ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РТ ПОСЛЕ 7-ЧАСОВЫХ ДЕБАТОВ ВНОВЬ ИЗБРАН РЕЖИССЕР ИЛЬДАР МАТУРОВ
На выборах председателя союза кинематографистов РТ, прошедших в минувшую пятницу в Доме актера, разразился скандал. Члены федерального союза после шести часов бессмысленных претензий и обвинений в лоббировании собственных интересов демонстративно покинули зал. К удивлению корреспондента "БИЗНЕС Online", взбудораженных кинорежиссеров не смогли успокоить ни министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, ни чиновники аппарата президента РТ...
На съезде кинематографистов РТ умы присутствующих будоражил только один вопрос – смена власти в союзе |
ЧТОБ В СТУПЕ ВОДУ НЕ ТОЛОЧЬ
Съезд кинематографистов РТ, проходивший в минувшую пятницу в Доме актера, напоминал неконтролируемое мелькание кадров на экране. Пафос, эмоции, ссоры и постоянное нарушение регламента - все это, казалось, не имело абсолютно никакого отношения к киноотрасли, проблемы которой и должны были обсуждать кинодеятели республики. Оно и логично: по большей части умы присутствующих будоражил только один конкретный вопрос – смена власти в союзе.
Съезд должен был заслушать отчет председателя союза Ильдара Матурова, полномочия которого истекли в этом году, и избрать на его место нового председателя. Для этого на встречу были даже приглашены министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и представители аппарата президента РТ Клим Лаврентьев и Роман Беляков, а также члены союза кинематографистов России, среди которых был, например, первый заместитель председателя правления союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук. Однако приглашенные гости, более семи часов пытавшиеся успокоить взбудоражившихся творческих деятелей республики, под конец не выдержали.
Лазарук, демонстративно встав посреди выяснения отношений с кинорежиссером Юрием Гвоздем, весь съезд сетующим на нарушения законности процедуры выборов нового председателя, с улыбкой произнес: «С меня хватит! Спасибо большое. Будете в Москве - заходите». И ушел, не прикрыв за собой дверь. К слову, Сибагатуллин, сказав, что ему к четырем надо быть в кабмине, покинул зал Дома актера спустя два часа бессмысленных прений и формальных претензий.
И все же новый председатель - спустя 7,5 часов - был избран. Профессионалы в области кино оставили на этой должности председателя Матурова. За его кандидатуру проголосовали 20 человек из 38. Кроме Матурова на должность председателя претендовали также кинорежиссеры Николай Морозов, Гвоздь, в свое время также бывший председателем союза кинематографистов, и Ильдар Ягафаров. Последний самовольно снял свою кандидатуру за несколько минут до процедуры голосования. Но расскажем обо всем по порядку.
КАК ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ НЕТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЛИ
С самого начала члены союза не могли сосчитать друг друга. Доходило до смешного: взрослые дяденьки и тетеньки (65% членов союза – пенсионеры, средний возраст члена – 60 лет) поднимали по две руки, а потом забывали, «за» они проголосовали или «против». Кто-то уже давно проживает в Москве, поэтому перестал быть членом союза в РТ. В результате пересчетов только мандатную комиссию избирали сорок минут, и еще два часа – счетную и редакционную. В каждую из комиссий вошло по три члена. Заметим, что при этом особых разногласий по составу комиссий у членов союза не было. Правда, мандатная комиссия, как в детском саду, только после напоминания воспитателя-Лазарука, боявшегося опоздать на самолет, вспомнила, что ей пора бы начать работать. Ну и еще кто-то из членов постоянно забывал, а голосовали ли они за устные или «списочные» выборы, напомнили ли им, что сейчас голосуют за это, а не за другое. Что стар, что млад, как говорится…
Пока мандатная комиссия еще час проверяла полномочия членов союза, кинорежиссеры, операторы и звукорежиссеры принялись считать деньги. Лазарук рассказал, что фонд кинематографистов уже выделил 3 млн. рублей для ветеранов кино. После этого заявления в кулуарах только и обсуждали, что кому-то, как всегда, достался большой куш, а кому-то - фигушка с маслом… Морозов же публично произнес: «Что творится у нас в союзе? Кто-то урвал себе кусок, а остальные лапу сосут?». Многих беспокоило, что суммы, выделяемые кинорежиссерам, на съездах не обсуждаются. «Одному выделили 700 рублей, а другому - три тысячи для борьбы с раком. Разве три тысячи могут помочь неизлечимо больному человеку? Нет, я сейчас не о деньгах, я о том, что нас даже не спросили, кому и сколько нужно давать», - сетовала Альфия Ярош.
Чтобы не потерять доход, члены союза решили во что бы ни стало не превращаться в ООО и не становиться чьим-либо региональным отделением, а сохранить наименование и статус творческого союза.
ДЕМОКРАТИЯ, ПОГУБИВШАЯ СОЮЗ
Отчет председателя союза о трех годах своего правления также начался с материальной стороны, а именно - с заявлений о сокращении бюджета на развитие киноотрасли. «Прекращено без объяснения причин производство социально-значимого киножурнала "Татарстан", – заявил Матуров. - Таким же образом прекращено создание сериала «Жизнь замечательных людей», а это пагубно сказалось на казанских киностудиях. Полагаю, что в своем обращении к президенту Татарстана мы просто обязаны просить передать нас Татарстану. Тогда будут и учебные базы, и помещение для союза».
Матуров в своем докладе был самокритичным, признавая свои ошибки в выборе членов правления. «Мои ложные представления о демократичности привели к тому, что мне пришлось работать не благодаря членам правления, а вопреки им. Даже сейчас, когда я попросил всех членов правления предоставить отчет о проделанной работе, кроме одного человека, никто этого не сделал. Видимо, говорить было не о чем».
Он также подчеркнул, что члены союза неоднократно нарушали устав. Вопиющий случай произошел, когда Матуров, как председатель союза, отказался вступать в союз кинематографистов РФ под председательством Марлена Хуциева, а один из членов союза без особых на то полномочий подписал бумагу о вступлении. «Кое-кому пригрезилось, что он может делать все, что угодно, и при этом не задумываться о законности своих действий».
Напоследок, Матуров снова отчитался о том, кто, когда и какую получил финансовую поддержку. И тут началось… Узнав, что только на ветеранов кино было выделено 715 тыс. рублей и что кое-кто отдохнул в самом престижном санатории республики – Бакирово – кинорежиссеры стали вспоминать, кто где и от каких болезней лечился. Чтобы успокоить совсем распоясавшихся членов союза, Лазарук в пять часов объявил 20-минутный перерыв на обед. Но и здесь режиссеры не смогли собраться, вернувшись только через 50 минут. «Да как же вы тут в Татарстане кино снимаете? На съемки тоже так опаздываете?», - посетовал Лазарук.
РУКА МОСКВЫ И ВЗГЛЯД МИХАЛКОВА
Еще час режиссеры решали, какой же будет процедура голосования. Голоса разделились почти поровну, но закрытая процедура голосования набрала все же на четыре голоса больше. Поэтому пришлось еще потратить время на печать бюллетеней и выбор комиссии по подсчету голосов. А во время ожидания один режиссер вспомнил, что ведь у кандидатов в председатели должна быть своя программа. Его услышали только с третьего раза… Более того, во время выступления одного из кандидатов, Гвоздя, стали публично обвинять во лжи и расспрашивать детали биографии, особенно о том, почему он уходил с тех или иных якобы «хлебных» должностей.
В целом, процедура выборов сопровождалась такими возгласами из зала, как «рука Москвы», «взгляд Михалкова» и намеками (в основном со стороны Гвоздя) о давлении на членов со стороны федералов и несоблюдении законности выборов.
Напомним, что москвичи не стали слушать сии песни и демонстративно ушли из зала...
Члены союза решили не становиться чьим-либо региональным отделением, а сохранить статус творческого союза |
КАЗАЛОСЬ, ЧТО СОЮЗ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ – ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКАЯ
Ход съезда прокомментировали для «БИЗНЕС Online» его участники.
Рамиль Гарифуллин – доцент Казанского государственного университета культуры и искусств:
- Сегодняшний съезд союза кинематографистов показал, насколько его члены стары. Старые люди находятся в плену кинематографических стереотипов.
Необходимо современное осмысление кинематографа. В настоящее время кинематограф стал не настолько затратным, как раньше. Раньше кино считалось только то, что снималось на кинопленку. А она была дорогой. Сейчас же с точки зрения затрат кинематограф становится все дешевле и дешевле, в десятки раз дешевле, в связи с развитием цифровых технологий. У нас в республике есть лидирующие кинопродюсеры, которые благодаря блату получают деньги для кино, финансирование же должно распределяться закономерно. На самом деле кино сейчас развивается и среди молодежи, но оно снимается на цифру. А лучшее кино, снятое на цифру, потом уже можно дублировать на ленту. Этот подход я считаю самым прогрессивным. Современное кино сегодня развивается в интернете.
Должна трансформироваться экспертная оценка. И должна быть финансовая ответственность. А не так: взял большие деньги, снял кино, а потом – провал проката, и никакой ответственности. Это несправедливо. А у нас паразитивное существование. Времена, когда киноискусство требует затрат, уходят. Можно искать продюсеров, брать кредиты. Если проект хороший, на тебя поставят. Для того чтобы сегодня снять фильм с хорошим кинематографическим качеством, достаточно фотоаппарата. Например, «Доктор Хаус» снят на фотоаппарат.
Есть разные характеристики, которые определяют кино. Это четкость кадра, чувствительность и другие. И эти стандартные характеристики для нового поколения не является правилом. И я приветствую это.
Юрий Гвоздь – кинорежиссер:
- В жизни должно быть движение вперед. У нас за эти три года движения не было. Даже то, что мы пробили санатории для кинематографистов, является достижением прошлых лет. Знаменосец, ведущий союз должен сам идти вперед, а не пользоваться тем, что раньше было сделано. В последнее время мы неконструктивно решаем вопросы, а все превращаем в перепалку, а потом председатель говорит, что мы решили… Кто мы? Кто решил? Что? Нам нужно наладить отношения с главным союзом, с министерством культуры.
Николай Прокофьев – кинорежиссер:
- Матуров для меня - человек обтекаемый. Считаю, что в сложившийся ситуации именно Матуров должен продолжать свою деятельность в должности председателя правления. Хотя я выражаю недоверие Матурову, так как по большей части он действовал самостоятельно, иногда даже не советуясь с членами правления. Речь часто шла о финансовых нарушениях. Да, наверное, можно было найти компромисс: сохранить ставку, фонд заработной платы, но не было попытки найти этих компромиссов.
Эдмас Утяганов – кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РТ:
- Не все могут терпеть тех людей, которые делают большое благо для остальных. Матуров был незаметен, но за три года он свое дело сделал. Никто из предыдущих председателей не сделал так много, как Матуров. Он не властью владел, а сердцами людей. А так, как говорили о Матурове сейчас, ну это просто ужасно! Нельзя так говорить. Это люди, которые сами рвутся к власти.
Клим Лаврентьев – кинорежиссер:
- Членам союза надо задуматься над тем, стоит ли им вообще заниматься тем, чем они занимаются. «Кина» нет рядом. Надо думать о том, как вернуть кинопроизводство. Любое! Давайте думать о завтрашнем дне.
Николай Морозов – кинорежиссер, кинооператор:
- Начиналась все хорошо, потом началось убывание, а перед выборами все резко снова пошло на подъем. Мне казалось, что союз кинематографистов – организация творческая. А то, что мы видели, слышали, об этом не свидетельствовало. Фраза о том, что прошло две конференции, прозвучала вскользь, а о них надо было сказать подробно. На последней конференции присутствовало «восемь с половиной» человек. На ней никто ничего не протоколировал и не знал, кто про какое кино говорит и зачем. Получается, что конференция была для галочки, потому что на самом деле никаких творческих обсуждений не было. Многое и сегодня озвучено не было. Диски студентов института культуры набирают огромное количество просмотров в интернете, растет молодое поколение, мы должны говорить о кадрах, будущем нашего кинематографа. Нам нужен совет, объединяющий несколько творческих союзов.
Справка Ильдар Загирович Матуров родился 15 сентября 1964 г. в Казани. Член Гильдии кинорежиссеров России (режиссер документального кино). Окончил факультет журналистики Казанского государственного университета (1991). Окончил курсы киновидеорежиссуры, мастерскую Булата Мансурова по специальности «художественное кино» (1992, Москва). Член союза кинематографистов РФ с 2000 года. После окончания университета работал редактором информационного отдела казанской студии телевидения. Работал вторым режиссером художественного фильма «Теплые ветры древних Булгар». В 1992 году снял по своему сценарию игровой короткометражный фильм «Искушение». На международном фестивале работ молодых кинорежиссеров в Москве этот фильм был включен в список лучших картин. В 1998 году в Стамбуле фильм «Искушение» представлял в числе других фильмов игровой кинематограф РТ на международном кинофестивале тюркоязычных народов. Автор сценария, режиссер и продюсер видеофильмов «Романтики дорог», «Одержимые», «Перехват», «Земля просит помощи» и других. В 1999 году работает в телекомпании «Канал-6» редактором и режиссером, создает передачу «Манзара» на татарском языке. Также снимает в качестве автора сценария и режиссера музыкальный видеоклип, представительский фильм «СЭЗ Алабуга». Матуровым также были сняты представительские фильмы: о Казани – «Городские цветы», «И дольше века длится путь» - к 100-летию казанского трамвая. На казанской студии кинохроники в 2000 году работал над созданием трех выпусков киножурнала «Татарстан» в качестве автора и режиссера. В 2000 году Матуров стал дипломантом республиканского конкурса литературных сценариев национального художественного фильма, проходившего под девизом «Я родом из детства» - за сценарий «История одной любви». С 2000 по 2003 годы работал руководителем студии «ТВК». На пятом съезде кинематографистов РТ Матуров был избран членом правления союза кинематографистов РТ. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.