В центре Казани стартовала масштабная транспортная реформа: ради устранения дорожного «тромбоза» меняется схема движения для территории в 365 га, где проносятся 11 тыс. машин в час. Эксперты «БИЗНЕС Online» назвали перемены крупнейшими за десятилетие, а в будущем нас ждет еще и пешеходный променад от Кабана до самой Казанки. Карты, схемы, видео — в нашем материале.
«Это не кому-то с утра в голову стрельнуло!»
Отправной точкой к пересмотру схемы движения в центре Казани стала разработка проекта реконструкции торгового центра «Кольцо». «Сначала стояла задача улучшить дорожную ситуацию там, но математические модели показали необходимость крупномасштабных изменений движения транспорта», — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель главного архитектора, куратор бюро транспортного планирования столицы РТ Тимур Кадыров.
В результате в границы проектирования площадью 365 га попало 39 перекрестков и 35 км дорог. Каждый час здесь проезжают около 11 тыс. машин! По оценкам разработчиков, только 20% из них задерживаются в центре, остальные следуют на другой берег Казанки, загружая в утренний и вечерний часы пик проспект Универсиады, улицу Профсоюзную и обе стороны протоки Булака. Если сейчас местами тут с 8 до 9 утра можно проехать километр за пять минут, то в будущем задержка сократится до полутора минут и менее.
«Решение выстраданное, — оценил масштабы на одном из совещаний в исполкоме мэр Казани Ильсур Метшин. — Кардинально меняется направление движения, к которому все привыкли за десятилетия, но при сегодняшней транспортной нагрузке мы не можем оставить все как было. Это не кому-то с утра в голову стрельнуло, а результат большой работы!»
ОДНОСТОРОННИЕ АРТЕРИИ
Главная идея реформы — частичный переход от двустороннего движения к одностороннему. В сторону Кремля движение пустят по улицам Тихомирнова и Профсоюзной, а в обратном направлении — по Право-Булачной и далее через Салимжанова до Назарбаева.
Перевод потоков в односторонний режим упростит съезды с перекрестков и снизит аварийность. Это касается, например, пересечений Профсоюзной с Астрономической, Университетской, Чернышевского и Кави Наджми. Сами эти улицы сохранят существующее двустороннее движение, но благодаря «зеленой волне» приоритет будет именно за машинами, двигающимися по Профсоюзной. Улучшится и заезд на проспект Универсиады с улицы Вишневского. «Потоков слева (из центра) не будет, уступать дорогу не придется», — объясняет Кадыров. Машины с Вишневского смогут быстрее проезжать этот участок, не создавая заторов при спуске с горы.
Само собой, придется пересматривать и маршруты общественного транспорта. На Марселя Салимжанова предстоит изменить движение трех троллейбусов (№6, 8, 12) и пяти автобусов (№2, 31, 37, 47, 74) в центр. Сейчас автобусы поворачивают на улицу Туфана Миннуллина, затем налево на Островского и оттуда едут в сторону Пушкина, а троллейбусы движутся до сквера им. Тукая и поворачивают на Островского. В новой схеме разработчики предложили пустить большинство маршрутов общественного транспорта с улицы Павлюхина (у Татарской филармонии) на Шаляпина, а оттуда — на Островского. Изменения коснутся и маршрутов, следующих по Булаку. В исполкоме подчеркивают, что рабочее проектирование по движению общественного транспорта еще предстоит — это отдельная разработка.
безМАШИННЫЙ РАЙ: ПРОМЕНАД и ВЕЛОДОРОЖКИ От КАБАНА ДО КАЗАНКИ ЧЕРЕЗ «КИТАЙСКИЙ» БУЛАК
В значительной степени реформа затронет пешеходов. На Профсоюзной появятся светофоры (там, где их еще нет). Кнопок на них не будет, но их подключат к автоматической системе управления дорожным движением (АСУДД). «В модель заложили адекватные временные сценарии как для пешеходов, так и для автомобилистов», — отметил заместитель главного архитектора, куратор бюро транспортного планирования столицы РТ. Новшеств в скоростном ограничении ждать не стоит — максимум 60 км/ч.
Но главное — судьба Лево-Булачной. Ее участок от улицы Татарстан до Парижской Коммуны станет пешеходным и объединит площадь перед зданием Высшей школы русской и зарубежной филологии КФУ (бывший ТГГПУ) с Булаком. Непешеходную же часть сделают с двусторонним движением местного значения, велодорожками и расширенными тротуарами. Таким образом, город откажется от сложного, с высокой концентрацией ДТП перекрестка улиц Татарстан, Марселя Салимжанова, Право- и Лево-Булачной.
«Есть понимание, что центр города в первую очередь не для машин, а для пешеходов, — рассказывает Кадыров. — Стали смотреть варианты, которые позволили бы создать благоприятные условия и для автовладельцев, и для пешеходов, и для велосипедистов. Таким местом стала Лево-Булачная. Так мы создаем условия для развития территории. В перспективе цель — открыть берега протоки Булак, встроить ее в концепцию благоустройства озера Кабан российско-китайского консорциума Turenscape + МАП architects, сделать их частью сети озелененных пространств города».
Велодорожка набережной Кабана вдоль улицы Марселя Салимжанова получит продолжение на Лево-Булачной, а затем она соединится с Кремлевской набережной, где заложены велосвязи с Ленинской дамбой и мостом «Миллениум». Таким образом, этот променад возьмет на себя и рекреационную, и велотранспортную функцию.
Строительство новых подземных пешеходных переходов в центре не планируется, хотя предложения были, но и закрывать переход под площадью им. Тукая власти не собираются. «Подземные пешеходные переходы в центре города — это прошлый век, „закапывать“ или поднимать людей наверх нецелесообразно. Фазы светофоров позволяют пустить пешеходов в одном уровне», — говорит куратор бюро транспортного планирования столицы РТ.
Учли проектировщики и готовящийся много лет проект обновления облика ТЦ «Кольцо», появление на Вахитовском холме ТЦ Espace и строительство следующих очередей ЖК Clover House. Там же откажутся от нерегулируемого пешеходного перехода у «Кольца» со стороны здания Института экономики и финансов КФУ. Взамен появится «пешеходники» с Профсоюзной через Пушкина и Бутлерова к КФУ, чтобы не делать крюк в 800 м через переход под площадью им. Тукая, как сейчас. Остается правый съезд с Щербаковского переулка. Островок безопасности у здания КФУ ликвидируется. «Это пешеходная связка необходима, потому что сократит путь, сделает перекресток безопаснее. В то же время не ухудшается ситуация по потокам машин», — объясняет Кадыров логику разработчиков.
Выбранная схема уменьшит пробки на 40%, увеличит среднюю скорость на 8% даже при росте потока на 17% по сравнению с существующим движением
ЦЕЛЬ — СНИЗИТЬ пробки НА 40%
Тем, кто в центре работает, а не проезжает его транзитом, после реализации реформы придется нарезать больше круги — и это неудобно! Но, как говорят разработчики, перепробег будет небольшим. «Есть понятие цены движения, — говорит Кадыров. — Что лучше — стоять в пробке или проехать чуть больше, но добраться на место раньше? Одностороннее движение не самоцель, это результат не одного математического анализа. Да и практика показывает, что одностороннее движение безопаснее, работает лучше».
В математическую модель закладывали 10 сценариев организации движения на основе транспортных потоков, подсчитанных АСУДД. Кроме этого, все сценарии калибровали с транспортной схемой принятого генплана Казани до 2040 года. Т. е. реформа максимально отобразила существующую и будущую реальность, в том числе ежегодный рост числа автомобилей. Результаты моделирования показали, что выбранная схема уменьшит пробки на 40%, увеличит среднюю скорость на 8% даже при росте потока на 17% по сравнению с существующим движением.
Если автомобилизация продолжит расти дальше, то эффект окажется снивелирован, но, похоже, эта транспортная революция будет приносить пользу как минимум десятилетие. Напомним, что в 2019 году в Казани на тысячу жителей приходилось 355,5 машины — и 8-балльные пробки в часы пик снова вошли в быт горожан. К 2024-му прогнозируется рост автомобилизации — до 400 транспортных средств на тысячу жителей. Если не принимать никаких мер, то к 2030-му город встанет в пробках уже намертво. Предвестники мы наблюдаем последние года два, когда любой снегопад дает стабильные 9 баллов.
Не будет ли упрощение проезда через центр, наоборот, стимулом чаще сюда заежать? Разработчики считают, что нашли наиболее сбалансированную схему движения транспорта, пешеходов и велосипедистов. «Я бы не сказал, что мы мотивируем жителей покупать автомобили», — говорит Кадыров.
В 2019 году в Казани на тысячу жителей приходилось 355,5 машины — и 8-балльные пробки в часы пик снова вошли в быт горожан. Но к 2024-му прогнозируется рост автомобилизации — до 400 транспортных средств на тысячу жителей
А ЧТО С КАБАЦКОЙ УЛИЦЕЙ?
Новая транспортная схема, давая импульс развитию Лево-Булачной, ставит крест на идее «опешеходить» улицу Профсоюзную, где сконцентрированы популярные бары. Впрочем, сами владельцы заведений были не в восторге от этой инициативы. «Надо понять, как перевод улицы Профсоюзной в пешеходную отразится на существующих ресторанах, барах, автомойках, офисах и так далее, — говорил в интервью нашему изданию казанский бизнесмен Эдуард Колтун, отреставрировавший на Профсоюзной четыре исторических здания, еще два в процессе. — Увеличится или уменьшится число посетителей, учитывая, что у многих бизнесов имеются кредиты и концепции заведения были разработаны и под возможность парковки машин? Что получат горожане и гости Казани в результате превращения Профсоюзной в пешеходную? Кто, почему и для чего пойдет на новую пешеходную улицу и сколько будет этих людей?»
Увеличение транспортного потока и появление там маршрутов общественного транспорта только на руку ресторанам и кафе на Профсоюзной, считают городские власти. «Вообще Профсоюзная недозагружена, по обеим сторонам паркуются под запрещающими знаками, а с установкой светофоров улица точно не станет скоростной магистралью, как многие боятся. В случае необходимости система перераспределит потоки», — успокаивает Кадыров.
«Единственный беспроигрышный момент — это создание удобной пешеходной среды, от которой выиграет вся транспортная система»
«Ну какой перепробег?! Это дело привычки»
Новую транспортную схему поддерживает ГИБДД РТ. «Безусловно, решение по изменению организации дорожного движения, предусматривающее не только изменение направлений транспортных потоков, но и установку светофорных объектов на улице Профсоюзной, направлено на предотвращение риска возникновения ДТП», — ответили в автоинспекции на запрос нашего издания. Все вопросы обсуждались на стадии планирования и разработки концепции совместно с представителями исполкома, министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, а также специалистами КГАСУ.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что, пока город не решит проблему кольцевого движения, центр обречен на транзит транспорта. «Все эти решения продиктованы жизненными показаниями, — говорит он. — „Зеленая волна“, одностороннее движение просчитываются на математических моделях, но в отношении велодорожек должно действовать простейшее правило референдума. Если по городским велодорожкам в час проезжают сотни велосипедистов, тогда это голосование должны выиграть велосипедисты. Если подобного нет, то почему мы создали неудобства автомобилистам, ведь велосипедисты там не появились? Единственный беспроигрышный момент — создание удобной пешеходной среды, от которой выиграет вся транспортная система. Есть понятие последней мили, которую можно преодолеть разными способами. Например, последние 1,5 километра до точки назначения можно доехать на машине, а можно пройти пешком, если есть комфортная пешеходная среда, если машины не паркуются двумя колесами на тротуарах. И человеку приятно, и для здоровья полезно».
На Профсоюзной светофоры напрашиваются давно, машины там бьются постоянно. Плотный транспортный поток, много пешеходов, а светофоров нет
Председатель федерации автомобилистов России по РТ Рамиль Хайруллин в целом положительно оценил «крупнейшую за последние 10–15 лет транспортную реформу, не считая строительства транспортных развязок». Особо он отметил отказ от сложного перекрестка Право- и Лево-Булачной с улицами Татарстан и Марселя Салимжанова. «Сейчас там приходится выписывать небезопасные полукруги. Машины друг другу мешают, не успевают проехать. Если движение будет прямо, то проезд станет и быстрее, и безопаснее, — сказал Хайруллин. — На Профсоюзной светофоры напрашиваются давно, машины там бьются постоянно. Плотный транспортный поток, много пешеходов, а светофоров нет. Перепробег? Судя по схеме, он не такой большой, поэтому лучше немного проехать, чем стоять в пробке!»
«Одностороннее движение, отмена левых поворотов увеличивают пропускную способность, — считает директор ГБУ „Безопасность дорожного движения“ Рифкат Минниханов. — И раньше многие были против отмены левых поворотов, но работает же. Ну какой перепробег?! Это дело привычки».
***
Ключевой вопрос автомобилистов, пешеходов и велосипедистов: когда? Пороть горячку власти не собираются: переход к новой транспортной схеме в Казани будет постепенным. Уже в этом году изменят схему движения на перекрестках Пушкина – Профсоюзной – Щербаковского переулка – Бутлерова. Установят светофоры на Профсоюзной, затем запустят «зеленую волну» от проспекта Универсиады до Казанского кремля, а реализовать весь план с изменением схемы движения на площади Тысячелетия собираются в 2021 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 590
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.