Чтобы в отставку одновременно отправили сразу троих ученых – руководителей подразделений КФУ, — подобного, наверное, не бывало со времен революции. Причем среди них оказались представители таких традиционно мощных в вузе направлений, как физика и химия. Да и ВМК не из последних. Вчера, представляя руководителей подразделений КФУ, ректор Ильшат Гафуров сделал ряд программных заявлений, иллюстрирующих обстановку в вузе. На мероприятии побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Ильшат Гафуров: «В 2010 году я пообещал, что, как только университет переформатируется, директора начнут избираться, и сегодня так оно и есть»
«НИКТО НИКОГО НЕ ПРИНУЖДАЛ»
Подписание трудовых договоров с руководителями подразделений КФУ руководство вуза обставило церемониалом впервые. Даже прессу пригласили. Все это подразумевало некую экстраординарность события, например в виде программных заявлений. И предположение не замедлило подтвердиться.
«Наверное, конкурсная процедура была не очень приятной для многих из вас, поскольку задавалось большое количество вопросов, в том числе по процессам, которые происходят в мире в академической среде, — обращаясь к собравшимся, сказал ректор Ильшат Гафуров. — Все обсуждения сопровождались жаркими дискуссиями. Голосование было тайным — никто никого не принуждал. Я не высказывался в пользу каких-либо кандидатов. Урна вскрывалась в последний день, и „единогласно“ не было».
Все дело в том, что руководителей подразделений КФУ впервые не назначали, а выбирали через конкурс. «В 2010 году я пообещал, что, как только университет переформатируется, директора начнут избираться, и сегодня так оно и есть», — пояснил позже в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Гафуров. Он напомнил, что ранее, например, директора институтов выбирались собственными учеными советами, а потому итог, как правило, был предрешен. Теперь же дело решается через конкурсно-аттестационную комиссию большого ученого совета вуза.
Контракты с директорским корпусом расторгли в апреле — автоматически, с истечением второго срока правления Гафурова. Но с учетом коронавируса решение вопроса с их продлением перенесли на полгода. И вот в октябре кандидаты презентовали себя и программы развития своих институтов на пять лет. Как и следовало ожидать, большинство директоров переизбрали.
«Желаем скорейшего выздоровления! Борода у вас еще больше стала, как у настоящего геолога», — поприветствовал ректор по видеосвязи директора института геологии и нефтегазовых технологий Даниса Нургалиева
Вчера представление почти каждого из них ректор сопровождал коротким комментарием. «Хотим мы того или нет, но на вашем подразделении — основная нагрузка по подготовке учителей для национальных и полилингвальных школ», — напутствовал он Радифа Замалетдинова (институт филологии и межкультурной коммуникации). На плечи Андрея Киясова (институт фундаментальной медицины и биологии) ложится огромная нагрузка в связи с пандемией коронавируса, подчеркнул Гафуров. «Желаем скорейшего выздоровления! Борода у вас еще больше стала, как у настоящего геолога», — поприветствовал он по видеосвязи директора института геологии и нефтегазовых технологий Даниса Нургалиева и подчеркнул, что это подразделение (вместе с институтом психологии и образования — Айдар Калимуллин) почти вышло на самоокупаемость и сегодня может работать в режиме самообеспечения. У института экологии и природопользования (Светлана Селивановская) практически полностью меняется модель развития. «Все, что делает институт, востребовано бизнесом, сумма одного только гранта — 600 миллионов, пусть и за три года», — подчеркнул ректор.
Ивану Стойкову досталось хозяйство из 7 кафедр и 70 сотрудников, среди которых академик и два члена-корреспондента РАН, академик РАЕН, член-корреспондент АН Татарстана, 25 профессоров и докторов наук и 44 кандидата наук
«НАШ, ДОМОРОЩЕННЫЙ»
А далее началось самое интригующее. Конкурсы на должности директоров института физики, химического института им. Бутлерова и института вычислительной математики и информационных технологий Гафуров объявил несостоявшимися. «Проанализировав результаты работы институтов, мы решили, что три директора не могут продолжать работу», — сообщил он. Новые директора назначены, по сути, его волевым решением. В чем дело?
Проще всего с химиками. Как объяснил «БИЗНЕС Online» шеф КФУ, предыдущий директор Владимир Галкин за полгода до конкурса известил, что выбираться не станет. С 1998 года он был деканом химфака, а когда факультет в 2003-м преобразовали в институт, стал его директором. 23 года руководства не шутка, отметил Гафуров, плюс Галкину 66 лет, поэтому с апреля он работает дистанционно, а так, по мнению ректора, управлять подразделением невозможно. Владимир Иванович остается завкафедрой высокомолекулярных и элементоорганических соединений.
Владимир Галкин остается завкафедрой высокомолекулярных и элементоорганических соединений
Вместо него назначили 48-летнего профессора кафедры органической химии, доктора химических наук Ивана Стойкова. «Мы долго искали, были и предложения со стороны», — подчеркнул Гафуров. На мероприятии же он отрекомендовал нового директора так: «Для многих из вас, особенно для гуманитариев, Иван Иванович новый человек. Он наш, доморощенный, полностью университетский. Имеет очень хорошие результаты в работе и науке. Хотел бы, чтобы за этот год проявились и его управленческие качества».
Стойкову досталось хозяйство из 7 кафедр и 70 сотрудников, среди которых академик и два члена-корреспондента РАН, академик РАЕН, член-корреспондент АН Татарстана, 25 профессоров и докторов наук и 44 кандидата наук.
Несмотря на общее благополучие славного для Казани университетского химического направления, Гафуров указал на существенную проблему: «Институту надо сделать большой рывок и стать востребованным не только в академических кругах, но и у наших бизнес-партнеров. Живя в нефтехимической республике, мы должны сыграть определенную роль для повышения конкурентоспособности наших базовых предприятий».
«Спасибо, что согласились работать директором», — обратился ректор к Стойкову, по виду весьма добродушному человеку, из разряда тех, кого принято называть кабинетными учеными.
Дмитрий Чикрин — самый молодой из выдвиженцев: всего 34 года. Окончил КНИТУ-КАИ, там же получил квалификацию вузовского преподавателя. У него и самый, так скажем, экзотический послужной список
«МИЛЛИАРДЕР» ИЗ КАИ
Локальный триллер, похоже, случился при обсуждении на заседании комиссии кандидатур на место директора института вычислительной математики и информационных технологий (ИВМиИТ), созданного в 2011 году. По словам Гафурова, 44-летний Сергей Мосин прошел аттестацию. Но! «Были споры и далеко не единогласно члены комиссии отнеслись к его выступлению и ответам на вопросы, — рассказал ректор. — Тем не менее большинство проголосовало за то, чтобы Сергей Геннадьевич продолжил работу. Правда, условием поставили достижение за короткий срок определенных показателей. После этого он забрал заявление (Мосин останется доцентом кафедры прикладной математики ИВМиИТ — прим. ред.), и, поскольку место стало вакантным, я воспользовался своим правом назначить директора».
Им стал руководитель центра цифровых трансформаций КФУ (ЦЦТ), завкафедрой киберфизических технологий высшей школы киберфизических систем и прикладной электроники, кандидат технических наук, доцент Дмитрий Чикрин. Он самый молодой из выдвиженцев: всего 34 года. Окончил КНИТУ-КАИ («Телекоммуникации»), там же получил квалификацию вузовского преподавателя. У него и самый, так скажем, экзотический послужной список. Параллельно с карьерой в университете 6 лет работал техническим директором компании, выпускающей спецтехнику для силовых структур. С 2019 года — руководитель центра исследований и разработок интеллектуальных транспортных систем КАМАЗ-КФУ. Среди научных интересов — навигационные системы и комплексы, системы помехоустойчивой связи в неблагоприятных условиях, машинное зрение. За время его руководства ЦЦТ выполнил 40 НИОКРов и ни разу не сорвал сроки. «Он хоть и выпускник КАИ, но уже интегрировался в наш коллектив, — отрекомендовал Гафуров вышедшего к кафедре несколько сумрачного молодого человека. — И заработал по договорам более миллиарда рублей!»
Похоже, способность зарабатывать стала одним из главных факторов при выборе шефа ИВМиИТ. «Когда директор говорит о 40 миллионах рублей сегодня и о 46 миллионах к 2030 году, это несерьезный подход, — подчеркнул вчера на мероприятии Гафуров. — Наши институты должны быть востребованными, а это характеризуется и доходами, которые мы получаем».
«По параметрам инновационной деятельности, НИОКР институт не вытягивает даже на средний уровень, — пояснил ректор в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Да, выполняет требования минобразования, но по сравнению с другими нашими институтами он далеко не впереди. ВМК должен работать на переднем крае, его заказчиками должны быть крупные IT-компании, а вместо этого за год не смогли внедрить цифровые технологии в нашей клинике. Посмотрим, как будет работать новый директор — у него хороший бэкграунд у наших индустриальных партнеров».
У Чикрина готова докторская диссертация. Как полагает Гафуров, защита — не далее чем через полтора года.
Переформатировать институт физики будет Дмитрий Таюрский
ОСТЕПЕНЯЙТЕСЬ!
Отсутствие докторской степени — один из камней в огород теперь уже экс-директора института физики (основан в 2010 году) 58-летнего Сергея Никитина (отныне руководитель центра квантовых технологий КФУ).
«Основные подразделения должны возглавлять доктора! — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ Гафуров. — Разговоры об обесценивании научных степеней беспочвенны: когда подразделением руководит доктор и профессор, это способствует росту молодежи или, по крайней мере, не тормозит его. Плохо, когда руководитель косвенно или напрямую этот рост сдерживает. Защита докторской была одним из условий при назначении Сергея Ивановича в институт, где почти все заведующие кафедрами — доктора. Мы дали ему на это пять лет, он сам подписал приложение к контракту, но сегодня несоответствие данному формальному признаку не позволило ему идти дальше».
Сергей Никитин отныне руководитель Центра квантовых технологий КФУ
Отсюда, по мысли ректора, еще одна проблема — кадровая. При «огромной концентрации талантливых людей» некоторых уже долго возглавляющих кафедры руководителей попросту некем заменить — не сумели сформировать замену. «Считаю это достаточным аргументом для смены руководителя», — отрезает Гафуров.
Среди других претензий — почти полное отсутствие заказов со стороны индустрии, притом что все хотелки института физики удовлетворялись в первую очередь. «Именно в него были сделаны самые первые огромные вложения — в инфраструктуру, оборудование, все заявки выполнялись», — посетовал Гафуров, который и сам физфаковец.
Переформатировать институт будет проректор по образовательной деятельности, завкафедрой общей физики, главный научный сотрудник НИЛ «Квантовые жидкости и квантовые газы», профессор, доктор физико-математических наук, 57-летний Дмитрий Таюрский. «И никакой он не чиновник от образования! — ответил Гафуров некоторым читателям „БИЗНЕС Online“, которые оставили едкие комментарии к новости о назначении Дмитрия Альбертовича. — У Таюрского огромный опыт работы как в КФУ, так и за границей, — он долгое время работал в ведущих университетах Японии. А сейчас, по сути, возвращается в родной институт».
Ректор напомнил, что у физиков всегда были неплохие показатели по фундаментальным проектам, но теперь настало время и чуть опуститься на землю. «Надеемся, у института появится свое лицо», — напутствовал он Таюрского.
Полномочия новых троих директоров действуют год, по истечении которого последуют выборы.
«Есть огромное пожелание всем нам — не переходить за грань дозволенного суверенитета, понимать, что все мы работаем в едином университете»
«РАСТИТЬ СМЕНУ, А НЕ ПЕРЕМАНИВАТЬ КАДРЫ»
И, наконец, под строго-благосклонными взорами Толстого, Бутлерова, Лобачевского, Александра I со стен императорского зала Гафуров выдвинул ряд основополагающих для ближайшего будущего КФУ тезисов.
Первый. Ведущие позиции в институтах должны занимать только самые лучшие специалисты. Кумовство неприемлемо.
Второй. Растить смену, а не переманивать кадры друг у друга. «Рядом с вами должны работать люди, которые завтра смогут перейти на вашу позицию и продолжить вашу линию, — сказал ректор. — И нужно спокойно к этим процессам относиться. А то у нас бывают большие проблемы: завкафедрой ушел, и все — судорожно ищем, кто бы мог продолжить работу. Прошу институты химии, физики, математики, инженерный не перетаскивать кадры друг у друга, а работать в сфере межинститутских структур».
Третий. Несмотря на жесткость требований, всегда помнить, что подчиненные и коллеги — это не абстрактные единицы, а живые люди, за которыми стоят семьи.
Четвертый. Поменьше споров о том, кто за что отвечает, — делаем общее дело.
И пятый, резюмирующий: «Есть огромное пожелание всем нам — не переходить за грань дозволенного суверенитета, понимать, что все мы работаем в едином университете».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 235
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.