«Он ничего не нарушал, законно строил дома выше 9 этажей», — заявила сегодня защита строителя Рашида Аитова, в очередной раз обжаловав его приговор. Владелец стройфирмы «Свей», по версии обвинения, кинувшей 143 дольщика, медленно, но верно приближает свое освобождение. С учетом перерасчета сидеть ему осталось около трех лет. Он уже имеет право на УДО, но снова будет обжаловать срок в кассации. Тем временем арест с имущества его родственников окончательно снят.
Верховный суд Татарстана повторно рассматривал апелляционную жалобу на приговор владельцу рухнувшей строительной империи «Свей», известной своими долгостроями, возведение которых не завершено по сей день, Рашида Аитова
СРЕЗАЛИ СРОК НА ТРИ МЕСЯЦА
Сегодня Верховный суд Татарстана повторно рассматривал апелляционную жалобу на приговор Рашиду Аитову — владельцу рухнувшей строительной империи «Свей», известной своими долгостроями, возведение которых не завершено по сей день. Приговор в отношении него был вынесен Московским районным судом Казани в декабре 2018 года, бывшего руководителя осудили по 126 эпизодам мошенничества в особо крупном размере с суммой ущерба в 349 млн рублей на 143 потерпевших человека. Ровно через год после этого строитель впервые обжаловал приговор. Тогда ВС РТ освободил арест с имущества третьих лиц, не проходящих по уголовному делу, например родственников Аитова и его гражданской жены. Часть обвинения суд переквалифицировал в менее тяжкое и таким образом скостил Аитову год лишения свободы.
В конце июня этого года Кассационный суд в Самаре отменил решение ВС РТ в части приговора. Тогда Аитов вновь подал апелляционную жалобу в Верховный суд Татарстана. Единственный из множества адвокатов Аитова — Тамара Овчинникова — сегодня просила оправдать ее подзащитного. «Если осуждается человек за мошенничество, моментом окончания преступления по закону считается момент, когда человек завладел имуществом, денежными средствами. Этот момент не установлен следствием. Ему никто не вменил, когда он эти деньги получил. Более того, непонятно, это не установлено и не доказано, каким образом деньги, которые потерпевшие платили юридическим лицам, из распоряжения юридических лиц поступили в распоряжение Аитова? Они ведь в руки ему ничего не давали, поэтому мы ставим вопрос, каким образом. Он же осужден за оконченное преступление. Вы объясните нам, докажите, как это получилось? Этот момент не установлен, не доказан, не вменен», — высказала свою позицию нашему корреспонденту Овчинникова.
Тамара Овчинникова: «Аитов же осужден за оконченное преступление. Вы объясните нам, докажите, как это получилось? Этот момент не установлен, не доказан, не вменен»
Смущает адвоката и сумма ущерба. «Потому что никто не считал, какое количество денежных средств, внесенных дольщиками, пошло на строительство объектов, это все не было учтено. Это не сумма ущерба. Когда говорят о том, что он (Аитов — прим. ред.) нарушил закон только потому, что без разрешений строил здания свыше 9 этажей, мы говорим, что это неправильно, он здесь ничего не нарушал. Представили два определения Арбитражных судов, где было сказано, что нарушения закона суд здесь не видит. Он законно строил дома выше 9 этажей», — объяснила адвокат.
Такую позицию Овчинникова озвучивала в суде 29 июля 2020 года — заседание прошло без участия журналистов из-за пандемии коронавируса. Сегодня суд услышал лишь последнее слово Аитова. «Ну что я могу сказать? Я пол-Казани построил, там везде люди живут. И никого я не хотел обманывать и не обманывал. Потому что я до последнего строил. Все. И достроил бы эти дома, если бы дали достроить. Просто остановили стройку… Все у меня», — произнес обвиняемый, выглядывая из камеры СИЗО, куда его вернули после недолгой отсидки в ИК-3.
«Адвокаты сказали, что у него много денег. Почему не отдают нам? Когда мы получим квартиры? Мы хотим узнать стоимость квартиры на сегодняшний день…» — жаловались нашему корреспонденту потерпевшие
«Сидя в тюрьме, человек получил ВТОРУЮ группу инвалидности. это как?»
На прошлом заседании, как рассказали нашему корреспонденту потерпевшие Флера Валитова и Каусария Гильфанова, строитель жаловался на состояние здоровья. Сегодня потерпевших было всего трое. Все покупали квартиры у «Свея» по адресу: ул. Четаева, строение 3.
«Сидя в тюрьме человек получил вторую группу инвалидности. Это как? Раньше у него не было инвалидности! Ничего у него не болит, симулирует», — комментировали женщины.
Кроме морального вреда в 1,5 млн рублей, они хотят получить с Аитова и неустойку в размере 1,3 млн рублей. «Адвокаты сказали, что у него много денег. Почему не отдают нам? Знаете, сколько у него было адвокатов? Из Москвы, оттуда, отсюда, целая гвардия. Хотелось бы, чтобы решение было положительным для нас. Когда мы получим квартиры? Мы хотим узнать стоимость квартиры на сегодняшний день…» — жаловались нашему корреспонденту потерпевшие.
Гособвинитель Михаил Пронин в суде поддержал позицию прокуратуры — он просил также оставить приговор без изменений.
АИТОВ ОСУЖДЕН ЛИШЬ ПО 5 ЭПИЗОДАМ ИЗ 126
Что в итоге решил ВС РТ? Четыре эпизода особо крупного мошенничества Аитова были отменены, уголовное дело в данной части прекратили в связи с отсутствием состава преступления. За Аитовым признали право на реабилитацию, но лишь по данным обвинениями. Кроме того, этот же приговор частично изменили, в описании деяний описательно-мотивировочной части уточнили размер ущерба, причиненного 15 преступлениями в отношении потерпевших, — более 45 млн рублей.
Кроме того, суд переквалифицировал обвинение с ч. 4 ст. 159 УК РФ по трем преступлениям на ч. 1 ст. 159.4 УК РФ («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»). По данным деяниям признали смягчающим обстоятельством частичное возмещение ущерба. По каждому преступлению было назначено наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей. Переквалифицировали действия Аитова и по 36 преступлениям на ч. 2 ст. 159.4 УК РФ. Также были учтено частичное возмещение ущерба, по каждому назначен штраф в 700 тыс. рублей. По 78 преступлениям суд переквалифицировал с мошенничества в особо крупном размере на меньшее по масштабам ущерба, назначены штрафы в размере 800 тыс. рублей. Но есть одно но: от выплаты всех этих штрафов Аитова освободили за истечением срока давности.
Четыре эпизода особо крупного мошенничества Аитова были отменены, уголовное дело в данной части прекратили в связи с отсутствием состава преступления. За Аитовым признали право на реабилитацию
Еще два эпизода особо крупного мошенничества переквалифицировано просто в крупное. По каждому преступлению было назначено 4 года лишения свободы. «Путем частичного сложения назначенных наказаний по части 3 статьи 159.4 УК РФ по двум преступлениям в отношении Харькова, Хабибуллина и Зиннатовой, по части 4 статьи 159 УК РФ по трем преступлениям в отношении Абдулганиева, Антипова, Гиззатова окончательно назначить Аитову наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет и 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима», — зачитала судья решение. Срок отбывания наказания начинает отсчет с сегодняшнего дня. Время содержания под стражей Аитова с 13 ноября 2015 до 4 декабря 2019 года и с 4 июня 2020 до 26 августа 2020 года идет в зачет из расчета 1,5 дня за 1 день. В части удовлетворения гражданских исков приговор был отменен, они оставлены без рассмотрения с правом удовлетворения в рамках гражданского судопроизводства. Также был снят арест с многочисленного имущества третьих лиц, о котором и просила защита родственников осужденного и других лиц, не причастных к уголовному делу.
Верховный суд Татарстана, по сути, продублировал прошлое решение апелляционной инстанции. Адвокат Овчинникова, как узнал наш корреспондент, изменений пока не заметила. Разве что в окончательном сроке — его срезали на целых три месяца. В общем количестве ему осталось отбывать около 3 лет. Решение суда адвокат намерена обжаловать снова в кассационном суде, однако в подаче ходатайства об УДО в связи с состоянием здоровья пока сомневается. Напомним, что соответствующее прошение уже поступало в Пестречинский районный суд — по территориальности к ИК-3. Впрочем, дело было прекращено из-за кассационного решения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.