«Вы, ребята, если меня разрабатывали, чего меня с поличным-то не взяли?!» — обращался из клетки суда к оперативникам ФСБ экс-начальник ОП «Сафиуллина» Алексей Ершов. Он был в федеральном розыске три недели, пока не решил встретиться с супругой. Ершов выдал эмоциональный спич о том, как ФСБ объявила на него охоту еще в феврале, завербовав его зама, и как он искал правды в Москве. Что еще рассказал полковник — в материале «БИЗНЕС Online».
В Советский райсуд Казани беглого начальника ОП «Сафиуллина» Алексея Ершова доставили в субботу, спустя три часа после задержания
«За три недели популярность набрал больше, чем любая звезда»
В Советский райсуд Казани беглого начальника ОП «Сафиуллина» Алексея Ершова доставили в субботу, спустя три часа после задержания. ФСБ и следком искали его три недели, даже объявили в федеральный розыск. Но, как оказалось, скрывался подозреваемый под самым носом — в коттедже родственников в поселке Царицыно. Как позже выяснится, дом принадлежит супруге.
В суде Ершов появился в сопровождении оперативников ФСБ, в наручниках и с полупустым желтым пакетом, в котором, вероятно, находились его вещи. Одет он был в спорткостюм и черную вязаную шапку. В его чуть ссутулившейся фигуре и усталом взгляде ничто не выдавало человека, 23 года проработавшего в системе МВД.
«Столько фотографий уже сделали! Я за три недели популярность набрал больше, чем любая звезда!» — негодовал Ершов, оказавшись за железными прутьями в зале суда, когда корреспондент «БИЗНЕС Online» делал его снимки. Вероятно, федеральный розыск не помешал ему читать новости в интернете. «Лучше бы спросили чего-нибудь. Мне есть что рассказать, конечно», — добавлял мужчина. А вот в голосе его хорошо чувствовался командный, начальственный тон.
Уголовное дело в отношении Ершова возбудили 9 октября — через день после того, как под уголовное преследование попал его теперь уже бывший зам Ильназ Ситдиков
Уголовное дело в отношении Ершова возбудили 9 октября — через день после того, как под уголовное преследование попал его теперь уже бывший зам Ильназ Ситдиков. Последнего заподозрили в крышевании торговых точек и стоянок в обмен на откаты. В отношении Ситдикова и «неустановленных лиц» возбудили дело о взятках, общая сумма которых оценивалась в 411 тыс. рублей. В отношении Ершова же возбудили уголовное дело сразу по 10 эпизодам: взятки (7 эпизодов), превышение должностных полномочий и злоупотребление ими, а также незаконное участие в предпринимательской деятельности. Эти дела объединены в одно производство.
Расследованием дела занимается следственная группа из числа сотрудников 2-го отдела по особо важным делам СКР по РТ. С ходатайством об аресте Ершова в суд обратился старший следователь отдела Раиль Самигуллин, однако в суде интересы следствия представлял его коллега Марат Хадеев. Он рассказал, что Ершов сразу после задержания был допрошен в качестве подозреваемого — обвинения бывшему начальнику ОП еще не предъявлены — и доставлен в суд для избрания меры пресечения.
С ходатайством об аресте Ершова в суд обратился старший следователь отдела Раиль Самигуллин, однако в суде интересы следствия представлял его коллега Марат Хадеев
Позиция Ершова: дело сфабриковано из-за коммерческих интересов, а зама завербовала ФСБ
Интересы Ершова в суде представлял адвокат Вячеслав Прокофьев. Нашим читателям он известен как защитник замначальника отдела БГП УВД Казани Рустема Гарипова — того ровно год назад казанский суд оправдал по делу о взятке на 1,2 млн рублей. Пока адвокат знакомился с материалами, подозреваемый охотно, но с нескрываемым раздражением общался с прессой. Он заявил, что ФСБ пыталась возбудить дело в отношении него еще в апреле, причем сам экс-начальник ОП об этом прекрасно знал «от источников, работающих в их же структурах». А для сбора компромата ФСБ якобы завербовала его зама Ситдикова.
«Я просто не думал, что они пойдут на такой беспредел, который сейчас происходит, — громко и уверенно говорил Ершов. — Господин Ситдиков в доверительной беседе со мной признался, что с апреля подписал контракт и является агентом федеральной службы безопасности. Его завербовали только для того, чтобы он в течение месяца собирал на меня информацию. С него требовали: „Принеси нам что-то, за что его можно нахлобучить“. А поскольку он не смог, его упекли за решетку. Теперь еще тянут и меня до кучи!»
По мнению Ершова, дело «напрочь сфабриковано». «Некоторые сотрудники правоохранительных структур заинтересованы в исходе этого дела и моего ареста для своих коммерческих интересов», — объяснил подозреваемый свою позицию, добавив, что люди, которые сопровождают дело, «входили в состав учредителей фирм». Каких? Загадка. Доказательства своим словам экс-начальник ОП обещал представить в своих показаниях.
«Я просто не думал, что они пойдут на такой беспредел, который сейчас происходит, — громко и уверенно говорил Ершов
Кроме того, под сомнение подозреваемый поставил слова свидетелей, фигурирующих в деле — Желовицкого (совладелец ООО «ЧОО Одиссей-Казань») и Салихова. Оба они проходят свидетелями и по делу Ситдикова: следствие полагает, что полицейские требовали с предпринимателей плату за непроведение проверок и общее покровительство. По словам Ершова, с Желовицким они знакомы 20 лет и даже дружили семьями. «Последние 8 лет мы с ним не виделись, не общались, не было уже дружеских отношений. Если он считает, что я в его отношении совершал противоправные действия, что ему мешало обратиться в органы [раньше]?» — недоумевал бывший начальник ОП. А Салихов, по его словам, работает с Желовицким в течение 10 лет и является заинтересованным лицом. Кроме того, по мнению Ершова, еще два свидетеля — некие Галина Вашкарина и Олег Труба — дали показания на него под давлением. С первой подозреваемый тоже дружит семьями с 1999 года, у второго стал крестным отцом ребенка. «Она (Вашкарина — прим. ред.) до сих пор прощения просит у моей жены. „А что я могла сделать? Меня привели, сказали: „Мы у тебя бизнес весь на хрен отнимем, и ты с голой жопой останешься!“» — эмоционально процитировал свидетельницу Ершов, практически переходя на крик. В этот момент он активно жестикулировал и даже, будто отчитывая кого-то, стучал указательным пальцем по деревянной стойке внутри клетки.
О своем бывшем заме Ситдикове Ершов отзывается как о человеке «подлом и поганом». «Мы с ним никогда не были в хороших отношениях, об этом все руководство знает», — заявил подозреваемый. Между тем сразу после задержания Ситдиков отрицал причастность своего начальника к преступлению, говорит Ершов. И лишь после двух суток в ИВС поменял свое мнение. Подозреваемый считает, что за «нужные показания» ему якобы обещали домашний арест. Однако Ситдиков по-прежнему в СИЗО.
И наконец объяснил Ершов и свое «бегство». «Мое отсутствие было вызвано тем, что я пытался объективно донести до их (ФСБ — прим. ред.) руководства в Москве информацию о том, почему сотрудники ФСБ заинтересованы в исходе дела в отношении меня», — заявил бывший начальник ОП, добавив, что это у него получилось — якобы есть аудиозапись. И опроверг информацию о том, что скрывался с табельным оружием — по его словам, пистолет он сдал своему водителю. «Это бред, что я бегал с пистолетом. Если бы я хотел что-то сделать, я бы в кабинете мог это совершить. Ничего мне не мешало. Для чего мне оружие? Чтобы с кем-то поквитаться, что ли? А какой смысл?» — недоумевал Ершов.
«Вы говорите, что Ершов скрывался, находился в розыске. А вы хоть раз его вызывали на допрос в установленном законом порядке?» — поинтересовался у следствия адвокат
А было ли увольнение?
Судья Юлия Конышева установила личность подозреваемого: успокоившись после гневной тирады, растянувшейся на 15 минут, Ершов встал со скамьи и сообщил: ему 40 лет, родился и живет в Казани, имеет высшее юридическое образование, супругу и двоих несовершеннолетних детей. Нигде не работает.
— Приказ об увольнении был? — уточнила судья.
— 26-го [октября], как мне сегодня следствие озвучило, — подняв голову, ответил полицейский.
— У следствия в настоящее время данных об увольнении Ершова не имеется, — вставил тут же следователь. Подозреваемый растерянно посмотрел на него. Впрочем, в тот же день, буквально за несколько часов до ареста, пресс-служба МВД по РТ сообщила, что в ведомстве «принято решение об увольнении» Ершова из органов. Соответствующие материалы были направлены в департамент госслужбы и кадров МВД РФ — видимо, за ним и окажется последнее слово.
Следователь кратко озвучил свое ходатайство, не раскрывая фабулу дела, но уточнив, что в нем 10 эпизодов. Позже он сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сумма взяток, которые якобы получил Ершов, предварительно оценивается в 18 млн рублей, а период преступления начинается с 2005 года. Спикер просил отправить полицейского под стражу, объяснив это тем, что тот может скрыться (что, в принципе, и делал до этого три недели), противодействовать оперативно-разыскным мероприятиям, так как является «действующим сотрудником МВД», угрожать свидетелям из числа своих подчиненных. «При этом до сих пор не установлено местонахождение иных лиц, возможно, причастных к преступлению», — подчеркнул следователь Хадеев. Прокурор ходатайство следствия поддержал.
— Вы говорите, что Ершов скрывался, находился в розыске. А вы хоть раз его вызывали на допрос в установленном законом порядке? — поинтересовался у следствия адвокат.
— В его жилище проводился обыск, и родственникам говорили, что ему необходимо явиться в органы предварительного следствия. Его руководство было поставлено в известность, — ответил следователь и добавил, что некая гражданка Букина подтвердила, что Ершов скрывался: у нее нашли его личные вещи. Кроме того, продолжил спикер, полицейский пытался избавиться от имущества. Сам подозреваемый впоследствии скажет, что действительно продавал машину, но еще до возбуждения дела.
Сам Ершов заявил в суде: уверен, что следствие «умышленно скрывает» факт его увольнения — хотя сам он приказа не видел, но это должно было произойти, уверен подозреваемый
«Система МВД от меня отказалась: у меня нет ни ресурса, ни звания, ни кабинета»
Сам Ершов заявил в суде: уверен, что следствие «умышленно скрывает» факт его увольнения — хотя сам он приказа не видел, но это должно было произойти, уверен подозреваемый. Как минимум потому, что он долго не появлялся на рабочем месте. «Раз я уволен, то вся система МВД от меня отказалась, и оказывать через своих коллег на кого-либо давление я уже не имею возможности. У меня нет ни административного ресурса, ни кабинета, ни звания, ни должности», — спокойно, но твердо заявил полицейский. Он повторил свои тезисы о свидетельских показаниях и заявил, что ко взяткам непричастен, а также добавил, что его изначально никто не уведомлял о розыске, хотя могли вызвать по телефону. «Им нужно было провести красивое задержание с применением спецназа, чтобы это было озвучено в СМИ, — слегка усмехаясь, сказал Ершов. — Я отвечу только за то, что сделал. А то, что там написано, — поймите, это ужасно».
В заключение подозреваемый попросил суд не отправлять его под стражу. «Наверное, решение уже внутренне принято какое-то, но у меня жена… — в этот момент голос Ершова дрогнул, а сам он опустил голову. — Мы два года боремся с раком. Проводили операции в Израиле. Если что-то с ней случится, нужно будет оформлять опеку…»
— Скажите, а почему вы с рабочего места скрылись? И потом на работе не появлялись? — поинтересовался у Ершова старший помощник прокурора Советского района Казани Михаил Вавилин.
— С рабочего места я не скрывался, просто в пятницу (9 октября — прим. ред.) был короткий рабочий день. А потом не появлялся потому, что я фактически весь ход дела знал, еще когда были попытки его возбудить в апреле. Хотел донести до вышестоящего руководства [ФСБ] в Москве, чтобы там объективно подошли к рассмотрению этого беспредела, что здесь творится, — снова выдал уже запомнившуюся всем присутствующим фразу Ершов.
— А вы знали, что вас ищут? — еще раз обратился к нему прокурор.
— Да, я знал, — выдержав паузу и сбавив тон, сказал полицейский. — Сегодня (в субботу, 31 октября — прим. ред.) я принял решение встретиться с супругой, и, когда информацию до нее довел, она меня ознакомила с газетой, со статьей, что там написано… А о том, что федеральный розыск был, мне сегодня сообщил следователь. Все это время я находился на территории Казани, никуда не уезжал.
Ершов также добавил, что после своего отстранения от службы советовался с начальством, как ему поступить, что делать, какими окажутся последствия. Полицейскому якобы сказали, что принимать решение по нему будут после предъявления обвинения. А по факту вышло совсем не так.
— Вы у родственников все это время находились?
— Да, — твердо ответил Ершов, а спустя пять секунд добавил: — Ну как у родственников… Да, у родственников.
Судья, выслушав доводы всех сторон, удалилась в совещательную комнату, где пробыла около получаса. Ершов в это время продолжал активно высказываться по делу, несмотря на то, что адвокат не раз пытался остановить его жестами. «Да надоело просто уже! Сделали [из меня] посмешище… Убийство Берии еще только не повесили!» — объяснял свою экспрессивность полковник.
«Я 100 процентов говорю, что данное преступление (убийство студента из Чада) было раскрыто нами, хотя в СМИ это никто не говорил»
Как Ершов раскрыл убийство студента из Чада и что думает о своем будущем
Досталось от Ершова и присутствовавшим на процессе оперативникам ФСБ. «Вы, ребята, если меня разрабатывали, чего меня с поличным-то не взяли? С деньгами мечеными и так далее? У нас же это нормально, прокатывает! — возмущался полковник. — Очень удобно сидеть и вешать на человека 10 статей. Обалдеть, просто обалдеть!». Но оперативники ФСБ в масках ничего ему не ответили.
«У нас власть в стране отдана определенной группе людей, которые могут делать все что хотят, сажать кого хочешь — прокурора, судью, эмчээсника... Ничего их не останавливает, похер! Как будто сами чистые!» — не унимался Ершов, добавляя, что полиция уже с 2011 года не имеет никаких прав. «Сейчас сотрудника полиции только ленивый не толкает и по жопе не пинает», — уже с долей обиды заметил подозреваемый.
А спустя некоторое время на полковника будто нахлынули биографические воспоминания. Он вспомнил, как принимал новое здание ОП «Сафиуллина» (точнее, сначала «не принял ни один квадратный метр» — якобы плохое качество) и как президент РТ Рустам Минниханов вручал ему символический ключ. «Ключ, конечно, красивым был», — добавил Ершов. А после вспомнил, как получил из рук главы республики единственную награду за 23 года службы — за раскрытие резонансного убийства студента из Чада. «Я 100 процентов говорю, что данное преступление было раскрыто нами, хотя в СМИ это никто не говорил», — заверил подозреваемый, увидев в представителях прессы увлеченных слушателей. По его словам, на территории ОП было совершено два нападения — на жителей Афганистана и Таджикистана. И именно сотрудники «Сафиуллина» установили основного фигуранта дела. «Потом я лично этого человека передал тогда еще замминистра МВД Демидову Андрею Юрьевичу. Они выехали и задержали», — с нескрываемой гордостью говорил Ершов.
На вопрос о том, кого из известных персонажей еще задержал полковник за время своей службы, он ответил громким искренним смехом. «Я сейчас сам являюсь таким персонажем! И меня аж целый аппарат ФСБ, спецназ [задерживал], — сказав это, улыбаться Ершов перестал. — Они боятся, чтобы я свой рот не открыл дальше — задержанного и осужденного ведь никто слушать не будет, пускай орет там. У нас много таких кричат, как в скворечнике. Стану правозащитником, начнут они потом бегать от меня».
Судья, вернувшись из совещательной комнаты, постановила: отправить Ершова в СИЗО до 8 декабря. После оглашения решения обвиняемый опустил голову и послушно ждал, пока на него снова наденут наручники. Будет ли защита обжаловать решение, пока неизвестно: адвокат Прокофьев не стал комментировать, сообщив, что должен обсудить это со своим подзащитным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 597
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.