Аэрогородок — это, по сути, возвращение к советскому прошлому, когда возле чуть ли не каждой деревни была взлетно-посадочная площадка Аэрогородок — это, по сути, возвращение к советскому прошлому, когда возле чуть ли не каждой деревни была взлетно-посадочная площадка Фото: tatarstan.ru

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО С «КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ» ЛИЦОМ

Аэрогородок — это, по сути, возвращение к советскому прошлому, когда возле чуть ли не каждой деревни была взлетно-посадочная площадка, утверждают идеологи проекта: генеральный директор АО «Казанская ярмарка», пилот и парашютист Лев Семенов и исполнительный директор татарстанского отделения федерации любителей авиации России (ФЛА) Кирилл Прохоров. Понятно, что, говоря так, они имеют в виду прежде всего воссоздание сети аэродромов для малой авиации, по инфраструктуре же новая задумка несопоставимо шире.

В аэрогородке будет взлетно-посадочная полоса (ВПП), ангары, гидродром для летающих лодок, пилотажная зона (там же — прыжки с парашютом), авиационный учебный центр (АУЦ), коттеджи, магазин, гостиница, яхт-клуб, рыбацкая деревня.

Идеологи проекта — генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов (на фото) и исполнительный директор татарстанского отделения Федерации любителей авиации России (ФЛА) Кирилл Прохоров Идеологи проекта — генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов (на фото) и исполнительный директор татарстанского отделения федерации любителей авиации России (ФЛА) Кирилл Прохоров Фото: «БИЗНЕС Online»

Основу инвесторы намерены создать до конца 2025 года. Условно это видится так. 2021-й: подготовка проектной документации; устройство бытового городка; подведение инженерных коммуникаций; прокладка щебеночных автодорог. 2022–2023 годы: строительство аэродрома и его инфраструктуры, создание аэроклуба; покрытие автодорог асфальтобетоном; возведение коттеджей. 2024–2025-й: строительство магазина, гостиницы, детских площадок, центра проката квадроциклов и снегоходов, рыбацкой деревни, прибрежных сооружений для гидросамолетов и яхт-клуба.

Что сделано на сегодня? На ФЛА куплено 30 га, еще 25 га оформили в аренду на 50 лет. Зарегистрирована посадочная площадка и гидродром на воде. Получено одобрение на выделение воздушного пространства размерами 6,5×15 км и высотой 4 км для пилотажной зоны и десантирования парашютистов. Приобретен Ан-2. Как уверяют, все будет расположено так, что местным жителям летная и другая активность мешать не будет.

«Я в Татарстане вдоль Камы и Волги облетал все площадки и могу сказать, что место выбрано неплохое, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким. — И удаление от города и аэропорта нормальное, и для парашютистов хорошие условия, и вода есть (а это гидродром, гидроциклы, яхты — да что угодно), и близко к юго-востоку республики, где немало денежных людей, которые в детстве хотели летать, но не реализовали мечту. Теперь они с удовольствием и попрыгают, и полетают».

ПЛЕЧО ПОДСТАВЛЯЕТ ПОМОЩНИК МИННИХАНОВА

Но, как подчеркивают в ФЛА, заработок денег — не главная цель. Точнее, материальная выгода находится на втором месте, а средства появятся после того, как проект разовьется. Создание аэрогородка должно решить ряд задач.

Первая — поддержать и упорядочить жизнь малой авиации Татарстана (по данным ФЛА, в республике порядка 50 легких и сверхлегких летательных аппаратов). «Масловка» видится как площадка для базирования и обслуживания воздушных судов. Например, у человека есть самолет, но, чтобы полетать, ему надо сесть в машину, приехать на аэродром, подготовиться к вылету, а это минимум два часа. А тут у тебя дом, ангар, полоса, топливо, техобслуживание, получение свидетельства летной годности. Это и минимизация расходов на содержание судна.

«Одни только полеты, домики и развлечения — это ни о чем: необходимо высококлассное техническое сопровождение — ангары, мастерские, приличное оборудование, грамотные технари, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ идею аэрогородка дельталетчик и дельтапланерист, руководитель клуба сверхлегкой авиации „Икар“ Радик Туйкин. — Потому что у нас большинство бортов стоит из-за того, что все любят летать, а работать руками — обслуживать, ремонтировать, модернизировать, собирать самолеты из наборов — не рвутся. Такой подход очень тормозит дело».

Попутно, авторы проекта намерены разрушить миф о том, что самолет — это игрушка для богатых. По словам Семенова, подержанная Cessna 172 стоит 1,5 млн рублей. «Побывав на Аляске, я убедился, что поехать на рыбалку на катере дороже, чем слетать на самолете, — делится опытом Семенов. — На катере ты за час израсходуешь 80 литров топлива и уйдешь на 50 километров, а на самолете — 45 литров и 200 километров».

Создание «Масловки» должно решить проблему места для пилотажных полетов, ведь большинство раскрученных казанских площадок малой авиации находится в зоне аэропорта и авиазавода, не особо развернешься и в Куркачах — это досаафовский, то есть полувоенный аэродром.

Надо и объединить авиаторов. «Это очень трудно, — констатирует Семенов. — Как-то собрались, до трех ночи сидели — выговориться не могли, но когда вопрос коснулся непосредственно работы — каждый сам за себя». По мнению нашего собеседника, решить проблему можно, выйдя за рамки общественной организации, в силу которых особо не верят, да и у властей они не в фаворе. В общем, нужен начальник, который бы данную тему вел. В ФЛА сообщили, что эту роль готов взять на себя помощник президента РТ по авиакомплексу, экс-министр промышленности республики Равиль Зарипов. В ближайшем будущем сформируют соответствующую рабочую группу.

Азат Хаким: «Я в Татарстане вдоль Камы и Волги облетывал все площадки, и могу сказать, что место выбрано неплохое» Азат Хаким: «Я в Татарстане вдоль Камы и Волги облетал все площадки и могу сказать, что место выбрано неплохое» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИ ЧЕМ ТУТ РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Вторая задача — работа с молодежью. ФЛА участвует в татарстанской программе «Страна Авиация»: в РТ создано 9 центров, где школьники получают первоначальную теоретическую авиаподготовку и летают на тренажере. Такой класс сделали и в средней школе Масловки. Поставили тренажер с четырьмя экранами: как говорят, серьезное ощущение полета. В Рыбной Слободе нашли бывшего боевого вертолетчика Николая Карпеева, который согласился вести тему, хотя и получает он за это 6,5 тыс. в месяц. Кто, кроме больного авиацией, на такое пойдет! Сейчас общими усилиями довели его зарплату до 16 тысяч. И прогресс уже есть. Один молодой человек будет поступать в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Договорились с главой района, что, когда дело пойдет, выделят школьный автобус и ребят из Рыбной Слободы станут возить, а там и из Алексеевского, возможно, присоединятся.

Впрочем, по словам Семенова, теория теорией, а «пощупать небо — совсем другая история». Да, сегодня учащиеся в «Стране Авиации» могут полетать на планерах в Балтасях или на Як-52 в Куркачах, но от случая к случаю. Тем более татарстанский аэроклуб не в лучшем состоянии: самолеты изношены, а новых в обозримом будущем не предвидится — сейчас машин такого типа в России серийно не выпускают.

Авторы проекта намерены разрушить миф о том, что самолет — это игрушка для богатых Авторы проекта намерены разрушить миф о том, что самолет — это игрушка для богатых Фото: «БИЗНЕС Online»

Пока решили создать в аэрогородке планерную школу. Сегодня для нее в КНИТУ-КАИ строят два планера первоначального обучения УК-00 — это возрождение конструкции начала 90-х годов, созданной бывшим инженером Казанского авиазавода и сотрудником Казанского авиационного института Владимиром Чебаевым. В данное дело ФЛА вложила 2 млн рублей.

Особый смысл затея с аэрогородком приобретает в свете недавних решений совбеза РФ. Это не освещалось, но, по данным источника «БИЗНЕС Online» в авиапроме, на заедании СБ в декабре 2019 года обсуждали дополнительные меры научного и кадрового обеспечения военного судо- и авиастроения. В итоге министерствам просвещения, науки, промышленности и региональным властям поручено разработать дополнительные меры по повышению интереса школьников к судо- и авиастроению. Это должно быть сделано до конца нынешнего лета, и идея с авиагородком тут весьма к месту.

По словам Семенова, теория-теорией, а «пощупать небо — совсем другая история». Да, сегодня учащиеся в «Стране авиации» могут полетать на планерах в Балтасях или на Як-52 в Куркачах, но — от случая к случаю По словам Семенова, теория теорией, а «пощупать небо — совсем другая история». Да, сегодня учащиеся в «Стране Авиации» могут полетать на планерах в Балтасях или на Як-52 в Куркачах, но от случая к случаю Фото: «БИЗНЕС Online»

В КАЗАНИ ВНОВЬ БУДУТ УЧИТЬ НА ПИЛОТОВ

Третья задача уже вполне коммерческая — обучение всех желающих на пилота авиации общего назначения (АОН). Да, после казанской катастрофы Boeing 737 подавляющее большинство российских АУЦ под предлогом борьбы с бардаком в отрасли лишили права выдавать пилотские свидетельства, но, по мнению Семенова, бесконечно так продолжаться не может, иначе страна будет обречена существовать на задворках мировой авиации. К слову, по его мнению, главный заинтересованный в том, чтобы российская малая авиация не развивалась, — Запад, который прикладывает к этому немалые усилия.

Пока к делу подключили президента ассоциации АОН России, совладельца и руководителя аэродромного комплекса «Первушино» (Башкортостан) Сергея Минигулова. «У него есть лицензия на обучение пилотированию сверхлегких воздушных судов, и мы договорились на базе 35-й школы и куркачинского АУЦ „Авиатор“ начать занятия». По словам Семенова, практика показывает, что люди готовы платить за учебу на права пилота АОН, притом что ценник весьма немалый — 500–800 тыс. рублей.

Четвертая и тоже потенциально прибыльная задача — создание зоны активного загородного отдыха. К примеру, это рыбацкая деревня. Уверяют, что в зимние выходные в Масловку приезжает по 50–70 машин с рыбаками.

Пятая задача — возведение концептуального жилого комплекса. Планируется 56 коттеджей с участками по 15 соток. Эти намерения еще предстоит обсудить с девелоперами.

Практика показывает, что люди готовы платить за учебу на «права» пилота АОН, при том, что ценник изряден — 500-800 тыс. рублей Практика показывает, что люди готовы платить за учебу на права пилота АОН, притом что ценник весьма немалый — 500–800 тыс. рублей Фото: Bumeranghc lj, wikimedia.org, (CC BY-SA 4.0)

При правильной постановке дела способна прокормить себя и дроп-зона (прыжки с парашютом): коммерческие прыжки, обучение и тренировки по госзаказу (спецназ, космонавты и т. д.), как это делает ряд частных авиационных предприятий. Поэтому неудивительно, как говорит Семенов, что заинтересованные вложиться в дроп-зону уже есть. Они готовы построить полосу, ангар и приобрести самолет для десантирования — новозеландский PAC 750. А пока у ФЛА есть собственный Ан-2. По расчетам Семенова, создание дроп-зоны с организацией прыжков перворазников обойдется примерно в 15 млн рублей. А «по-серьезному» в проект потребуется вложить не менее 100 млн рублей (при этом уже вложено примерно 50 млн).

У государства обещают ничего не просить. По задумке федерация любителей авиации получает в бизнесах, которые можно развивать в аэрогородке, долю, а доход вкладывает в развитие проекта. «Мы говорим о государственно-частном партнерстве, где наша задача — привлечь людей, которых это заинтересует, а дело государства — дать стартовый инфраструктурный и административный толчок», — рассказывает Семенов. По его словам, таким толчком уже стал вышеупомянутый инвестсовет, который прошел 19 августа: «Одно дело, когда я раньше говорил с потенциальными участниками, и другое — после одобрения президента, а он наш проект поддержал».

От государства ждут помощи в процедурах, «которые без одобрения властей можно пройти только теоретически, практически — никогда». Это перевод земли, расширение границ Масловки, изменение генплана Рыбно-Слободского района, прокладка дороги общего пользования, организация газо-, водо-  и энергоснабжения, включение в республиканские планы развития.

Владимир Осташко: «Но, к примеру, я ни один проект с деньгами не начинал, а после находились и деньги, и дело развивалось. Считаю, здесь то же самое —  надо начать» Владимир Осташко: «Но, к примеру, я ни один проект с деньгами не начинал, а после находились и деньги, и дело развивалось. Считаю, здесь то же самое —  надо начать» Фото: «БИЗНЕС Online»

АВИАДЕРЕВНЯ ПРОБИВАЕТ ПУТЬ НЕ ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ

Интересно, что в Татарстане уже стартовал схожий проект. Московский застройщик, генеральный директор АО «Девелоперская корпорация „Антей“» Владимир Осташко в прошлом году заявил о том, что примерно к 2023-му создаст в Александровском (Лаишевский район) авиадеревню. Это 800-метровая ВПП, способная принимать самолеты массой до 5 т; большой ангар, командно-диспетчерский пункт, 30 каркасных коттеджей, искусственный водоем, парк, земля под теплицы и другие сельхозугодья, культурный центр, кафе. Стоимость проекта бизнесмен оценил примерно в 250 млн рублей, около 50 млн из которых уже вложено.

«Мы три года переводили землю в необходимые категории, хотя у нас была поддержка со стороны республики (данный проект также презентовали Минниханову — прим. ред.)», — вскользь обрисовал Осташко в беседе с «БИЗНЕС Online» эпизоды тернистого пути по созданию рая для авиаторов. По его словам, в этом году проект был остановлен из-за коронавируса — «Антей» все силы отдавал выполнению обязательств перед покупателями жилья. Теперь же устойчивость восстановлена, и с октября можно будет вновь отвлекать деньги на авиадеревню. На сегодня решен вопрос с электричеством, согласовано подведение газа, огородили территорию забором, сделали КПП, полосу осыпали песком, выкопали водоем. «Авиадеревня обязательно будет — и никаких разговоров!» — заверил Осташко.

Что касается проекта ФЛА, то он предлагает объединить усилия: «Собрать всех авиаторов, которые хотят летать в цивилизованных условиях, — это наша общая задача. И, может быть, удастся сообща решить данный вопрос и не плодить аэродромы вокруг Казани? Возможно, идеи друг другу подбросим». Осташко подчеркнул, что после многих лет громких заявлений схожие проекты реально пошли и в целом по России — в Ростове-на-Дону, Ярославле, у самого предпринимателя есть «деревенские» планы в Крыму.

Как полагает Хаким, ФЛА затеяла хорошее дело и пока все делает правильно. Вопрос только в финансировании. «Но, к примеру, я ни один проект с деньгами не начинал, а после находились и средства, и дело развивалось, — подбадривает председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“. — Считаю, здесь то же самое — надо начать».