Рустам Минниханов: «Нет никакого сомнения, что эти автобусы современные, экологичные и наши жители столицы будут довольны!» Рустам Минниханов: «Нет никакого сомнения, что эти автобусы современные, экологичные и наши жители столицы будут довольны!» Фото: president.tatarstan.ru

«КОГДА У НАС ФИНАНСЫ ПОЗВОЛЯТ, МЫ И ЭЛЕКТРОБУСЫ БУДЕМ ПОКУПАТЬ!»

«Нет никакого сомнения, что эти автобусы современные, экологичные и наши жители столицы будут довольны!» — сказал накануне, открывая церемонию передачи перевозчикам новеньких «НЕФАЗов», президент Татарстана Рустам Минниханов. Первую партию из 53 рестайлинговых автобусов на газомоторном топливе выставили в полукруг у центра семьи «Казан» — каждый с логотипом к столетию ТАССР. Понаблюдать за происходящим собрались сами водители и кондукторы автотранспортных предприятий. Не снимая фирменной кепки и куртки КАМАЗа после рабочей поездки в Челны, президент республики в компании мэра Казани Ильсура Метшина, гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина и гендиректора ПАО «ГТЛК» Михаила Полубояринова прошелся по салону одного из автобусов. Минниханов посидел за рулем, посигналил и завел двигатель. «Работает!» — сказал он, выходя из «НЕФАЗа».

Приобрели новую технику два казанских перевозчика: 30 автобусов будет эксплуатироваться МУП «ПАТП-2» на маршруте №45 и 23 единицы — МУП «ПАТП-4» на маршруте №36. Данными предприятиями сегодня обслуживаются в общей сложности 62% автобусных маршрутов, перевозящих 135 млн пассажиров в год. Стоимость одной машины — 12,5 млн рублей. Автобусы перевозчики приобрели в лизинг в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». 60% от стоимости автобуса — субсидия из федерального бюджета, 40% (5 млн) заплатят сами перевозчики.

Первую партию из 53 рейстайлинговых автобусов на газомоторном топливе выставили в полукруг у центра семьи «Казан» — каждый с логотипом к столетию ТАССР Первую партию из 53 рестайлинговых автобусов на газомоторном топливе выставили в полукруг у центра семьи «Казан» — каждый с логотипом к столетию ТАССР

Метшин назвал обновление общественного транспорта и в целом реализацию данной программы вызовом для мегаполиса. «Эти красавцы, эти автобусы, — мечта любого автотранспортника, любого пассажира, — отметил мэр. — Мы одними из первых в России достигли показателя по качеству дорог: 83 процента Казани приведено в нормативное состояние. Наши автобусы, троллейбусы, трамваи — это постоянное внимание президента республики к проблемам нашего города». По словам градоначальника, в 2021 году в столицу Татарстана по федеральной программе поступит еще 92 новых автобуса «НЕФАЗ».

Автобусы на компримированном природном газе (метан) — последняя модернизированная версия серийной техники, которую производит КАМАЗ. Они низкопольные, вмещают до 108 человек, оборудованы системами навигации и видеонаблюдения, отопительными приборами, аппарелями для инвалидных колясок, а также системой принудительного наклона кузова. Китайский двигатель Weichai стандарта «Евро-5» и мощностью 183 кВт, максимальная скорость автобуса — 80 км/ч. Габариты: более 12 метров в длину и 2,5 в ширину, высота — 3,4 метра. Мест для сидения — 28. Объем газа в баллонах составляет 984 литра.

Ильсур Метшин: «Эти автобусы  — это мечта любого автотранспортника, мечта любого пассажира. Наши автобусы, троллейбусы, трамваи  — это постоянное внимание президента республики к проблемам нашего города» Ильсур Метшин: «Эти автобусы — мечта любого автотранспортника, любого пассажира. Наши автобусы, троллейбусы, трамваи — постоянное внимание президента республики к проблемам нашего города»

В производстве низкопольных автобусов «НЕФАЗ 57.40.5299» применены новые технологии сборки и передовые материалы. Усовершенствовано рабочее место водителя: улучшен обзор, появилась новая эргономичная панель приборов, для максимального комфорта установлено водительское сиденье на пневмоподвеске с регулировкой подголовника и наклона спинки.

Интерьер автобуса доработан с учетом современных требований. На широкой накопительной площадке есть место для велосипеда, детской коляски и людей с ограниченными возможностями. На удобно расположенных поручнях установлены кнопки вызова водителя.

Автобусы на компримированном природном газе (метан) — последняя модернизированная версия серийной техники, которую производит «КАМАЗ».  Они низкопольные, вмещают до 108 человек Автобусы на компримированном природном газе (метан) — последняя модернизированная версия серийной техники, которую производит КАМАЗ. Они низкопольные, вмещают до 108 человек

По словам гендиректора КАМАЗа, Казань стала одним из первых городов, который включился в федеральную программу и получает первую партию техники. «Мы вкладывали в эти изделия души. Старались, чтобы дизайн получился привлекательным и чтобы было удобство для наших пассажиров, — сказал Когогин. — Мы сделаем все, чтобы техника работала качественно, надежно, являлась комфортной для жителей города Казани и гостей. Удачи, будем беспокоиться, чтобы никаких нареканий по качеству к нам не появилось».

Сергей Когогин: «Мы вкладывали в эти изделия души. Мы будем делать все, чтобы техника работала качественно, надежно, была комфортна для жителей города Казани и гостей» Сергей Когогин: «Мы вкладывали в эти изделия души. Сделаем все, чтобы техника работала качественно, надежно, была комфортна для жителей города Казани и гостей»

В свою очередь, Полубояринов отметил, что компания — многолетний партнер Татарстана и поставляет технику в различные отрасли экономики: «Мы активно взаимодействуем и загружаем производителей республики. С 2009 года более чем на 6 миллиардов рублей мы закупили техники производства КАМАЗа. Он для нас один из ключевых партнеров, надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с республикой и КАМАЗом».

Под звуки фанфар Минниханов вручил символический ключ от автобуса мэру Казани и сказал, что в столице, возможно, появятся и электробусы, которые КАМАЗ делает для Москвы. «В будущем, когда у нас финансы позволят, мы и электробусы будем покупать. Но такие автобусы соответствуют всем мировым стандартам», — сообщил президент РТ.

Под звуки фанфар Минниханов вручил символический ключ от автобуса мэру Казани и сказал, что в столице возможно появятся и электробусы, которые «КАМАЗ» делает для Москвы Под звуки фанфар Минниханов вручил символический ключ от автобуса мэру Казани и сказал, что в столице, возможно, появятся и электробусы, которые КАМАЗ делает для Москвы

«Были шероховатости, но они исправляются»

Впервые автобусы на газомоторном топливе вышли на столичные дороги в 2007 году, а первые газовые «НЕФАЗы» большой вместимости в Казани появились в 2018-м вместе с газомоторными машинами средней вместимости марки Lotos (на базе лицензионных «МАЗ-206» с китайским двигателем Yuchai) производства «РариТЭК». Газобусы обновили автобусный парк города, сделав его самым молодым в России, а каждая 7-я машина стала на газе. Перевозчики тогда приобрели 104 газовых автобуса, из которых 82 «НЕФАЗа» и 22 Lotos. С учетом получения новой техники транспортный парк Казани за последние пять лет обновился на 52%.

«Машины качественнее, удобнее для пассажиров и пока работают неплохо», — отрекомендовал нашему изданию приобретение глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков. «Были шероховатости, но они исправляются», — говорит директор МУП «ПАТП №4» Айрат Исхаков об опыте эксплуатации. Несмотря на недочеты, перевозчик планирует покупать газобусы и в дальнейшем. Как рассказал он нашему корреспонденту, с учетом этой покупки в его автопарке теперь будет 60 газобусов. По программе лизинга расплатиться за них нужно за 6 лет. «Двигатель стандарта „Евро-5“ экологически чистый, показал себя с хорошей стороны, в целом у данного автобуса много преимуществ. По сравнению с дизельным он примерно в 2 раза экономичнее», — говорит Исхаков и добавляет, что единственная проблема — это крайне низкое число заправок. — В Казани сейчас четыре заправочные станции. Я думаю, что с учетом увеличения общего количества газовых автобусов в городе в будущем необходимо рассматривать вопрос увеличения заправочных станций». Ожидается, что пятую, на улице Васильченко, сдадут к лету 2021 года. В целом же одной заправки достаточно на 100 тыс. населения. Получается, что столица Татарстана нуждается как минимум в 10 заправках.

Водитель Николай Семенов говорит, что из-за нехватки станций ближе к вечеру на заправках собираются часовые очереди. «Заправляемся на „Оргсинтезе“, где нам ближе. А ездить к РКБ, IKEA или где Константиновка — далеко. Большие очереди, бывает, и полтора часа стоим. Нам желательно, чтобы около ПАТП у Левченко построили», — отмечает Семенов. Что касается самого автобуса, водитель приобретением доволен: «Мне нравится. Одна печка добавлена, салон не продувает. Кнопки немного перенесли, обновили фары и перед».

«Сами же автобусы существенно экономят затраты, несмотря на то, что они выходит дороже чем дизельные» «Сами же автобусы существенно экономят затраты, несмотря на то, что выходят дороже, чем дизельные»

Ситуация с заправками улучшается, но она еще не настолько идеальна, как хотелось бы ее видеть, говорит директор по рекламе и маркетингу автогиганта Ашот Арутюнян. По его словам, определенные инвестиции со своей стороны несет республика, «Газпром» и другие компании. «В целом логистика по России, по крайней мере по европейской части, вполне себе выстраивается. Сейчас даже не проблема проехать от Челнов до Санкт-Петербурга и Москвы — транспортные коридоры есть», — рассказал Арутюнян «БИЗНЕС Online». Сами же автобусы существенно экономят затраты, несмотря на то, что выходят дороже, чем дизельные. «Надо считать не только сам автобус, а стоимость владения. Автобус окупается через 7–8 лет, он становится дешевле, чем дизельный, потому что экономия на заправке, — говорит директор по рекламе и маркетингу КАМАЗа. — Шутка-шуткой, но многие водители, когда технику стали переводить на газ, уволились, потому что бензин можно сливать, а газ не сольешь».

Об опыте эксплуатации газобусов с 2018 года рассказал директор МУП «ПАТП-2» Альберт Мухаметшин. «Вопросы были, но они решались совместно с предприятием, — поделился мнением собеседник. — Не могу сказать, что в конструкцию новой машины внесли глобальные изменения. Конечно, автобус требует вложений в инфраструктуру, пожарную безопасность. Много нюансов, которые нельзя игнорировать при ремонте. Как бы то ни было, машина нам нравится. Лизинговые платежи приемлемые, по экономике мы можем. Теперь главное, не допустить вторую волну эпидемии, иначе никакая экономика не сложится. Сейчас пассажиропоток восстанавливается, загружены на 75–80 процентов».

И все же вопросы к качеству газовых «НЕФАЗов» у казанских перевозчиков были. Например, зимой 2018–2019 годов возникли проблемы с отоплением салонов. По гарантии автопроизводитель заменил штатные алюминиевые отопители на медно-латунные с большей теплоотдачей. Кроме этого, ПАТП №4 для поддержания комфортной температуры в салонах установило дополнительные отопители.

В декабре 2018 года в Казани сгорел новенький газобус НЕФАЗа. По версии экспертов следствия, причиной стали неисправности электрооборудования. На КАМАЗе, чьей «дочкой» является Нефтекамский автозавод, посчитали, что очаг был в гараже. Разбирательство продолжается в Арбитражном суде РТ, где казанский перевозчик ООО «Агромир» потребовал с АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» и ПАО «НЕФАЗ» возмещения ущерба в 9,7 млн рублей.

Покупка казанскими транспортниками вместительных «НЕФАЗов» происходит спустя чуть более полугода с момента, когда полумиллионные Челны этих же НЕФАЗов со скандалом лишились Покупка казанскими транспортниками вместительных «НЕФАЗов» происходит спустя чуть более полугода с момента, когда полумиллионные Челны этих же «НЕФАЗов» со скандалом лишились Фото: «БИЗНЕС Online»

ВСЯ РАЗНИЦА — В ДВИГАТЕЛЕ

Покупка казанскими транспортниками вместительных «НЕФАЗов» происходит спустя чуть более полугода с момента, когда полумиллионные Челны этих же «НЕФАЗов» со скандалом лишились. 190 автобусов город вынужден был вернуть автогиганту из-за того, что не смог больше платить по лизинговым платежам. Долг под миллиард рублей в итоге так и остался, а транспорт был возвращен в весьма плачевном состоянии. По нашим данным, пока КАМАЗ так и не нашел покупателей на данные автобусы.

Напомним, что от этих самых газобусов пять лет назад отказались те же самые казанские перевозчики, недовольные как качеством комплектации, так и ценой. Тогда в связи с западными санкциями НЕФАЗ не смог приобрести мосты и коробки передач у западных производителей оборудования. А качество продукции других поставщиков казанцев не устроило. В частности, они потребовали заменить немецкие, но произведенные в Казани КПП Voith на импортные ZTF, «потому что устали этот Voith ремонтировать».

Нынешние же автобусы, поставленные казанским перевозчикам, отличаются от челнинских двигателями. На челнинских стояли двигатели Mercedes-Benz, казанские оснащены китайскими Weichai. Есть мнение, что во многом именно неграмотная эксплуатация немецких моторов и стала причиной нерабочего состояния автобусов. Об этом еще два года назад «БИЗНЕС Online» говорил экс-депутат горсовета Владимир Васев, когда челнинский МУП разместил заказ на ремонт машин на приличную сумму. Уже тогда эксплуатанты якобы хотели переоснастить автобусы китайскими моторами. 

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев на вопрос о том, не боится ли предприятие повторения челнинской ситуации в столице Татарстана, сказал: «Странный вопрос. Казань, как и многие города России, уже много лет эксплуатирует камазовские газомоторные автобусы и никаких серьезных проблем не испытывает».

Между тем в Челнах до сих пор ищут виноватых в провале транспортной реформы. В соцсетях челнинцы по-прежнему требуют от власти вернуть на линии вместительный транспорт, всячески критикуя работу частных перевозчиков. Буквально накануне во время открытия татарского драмтеатра из толпы зевак две женщины кричали выступавшему у парадного входа Наилю Магдееву: «Когда появятся автобусы?!» До этого в городе даже проходили пикеты мам с колясками, жительниц Замелекесья — одного из самых труднодоступных в транспортном плане районов автограда.

К слову, прокуратура Татарстана отреагировала на жалобы. Глава ведомства Илдус Нафиков поручил проверить информацию о ненадлежащей организации перевозок и в целом оценить своевременность принимаемых местными властями мер при оказании транспортных услуг.

Некоторые надежды возлагались на частников. Покупку 20 «МАЗов» анонсировали незадолго до пандемии. Однако сделка сорвалась. Гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, почему челнинские перевозчики не могут последовать примеру казанских коллег. «На какие средства я должен автобусы брать? Чтобы закупить такие же машины, как в Казани, нужно заплатить за один 12 миллионов. По федеральной программе предусмотрено финансирование государства в размере 60 процентов от стоимости автобуса. Технику по ней можно взять только газомоторную и низкопольную — вне зависимости от модели. Получается, что перевозчику остается заплатить только 4,8 миллиона. Но одним автобусом мы проблему городских перевозок не решим. Надо 100 таких. Вот умножьте — получится уже 480 миллионов. Ни одного перевозчика в Челнах не найдется, готового такую сумму заплатить. Значит, нужен лизинг, потому что данная программа под кредитование не идет. Через какие бы лизинговые компании я автобусы ни брал — государственные или другие какие-то, — они делают наценку, но не с 4,8 миллиона рублей, а с полной стоимости — 12 миллионов. И наши 4,8 миллиона превращаются в 9 миллионов. Так кому государство оказывает услугу — перевозчику или лизинговой компании, через которую техника оформляется?» — приводил свой финансовый расклад Тятюшкин.

Отвечая на вопрос о том, почему в Казани смогли организовать перевозки большими автобусами, а в Челнах — нет, гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» напомнил, что в столице республики в годы перестройки не развалили ремонтную зону транспортных предприятий, как это произошло в автограде.