Одобрение на пилотажную зону, 55 га земли, место для посадки на воду, Ан-2, авиационный кружок в местной школе и два строящихся планера — с такой стартовой позиции начинается активная фаза проекта «Аэрогородок «Масловка», который создадут неподалеку от Рыбной Слободы. После заседания инвестсовета РТ, на котором идею одобрил президент республики Рустам Минниханов, ее авторам позвонили из двух районов республики и предложили перенести проект к ним. Между тем похожая аэродеревня в Лаишево уже строится.
Аэрогородок — это, по сути, возвращение к советскому прошлому, когда возле чуть ли не каждой деревни была взлетно-посадочная площадка
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО С «КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ» ЛИЦОМ
Аэрогородок — это, по сути, возвращение к советскому прошлому, когда возле чуть ли не каждой деревни была взлетно-посадочная площадка, утверждают идеологи проекта: генеральный директор АО «Казанская ярмарка», пилот и парашютист Лев Семенов и исполнительный директор татарстанского отделения федерации любителей авиации России (ФЛА) Кирилл Прохоров. Понятно, что, говоря так, они имеют в виду прежде всего воссоздание сети аэродромов для малой авиации, по инфраструктуре же новая задумка несопоставимо шире.
В аэрогородке будет взлетно-посадочная полоса (ВПП), ангары, гидродром для летающих лодок, пилотажная зона (там же — прыжки с парашютом), авиационный учебный центр (АУЦ), коттеджи, магазин, гостиница, яхт-клуб, рыбацкая деревня.
Идеологи проекта — генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов (на фото) и исполнительный директор татарстанского отделения федерации любителей авиации России (ФЛА) Кирилл Прохоров
Основу инвесторы намерены создать до конца 2025 года. Условно это видится так. 2021-й: подготовка проектной документации; устройство бытового городка; подведение инженерных коммуникаций; прокладка щебеночных автодорог. 2022–2023 годы: строительство аэродрома и его инфраструктуры, создание аэроклуба; покрытие автодорог асфальтобетоном; возведение коттеджей. 2024–2025-й: строительство магазина, гостиницы, детских площадок, центра проката квадроциклов и снегоходов, рыбацкой деревни, прибрежных сооружений для гидросамолетов и яхт-клуба.
Что сделано на сегодня? На ФЛА куплено 30 га, еще 25 га оформили в аренду на 50 лет. Зарегистрирована посадочная площадка и гидродром на воде. Получено одобрение на выделение воздушного пространства размерами 6,5×15 км и высотой 4 км для пилотажной зоны и десантирования парашютистов. Приобретен Ан-2. Как уверяют, все будет расположено так, что местным жителям летная и другая активность мешать не будет.
«Я в Татарстане вдоль Камы и Волги облетал все площадки и могу сказать, что место выбрано неплохое, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким. — И удаление от города и аэропорта нормальное, и для парашютистов хорошие условия, и вода есть (а это гидродром, гидроциклы, яхты — да что угодно), и близко к юго-востоку республики, где немало денежных людей, которые в детстве хотели летать, но не реализовали мечту. Теперь они с удовольствием и попрыгают, и полетают».
ПЛЕЧО ПОДСТАВЛЯЕТ ПОМОЩНИК МИННИХАНОВА
Но, как подчеркивают в ФЛА, заработок денег — не главная цель. Точнее, материальная выгода находится на втором месте, а средства появятся после того, как проект разовьется. Создание аэрогородка должно решить ряд задач.
Первая — поддержать и упорядочить жизнь малой авиации Татарстана (по данным ФЛА, в республике порядка 50 легких и сверхлегких летательных аппаратов). «Масловка» видится как площадка для базирования и обслуживания воздушных судов. Например, у человека есть самолет, но, чтобы полетать, ему надо сесть в машину, приехать на аэродром, подготовиться к вылету, а это минимум два часа. А тут у тебя дом, ангар, полоса, топливо, техобслуживание, получение свидетельства летной годности. Это и минимизация расходов на содержание судна.
«Одни только полеты, домики и развлечения — это ни о чем: необходимо высококлассное техническое сопровождение — ангары, мастерские, приличное оборудование, грамотные технари, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ идею аэрогородка дельталетчик и дельтапланерист, руководитель клуба сверхлегкой авиации „Икар“ Радик Туйкин. — Потому что у нас большинство бортов стоит из-за того, что все любят летать, а работать руками — обслуживать, ремонтировать, модернизировать, собирать самолеты из наборов — не рвутся. Такой подход очень тормозит дело».
Попутно, авторы проекта намерены разрушить миф о том, что самолет — это игрушка для богатых. По словам Семенова, подержанная Cessna 172 стоит 1,5 млн рублей. «Побывав на Аляске, я убедился, что поехать на рыбалку на катере дороже, чем слетать на самолете, — делится опытом Семенов. — На катере ты за час израсходуешь 80 литров топлива и уйдешь на 50 километров, а на самолете — 45 литров и 200 километров».
Создание «Масловки» должно решить проблему места для пилотажных полетов, ведь большинство раскрученных казанских площадок малой авиации находится в зоне аэропорта и авиазавода, не особо развернешься и в Куркачах — это досаафовский, то есть полувоенный аэродром.
Надо и объединить авиаторов. «Это очень трудно, — констатирует Семенов. — Как-то собрались, до трех ночи сидели — выговориться не могли, но когда вопрос коснулся непосредственно работы — каждый сам за себя». По мнению нашего собеседника, решить проблему можно, выйдя за рамки общественной организации, в силу которых особо не верят, да и у властей они не в фаворе. В общем, нужен начальник, который бы данную тему вел. В ФЛА сообщили, что эту роль готов взять на себя помощник президента РТ по авиакомплексу, экс-министр промышленности республики Равиль Зарипов. В ближайшем будущем сформируют соответствующую рабочую группу.
Азат Хаким: «Я в Татарстане вдоль Камы и Волги облетал все площадки и могу сказать, что место выбрано неплохое»
ПРИ ЧЕМ ТУТ РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Вторая задача — работа с молодежью. ФЛА участвует в татарстанской программе «Страна Авиация»: в РТ создано 9 центров, где школьники получают первоначальную теоретическую авиаподготовку и летают на тренажере. Такой класс сделали и в средней школе Масловки. Поставили тренажер с четырьмя экранами: как говорят, серьезное ощущение полета. В Рыбной Слободе нашли бывшего боевого вертолетчика Николая Карпеева, который согласился вести тему, хотя и получает он за это 6,5 тыс. в месяц. Кто, кроме больного авиацией, на такое пойдет! Сейчас общими усилиями довели его зарплату до 16 тысяч. И прогресс уже есть. Один молодой человек будет поступать в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Договорились с главой района, что, когда дело пойдет, выделят школьный автобус и ребят из Рыбной Слободы станут возить, а там и из Алексеевского, возможно, присоединятся.
Впрочем, по словам Семенова, теория теорией, а «пощупать небо — совсем другая история». Да, сегодня учащиеся в «Стране Авиации» могут полетать на планерах в Балтасях или на Як-52 в Куркачах, но от случая к случаю. Тем более татарстанский аэроклуб не в лучшем состоянии: самолеты изношены, а новых в обозримом будущем не предвидится — сейчас машин такого типа в России серийно не выпускают.
Авторы проекта намерены разрушить миф о том, что самолет — это игрушка для богатых
Пока решили создать в аэрогородке планерную школу. Сегодня для нее в КНИТУ-КАИ строят два планера первоначального обучения УК-00 — это возрождение конструкции начала 90-х годов, созданной бывшим инженером Казанского авиазавода и сотрудником Казанского авиационного института Владимиром Чебаевым. В данное дело ФЛА вложила 2 млн рублей.
Особый смысл затея с аэрогородком приобретает в свете недавних решений совбеза РФ. Это не освещалось, но, по данным источника «БИЗНЕС Online» в авиапроме, на заедании СБ в декабре 2019 года обсуждали дополнительные меры научного и кадрового обеспечения военного судо- и авиастроения. В итоге министерствам просвещения, науки, промышленности и региональным властям поручено разработать дополнительные меры по повышению интереса школьников к судо- и авиастроению. Это должно быть сделано до конца нынешнего лета, и идея с авиагородком тут весьма к месту.
По словам Семенова, теория теорией, а «пощупать небо — совсем другая история». Да, сегодня учащиеся в «Стране Авиации» могут полетать на планерах в Балтасях или на Як-52 в Куркачах, но от случая к случаю
В КАЗАНИ ВНОВЬ БУДУТ УЧИТЬ НА ПИЛОТОВ
Третья задача уже вполне коммерческая — обучение всех желающих на пилота авиации общего назначения (АОН). Да, после казанской катастрофы Boeing 737 подавляющее большинство российских АУЦ под предлогом борьбы с бардаком в отрасли лишили права выдавать пилотские свидетельства, но, по мнению Семенова, бесконечно так продолжаться не может, иначе страна будет обречена существовать на задворках мировой авиации. К слову, по его мнению, главный заинтересованный в том, чтобы российская малая авиация не развивалась, — Запад, который прикладывает к этому немалые усилия.
Пока к делу подключили президента ассоциации АОН России, совладельца и руководителя аэродромного комплекса «Первушино» (Башкортостан) Сергея Минигулова. «У него есть лицензия на обучение пилотированию сверхлегких воздушных судов, и мы договорились на базе 35-й школы и куркачинского АУЦ „Авиатор“ начать занятия». По словам Семенова, практика показывает, что люди готовы платить за учебу на права пилота АОН, притом что ценник весьма немалый — 500–800 тыс. рублей.
Четвертая и тоже потенциально прибыльная задача — создание зоны активного загородного отдыха. К примеру, это рыбацкая деревня. Уверяют, что в зимние выходные в Масловку приезжает по 50–70 машин с рыбаками.
Пятая задача — возведение концептуального жилого комплекса. Планируется 56 коттеджей с участками по 15 соток. Эти намерения еще предстоит обсудить с девелоперами.
Практика показывает, что люди готовы платить за учебу на права пилота АОН, притом что ценник весьма немалый — 500–800 тыс. рублей
При правильной постановке дела способна прокормить себя и дроп-зона (прыжки с парашютом): коммерческие прыжки, обучение и тренировки по госзаказу (спецназ, космонавты и т. д.), как это делает ряд частных авиационных предприятий. Поэтому неудивительно, как говорит Семенов, что заинтересованные вложиться в дроп-зону уже есть. Они готовы построить полосу, ангар и приобрести самолет для десантирования — новозеландский PAC 750. А пока у ФЛА есть собственный Ан-2. По расчетам Семенова, создание дроп-зоны с организацией прыжков перворазников обойдется примерно в 15 млн рублей. А «по-серьезному» в проект потребуется вложить не менее 100 млн рублей (при этом уже вложено примерно 50 млн).
У государства обещают ничего не просить. По задумке федерация любителей авиации получает в бизнесах, которые можно развивать в аэрогородке, долю, а доход вкладывает в развитие проекта. «Мы говорим о государственно-частном партнерстве, где наша задача — привлечь людей, которых это заинтересует, а дело государства — дать стартовый инфраструктурный и административный толчок», — рассказывает Семенов. По его словам, таким толчком уже стал вышеупомянутый инвестсовет, который прошел 19 августа: «Одно дело, когда я раньше говорил с потенциальными участниками, и другое — после одобрения президента, а он наш проект поддержал».
От государства ждут помощи в процедурах, «которые без одобрения властей можно пройти только теоретически, практически — никогда». Это перевод земли, расширение границ Масловки, изменение генплана Рыбно-Слободского района, прокладка дороги общего пользования, организация газо-, водо- и энергоснабжения, включение в республиканские планы развития.
Владимир Осташко: «Но, к примеру, я ни один проект с деньгами не начинал, а после находились и деньги, и дело развивалось. Считаю, здесь то же самое — надо начать»
АВИАДЕРЕВНЯ ПРОБИВАЕТ ПУТЬ НЕ ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ
Интересно, что в Татарстане уже стартовал схожий проект. Московский застройщик, генеральный директор АО «Девелоперская корпорация „Антей“» Владимир Осташко в прошлом году заявил о том, что примерно к 2023-му создаст в Александровском (Лаишевский район) авиадеревню. Это 800-метровая ВПП, способная принимать самолеты массой до 5 т; большой ангар, командно-диспетчерский пункт, 30 каркасных коттеджей, искусственный водоем, парк, земля под теплицы и другие сельхозугодья, культурный центр, кафе. Стоимость проекта бизнесмен оценил примерно в 250 млн рублей, около 50 млн из которых уже вложено.
«Мы три года переводили землю в необходимые категории, хотя у нас была поддержка со стороны республики (данный проект также презентовали Минниханову — прим. ред.)», — вскользь обрисовал Осташко в беседе с «БИЗНЕС Online» эпизоды тернистого пути по созданию рая для авиаторов. По его словам, в этом году проект был остановлен из-за коронавируса — «Антей» все силы отдавал выполнению обязательств перед покупателями жилья. Теперь же устойчивость восстановлена, и с октября можно будет вновь отвлекать деньги на авиадеревню. На сегодня решен вопрос с электричеством, согласовано подведение газа, огородили территорию забором, сделали КПП, полосу осыпали песком, выкопали водоем. «Авиадеревня обязательно будет — и никаких разговоров!» — заверил Осташко.
Что касается проекта ФЛА, то он предлагает объединить усилия: «Собрать всех авиаторов, которые хотят летать в цивилизованных условиях, — это наша общая задача. И, может быть, удастся сообща решить данный вопрос и не плодить аэродромы вокруг Казани? Возможно, идеи друг другу подбросим». Осташко подчеркнул, что после многих лет громких заявлений схожие проекты реально пошли и в целом по России — в Ростове-на-Дону, Ярославле, у самого предпринимателя есть «деревенские» планы в Крыму.
Как полагает Хаким, ФЛА затеяла хорошее дело и пока все делает правильно. Вопрос только в финансировании. «Но, к примеру, я ни один проект с деньгами не начинал, а после находились и средства, и дело развивалось, — подбадривает председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“. — Считаю, здесь то же самое — надо начать».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 95
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.