛАН-УДЭ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», Юрий Пустовгаров покидает пост управляющего директора КВЗ, который он занимал с февраля 2018 года. Завтра его сменит Алексей Белых, но пока в названии его должности будет дополнение «врио». Пикантность ситуации в том, что он сын управляющего директора Улан-Удэнского авиационного завода Леонида Белых, а сам У-УАЗ — главный конкурент и «заклятый друг» казанских вертолетостроителей. Есть мнение, что выходец с этого предприятия, нынешний министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, всячески поддерживает Улан-Удэнский авиазавод. Как говорят в отрасли, временами отношения КВЗ и У-УАЗа доходили до прямой вражды.

Белых-младший, которого мы называли одним из основных кандидатов на место Пустовгарова еще в конце лета, родился 26 августа 1977 года в селе Бичура Бурятской АССР. В 2002-м окончил Московский государственный авиационный институт по специальности «Экономика и управление на предприятии». Работал в коммерческих структурах. В 2004–2011 годах занимал различные должности в ВР. В 2010-м получил дополнительное образование в Межотраслевом институте повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Плеханова по специальности «Стратегический менеджмент». С 2011-го на У-УАЗе: директор по ФЦП и проектному управлению, директор по проектному управлению  
начальник управления технического перевооружения, заместитель управляющего директора по развитию и бережливому производству. С января 2017 года — первый заместитель управляющего директора Новосибирского авиационного ремонтного завода, с мая — управляющий директор.

Пустовгарова же, по словам наших собеседников, ждет повышение — его назначат советником генерального директора холдинга «Вертолеты России».

Завтра его сменит Алексей Белых (справа), но пока в названии его должности будет дополнение «врио» Завтра Пустовгарова сменит Алексей Белых (справа), но пока в названии его должности будет дополнение «врио» Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В апреле этого года Алексея Белых назначили первым заместителем Пустовгарова (второй первый зам — Вадим Лигай-младший  — сын экс-гендиректора КВЗ Вадима Лигая — прим. ред.).

По словам источников «БИЗНЕС Online», есть мнение, что Белых-младшему работа на КВЗ нужна для галочки в биографии — что поработал на ключевой должности на крупном предприятии. А дальше, дескать, его двинут в Москву. Однако не исключено и то, что Белых прислали в Казань надолго. Пустовгарова же, по мнению наших собеседников, ждет повышение, скорее всего, он останется в холдинге «Вертолеты России».

Равиль Зарипов: «Можно говорить о том, что заложена хорошая основа для дальнейшего развития предприятия, нам удалось избежать серьезных убытков в непростой ситуации» Равиль Зарипов: «Можно говорить о том, что заложена хорошая основа для дальнейшего развития предприятия, нам удалось избежать серьезных убытков в непростой ситуации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПУСТОВГАРОВ В ЦЕЛОМ СПРАВИЛСЯ»

Все подробности о кадровых переменах в руководстве КВЗ пока неизвестны, а в целом ситуацию по предложению «БИЗНЕС Online» обрисовал председатель совета директоров КВЗ, советник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов.

— Равиль Хамматович, как оцените деятельность Пустовгарова на посту управляющего директора КВЗ?

— Мы приглашали его как антикризисного менеджера, и с данной ролью он в целом справился. К концу 2017 года завод подошел с отрицательной прибылью от продаж и сократившимся портфелем заказов. Юрию Леонидовичу удалось переформатировать производство под выпуск гражданской техники, при нем КВЗ от выпуска в основном военной продукции перешел к масштабным поставкам вертолетов для санитарной авиации, пошел в серию Ми-38, заключены первые экспортные контракты на «Ансаты», запущено современное производство лопастей из композитных материалов.

В первостепенные задачи Пустовгарова также входила реализация плана финансового оздоровления предприятия, в рамках которого велась работа по повышению эффективности использования имущественного комплекса, оптимизации запасов и дебиторской и кредиторской задолженности. Подводя промежуточные итоги, мы отмечаем, что бо́льшая часть указанных мероприятий выполнена. Накладные расходы сократились более чем на 15 процентов, общехозяйственные расходы — на 17 процентов, а прибыль от продаж в 2018 году вышла из минуса и на протяжении трех лет остается в плюсе. Можно говорить о том, что заложена хорошая основа для дальнейшего развития завода, нам удалось избежать серьезных убытков в непростой ситуации.

— Тем не менее кредитный портфель предприятия при Пустовгарове продолжил расти… И не связан ли его уход с тем, как проявил себя завод во время пандемии?

— За последние два года проделана большая работа по реструктуризации задолженности: часть ставок удалось снизить, а часть и вовсе обнулить. В результате средневзвешенная ставка по кредитам КВЗ снизилась с 8,5 до 7,3 процента, а это экономия почти 200 миллионов рублей в год.

Что касается пандемии, то оценить ее глобальное влияние на вертолетную отрасль нам еще предстоит, однако 2020-й КВЗ заканчивает с неплохими результатами: прогнозируется выручка более 20 миллиардов рублей, это почти на 30 процентов превышает показатель 2019 года. Оставшиеся два месяца будут во многом решающими. Данную позитивную динамику предстоит сохранить и закрепить врио управляющего директора Белых.

«Что касается пандемии, то оценить ее глобальный эффект на вертолетную отрасль нам еще предстоит, однако этот год КВЗ заканчивает с неплохими результатами: прогнозируется выручка более 20 миллиардов рублей» «Что касается пандемии, то оценить ее глобальное влияние на вертолетную отрасль нам еще предстоит, однако этот год КВЗ заканчивает с неплохими результатами: прогнозируется выручка более 20 миллиардов рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЗИЦИИ ПО КАнДИДАТУРЕ В ЦЕЛОМ СОГЛАСОВАНЫ»

— Почему назначен именно Белых?

— Алексей Леонидович в должности первого заместителя управляющего директора КВЗ отвечает за продажи, материально-техническое обеспечение и трансформацию производства. По указанным ключевым направлениям, несмотря на все сложности, связанные с пандемией коронавируса, у завода позитивная динамика. Кроме того, у Белых есть опыт управления предприятием, как вы знаете, он возглавлял Новосибирский авиаремонтный завод, под руководством Алексея Леонидовича там была проведена серьезная модернизация производства. Кроме того, немаловажную роль сыграл его богатый бэкграунд в вертолетостроении, Белых успел поработать и на Улан-Удэнском авиационном заводе, и на НАРЗе, и на КВЗ. Думаю, этот симбиоз различных школ и подходов к организации производства поможет ему успешно исполнять обязанности управляющего директора.

— Не получится ли так, что под руководством Белых КВЗ уступит все свои самые важные заказы, в том числе по Ми-8, Улан-Удэнскому авиационному заводу, который, как известно, возглавляет его отец?

— Это абсолютно необоснованные домыслы. По Ми-8 на Казанском вертолетном заводе запланирована стабильная загрузка на ближайшие два года. Кроме того, исключительно казанскими проектами остаются «Ансат» и Ми-38 — здесь для их производства развернута вся инфраструктура, и перенос сборки куда-либо еще будет просто невыгоден, это потребует серьезных затрат. Стоит также отметить, что часть работ по перспективному офшорному вертолету Ми-171А3 передана из Улан-Удэ в Казань — у нас будет выпускаться грузовой пол для данной машины. Сегодня цифровые технологии позволяют развернуть в рамках холдинга «Вертолеты России» широкую кооперацию с целым рядом заводов, аналогичное сотрудничество у нас выстраивается с Кумертауским авиационным производственным предприятием.

— Планируются ли другие кадровые перестановки на заводе?

— Нет, иных существенных кадровых решений на сегодня не запланировано, завод продолжает работать в плановом режиме.

— Когда будет назначен постоянный директор завода?

— Осталось два месяца до конца очень непростого 2020 года, многое еще предстоит сделать, чтобы не растерять тот багаж, который создан благодаря усилиям Юрия Леонидовича. Но это не означает, что мы собираемся затягивать с кадровыми решениями. Позиции по кандидатуре в целом согласованы. Дело за решением совета директоров.