Текущая рабочая неделя может стать последней для Ленара Сафина в должности министра транспорта Татарстана. Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», ему прочат место сенатора. Кандидатура уже внесена в официальный список номинантов от президента республики Рустама Минниханова. «БИЗНЕС Online» совместно с экспертами составил рейтинг тех, кто, вероятно, подхватит министерский портфель. Читатели могут проголосовать за понравившегося кандидата или предложить своего в комментариях.
Отъезд главы минтранса РТ Ленара Сафина в верхнюю палату Федерального Собрания может произойти уже в ближайшие дни
почему пророчат уход сафина
Отъезд главы минтранса РТ Ленара Сафина в верхнюю палату Федерального Собрания может произойти уже в ближайшие дни — сразу после инаугурации избранного президента РТ Рустама Минниханова. Слухи об этом ходят уже несколько месяцев, и не без прямых поводов.
Именно Ленар Ринатович еще в конце июня был выбран в качестве спарринг-партнера Минниханова во время летних праймериз «Единой России». Речи о реальной конкурентной борьбе, конечно, не было, да и сам глава минтранса на внутрипартийном предварительном голосовании заявлял: отдаст голос за своего «конкурента». Но факт участия Сафина в данной процедуре о многом сказал наблюдателям.
Через месяц последовал более прямой намек: сдавая документы для регистрации кандидатом в ЦИК, Минниханов по закону был обязан сразу представить и список из троих кандидатов в Совфед (одного представителя в верхнюю палату направляет Госсовет РТ, а другого — глава исполнительной власти). Интересно, что менять «любимчиков» нельзя: если один по каким-то причинам сдаст мандат, следующий назначается из той же троицы. Сафин вошел в данный шорт-лист. Вместе с ним — вице-премьер и министр образования РТ Рафис Бурганов, а также бессменный руководитель департамента по вопросам внутренней политики аппарата президента РТ Александр Терентьев. Первый, по нашим данным, минобрнауки покинет, но сразу же возглавит один из казанских вузов. На втором, Терентьеве, слишком много завязано в политике казанского Кремля и вряд ли пришло время отпускать его в Москву. Предыдущий же сенатор от исполнительной власти, Олег Морозов, напомним, избран в Госдуму вместо погибшего Айрата Хайруллина.
Есть некоторый шанс, что Сафин останется: похожая история произошла с бывшим министром сельского хозяйства Маратом Ахметовым, который в 2016 году должен был уйти в Госдуму, но в последний момент все переиграли
Конечно, есть некоторый шанс, что Сафин останется: похожая история произошла с бывшим министром сельского хозяйства Маратом Ахметовым, который в 2016 году должен был уйти в Госдуму (и президент РТ это подтверждал), но в последний момент все переиграли — отчасти из-за того, что Ахметову не дали кресла вице-спикера, а отчасти из-за желания получше подготовить преемника.
Равноценную замену будет трудно подобрать и на этот раз. Во-первых, Ленаром Ринатовичем довольно федеральное министерство, Москва заинтересована в надежном и проверенном чиновнике в Татарстане, который отвечал бы за строительство платной автомагистрали М12 Москва – Казань. Во-вторых, минтранс РТ — одно из самых богатых республиканских ведомств по части поступления средств из федерального бюджета. По данным наших источников, за судьбой ведомства пристально наблюдают силовики, мнение которых, возможно, будет учитываться при назначении нового главы министерства. В-третьих, якобы уже на протяжении нескольких месяцев за кресло Сафина идет негласное противостояние между влиятельными республиканскими кланами. И не только. Опять-таки в ракурсе трассы Москва – Казань в распределение министерского портфеля может вклиниться кто-то из федеральных игроков. Руководству РТ же, напротив, нужен хозяйственник, от любых кланов равноудаленный.
Если один по каким-то причинам сдаст мандат, следующий назначается из той же троицы. Сафин вошел в этот шорт-лист. Вместе с ним Рафис Бурганов (справа), а также Александр Терентьев (слева)
МЕЧТАЛ СТАТЬ КаГэБэШНИКОМ, оКОНЧИЛ ШКОЛУ С МЕДАЛЬЮ И ПРЕПОДАВАЛ НА ЮРФАКЕ
Если отставка состоится, то получится, что Сафин руководил минтрансом РТ целое десятилетие. Несмотря на внушительный опыт (это два президентских срока), широкой известности он так и не снискал. 51-летний Сафин не из тех чиновников, что любят рассказывать о своей жизни. В одном из немногочисленных интервью, где затрагивались личные вопросы, он говорил, что с детства мечтал работать в КГБ. При этом рос будущий министр в Арске в семье учительницы и строителя. Особых вариантов, как развлечься в поселке (тогда Арск не являлся городом), не находилось, поэтому будущего министра можно было встретить на спортивных площадках. Свою юность он провел за игрой в хоккей и волейбол, в каждом виде спорта находил своих кумиров. Если на льду Сафин вместе с друзьями представлял себя кем-либо из великого трио Борис Михайлов – Владимир Петров – Валерий Харламов, то в волейболе его ориентиром был татарский чемпион мира Нил Фасахов. Страсть к спорту в нем сохранилась: уже несколько лет Сафин входит в хоккейную команду Минниханова, там его характеризуют как жесткого и неуступчивого защитника. В прошлом году Сафин и Минниханов отправились в Алтай на закрытие местного хоккейного сезона.
Сафин хорошо учился в школе и окончил ее с серебряной медалью, далее был юрфак Казанского университета. «В тот год конкурс был не меньше 10 человек на место. Помню, как меня обдала волна страха, когда я, пробегая глазами список поступивших, не увидел своей фамилии. Подошел ближе и еще раз сверху вниз стал внимательно читать, пока в самом конце не заметил — „Сафин“. Вздохнул с большим облегчением», — вспоминает свое поступление Ленар Ринатович. Правда, ближе к концу обучения мысль о службе в КГБ пришлось оставить. В разгар развала Советского Союза Сафин не рискнул пойти работать в спецслужбы, хотя в 1989-м вступил в КПСС. Во время учебы в КГУ он жил в общежитии, где с ходу стал местным диджеем. В университете у него открылись организаторские способности. Например, во время фестивалей он отвечал за свет, музыку, поиск костюмов и запись фонограмм.
Сафин входит в хоккейную команду Рустама Минниханова, там его характеризуют как жесткого и неуступчивого защитника
На дипломе казанского юрфака, в котором у него только одна тройка, Сафин не остановился. Следующие два года работал ассистентом кафедры истории и права КФЭИ (тогда казанский «эконом» не входил в состав университета), а с 1995-го вернулся в родные стены, где преподавал на кафедре уголовного права. Параллельно учился в финансово-экономическом институте, получив там в 2000-м второе высшее образование по направлению «менеджмент». Но и после этого он не спешил уходить с преподавательской работы. Став кандидатом юридических наук, Сафин проработал на кафедре уголовного права и криминологии до 2008 года — почти до 40 лет. К тому моменту он уже был семейным человеком с двумя детьми.
По словам нескольких собеседников нашей газеты, лично знакомых с Сафиным, его дочь вышла замуж за сына главы Сабинского района Раиса Минниханова — брата избранного президента РТ. Но карьерный взлет Сафина связан все же не только с этим, утверждают наши источники. По словам источников, с предложением присоединиться к команде Минниханова на Сафина вышел Ильдус Фасхутдинов, занимавший тогда кресло министра транспорта, которого наши собеседники называли креатурой сына первого президента РТ Айрата Шаймиева. С кафедры Ленар Ринатович попадает в «Главтатдортранс», где становится заместителем директора по экономике и финансам. После года работы, в 2009-м, Сафин получает в управление все госучреждение. В 2010-м Фасхутдинов покинул пост министра. На освободившееся кресло сел как раз Сафин, который всего за два года до этого вел занятия на юрфаке Казанского университета.
Левые повороты как раз исчезли при Сафине. Хорошее состояние дорог — первое впечатление всех приезжих в РТ, и это заслуга в том числе и министра
КАК ГЛАВА МИНИСТЕРСТВА ПЕРЕЖИЛ ДВЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КАТАСТРОФЫ ЗА ТРИ ГОДА
Вряд ли Ленар Ринатович тогда догадывался, что останется на министерской должности на 10 лет, став одним из карьерных долгожителей в республике. Но широчайший фронт работ стал виден с первых дней. Впереди были Универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, чемпионат мира по футболу и еще масса различных статусных спортивных и не только событий, для которых требовалось полностью обновить дорожную сеть Казани, а отчасти и всей республики. Это десятилетие отметилось запуском нескольких станций метро, строительством десятков развязок, Большого казанского кольца и многим другим. Молодые водители наверняка уже и не помнят, что в Казани 10 лет назад почти везде можно было повернуть налево, что создавало бесконечные пробки. Левые повороты как раз исчезли при Сафине. Хорошее состояние дорог — первое впечатление всех приезжих в РТ, и это заслуга в том числе и министра.
Дальше было крушение Boeing в Казани — погибли 50 человек. Вторая крупнейшая транспортная трагедия за три года на должности министра подняла волну негодования в адрес Сафина
Однако карьера технократа для Сафина начиналась не только с больших задач, но и с проблем. Один из источников «БИЗНЕС Online» в отрасли говорил, что поначалу юриста в министерстве не принимали за своего: «Но потом он показал, что нормальный финансист, наладил отношения с Москвой». Вот мнение другого собеседника «БИЗНЕС Online» по поводу работы Сафина: «Он достойно разбирается во всем и составит конкуренцию любому коренному дорожнику». При этом, как у любого министра-долгожителя, его работа не обошлась без скандалов. Первый тревожный звонок прозвенел после трагедии с теплоходом «Булгария», когда погибли 122 человека. Тогда Сафин долго сторонился публичных комментариев по поводу ЧП, но в апреле следующего за катастрофой года сказал, что работа в сфере судоходства со стороны министерства будет кардинально изменена. «Мы займемся проверкой пассажирских судов, готовящихся выйти на регулярные рейсы и туристические маршруты. В случае несоответствия каким-либо нормам выход в рейс им запретят, независимо от того, к нашему или чужому порту они приписаны. Теперь мы работаем со всеми перевозчиками только на основе договоров и при наличии пакета разрешительных документов», — заявил министр.
Но дальше было крушение Boeing в Казани — погибли 50 человек. Вторая крупнейшая транспортная трагедия за три года на должности министра подняла волну негодования в адрес Сафина. Высказался даже первый человек, вышедший в открытый космос, — Алексей Леонов. «Что насчет министра транспорта Татарстана — убирать надо не только его, а многих министров. По какому принципу их назначают? У нас в стране разрушена система подготовки кадров управления воздушными судами», — негодовал дважды Герой Советского союза.
Но трагедии не пошатнули кресло под Сафиным. В последующие годы Казань и республика продолжали прирастать новыми дорогами
Но трагедии не пошатнули кресло под Сафиным. В последующие годы Казань и республика продолжали прирастать новыми дорогами. Уже трудно представить столицу РТ, а в особенности ее центр без платных парковок. В 2016-м запустили движение по второй очереди моста через Каму возле Сорочьих Гор, который начинали строить еще 24 года назад.
Еще один запомнившийся сюжет — борьба за качество дорожного строительства, в частности с колеями, по поводу появления которых на только что отремонтированных дорогах публично возмущался Минниханов. Министр обвинил в этой беде, в частности, шипованную резину: «Стерлось просто, понимаете?» — объяснял Сафин.
Очевидно, что дорожная ситуация в Татарстане при действующем главе минтранса заметно улучшилась, но надо понимать, что Сафин приходил не на выжженную землю. Вовсю кипела работа после празднования 1000-летия Казани, чиновник грамотно ее подхватил и не поломал налаженный контакт с Москвой, что приносит результаты по сей день. При этом ясно, что на дорожные блага и общественный транспорт за 10 лет работы Ленара Ринатовича ушли сотни миллиардов рублей.
На основе инсайдерской информации и мнений экспертов мы составили рейтинг потенциальных сменщиков Сафина, если тот все же покинет свой пост
КЕМ МОГУТ ЗАМЕНИТЬ сафина?
Теперь о том, кто может прийти на смену в целом успешному министру транспорта Татарстана. На основе инсайдерской информации и мнений экспертов мы составили рейтинг потенциальных сменщиков Сафина, если тот все же покинет свой пост. Кандидаты расставлены в обратной последовательности от менее вероятного к лидеру рейтинга.
7. Эдуард Данилов
директор «Главтатдортранса»
6. Андрей Егоров
замминистра транспорта РТ
5. Ильдар Сибгатуллин
начальник управления транспорта, строительства и ЖКХ аппарата правительства РТ
4. Алмаз Ахметшин
глава Нурлатского района РТ
3. Айрат Миннуллин
совладелец «Волгадорстроя»
2. Азат Галиахметов
начальник хозяйственного управления кабмина РТ
1. Марат Айзатуллин
директор ГИСУ РТ
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 264
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.