Дирекция по поддержке кинопроектов и организации киномероприятий «Время кино» в третий раз стала участником бизнес-площадки Московского международного кинофестиваля. Руководитель дирекции Альбина Нафигова в своем материале для «БИЗНЕС Online» рассказала о том, чем живет региональное кино, от чего зависят его успехи и что может помочь местным кинематографистам зарабатывать не отходя от дома.
Альбина Нафигова (справа): «Локации, кинокомиссии, система «одного окна», дополнительные бонусы для копродукции — все это в приоритете»
Регионы просят огня и «топят» за рЕбейты
В этом году наша дирекция в третий раз стала участником бизнес-площадки на Московском международном кинофестивале, которую проводит молодежный центр союза кинематографистов России. Чем живет сегодня региональное кино и как меняется его карта?
Кинокомиссии, система «одного окна», дополнительные бонусы для копродукции — все это в приоритете. Большинство регионов в своих презентациях сделало ставку на привлечение внешних проектов и работу с внешними студиями. Лидер по ребейтам — Калининградская область, которая давно и успешно действует в данном направлении. Там появился целый бизнес-кластер ренталов и ваген-сервисов — они сдают в аренду оборудование для кино и зарабатывают на этом. В ближайших планах — наращивать объемы. Для привлечения клиентов в Калининграде планируют добавочный процент для копродукционных, международных проектов. 50% возмещения затрат предлагается проектам, которые максимально используют местные кадры и обучают их. Уже есть реальные успешные примеры такого трудоустройства.
В этом году наша дирекция в третий раз стала участником бизнес-площадки на Московском международном кинофестивале, которую проводит молодежный центр союза кинематографистов России
Богатство своих возможностей продемонстрировали Камчатка, Хакасия, Башкортостан, Архангельская и Иркутская области. Представитель иркутской кинематографии среди преимуществ отметил свой филиал ВГИКа и высокую долю молодых кадров в местном союзе кинематографистов. Тольятти претендует на центровую роль в Самарском регионе, здесь получилась структурированная презентация, почти «дорожная карта». Были озвучены цифры и допандемийные релизы.
Тюмень оказалась представлена «Медиаполисом», который старается объединять визуальную мощь региона, не ограничиваясь только кино. Это коммерческое видео, интернет-контент и короткий метр. Московская область показала работу своей кинокомиссии, отдельно отметив службу «одного окна» и готовность предоставлять комплекс услуг бесплатно. Директор Башкирской киностудии рассказал о прокатных планах в своем регионе. Это, несомненно, мудрое решение — задуматься о сбыте.
От якутского кино был видеоролик, в котором четко прослеживался вектор на самодостаточность. Фестивальные успехи на мировых киносмотрах уже закреплены победой в Москве на фестивале А-класса в прошлом году и на «Кинотавре» в нынешнем сезоне. Если вы в своем регионе можете снять фильм за 2 млн и продемонстрировать валовый сбор в 5 раз больше, вам есть чем гордиться. Якуты, как всегда, молодцы.
Со всеми оговорками «Зулейха» открыла не только глаза, но и представила карту кинолокаций и возможностей нашего региона
…пришли к обороту в несколько миллионов рублей
Теперь о Казани. Мы начали с диаграммы рейтинга 2017 года и сравнили его с нынешней ситуацией. Несмотря на отсутствие киностудии, объемы производства выросли, в том числе с участием входящих проектов. Так что в пункте плана «построить киностудию» надо постараться ответить на некоторые вопросы. Для кого? Как она будет функционировать и выходить на самоокупаемость? Какая маржинальность возможна без дальнейшей господдержки?
Кинокомиссии и ребейты в Татарстане не в чести, но при этом мы имеем самую рейтинговую сериальную историю. Со всеми оговорками «Зулейха» открыла не только глаза, но и представила карту возможностей нашего региона. По крайней мере, по итогам прошлого года я не припомню столь масштабного кинематографического шоурила от другого субъекта.
В качестве примера мы рассказали о своем проекте «Алтын тэлинке» («Золотая тарелка»). И в этот же день запустили серию показов в Москве при поддержке полпредства РТ
В 2018-м мы уже делали презентацию с отсылкой на историю кинопроизводства, представляли статистику по прокату национального кино и его развитию в динамике. В этом году обсуждали развитие креативных кластеров и индустрий. Поэтому мы обратились к новейшей истории киномероприятий и событий и благодаря бизнес-площадке составили свою арифметику инвестиций. Итак, без учета коммерческих показов и поддержки фонда президентских грантов, войдя с уставным капиталом 10 тыс. рублей, мы пришли к обороту в несколько миллионов. Из них больше половины — софинансирование со стороны партнеров и собственные средства.За это время мы смогли оплатить услуги 60 творческих специалистов, провести более 10 больших киномероприятий (не считая обычную прокатную деятельность и работу в сфере локального кинопоказа) и вложить средства в поддержку кино.
Кстати, во многих регионах киноактивность представлена работой НКО. Это эффективная форма деятельности и возможность сотрудничать с государством и бизнесом. К тому же хорошие перспективы для НКО открываются благодаря фонду президентских грантов. В качестве примера мы рассказали о своем проекте «Алтын тэлинке» («Золотая тарелка»). И в этот же день запустили серию показов в Москве при поддержке полпредства РТ. Каждую пятницу в автономии татар Москвы можно будет смотреть фильмы из каталога кинопремии (каталог на сайте золотаятарелка.рф).
Кроме столицы, в наших планах показ фильмов в разных городах России. Региональные активисты отзывчивы, а благодаря кинопремии мы узнали, сколько работ снимается в субъектах
Кроме столицы, в наших планах показ фильмов в разных городах России. Региональные активисты отзывчивы, а благодаря кинопремии мы узнали, сколько работ снимается в субъектах. В этом проекте много открытий для нас самих. Оказалось, что, несмотря на пандемийные шалости, можно реализовать такое мероприятие, как кинопремия. Партнером выступило наше министерство по делам молодежи, которое продемонстрировало такую мобильность и слаженность, что все невозможное стало возможным. Вместо одного события пришлось провести пять, и на кинопремию приехали все эксперты и представители регионов из шорт-листа. Молодость — это прекрасно!
Мы проанализировали фестивальную активность в нашем городе и пришли к выводу, что часть фестивалей так и останется историей допандемийного периода. Та же ситуация прослеживается и в целом по мировой карте фестивалей. В России каждый регион имеет в своем событийном календаре кинофестиваль. И в этом пункте рейтинга у нас все очень неплохо. Прошлогодний проект «Кино за 7 дней» был представлен как вариант фестивальной активности, в череде региональных кинокампусов он выделяется своей международностью. Здесь мы учитываем и географию участников, и наличие солидного жюри.
Прокат-самокат и другие приключения регионального кино
Кинопроизводство и сбыт в нашей презентации были представлены дебютной работой на стадии производства «Я приду», драмой «Пустота» и комедией «Кире». Чем они замечательны? Две последние работы вышли на новый этап на пути к зрителю. Их официальные онлайн-релизы состоялись на платформе Start.ru, как раз в даты Московского кинофестиваля. Это произошло впервые в истории нашего татарстанского кино, с чем и поздравляем наших молодых кинематографистов. Дебют же примечателен тем, что запустился по следам питчинга с наибольшим призовым фондом от министерства культуры РТ. В прошлом году это был самый высокий показатель среди региональных питчингов.
На бизнес-площадке нас порадовал интересный формат общения регионалов с участниками киноиндустрии один на один. У каждого региона была возможность поговорить с представителями «Яндекса», МТС, «Старт.ру», специалистами по праву и фестивальному продвижению. Кто-то презентовал свои проекты, кто-то задавал вопросы, было интересно даже просто послушать, что уж говорить о непосредственном участии. Интересная и вполне объяснимая закономерность: региональные фильмопроизводители уже не смотрят так вожделенно в сторону киносетей, их представителей почти и не было на данном форуме. Большинство видят свою аудиторию в интернете, поэтому предпочитают офлайн-общение со стримингами. Понимают, что между размещением фильма на YouTube и на киноплатформе большая разница. Что характерно, осознают, что выход в открытый доступ раньше фестивального старта — большая глупость. Отсюда делаем вывод: региональные кинематографисты все еще верят в фестивали, меньше надеются на кинотеатры (я про настоящий прокат через ЕАИС) и все больше горят желанием попасть на серьезные онлайн-платформы, некоторые из которых заинтересованы поддерживать кинопроизводство. Оно и понятно, сейчас самое время каналам сбыта обеспечить себя контентом. И в этой борьбе за эксклюзив вполне логично профинансировать его на стадии производства.
Мне нравится мечтать. Представим: если регионы рвутся в бой, а стриминги дадут им огня, то вполне возможно, что часть кинематографической молодости будет оставаться в своем регионе и снимать для онлайн-аудитории. А когда в эту формулу вольются ребейты и в субъекты потекут федеральные и международные проекты, то специалисты смогут получать опыт и обучаться, не отходя от региона слишком далеко. При этом станут вызревать бизнес-проекты. Например, у нас имеется рентал. Есть киносклад. Появятся вагены, киноеда, продюсерские центры, локейшн-сервис. И пусть у них будет возможность зарабатывать. Наверное, об этом тоже можно было поговорить на совете по культуре при президенте РТ. Ведь министр культуры РФ Ольга Любимова — человек из сферы кино. Но в тот день очень хотелось побыть Маугли и послушать аксакалов…
Альбина Нафигова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.