Страсти по трассировке в Лаишевском районе Татарстана автобана М12, похоже, достигли такого накала, что, наконец, счел нужным высказаться и заказчик строительства — «Автодор». Вчера на пресс-конференции в Казани глава госкомпании Вячеслав Петушенко говорил о значении дороги для страны, но возможные нюансы трассировки обсуждать отказался. При этом, как заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», общественности впервые дали понять, что ответственность за выбор маршрута несут и власти РТ.
Вячеслав Петушенко: «Официально вам заявляю, что сегодня утвержденной трассировки по Татарстану не существует!»
В ТИСКАХ ЮЖНОГО ОБХОДА
Трассировку автобана Москва – Казань разработают в течение двух недель, заявил вчера на пресс-конференции в «Татар-информе» председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.
«Официально вам заявляю, что сегодня утвержденной трассировки по Татарстану не существует! Если сейчас вам кто-то будет говорить, что по их дому пройдет дорога, он врет! Врет! — весьма эмоционально отозвался он на вот уже два месяца кипящее у жителей ряда лаишевских поселков негодование по поводу возможного маршрута автобана. — Вот когда мы согласуем со всеми субъектами — общественности скажем и покажем».
Сдается только, что опасения людей далеко не беспочвенны. Вчера Петушенко, по сути, подтвердил информацию о том, что сам коридор прохождения дороги есть и теперь возможны лишь вариации в пределах сотни-другой метров. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он сообщил, что трасса включена в схему территориального планирования РФ, что примерно 20 км дороги совместится с южным обходом Казани — это повысит ее эффективность, позволит использовать не только как транзитную. «Дорога в пустыне проходить может, конечно, но тогда она мало кому нужна, — отметил он. — Поэтому, естественно, рассматриваем вариант, чтобы трасса проходила в непосредственной близости от столиц регионов. Если передвинем южнее Казани, ее невозможно будет включить в южный обход».
«НИКАКОГО ДИКТАТА»
На вопрос, сколько частных участков может задеть дорога, Петушенко повторил, что трассировка после моста через Волгу до конца не утверждена, поэтому о количестве участков «сказать не могу и не хочу». Но оговорился: «Речь идет о единицах участков, которые могут быть затронуты. Задача — чтобы жители как можно меньше пострадали. Повторю: трасса нужна стране, Татарстану, каждому конкретному населенному пункту — чтобы была доступность и скорость передвижения, а то едем часами. И, естественно, какие-то неудобства для кого-то могут быть, но мы их минимизируем при помощи экологических, технических мероприятий. Граждане, от которых поблизости будет проходить дорога, не почувствуют каких-то сложностей». Петушенко заверил, что Госэкспертиза не пропустит проект, если он не соответствует нормам по шуму, экологии и т. д.
На случай, если автобан все же пройдет по чьей-то земле, а то и потребует сноса строений, есть установленная государством процедура выкупа для госнужд, напомнил шеф «Автодора». Проводится оценка, если она не устраивает, дело решается через суд. «Никакого диктата, — заверил он. — Цена определяется в соответствии с рыночной стоимостью. Если она не устроит продавца, суд определит ее в соответствии с экспертизой стоимости объекта».
Вскользь Петушенко заметил, что есть три варианта прохождения М12 после моста через Волгу, но на предложение «БИЗНЕС Online» конкретизировать эту информацию отрезал: «Я вам трассировку сейчас говорить не буду».
Скорость движения на М12 предполагается 120 км/ч. «Почти 800 километров — ни одного светофора, пересечения или пешеходного перехода в одном уровне»
ЗАПРАВКА И ПЕРЕКУС — ЧЕРЕЗ 50–80 КИЛОМЕТРОВ
Попутно глава госкомпании рассказал о технических деталях проекта. Скорость движения на М12 предполагается 120 км/ч. «Почти 800 километров — ни одного светофора, пересечения или пешеходного перехода в одном уровне, — говорил он об открывающихся перспективах. — Можно в Казани поставить на круиз-контроль и до Москвы ни разу не остановиться». Тормозить для оплаты проезда не потребуется — будет действовать система «свободный поток». Через каждые 50–80 километров — многофункциональные зоны: заправка, шиномонтаж, мини-отель, кафе.
Но за удобство придется платить, подчеркнул Петушенко: «Мировая практика говорит: чтобы обеспечить комфортный проезд, надо привлекать деньги. Другого по большому счету не будет».
Он объяснил и смысл государственно-частного партнерства по проекту. Чтобы построить М12, денег в бюджете недостаточно, поэтому часть их привлекут «с рынка»: 60% — государство, 40% — со стороны. Вклады инвесторам будут отдавать 20 лет — за счет сбора платы за проезд. То, что будет собираться после этого, пойдет на строительство новых высококлассных дорог.
«ОБЩАЯСЬ С ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЛЮДЬМИ В ТАТАРСТАНЕ»
Судя по всему, одной из задач пресс-конференции было дать понять, что свою (значительную) долю ответственности за трассировку несет и правительство Татарстана. Дело в том, что, по словам жителей лаишевских поселков, местные власти со всеми вопросами отсылают к федералам — дескать, все решают они. По всей видимости, такая позиция «Автодору» не нравится.
Рефреном пресс-конференции стали высказывания о том, что варианты трассировки рассматривали, «общаясь с ответственными людьми в Татарстане», «вместе с проектировщиками, руководством Татарстана рассматриваем варианты, которые позволят минимизировать проблемы», «трассировку выберем сообща, с руководством республики все обсудим и примем взвешенное решение». «Трассировку утверждает федеральное дорожное агентство на основании согласования субъекта — Республики Татарстан, министерств и ведомств», — подытожил эту часть общения с журналистами Петушенко. И на вопрос о том, насколько принципиально максимально близкое прохождение М12 к аэропорту «Казань», он ответил, что «этот вопрос рассматривают органы исполнительной власти республики».
Когда утвердят трассировку, Петушенко говорить не стал, чтобы в случае чего не пришлось выполнение работы подгонять под обещание. Но, по его словам, в этом году начнется подготовка к строительству искусственных сооружений, а полномасштабные работы стартуют во второй половине 2021-го.
«Мы абсолютно точно не хотим проблем, связанных с обсуждением у общественности»
«НЕПОЗИТИВНЫЕ ЛЮДИ»
Попутно Петушенко дал своего рода отповедь возмущенным жителям поселков, которые на основе доступной информации предполагают, что трасса пройдет недалеко от их домов. «Трассировка сложная, — сказал он. — Мы абсолютно точно не хотим проблем, связанных с обсуждением у общественности. Знаю, что на 3 октября назначен митинг. Вы понимаете, он подогревается теми, кто чего-то где-то не услышал. Кто-то увидел человека с нивелиром, теодолитом или рейкой — и уже крик поднял. Сейчас идут проектно-изыскательские работы, и, когда кто-то видит, что мы что-то изучаем, это не означает, что там и будем строить».
Под занавес Петушенко предложил журналистам общаться почаще — чтобы правильно информировать татарстанцев о ходе работ и «не дать возможность людям, которые непозитивные», использовать ситуацию «в своих личных корыстных целях».
Даже если заверения «Автодора» о минимизации вреда для граждан правдивы, это довольно странный взгляд на переживания не одной тысячи людей, выбравших жизнь на природе и вдруг оказавшихся всего лишь на обочине коридора между Западом и Востоком.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 539
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.