Ожидая падения курса рубля (и ведь как в воду глядели) обладатели солидных накоплений скупили по старым ценникам в первом квартале на 256 авто больше, чем в первом квартале 2019-го Ожидая падения курса рубля (и ведь как в воду глядели), обладатели солидных накоплений скупили по старым ценникам в первом квартале на 256 авто больше, чем в первом квартале 2019-го Фото: «БИЗНЕС Online»

УДАРНЫЙ ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ КОМПЕНСИРОВАЛ ПРОВАЛ ВТОРОГО

Регистрация новых люксовых авто в Татарстане практически не сократилась: в январе – июне 2019 года было 1 752 авто, стало — 1 751, следует из отчета агентства «Автостат», имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online». При этом казанские поклонники престижных марок увеличили спрос на 40 автомобилей, или на 4%, до 1 029 регистраций.

Как такое чудо стало возможным в разгар пандемии коронавируса, обвалившей спрос практически на все? Ларчик открывается просто: как раз «коронакризис»(точнее, его экономическая сторона), судя по всему, и спровоцировал ажиотажный спрос на дорогие автомобили. Ожидая падения курса рубля (и ведь как в воду глядели), обладатели солидных накоплений скупили по старым ценникам в первом квартале на 256 авто больше, чем в первом квартале 2019-го, а в апреле – июне спрос на люксовые машины, наоборот, просел на 257 единиц. В итоге «коронакризис» отъел у рынка всего одну позицию.

Рынок новых легковых авто Татарстана в первом полугодии в целом просел на 15% до абсолютного антирекорда, о чем мы подробно поговорим во второй части авторейтинга.

Короче, все по классическому описанию экономических кризисов, в результате которых всегда бедные беднеют, богатые богатеют. Похожее объяснение феномена на люксовом сегменте авторынка дает и директор по продажам крупного татарстанского автомобильного дилера «КАН Авто» Рита Халилова. «Не секрет, что при общем падении рынка товары премиум-класса либо сохраняют свои позиции, либо показывают рост, автомобили в этом плане не исключение. Мы объясняем это тем, что клиенты привыкли к комфорту и не готовы отказываться от привычного уровня жизни», — отметила Халилова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Пока же мы оценим достижения престижных марок, которые делают кассу на «скакунах» с нижней ценовой границей в 2 млн рублей.

ДЕШЕВЫЕ МОДЕЛИ, спад продаж за пределами казани И высокая база ПОДВЕЛИ BMW

Начнем с тех, кто в первом квартале все же терял позиции в люксовом сегменте авторынка. 32 регистрации, или 6%, недосчитался действующий республиканский чемпион, BMW, убедив в преимуществах баварского шика только 521 покупателя из РТ.  При этом в Казани у марки был рост на 4 единицы до 292 регистраций. Но до рекордов января – июня 2013 и 2014 годов с их 343 и 407 проданных авто марке очень далеко.

По РФ в целом бело-синие снизили продажи на 14% до 17,1 тыс., но и такой слабой относительно РТ (и особенно Казани) динамики оказалось достаточно, чтобы удержать первое место в люкс-сегменте, захваченное годом ранее. Напомним, что до 2019-го стабильно пальму первенства удерживал Mercedes-Benz.

32 регистрации или 6% недосчитался действующий республиканский чемпион BMW, убедив в преимуществах баварского шика только 521 покупателя из РТ 32 регистрации, или 6%, недосчитался действующий республиканский чемпион, BMW, убедив в преимуществах баварского шика только 521 покупателя из РТ Фото: © Алексей Витвицкий, РИА «Новости»

Итак, баварцев, с одной стороны, подвел спрос в районах РТ, с другой, после развертывания в Казани мощного представительства Mercedes так и не удается разогнаться до своих максимальных значений. Тем не менее для посткризисного периода результат уступил только январю – марту 2019-го, в котором, напротив, бело-синие воспользовались заминкой у трехлучевых, что обусловило сравнительно высокую базу для отсчета показателей баварцев.

Перейдем к персональным достижениям моделей BMW. При детальном рассмотрении выясняется, что баварцы перешли из количества в качество: прошел спад у доступных моделей при крутом росте у сравнительно дорогих. Один из главных (а может, и главный) фаворит позиции пятилетки — кроссовер Х5 — по итогам позиции полугодия возглавил баварский хит-парад, ускорившись на 43 позиции до 129, из которых 78 пришлось на первый квартал. Объем покупок уступил только первому полугодию 2018-го с его 135 регистрациями модели. На официальном сайте марки за Х5 25d в базовой комплектации в первой декаде августа просили от 4,95 млн рублей — на 290 тыс. больше, чем в третьей декаде апреля. За самую доступную версию Х5 с бензиновым двигателем — 5,38 млн — также на 290 тыс. больше.

Отличным спросом пользуется новинка, флагман линейки кроссоверов, Х7, увеличивший число поклонников сразу на 31 до 53 покупателей. Стартовый ценник за квартал вырос на 350 тыс. рублей до 6,66 млн, за полгода — на 510 тыс., с момента старта продаж — на 830 тыс. (на такую разницу можно взять, к примеру, LADA Vesta в средней комплектации).

50 неофитов — на 9 больше, чем в первом полугодие 2019-го, — поставил под свои знамена купейный кроссовер Х6 (от 5,8 млн — на 270 тыс. дороже апреля), но, несмотря на рост, результат для модели оказался одним из самых слабых за пятилетку. Вероятно, причиной стал успех одного из главный конкурентов в лице Mercedes GLE-Coupe.

Выделилась и представительская 7 Series за которую отдали голоса 14 татарстанцев — на 8 больше, чем в прошлом году Выделилась и представительская 7 Series, за которую отдали голоса 14 татарстанцев — на 8 больше, чем в прошлом году Фото: © Николай Хижняк, РИА «Новости»

Средний купейный собрат Х4 (от 3,92 млн — на 190 тыс. дороже апреля) убедил в своих преимуществах 41 покупателя — на три больше, чем в январе – июне 2019-го, при этом результат стал вторым, уступив первому полугодию 2016-го с его 93 регистрациями.

Выделилась и представительская 7 Series, за которую отдали голоса 14 татарстанцев — на 8 больше, чем в прошлом году. Результат стал третьим по силе, уступив лишь первому полугодию 2013 и 2015 годов с их 17 и 20 единицами соответственно. Отметим, что в линейке есть обычная версия (от 6,49 млн — на 380 тыс. дороже апреля) и удлиненная Long (от 8,17 млн).

На другой чаше весов оказались более скромные модели. Сильнее всего просел самый компактный кроссовер Х1: на 40 до 31 единицы. Отметим, что первое полугодие 2019-го с его 71 регистрацией было самым сильным за всю историю наших наблюдений. Минимальный ценник тут за квартал даже снизился на 60 тыс. до 2,09 млн рублей.

Купейная версия Х2 показала минус 15 позиций, опустившись всего лишь до трех регистраций, и также за квартал сбросила в цене 60 тыс. до 2,09 миллиона.

Среднеразмерный кроссовер в классическом кузове, стабильно занимающий призовые места в баварской линейке, Х3 (от 3,61 млн — на 190 тыс. дороже апреля) отминусовал 24 позиции до 67 регистраций. Впрочем, результат оказался около среднего за пять лет.

Еще один завсегдатай пьедестала почета — 5 Series (от 3,47 млн) — растерял 15 регистраций до 63 проданных авто (43 из них куплено в первом квартале), и это очень слабый итог, хуже было только в январе – июне 2015-го с его 54 автомобилями. 

Баварская «тройка» (от 2,53 млн — на 70 тыс. дороже апреля и января) также оказалась среди аутсайдеров: за нее успели проголосовать кошельком только 43 татарстанца — на 21 меньше, чем за первое полугодие 2019-го. Как и в случае с «пятеркой», тут слабее оказалось только первое полугодие-2015 с его 42 голосами.

Отметим, что был приобретен 251 автомобиль BMW текущего года выпуска и еще 270 — 2019–2018 годов. Для сравнения: в первом полугодии 2019-го на текущий год выпуска пришлось 236 авто, на предыдущие — 317. Видимо, запасы в прошлом году были глубже, но опять же запасы относительно доступных моделей.

Итог: это было одно из самых слабых полугодий для баварских моделей со стартовым ценником до 3,5 млн и одно из самых сильных — с начальным ценником от 5 миллионов. Похоже, и среди покупателей небюджетных авто есть дифференциация не только в доходах, но и в поведении в период обострения кризиса: пока одни откладывают покупку до прояснения ситуации, другие, напротив, ускоряют обновление автопарка.

Land Rover «отминусовал» в РТ 19 регистраций или одну пятую до антирекордных 76, упав ниже предыдущего дна первой половины 2017-го с его 78 регистрациями Land Rover отминусовал в РТ 19 регистраций, или одну пятую, до антирекордных 76, упав ниже предыдущего дна первой половины 2017-го с его 78 регистрациями Фото: «БИЗНЕС Online»

потери LAND ROVER, JAGUAR и «забытые» Infiniti, Jeep

Британская пара Land Rover и Jaguar также оказалась в числе тех, кто сдал позиции в премиальном сегменте. Основоположник моды на комфортабельные внедорожники (SUV), Land Rover, отминусовал в РТ 19 регистраций, или одну пятую, до антирекордных 76, упав ниже предыдущего дна первой половины 2017-го с его 78 регистрациями. В Казани продажи марки также пробили дно, опустившись на 8 позиций до 45 регистраций. По РФ в целом британская марка снизила продажи на 29% до 2,8 тыс., татарстанцы и тут держались лучше.

Напомним, первый квартал Land Rover провел на ура и успел поставить в рекордных за пятилетку январе – марте под ружье 48 татарстанских новобранцев. Таким образом, за апрель – июнь удалось прописать в РТ только 28 породистых английских «скакунов», или без малого в 2 раза меньше, чем во втором квартале 2019-го.

По моделям картина, схожая с BMW: сильнее пострадали самые доступные. Итак, главный аутсайдер — Discovery Sport (от 3,25 млн рублей — на 220 тыс. дороже апреля), увлекший только 10 автолюбителей — на 11 меньше, чем в январе – июне 2019-го, при этом просадка была уже в первом квартале — до самоизоляционного апреля. Дополнительным фактором могло стать недавно прошедшее обновление модели и недостаточные запасы у дилеров. Компанию ему составил Range Rover Velar (от 4,5 млн), потерявший 6 позиций и сокративший число регистраций до трех.

Что же касается более дорогих моделей, то здесь дела шли куда веселее. Во-первых, флагман Range Rover (от 7,36 млн рублей без изменений с апреля) увлек 28 покупателей — на символическую одну персону меньше, чем в годом ранее. Range Rover Sport (от 5,66 млн — на 380 тыс. дороже апреля) расширил круг поклонников на три позиции до 21 персоны.

У Jaguar было зарегистрировано только два авто текущего года и еще 7 прошлогодних, а в январе–июне 2019 по 9 и 13 авто соответственно У Jaguar было зарегистрировано только два авто текущего года и еще 7 прошлогодних, а в январе – июне 2019-го — по 9 и 13 машин соответственно Фото: © Алексей Витвицкий, РИА «Новости»

Что касается разбивки по годам, то был приобретен 31 автомобиль текущего года и 45 — 2019-го, а годом ранее своих хозяев нашло 58 и 37 соответственно. У Jaguar было зарегистрировано только две машины текущего года и еще 7 прошлогодних, а в январе – июне 2019-го — по 9 и 13 машин соответственно.

Что касается еще двух сдавших позиции брендов, Infiniti и Jeep, то их лучшие времена остались в 2013–2014 годах. При этом «американец» выбросил белый флаг сразу и даже не пытался вернуть хотя бы половину своих докризисных завоеваний. У японского бренда была попытка снова взойти на вершины в 2017-м, однако нехватка актуальных моделей сделала свое дело и последние три года спрос стабильно катился под гору вплоть до антирекорда в нынешнем первом полугодии с 16 единицами. Представителям премиального подразделения Nissan остается как сладкий сон вспоминать январь – июнь 2014 года с их 153 регистрациями.

Безусловный лидер — Mercedes, который добавил в Татарстане 27 позиций до 476 регистраций и поставил новый абсолютный рекорд для первого полугодия Безусловный лидер — Mercedes, который добавил в Татарстане 27 позиций до 476 регистраций и поставил новый абсолютный рекорд для первого полугодия Фото: «БИЗНЕС Online»

«коронакризис» вдохновил MERCEDES на рекорд

Очередь поговорить о тех, кто преуспел на падающем рынке. Здесь безусловный лидер — Mercedes, который добавил в Татарстане 27 позиций до 476 регистраций и поставил новый абсолютный рекорд для первого полугодия, предыдущий максимум принадлежал январю – июню 2018-го с его 466 регистрациями. Уточним, что первый квартал с 288 авто был очень сильным, а еще 188 машин подоспели во втором, что на 83 единицы меньше, чем во втором квартале 2019-го. Но и это солидно как для «глухой» самоизоляции в апреле – мае, так и с учетом результатов ближайших конкурентов.

В Казани трехлучевые ускорились на 14 позиций до 303 проданных авто и вновь взяли столичное «золото», обойдя баварцев. Впервые такой фокус удался в январе – марте 2018-го и повторился в прошлом году, но бело-синие смогли поднажать во втором полугодии-2019 и вернуть себе пальму первенства. Сможет ли Mercedes удержать pole position в текущем году — вопрос открытый.

В целом по РФ достижения данной немецкой марки куда скромнее: как и у BMW, здесь наблюдается снижение на 14% и второе место федерального люкс-зачета. Таким образом, у местных дилеров в лице «МБ-Ирбис» Альберта Суниева и Ильдара Галяутинова и «КАН Авто» Александра Колесова дела шли куда лучше, чем «в среднем по больнице».

Халилова из «КАН Авто» отмечает: «В прошлом году у бренда Mercedes-Benz проходила активная смена модельного ряда, в связи с чем акцент продаж был на таких моделях, как GLA, GLC. На результаты этого года повлияла и смена модельного ряда, и специальные условия на S-класс, к примеру, скидки на который доходили до 25 процентов».

Давайте предметно поговорим об этой истории успеха Mercedes в лицах, а точнее, в моделях. Больше всех прибавили внедорожники GLE-Class (от 5,04 млн — без изменений к апрелю), обновленного поколения которых все же дождались российские и татарстанские в частности автолюбители: плюс 52 до 69 единиц. При этом 34 из них приехали в первом квартале, а еще 35 — во втором. Это ли не бойкая торговля автомобилями, пусть и ранее заказанными?

Компанию в лихой упряжке полноприводнику составил прошедший рестайлинг GLC-Class Coupe (от 4,25 млн — без изменений), за который кошельком проголосовали 83 татарстанца — на 34 больше, чем в январе – июне 2019-го. Уточним, что данная модель поставила личный рекорд и стала бестселлером модельного ряда. Но, похоже, часть спроса сместилась с классического среднеразмерного кроссовера GLC, который также внешне обновили в прошлом году: тут снижение на 14 до 66 регистраций, но по силе уступает только первому полугодию 2019-го. На официальном сайте марки удалось найти специальную цену:  3,27 млн рублей, даже если прибавить скидку по трейд-ин в 190 тыс., то получится 3,46 млн — на 420 тыс. дешевле, чем в апреле.

Хотя преимущественно у Mercedes и теряли более доступные модели, а спрос на сравнительно дорогие все же рос, но в данном случае сильное влияние оказал отложенный спрос на обновленные модели Хотя Mercedes преимущественно и терял в более доступных моделях, а спрос на сравнительно дорогие все же рос, но в данном случае сильное влияние оказал отложенный спрос на обновленные модели Фото: «БИЗНЕС Online»

Из прочих прибавлявших в весе отметим плюс две единицы до 12 регистраций у представительского S-Class (от 6,3 млн рублей за 350d). Минимальный ценник в апреле стартовал от 8,2 млн, а в апреле 2019-го — вовсе от 13 млн, поскольку продавались авто с топовыми силовыми агрегатами.

Также на две позиции до пяти регистраций вырос спрос на еще более роскошный Maybach S-Class (от 9,4 млн рублей за версию 450). Плюс в республике припарковалось 10 стильных AMG GT (от 7,75 млн — на 750 тыс. дороже апреля) — на 8 больше, чем в первом полугодии 2019-го.

Не обошлось у марки и без падений. Пока собрат в классическом кузове наверстывал упущенное, его купейный родственник GLE-Class Coupe (от 6,25 млн) привлек своими плавными формами только 17 автолюбителей, что на 30 меньше, чем год назад. И тут получился слабейший результат за последние пять лет.

Далее — близнецы CLA-Class (от 2,4 млн) и C-Class (от 2,3 млн): первый прибавил 20, а второй потерял 20 единиц. Можно сказать, нейтральный зачет. Явно не заладилось еще у одной компактной модели кроссовера, GLA-Class (от 2,6 млн), чей рейтинг упал на 28 позиций до слабейших за пятилетку 20 пунктов.

Хотя Mercedes преимущественно и терял в более доступных моделях, а спрос на сравнительно дорогие все же рос, но в данном случае сильное влияние оказал отложенный спрос на обновленные модели.

Добавим, что 149 авто пришлось на 2020 год выпуска и еще 327 — на предыдущие годы против соотношения 219 на 230 в январе – марте прошлого года. То есть в 2020-м явно преобладают прошлогодние авто. Похоже, у Mercedes в РФ были глубокие запасы, что также помогло развить успех на фоне перебоев у конкурентов.

В первом квартале Lexus пропустил в кои-то веки вперед немецкий Audi, но по итогам полугодия снова занял третью строчку, оформив по республике самую большую прибавку в сегменте В первом квартале Lexus пропустил в кои-то веки вперед немецкий Audi, но по итогам полугодия снова занял третью строчку, оформив по республике самую большую прибавку в сегменте Фото: «БИЗНЕС Online»

LEXUS С САМОЙ БОЛЬШОЙ ПРИБАВКОЙ И СНОВА С «БРОНЗОЙ»

В первом квартале Lexus пропустил в кои-то веки вперед немецкий Audi, но по итогам полугодия снова занял третью строчку, оформив по республике самую большую прибавку в сегменте: на 32 единицы до 247 проданных автомобилей — это четвертый по силе результат, уступивший первым полугодиям 2016–2018 годов. В Казани аналогично: 22 до 132 авто и «бронза» в кармане.

По РФ японец потерял 8%. Остается только радоваться за обеспеченных татарстанцев и местного представителя марки в лице ТТС Вячеслава Зубарева.

Что касается персональных успехов, то тут без неожиданностей: бестселлер марки, обновленный RX (от 3,63 млн рублей — на 60 тыс. дороже апреля), укрепил свои позиции, завербовав 119 неофитов, что на 15 больше, чем в январе – июне 2019 года. Личный результат хита продаж оказался всего на единицу слабее самого успешного для модели первого полугодия 2018-го.

«В конце прошлого года на рынок была выпущена обновленная модель Lexus RХ с отличными техническими характеристиками. Также производитель увеличил гарантию с трех до четырех лет, что тоже повлияло на поведение покупателя», — отметили в пресс-службе ТТС, комментируя взрывной рост спроса в первом квартале.

Занявший вторую позицию компактный кроссовер NX (от 2,6 млн — без изменений) расширил круг почитателей на 17 человек до 78, но до своего рекорда января – марта 2016-го с его 168 голосами тут далеко. На 1 до 34 единиц подрос спрос на флагман кроссоверов LX (от 6,67 млн — без изменений).

Что касается соотношения текущего и предыдущих годов выпуска, то оно составило 131 на 116 против 109 на 106 в прошлом году, т. е. немного сдвинулось в пользу свежих авто.

Обзор тех, кто круто прибавлял, был бы явно не полным без очередного любимчика татарстанского бомонда Porsche, который поднял свой рейтинг в РТ на 14 позиций до 86 регистраций Обзор тех, кто круто прибавил, был бы явно неполным без очередного любимчика татарстанского бомонда, Porsche, который поднял свой рейтинг в РТ на 14 позиций до 86 регистраций Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

PORSCHE НА РЕКОРДНОЙ ВЫСОТЕ

Обзор тех, кто круто прибавил, был бы явно неполным без очередного любимчика татарстанского бомонда, Porsche, который поднял свой рейтинг в РТ на 14 позиций до 86 регистраций, столько же было в рекордном для марки первом полугодии 2018-го. Для сравнения: в «сильном» январе – июне 2013-го периода Универсиады было продано только 82 Porsche.

Эти самые 14 продаж добавили казанцы, сформировав рекордный спрос на марку — на три позиции выше, чем в образцовом январе – июне 2018-го. В целом же по РФ Porsche потерял 11%. Таким темпом все отраслевые призы в 2020 году выиграют дилеры из Татарстана.

Говорим Porsche — имеем в виду в первую очередь, конечно же (нет, не 911), Cayenne, который прибавил 13 регистраций новых авто до 60. В первой декаде августа шлягер последних лет предлагали от 5,25 млн рублей — на 250 тыс. дороже апреля. Напомним, в течение первого квартала цена не менялась. И опять же, как показывает практика, хорошо идут дела у авто с ценником выше 5 миллионов.

Поддержку локомотиву марки оказал более компактный кроссовер Macan (от 4,17 млн — на 40 тыс. дороже апреля), расширивший круг почитателей на единицу до 17 персон. Еще на 3 до 6 пунктов вырос рейтинг купе Panamera (от 6,65 млн). Несмотря на ранее проявленный в РТ интерес к электрокарам вроде Tesla Model S и Model X, в первом полугодии никто из Татарстана не решился купить новинку Porsche — электрический суперкар Taycan, способный разогнать своего владельца до сотни за 2,8 секунды. Ценник тут опустился с 7,8 млн в апреле до 7,4 млн в августе.

По годам выпуска: 56 текущего и 30 прошлых лет против 54 на 18 в январе – июне 2019-го, на этот раз глубже зашли в прошлогодние запасы. Не исключено, что фактор хороших запасов, как и у Mercedes, сыграл важную роль.

Шведско-китайский Volvo нащупал дно в РТ на отметке 58 регистраций  по итогам первого полугодия-2018 и затем рванул вверх до 76 в январе–июне 2019-го и еще добавил 9 единиц до 85 авто в текущем году Шведско-китайский Volvo нащупал дно в РТ на отметке 58 регистраций по итогам первого полугодия 2018-го, затем рванул вверх до 76 в январе – июне 2019-го и еще добавил 9 единиц до 85 авто в текущем году Фото: © Сергей Пятаков, РИА «Новости»

ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ VOLVO

После кризиса 2015-го шведско-китайский Volvo нащупал дно в РТ на отметке 58 регистраций по итогам первого полугодия 2018-го, затем рванул вверх до 76 в январе – июне 2019-го и еще добавил 9 единиц до 85 авто в текущем году. И результат уступает только первому полугодию 2014-го с его 129 голосами. В Казани главный блюститель безопасности добавил 3 позиции до 55 регистраций. При этом если у других марок по России в целом наблюдается падение на 8–12% при росте в РТ, то у Volvo по РФ гигантская просадка на 36% (!).

Несколько слов по скандинавским моделям. На 7 до 25 персон расширил круг почитателей флагман ХС90 (от 4,3 млн рублей). У более скромных представителей прошла рокировка: бестселлер ХС60 (от 3,45 млн) «отминусовал» 3 до 28, а его младший брат ХС40 (от 2,42 млн) прибавил 3 до 14 единиц.

В общей сложности у Volvo по годам выпуска в первом полугодии на 2020-й пришлось 38, а на остальные — 47 авто, годом ранее расклад сил был 42 на 34 в пользу более свежих «скакунов».

***

Подведем итоги. Люксовый сегмент чувствовал себя уверенно в первую очередь за счет повышенного спроса на автомобили со стартовым ценником выше 4 млн рублей, лидеры продаж показали хорошую глубину запасов авто 2019 года выпуска, традиционно повышенный спрос на ряд моделей был обусловлен их недавним обновлением или отложенным поступлением машин в салоны дилеров.